Конспект урока по истории
план-конспект урока на тему

«Начало Отечественной войны 1812г.

Освободительный поход русской армии. Завершение войны 1812г.» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812g.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по истории России .

Тема:

«Начало Отечественной войны 1812г.

Освободительный поход русской армии. Завершение войны 1812г.»

Методическая цель:        формирование        общеучебных        умений        и        навыков.

Развивающая цель:        развитию исторического мышления будет

способствовать показ на конкретных событиях войны 1812г зависимости военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны.

Учебная цель:        ознакомить        учащихся с        элементами        военной

истории, особенностями военной стратегии, тактики, состоянием вооружения изучаемой эпохи, чтобы учащиеся осознали продолжение и развитие лучших традиций военного искусства.

Воспитательная цель:        сформировать у учащихся понимание глубокого

народного, отечественного характера войны 1812г., способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма.

Основные понятия и даты:    1) характер войны; 2) причины войны; 3) повод к

войне; 4) Отечественная война; 5) стратегия;

6) тактика; 7) партизанское движение 1804; 1805; 1807; 1812гг.

Оборудование урока:        учебник

рабочая тетрадь атлас

Тип урока:

рабочие листы

 изучение нового материала

План урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Изучение темы урока по плану:

а) Основные направления внешней политики. Международное положение России.

б) Начало войны и ход военных действий.

  •  начало войны;
  •  исторический портрет М. И. Кутузова;
  •  Бородинское сражение.

в) Народный характер войны 1812г.

г) Отступление Наполеона из Москвы.

Историческое значение Отечественной войны 1812г

д) Заграничный поход русской армии в 1813-1814гг., его значение и последствия.

3.Работа с рабочими листами.

4. Задание на дом.

5.Итоги урока.

  1. Вводное слово.

После воцарения Александр Г был вынужден решать не только внутриполитические, но и сложные внешнеполитические проблемы. Прежде всего он должен был прекратить резкие колебания во внешней ориентации, столь характерные для 1799-1800гг., причем эту и другие проблемы приходилось решать в условиях новой европейской реальности, порожденной наполеоновскими войнами. В 1801г. России удалось стабилизировать свое внешнеполитическое положение, заключив договоры с Англией и Францией.

Действия Наполеона вскоре, однако, показали, что он склонен соблюдать договоры лишь в той части, которая ему выгодна, остальное же должно было решаться силой. Столкновение Франции с Европой становились неизбежным. После окончания наполеоновских воин и создания Священного союза борьба за сохранение монархии становиться неотъемлемой частью внешней политики держав континента. Она приводит и к возрастанию влияния России, и к усилению недовольства этим других европейских государств. Надо отметить, что на этом этапе действия правительства России шли вразрез с национальными интересами страны.

  1.  Опережающее задание: сообщение учащегося на тему: «Франция накануне войны» (общая характеристика).
  2.  Рассказ учителя (работа с картой).

В общем виде внешнеполитическую доктрину, выработанную Негласным комитетом, можно было назвать доктриной «европейского сдерживания». По замыслу ее авторов, Россия должна была бы выступить в роли третейского судьи, получая в результате возможность удовлетворять собственные интересы на Ближнем Востоке, Балканах и в Восточном Средиземноморье.

С таким развитием событий не были, однако, согласны многие европейские правители, и в первую очередь Наполеон. Конфликт России и Франции в 1805-1815гг- это, безусловно, не просто история о наглом захватчике и бедной жертве агрессии. Проблема гораздо сложнее и имеет два аспекта: общеевропейский и личностный. Являясь деспотом и завоевателем, Наполеон оказался одновременно и орудием общеевропейского прогресса. Кодекс законов Наполеона 1804г. способствовал построению во Франции подлинно буржуазного общества. Ведя завоевательные войны, французы отменяли средневековые привилегии, устанавливали новый гражданский строй. Вступая в 1805г в войну с Наполеоном, Александр I руководствовался принципом «восстановления свергнутых государей в их прежних владениях». Исход этой войны решила битва при Аустерлице 2 декабря

 1805г., в которой 73-тысячная армия Наполеона разгромила 85-тысячные русско-австрийские силы. Это поражение в России было воспринято болезненно, ведь русская армия более ста лет не знала поражений.

Более сильное оскорбление национальных чувств ждало русское общество впереди. В 1807г. Александр I был вынужден подписать с Францией Тильзитский мир. Два главных условия этого мира больно ударили не только по национальным чувствам, но и по карману россиян.

Александр I признал все завоевания Наполеона, а его самого французским императором, а также присоединялся к континентальной блокаде Англии, то есть обязался порвать с ней все экономические отношения.

В результате этого договора Россия получила свободу действий против Турции и Швеции.

Однако с самого начала договор оказался фикцией, во всяком случае, российская сторона не собиралась его выполнять в полном объёме. Дело здесь не только в уязвлённом национальном чувстве или сокращении внешней торговли, но и в противостоянии двух великих честолюбий- Наполеона и Александра I.

И тот и другой желали и пытались стать властителями Европы.

Задание: обратимся к рабочему листу № 1 «Внешняя политика 1801- 1812гг.»

Беседа с учащимися по закреплению материала рабочего листа № 1. Вопросы .

  1.  Выделите два основных направления внешнеполитической деятельности России.
  2.  Каковы достижения России на ближневосточном направлении?
  3.  Каковы планы Наполеона в отношении России?

Опережающее задание на тему: «Личность Наполеона» (Накануне

вторжения в Россию)

  1. Начало войны и ход военных действий
  1. Начало войны (рассказ учителя).

С 12 по 15 июня 1812 г. войска Наполеона форсировали Неман и вступили на территорию Российской империи. Нападение Наполеона вряд ли можно назвать неожиданным. За две недели до него Париж уведомил европейские дворы о разрыве дипломатических отношений с Петербургом, а 10 июня французский посол вручил МИД России соответствующую ноту. В планы Наполеона не входил захват Российской территории и присоединение ее к своим владения. Он рассчитывал в ряде сражений разгромить русскую армию и заставить Александра I заключить выгодный, для Франции мирный договор. Для выполнения этих планов Наполеон бросил на Россию около 650 тыс. человек и 1372 орудия. Против России выступали также Австрия, Пруссия, герцогство Варшавское. В начале войны Россия смогла выставить против срока 317 тыс. человек, которые были разделены на 3 армии и 3 корпуса (под командированием генералов Барклая де Толли, Богратиона, Тормасова). Эти силы прикрывали Петербургское, Московское и Киевское направления, остальные силы были рассредоточены в Молдавии, на Кавказе, Крыму, Зауралье. Необходимо было срочно соединить две армии (Багратиона и Барклая) и пополнить армию. Но всеобщей воинской повинности не было, тогда Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение.

Война приближалась к смоленской земле. Манифест Александра I узаконил партизанскую войну и в августе на смоленской земле действовали уже первые партизанские отряды. В результате к Смоленску подошло только 200 тыс.чел. во главе с Наполеоном. Москва была охвачена патриотическим подъемом. В конце июля у Смоленска соединились две русской армии, руководил ими Барклай. В армии его не любили. Багратион, сторонник активных действий, открыто выражал несогласие с тактикой Барклая. В несогласованности их действий многие видели причину того, что после кровопролитного сражения русские войска оставили Смоленск. Отступление снижало боевой дух армии, участились случаи мародерства, поползли слухи об измене. В армии и обществе заговорили о том, что Барклаев «ведет гостя в Москву».

Тем временем в Петербург вернулся М.И. Кутузов, победоносно завершив войну с Турцией, ему шел 67-й год. О Кутузове заговорили как о единственном человек, способная занять пост главнокомандующего. Почему?

2.Опережающие задание на тему:«Исторический портрет М.И.

Кутузова». (Бородинское сражение и Московский пожар)

С Александром I у М.И. Кутузовым отношения складывались не столь успешно, но император вынужден был согласиться с мнением общества и назначить Кутузова главнокомандующим. 17 августа он прибыл в армию, чтобы навести порядок и пополнить амию резервами пришлось продолжить отступление. Кутузов решительными мерами улучшил снабжение армии, пресек мародерство, подтянул дисциплину.

3. Бородинское сражение и Московский пожар.

Русское общество требовало решительных действий. 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино, в 110 км от Москвы. Русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Русская армия насчитывала 132 чел. (21 тыс. плохо вооруженных ополченцев) и 134 тыс. французских.

26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Наполеон намеревался прорвать русские позиции в центре обойти левый фланг отбросить русскую армию от Старой Смоленской дороги и освободить себе путь на Москву. Основной удар Наполеона обрушился на Багратионовы фланги. Багратион получил тяжелое ранение, командирование перешло к генерал-лейтенанту П.П. Коновницыну. Около полудня, ценой огромных потерь, французы овладели укреплениями. Русские войска отошли на ближайшие холмы.

В это же время были отбиты две атаки французов на батарею Раевского. Около двух часов дня была предпринята третья решающая атака на батарею Раевского, она длилась более полутора часов, русские вынуждены были отойти. Но Наполеон не смог добиться прорыва. Путь на Москву по- прежнему был закрыт. Армия Наполеона потеряла - 58,5 тыс. солдат и офицеров. Потери русской армии были не намного меньше - 44 тыс. Больше потери русские несли от вражеской артиллерии. В Бородинском сражении русская армия имела небольшой перевес в количестве пушек, но французы вели более сосредоточенный огонь. Русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала. Умер от раны отважный Багратион. Учитывая потери Кутузова, утром 27 августа приказал отойти с поля сражения.

А’ через четверть века М.Ю. Лермонтов напишет опережающее задание: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Армия подошла к Москве, в которой осталась примерно четвертая часть населения. 1 сентября в деревни Фили под Москвой состоялся военный совет, на котором Кутузов поставил вопрос: дать сражение под Москвой или отступит. Принято решение сохранить армию, отступив. Французская армия вошла в Москву, охваченную пожаром.

Москва горела 6 дней, погибло 314 построек, провиантские склады.

Французская армия сразу оказалась на грани голода.

Вопрос на размышление:

  1. Кто победил в этом сражении? (Франция и Россия).

III. Партизанская война.

Русская армия расположилась у Тарутина, в 80 км от Москвы, прикрывая тульские оружейные заводы. Армия залечивала раны. Наполеон считал, что компания окончена, и ждал предложений о мире.

Кутузов отвечал уклончиво, ссылался на отсутствие полномочий.

Положение наполеоновской армии быстро ухудшилось. Оторвавшись от своих тыловых баз, она существовала за счет изъятия продуктов у местного населения. Подмосковные крестьяне уходили в леса и в Подмосковье развернулось партизанское движение. Отрядами партизан руководили бывшие из плена солдаты, особо авторитетные крестьяне. Под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина сражалось свыше 5 тысяч пеших и 500 конных крестьян. В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина, возглавлявшая отряд подростков и женщин. Кутузов, быстро оценивший значение партизанской войны, стал засылать в тыл неприятеля, летучие кавалерийские отряды. Пользуясь поддержкой населения, они наносили чувствительные удары по врагу.

Одним из первых пошел в партизаны поэт и государь Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Подполковник А.С. Фигнер проник в оккупированную Москву и стал донесения в штаб Кутузова. Затем он организовал отряд из отставших солдат и крестьян. Его донесения способствовали успеху русских войск в сражении под Тарутином. Смелые рейды по тылом противника совершал отряд А.Н. Сеславина. Отряд Дорохова И.С., взаимодействуя с крестьянскими повстанцами, в конце сентября освободил город Верею. В октябре партизанские отряды Давыдова, Фингира, Сеславина, действуя совместно окружили и взяли в плен 2 тыс. чел. французов. За месяц пребывания в Москве французская армия потеряла около 30 тысяч человек.

Вопрос:

В каком произведении наиболее ярко отражен народный характер войны?

(Используются эпизоды и иллюстрации из романа Л. Н. Толстого «Война и мир.», 1000 занимательных сюжетов по истории Отечественной войны 1812г.)

4.Отступление Наполеона из Москвы.

Историческое значение Отечественной войны 1812 г.

Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. В начале октября у села Тарутина произошло сражение между французским авангардом и частями русской армии. Французы отступили с большими потерями. Будто бы для того, чтобы « наказать» русских, Наполеон 7 октября вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца. Пока город переходил из рук в руки, подошли главные силы. Перед Наполеоном встал вопрос: давать ли генеральное сражение, чтобы прорваться на калужскую дорогу, или отступить по смоленской, где его ожидали сожженные и разграбленные села и озлобленное население. На этот раз непобедимый Наполеон решил не искушать судьбу и дал приказ отступать под Смоленск.

Но оказалось, что от судьбы не уйдёшь. Отступавшие французские войска подвергались непрерывным ударам казаков, летучих кавалерийских отрядов, партизан. От бескормицы падали лошади, приходилось бросать артиллерию. Кутузовская армия двигалась параллельно наполеоновской, вся армия угрожая вызваться вперёд и отразить пути отступления. Из-за этого Наполеон не смог задержаться в Смоленске дольше четырёх дней. ноябре начались холода и положение французской армии стало критическим. Только гвардия и присоединившиеся к ней два корпуса сохраняли боеспособность. Огромные потери наполеоновская армия понесла на переправе у реки Березины 14-16 ноября. В скоре после этого Наполеон выехал в Париж, оставив армию. В середине декабря жалкие её остатки перешли обратно через Неман. Преследовавшая Наполеона русская армия тоже понесла потери - не только в боях, но и холода, плохого питания, болезни. К берегам Немана вышла лишь половина той армии, что стояла у Тарутина.

Видя бедственное положение армии и страны, Кутузов склонялся к тому, чтобы закончить войну. Но Александр I был убеждён, что Наполеон, оставаясь у власти, будет представлять постоянную угрозу миру. Вскоре русская армия возобновила военные действия.

Обратимся к рабочему листу №3 и подведем итоги.

- Историческое значение Отечественной войны 1812 г. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для Росси. Эта общая беда сблизила людей и в борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний.

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 г, ещё более возвысила её значение как духовного центра России.

Наоборот, сановный Петербург, двор, официальное правительство оказались на периферии событий. Александр I так и не удалось сблизиться с народом. И потому, наверное, так не любил он Кутузова, что не мог, не в пример старшему фельдмаршалу, запросто попить чай с крестьянами.

В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается её общественный, народный характер. В 1812 г. Русское общество вновь взяло, как во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальною ценность.

Вопросы:

  1.  В чем историческое значение войны 1812 г.
  2.  Почему война называется Отечественной ?

Венский конгресс, (рассказ учителя)

К весне 1813 г. Значительная часть Польши была очищена от наполеоновских войск. Русская армия под командованием М.И. Кутузова вступила на территорию Пруссии. Прусский король, боявшийся Наполеона как огня, настаивал на продолжении союза с ним. Но русская

армия объявила о прекращении военных действий против русских войск. В тылу французских войск действовали партизанские отряды. Одним из них командовал русский офицер А. С. Фигнер (осенью он погиб, пытаясь вырваться из окружения).

В феврале 1813г. Россия и Пруссия заключили союзный договор, а затем французы были изгнаны из Берлина. Наполеон собрал новую армию, численно превосходившую действовавшие против него войска. В октябре 1813г. произошло грандиозное Лейпцигское сражение («битва народов»). Наполеон был разбит, но из-за несогласованных действий союзников сумел выйти из окружения.

В конце 1813-начале 1814гг. союзные армии вступили на территорию Франции. 18 (30) марта капитулировал Париж.

Наполеон был сослан на о. Эльба, но через год он высадился на французском берегу и вступил в Париж. На этот раз Наполеон правил сто дней. В июне 1815г. в битве близ селения Ватерлоо он потерпел решающее поражение.

В 1814г. в Вене был созван конгресс для решения о послевоенном устройстве. Сюда съехались представители 216 европейских государств, но главную роль играли Россия, Англия и Австрия. Российскую делегацию возглавлял Александр I.

По настоянию Александра I Франция была лишь восстановлена в дореволюционных границах.

По венским соглашениям, в состав России перешла часть Польши вместе с Варшавой.

В 1815г., когда конгресс в Вене закончился, русский, прусский и австрийский монахи подписали договор о Священном союзе.

В 1818-1822гг. регулярно созывались конгрессы Священного союза, он был активен в первые десять лет своего существования, а затем распался.

После наполеоновского нашествия возникло отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу 19 в. Отношения потеплели и началось сближение. В 1912г. в России отмечалось столетие Отечественной войны. 26 августа на Бородинском поле состоялся парад. В торжествах участвовала французская военная делегация. На холме у села Шевардина, откуда руководил сражением Наполеон, был установлен обелиск в память французских солдатах и офицерах, павших на полях России. Так, через сто лет, произошло примирение. Ибо не могут и не должны народы вечно хранить обиду друг на друга.

Задание: обратимся к рабочим листам нашего урока и подведём итоги.

Вопросы.

  1.  Укажите основные события Отечественной войны 1812г..
  2.  Как вы думаете выиграла ли Россия в Бородинском сражении ?
  3.  Какое влияние Бородинская битва оказала на дальнейший ход войны
  4.  Перечислите решения Венского конгресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801)  Ветеринария. ...

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...

Конспект урока по истории России

Повторительно - обобщающий урок по теме«Великая Отечественная война»....

Конспекты уроков по истории и обществознанию для среднего и старшего звена

Уроки разработаны в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения....

План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства

План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....