конспект урока по истории по теме:Россия в эпоху Великих реформ Александра II.
план-конспект урока на тему

Разработка урока по истории для 1-х курсов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_velikie_reformy_aleksandra_ii.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель истории ГАОУ СПО ЛСПК КК: И.Н. Евтенко

Дата: 05.03.2013 г.                                   

Группа: П-1 лингвистического отделения

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА: Россия в эпоху Великих реформ  Александра II.

Цели:

образовательная: расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ во II-ой половине XIX века через работу с историческим источником, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность;

развивающая: содействовать развитию умений работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки; развивать критическое, аналитическое мышление;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки и умения; развивать интерес к изучению истории Отечества; воспитывать у молодого поколения любовь к родной стране, ее прошлому.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология эвристического обучения, технологии критического мышления (на основе использования приёма «инсерт), технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения. 

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран, Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Мастерство, 2010,- §60, мультимедийная презентация «Россия в эпоху великих реформ Александра II», электронный тест «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.», тексты документов, таблица  «Рефлексия и самооценка обучающихся» (на каждого студента).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка отсутствующих, проверка готовности рабочих мест

 (Психологический настрой группы на активную работу, организация внимания и внутренней готовности).

II. Целеполагание и мотивация

(Объявление темы урока. Определение целей. Мотивация к деятельности по освоению новых знаний.)

Учитель: Здравствуйте! Присаживайтесь.

Учитель: В феврале этого года в России отмечалась 152-ая годовщина со дня отмены крепостного  права. С именем Александра II,  царя-освободителя,  связана новая полоса в жизни народов нашего государства.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия в XIX веке».

Тема нашего урока - Россия в эпоху Великих реформ  Александра II. (Слайд 1). Через проектор с монитора ПК проводится демонстрация темы урока, эпиграфа: 

«Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу». 

Александр II

Студенты записывают тему и эпиграф в тетради.

Учитель: Сейчас мы с вами разделимся на группы (4-5 чел), для изучения исторических документов  с целью решения проблемного задания: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы - необходимость реформ. Опровергните или подтвердите это суждение. (Слайд 2) 

В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (Слайд 3):

В.1.Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?

В.2. Каковы основные направления реформ.

В.3. Каково значения и последствия проведенных реформ.

(Деление аудитории на микрогруппы, получение раздаточного материала)

III. Актуализация знаний

Учитель: Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. XIX века. Однако власть так и не решилась на это.

Организация беседы по вопросам

Учитель: И прежде чем мы приступим к выполнению заданий, давайте ответим на следующие вопросы.

Учитель: Вспомните, что говорил по поводу крепостного права император Николай I. (Слайд 4).

Ответы студентов: «Крепостное право  - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом».

Учитель (обобщение): Правительство опасалось, что освобождение  вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.  

Учитель: Что представляла собой  крепостническая  экономика России? (Слайд 5).

Ответы студентов: состояние серьезного кризиса. Рост крестьянских повинностей и платежей приводил к разорению крестьянских хозяйств.

Учитель (обобщение): В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-е годы 19 века усилилось имущественное расслоение крестьянства. Начавшийся в 30-е годы промышленный переворот сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Крепостное право затрудняло отток рабочей силы в города. Дальнейшее развитие промышленности было невозможно без отмены крепостного права.

Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав. Кроме того, оно порождало крестьянские волнения. Их выступления были разрозненными и малочисленными, но постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.

Учитель: Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? (Слайд 6).

Ответы студентов:  С постов были удалены наиболее консервативные сподвижники Николая I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.

Учитель: В.4. А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока (Слайд 1). 

Эти слова, Александр I сказал в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства?

(Рассмотрение точек зрения на понимание эпиграфа к теме. Заслушивание мнений обучающихся).

Ответы студентов: Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.

Учитель: Перечислите известные вам дворянские  проекты освобождения? (Слайд 7)

Ответы студентов:

  1. Помещики плодородных черноземных губерний стремились сохранить в своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами.
  2. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп.
  3. Помещики малонаселенных многоземельных степных губерний, боясь нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности. (Слайд 5. Дворянские  проекты освобождения крестьян)

Учитель: Кому было поручено заняться разработкой и подготовкой проекта крестьянской реформы? (Слайд 8)

Ответы студентов:

При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева, которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян.

Учитель (обобщение): Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

IV. Изучение нового материала

Организация работы в группах

Учитель (инструктаж групп): Каждая группа получила исторические документы для изучения материала. На экране перед вами «Алгоритм» (Слайд 9). Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документов. По ходу работы с документами заполните, пожалуйста, таблицу в тетради (таблица заполняется на основе приёма «инсерт», учитель повторяет правила работы с историческим текстом для заполнения таблицы).

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете.

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете или думали, что знаете.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Соответствует принципам опережающего обучения, а также способствует повторению старого материала

Акцентуация внимания на новом материале

В форме свободного обсуждения снятие противоречий, устранение возможных ошибок  в восприятии нового материала

Активизация познавательной деятельности учащихся и расширение интеллектуального кругозора.

Учитель: Время выполнения 15 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой  результат исследования, сравнит со слайдами презентации.

Физкультминутка.

Учитель проводит универсальную физкультминутку  на координацию движений и психологическую разгрузку на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Учитель: Предлагаю, чтобы снять напряжение выполнить нехитрое упражнение. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа. Повторить упражнение 5 раз.

(Выполняют вместе с учителем под музыку)

Работа в группах (Взаимообучение)

Решение проблемного задания: В.1. Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни? (Слайд №3)

Группа №1:

Фрагменты текстов документов:  «Страна после Крымской войны». Из записки министра финансов Рейтерна, представленной государю.16 сентября 1866 г; «Из записки по уничтожению крепостного состояния в России» А.И. Кошелева нач. 1858 г. (слайд 10,11)

Решение проблемного задания: В.2. Каковы основные направления реформ? (Слайд №3)

Группа №2:

Фрагменты текстов документов: «Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Раздел №1, «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления». Раздел № 2. (Слайд  12);  «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительств  к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Высочайше утверждённое  19 февраля 1861 г». (Слайд 13)

Группа №3:

 Фрагменты текстов документов: «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1964 г.» (Слайд № 14), «Городовое положение, Высочайше утверждённое 16 июня 1870 г» (Слайды 15-16)

Группа № 4:

Фрагменты текстов документов: Учреждение судебных установлений, Высочайше утвержденное 20 ноября 1864 г.». (Слайд 17); «Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1 января 1874 г.». (Слайд 18)

Группа №5: 

Фрагменты текстов документов:  «Положение о начальных народных училищах, Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г». (Слайд 19); «Устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения, Высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г.» (Слайд 19)

Группа №6:

 Фрагменты текстов документов: «Реформы 60-70 гг.  ХIХ в. Финансовая реформа1861-1866 г.», «Железнодорожное строительство 70-х гг. 19 в.»; «Средний ежегодный ввоз в Россию»; Рост механизации производства в пореформенный период». (Слайд 20)

Решение проблемного задания: В.3. Каково значение и последствия реформ? (Слайд 3). Ответы студентов - представителей от групп с обобщением работы по составлению таблиц.

Самостоятельное формулирование выводов и ответы студентов  на проблемный вопрос урока. (Слайд № 2)

V. Подведение итогов урока.

(Обобщение и закрепление новых знаний.

Анализ деятельности студентов на учебном занятии, выставление оценок.)

Учитель предлагает выполнить тестовое задание по теме.

Выполнение электронного теста (задание к § 60 «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.», работа в группах).

Тест

 "Либеральные реформы 1860-1870-х гг."

  1. Что явилось главной причиной,  побудившей Александра II  и его правительство провести реформы 1860-1870-х гг.
  • а) стремление  большинства русских дворян к переменам
  • б) резкая критика крепостнической России в странах Западной Европы
  • в) опасность нового дворцового переворота
  • г) поражение России в Крымской войне
  1. На каких условиях реформа 1861 года предоставила крестьянам землю
  • а) бесплатно
  • б) за выкуп при содействии правительства
  • в) полностью за счет государственной казны
  • г) за счет помещиков
  1. «Положение о крестьянах….» от 19 февраля 1861 года
  • а) сохраняло феодальные пережитки
  • б) ликвидировало помещичье землевладение
  • в) освобождало крестьян от телесных наказаний
  • г) предусматривало разрушение общины
  1. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг. были
  • а) Земские соборы
  • б) Земства
  • в) соседская община
  • г) городское вече
  1. В каком году была проведена городская реформа
  • а) 1861                  
  • б)1863                    
  • в) 1870                      
  • г)1874
  1. Кому принадлежала распорядительная власть местного самоуправления по земской реформе
  • а) городской думе  
  • б) городским земским управам
  • в) городским и уездным собраниям  
  • г) городскому вече
  1. Какое из перечисленных ниже преобразований относится к судебной реформе 1864 года
  • а) несменяемость судей
  • б) гласность, состязательность судебного процесса
  • в) трибуналы
  • г) ликвидация военных судов для революционеров
  1. Д.А. Милютин  был автором ….  реформы
  • а) Земской            
  • б) Судебной              
  • в) Городской      
  • г) Военной
  1. Согласно положению военной реформы срок службы в армии по призыву составлял
  • а) 3 года          
  • б) 5 лет                      
  • в) 6 лет            
  • г) 25 лет
  1. Какой тип учебного заведения стал основным на ступени среднего образования
  • а) лицей      
  • б) гимназия    
  • в) колледж  
  • г) приходская школа

Учитель оценивает результаты работы обучающихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Рефлексия

Самоанализ работы на уроке по шкале (раздаточный материал).

Тема урока

Момент

вызвавший интерес.

Что не понравилось.

Моя личная активность.

(По 5-ти бальной)

Моя оценка за весь урок

Мои предложения учителю.

VI. Домашнее задание

(Объяснение требований по выполнению домашнего задания)

Учитель сообщает домашнее задание.

(Слайд 21)Д/з: § 60, лекция, составление исторического портрета личности императора Александра II (в рабочих тетрадях).

Преподаватель истории

ГАОУ СПО ЛСПК КК                                                                       И.Н. Евтенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801)  Ветеринария. ...

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...

Конспект урока по истории России

Повторительно - обобщающий урок по теме«Великая Отечественная война»....

Конспект урока по истории

«Начало Отечественной войны 1812г.Освободительный поход русской армии. Завершение войны 1812г.»...

Тестовые задания по учебной дисциплине "История" по теме "Россия в XX веке"

Тестовые задания предназначены для проведения итогового контроля по учебной дисциплине "История" для обучающихся II курса по профессиям "Повар-кондитер" , "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...