Конспекты уроков по истории и обществознанию для среднего и старшего звена
план-конспект урока на тему

Уроки разработаны в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект урока по Новейшей истории Зарубежных стран XXв. (9 класс)

Тема урока:    «Холодная Война»: причины и следствия (п.17 глава V)

Программное содержание: «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений; космическая и т.п.). Основные кризисы: Берлинский кризис, Карибский кризис. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки; Итоги «Холодной войны» (итоги и последствия).

Цель урока: Формирование исторического сознания и исторического мышления на основе глубокого  осмысления событий «Холодной Войны».

Образовательные результаты:

- выявляют причины возникновения «Холодной Войны»

- перечисляют основные сферы противостояния США и СССР

- дают характеристику периода «разрядки» отношение между США и СССР

- анализируют события Берлинского кризиса и Карибского кризиса

- раскрывают основные положения договоров двух блоков ООН и ОВД

- дают собственную оценочную характеристику итогам и последствиям событий «Холодной Войны»

- соотносят даты и события

Мировоззренческая идея: Международная политика не должна возвращаться к идеям и ценностям «Холодной Войны». Ядерное оружие не при каких условиях не должно использоваться человечеством.

Основные понятия: “Холодная война”, экспансия, конфронтация, биполярный мир; эскалация конфликта; гонка вооружения.

Основные имена: Брежнев Л.И.; Горбачев М.С.; Джон Кеннан; Джон Фитжеральд Кеннеди; Владимир Михайлович Молотов; Ричард Никсон; Рональд Рейган; Гарри Трумэн; Никита Сергеевич Хрущев; Дуайт Эйзенхауэр.

 Географические объекты: Германия; ГДР; Китай; Маньчжурия; о-в Куба; Северная Корея;ФРГ.

Основные даты:

1945г.- создание ООН

15 марта 1946г. – речь У.Черчиля в Фултоне

июнь 1947г. – принятие «доктрины Трумэна»

Июнь 1949г. – образование ФРГ и ГДР

апрель 1955г. – создание блока ОВД

1961г. -  Берлинский кризис

1962г. – Карибский кризис

1969 г. – США выводит первого человека на Луна

1989г. – падение Берлинской стены

1991г. – развал СССР, окончание эпохи «Холодной Войны»

План изучения нового материала:

  1. «Холодная Война».причины начала противостояния двух сверхдержав.
  2. Сферы противостояния США и СССР
  3. Берлинский кризис
  4. Карибский кризис
  5. Попытки «разрядки» между США и СССР
  6. Создание военно-политических блоков ООН И ОВД
  7. Итоги «Холодной Войны»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная (урок-исследование)

Технология: проблемного обучения

Мизансцена урока: традиционная

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.

1.

2.

3.

4.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Отметка отсутствующих

Психологический настрой на урок

Стоя

Учебник, тетрадь, атлас

Староста

I

      Создание проблемной ситуации

               Вводное слово учителя

Уже к началу «Холодной Войны» у двух противоборствующих сторон Америки и СССР, существовали, по их мнению, обоснованные причины начала конфликта. За всю многолетнюю историю конфликта у советской власти  выявились две внешнеполитические доктрины. Идеологом одной был В.М.Молотов, который считал ,что перерыв в "холодной войне" необходим, но общее жесткое противостояние двух систем должно сохраниться. Вторая доктрина исходила от Н.С.Хрущева, который полагал, что расстановка сил в мире сложилась а пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали народы третьего мира.  Мнение другой крупнейшей державы мира, выраженное президентом США Дж. Кеннеди, состояло в следующем: "Необходимо пересмотреть нашу позицию в отношении СССР: Нам, американцам, глубоко отвратителен коммунизм: Но вовсе не требуется, чтобы соседи любили друг друга, требуется, чтобы они были взаимно терпимы. Следует перестать рассматривать другую сторону в безнадёжном и извращённом мире: Нужно расширить взаимопонимание между СССР и нами".

Выдвижение гипотез:

- После Второй Мировой войны, осталось много нерешенных вопросов

 - СССР наращивал послевоенную мощность и держал свои танки в самом сердце Европы – Берлине

- СССР после Второй Мировой становился гегемоном в Восточной Европе

- США отказываются от политики изоляционизма.

- Насколько было необходимо нарушать хрупкое мировое содружество?

Проблемный вопрос

Была ли Холодная война спровоцирована естественными политическими последствиями мира после Второй Мировой Войны, либо раскола мира на две противоборствующие системы можно было избежать?

        

II

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

          Изучение нового материала

«Холодная война» причины начала противостояния двух сверхдержав.

Еще в апреле 1945г., практически за менее чем полгода до окончания II Мировой войны, п-м Великобритании У.Черчиль уже распорядился о подготовке плана войны против Советского Союза: «СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы….значит, возникла необходимость немедленно создать новый фронт против ее стремительного продвижения». Уже по окончании войны с немецким фашизмом всем стало очевидно, что в Европе будет только один гегемон и это СССР. Уже 1947г. В США была принята «Доктрина Трумэна» которая ознаменовала начало столкновение двух сверхдержав. В ответ на это Сталин выступил с заявлением о том, что «политика американского империализма направлена на разжигание конфронтации и с целью установление капиталистической системы во всем мире»

Исследовательский метод

Ученикам предлагается ознакомиться с текстом учебника на с. 206-207 п. 17 и заполнить таблицу «Причины возникновения «Холодной Войны»

   США

  СССР

Сферы противостояния двух сверхдержав

Исследовательский  метод:

Ученикам предлагается ознакомиться с текстами документа «Конфликты «Холодной Войны» и выписать те сферы влияния в которых соперничали США и СССР.

Беседа

- Перечислите основные сферы противостояния США и СССР

- По каким показателям страны отставали друг от друга?

- Каким образом советская власть пыталась увеличить темпы гонки вооружения?

- Дайте краткую характеристику гонки космической гонки между США и СССР (с опорой на текст)

 Берлинский кризис 1961г.

Проблемное изложение

Берлинский кризис в 1961 г. пожалуй, так отчетливо с момента окончания новь могут начаться боевые действия Второй Мировой, напомнил всем участникам конфликта о том, что вновь могут начаться боевые действия.

По оценке бывшего п-м Баварии Йозефа Штрауса. «…во время Берлинского кризиса мир был на волосок от ядерной войны.» На тот случай, если запланированный прорыв американцев к Берлину по суше будет блокирован превосходящими силами русских, то США, по словам Ферча, намерены, прежде чем дело дойдёт до массированного удара по СССР, сбросить одну атомную бомбу, причём на территории ГДР:  Американцы всерьёз внесли эту идею на обсуждение:  Это была бы третья мировая война».

Эвристическая беседа

-  Почему дело не дошло до военного столкновения?

-  Какие цели преследовали обе стороны пытаясь развязать Берлинский кризис?

- На кого можно  возложить  ответственность за  возникновение Берлинского кризиса: СССР, США, обе стороны?

-  Как Вы оцениваете выход из кризиса для обеих сторон - как победу или как поражение?

Карибский кризис 1963г.

Исследовательский метод.

Учащимся предлагается прочитать текст документа  «Из переписки президент США Дж. Кеннеди и Председателя Совета Министров СССР Н. Хрущева в период Карибского кризиса». Выписать в тетрадь причины Карибского кризиса, силы сторон и основные этапы развития конфликта.

Беседа

-  Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на это основания, если да, то какие? Подтвердите свое мнение фактами.

-  .Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить на кубе ракеты?

- Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет?

-  Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу Советского Союза?

- Что, на ваш взгляд, послужило главной причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту?

 

Попытки разрядки между США и СССР

Дискуссия

- Чем был  вызван процесс разрядки?

- Кокой из сторон было выгодно уменьшение конфликта?

- Как вы думаете, каким образом процесс перезагрузки, отразился на внутренней политике в США и в СССР?

- Можно ли связать нефтяной кризис 70г. с «потеплением» международных отношений?

- Как вы думаете, почему разрядка не стала завершающим этапом «Холодной Войны»?

Создание военно-политических блоков ООН (1949 г.) и ОВД (1955 г.).

Чтение документов «Из Северо-Атлантического договора, 4 апреля 1949 г.» и «Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, Варшава, 14 мая 1955 г.» Сделать выписки в тетрадь по основным положениям договоров.

Беседа

- Чем вы объясните, что в конце 1940-х — начале 1950-х гг. шло формирование военно-политических союзов?

- О чем говорят даты заключения этих договоров?

- Почему блок ОВД был сформирован позже Североатлантического альянса?

- Во имя каких целей американцы сформировали блок НАТО?

- Сопоставьте содержание фрагментов двух договоров о создании Северо-Атлантического союза и Варшавского. Какие общие и различающиеся положения вы можете отметить?

Итоги  «Холодной Войны».

 Чтение п.5 пр.17 учебника «Последствия «Холодной Войны». Выписать в тетрадь итоги  «ХВ»

Беседа

- Какие последствия, оказала «Холодная Война» на развитие мировой геополитической обстановки в начале 90г.?

- Можно ли выявить победителей и проигравших в этой войне?

- Какие последствия «Холодной Войны» вы можете перечислить?

- Подведите краткие итоги «Холодной Войны»

Чтение учебника на с.206-207. Заполнение таблицы в тетради

Раздаточный материал

Выписывают в тетрадь основные сферы противостояния США и СССР

Фронтально

Фронтально

Раздаточный материал

Выписывают в тетрадь причины; силы сторон; основные этапы развития конфликта

Фронтально

Фронтально

Раздаточный материал

Выписать в тетрадь основные положения договоров.

Фронтально

Учебник с.215-217

Выписать в тетрадь итоги «ХВ»

Фронтально

V.

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Повторительно-обобщающая беседа

- Как вы считаете, была ли «Холодная Война» неизбежна, или ее можно было избежать?

- Выделите основные этапы втягивания США и СССР в «Холодную Войну»

- Какую оценку, вы можете дать «гонке вооружения» между Штатами и  Советами?

- В чем состояла суть Берлинского кризиса и как сторонам удалось выйти из этого конфликта?

- Почему «холодная война» так и не переросла в «горячую»?

Несколько человек

VI

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вывод

Когда закончилась вторая мировая война, страны-победительницы попытались недопустить новых войн. Однако, между бывшими союзниками возникли непреодолимые противоречия. Короткий период сотрудничества США и СССР завершался переходом к их соперничеству – «Холодной Войне» которая продолжалась до распада СССР в 1991г. На фоне резкого ухудшения международного положения и опасность, исходящая от Советского Союза заставили Соединенные Штаты отказаться от своей политики изоляционизма. В свою очередь СССР  в ответ на действия США занял непримиримую позицию – конфронтации. Таким образом войны было не избежать. Неизбежное столкновение и соперничество двух сверхдержав раскололо мир на две биполярные системы, усилила милитаризацию, гонка вооружения достигла небывалого уровня. Люди привыкли смотреть на мир как на источник опасности.        

Приложение

Документ «Конфликты «Холодной Войны»

«…американцы уже выходили на новый уровень в развитии оружия массового поражения. Была начата разработка водородной бомбы, потенциальная мощность которой во много раз превосходила все существовавшие тогда ядерные заряды. СССР тогда не имел даже обычной атомной бомбы, но через английского физика и по совместительству советского агента Клауса Фукса Советский Союз узнал практически все об американских разработках…В США наивно полагали, что СССР не сможет сделать термоядерное оружие, так как физические принципы водородной бомбы очень сложны, а необходимые математические расчеты Советскому Союзу не под силу из-за отсутствия достаточных мощностей ЭВМ. Но Советы нашли очень простой и нестандартный выход из этой ситуации – было принято решение о мобилизации сил всех математических институтов и известных математиков. На все расчеты требовались целые годы….29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне был испытан ядерный заряд первой советской атомной бомбы, который составил около двадцати килотонн тротилового эквивалента. Успешное испытание первой советской атомной бомбы поставило американцев перед альтернативой: остановить гонку вооружений и начать переговоры с СССР или продолжить создание водородной бомбы…

… В первом  десятилетии (1957 -1967) СССР  был безусловным лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической эры решить такие сверхзадачи, как создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного предмета - вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в космическое пространство первого человека Земли Юрия Гагарина. США, которые с явной завистью наблюдали за успехами, советской космонавтики, решили сделать ход конем и в начале 1962г.  объявили о создании программы «Апполон», с целью высадки человека на Луне. В том же году только в апреле СССР было официально объявлено о “лунной” программе. С 1966 года на Байконуре начались летные испытания ракеты-носителя “Протон”. …Результатом космической гонки стала победа американцев 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил Армстронг.

….

Запуск ракеты с подводной лодки10 сентября 1952 года Совет Министров СССР принял закрытое постановление о строительстве первой отечественной атомной подводной лодки. США приступили к строительству своей первой атомной подводной лодки гораздо раньше. Она обошлась США в 50 миллионов долларов. Советский Союз, казалось, безнадежно отставал. В то время как американский «Наутилус» уже штурмовал Арктику, первая советская ПЛА еще стояла у заводского причала. 4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в СССР подводная лодка с атомной энергетической установкой дала ход под водой. Месяц спустя, 3 августа в 23 часа 15 минут, «Наутилус» пересек географическую точку Северного полюса. Только через три года первая советская ПЛА, получившая впоследствии имя «Ленинский комсомол», тоже достигла Северного полюса. Это произошло 17 июля 1962 года и вошло в историю страны событием национального масштаба.»

Документ Из переписки президент США Дж. Кеннеди и Председателя Совета Министров СССР Н. Хрущева в период Карибского кризиса.

Документ 1.

“Уважаемый господин Председатель!

... Чтобы избежать какой-либо неправильной оценки со стороны Вашего Правительства того, что касается Кубы, я публично заявил, что если на Кубе произойдут определенные события, Соединенные Штаты предпримут все, чтобы предпринять для защиты своей собственной безопасности и безопасности их союзников. Более того, конгресс страны принял резолюцию, выражающую его поддержку этой провозглашенной политики должен сказать вам, что США полны решимости, чтобы эта угроза безопасности данного полушария была устранена. Я надеюсь, что Ваше Правительство воздержится от любых действий, которые расширили бы или углубили этот кризис, уже носящий серьезный характер, и что мы сможем договориться вновь встать на путь мирных переговоров.

Искренне Джон Ф. Кеннеди 22 октября 1962 г.”

“Господин Президент!

...Должен откровенно сказать, что намеченные в Вашем заявлении меры представляют серьезную угрозу миру и безопасности народов. Соединенные Штаты открыто становятся на путь грубого нарушения Устава Объединенных Наций, на путь нарушения международных норм свободы судоходства в открытых морях, на путь агрессивных действий против Кубы, так и против Советского Союза...

Устав ООН и международные нормы не дают права ни одному государству устанавливать в международных водах проверку судов, направляющихся к берегам Кубинской республики.

Мы подтверждаем, что оружие, находящееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено исключительно для оборонительных целей, чтобы обезопасить Кубинскую республику от нападения агрессора, Я надеюсь, что правительство Соединенных Штатов проявит благоразумие и откажется от проводимых Вами действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям для мира во всем мире.

Н. Хрущев, 23 октября 1962 года”

Документ «Из Северо-Атлантического договора, 4 апреля 1949 г.»
«Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами Они полны решимости обеспечить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и господства права <...>
Стороны обязуются содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению стабильности и благосостояния. <...>
Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуального и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана <...>

Документ «Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, Варшава, 14 мая 1955 г.»

«Договаривающиеся стороны: вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило было объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе…
В интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи <. .>
В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств-участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство-участник договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы».



Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 9  классе

Тема: Конституция Российской Федерации.

Программное содержание:  Понятие Конституции РФ, как основного закона государства. Отличие Конституции РФ, от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека по Конституции РФ. Полномочия президента РФ, судов РФ, Федерального Собрания РФ.

Цель урока: сформировать общественное сознание через осмысление правовых норм Конституции РФ.

Образовательные результаты: по окончанию изучения темы, каждый ученик может:

  • дать определение понятию Конституция
  • перечислить основные положения Конституции РФ
  • анализировать статьи Конституции  РФ
  • определить полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, судебной системы РФ
  • высказывать собственный суждения по поводу значимости Конституции РФ

Мировоззренческая идея: Соблюдение норм права Конституции РФ, является главной обязанностью всех граждан проживающих на территории РФ

Основные понятия: конституция, Федеральное Собрание, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Административный суд РФ.

План изучения нового материала:

  1. Понятие Конституции РФ
  2. Структура Конституции РФ
  3. Федеративное устройство РФ
  4. Полномочия Президента РФ
  5. Федеральное Собрание РФ
  6. Судебная система РФ

Мизансцена урока: традиционная

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Технология обучения: технология личностно-ориентированного обучения

        

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Отметка отсутствующих

Форма работы на уроке

Психологический настрой на урок

Стоя

перекличка

II.

Повторение изученного проверка домашнего задания

Контрольная беседа

- Дайте определение понятиям: исполнительная, законодательная власть; правосудие

- Что из себя представляет система исполнительной и законодательной власти?

- Каковы принципы системы правосудия на территории РФ?

- Из каких элементов состоит система судебной власти в РФ?

- Дайте краткое определение понятию – правоохранительные органы

- Из каких структурных элементов состоит система правоохранительных органов
- На основании, каких законов и подзаконных актов, осуществляется деятельность правоохранительных органов на территории РФ?

Фронтальный опрос

III.

Постановка учебной задачи

Вводная беседа

Конституция является юридическим  документом в большинстве стран мира. В ней содержаться основные нормы и законы по которым живет общество. В нашем государстве высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Но помимо Конституции РФ в национальных республиках, например Чеченской республике имеется  свой президент -  Рамзан Кадыров  и свое правительство, которое издает законы. Но все они подчиняются Конституции РФ.

Проблемный вопрос

- Как вы считаете почему национальные республики имея свои органы власти, подчиняются Конституции РФ?

- Почему именно Конституция, является высшей мерой закона в государстве?

- Можно ли нарушать основы Конституции РФ?

Слово учителя

Таким образом, на сегодняшнем уроке нам предстоит понять  почему только Конституция РФ, обладает высшей юридической силой, каким образом Конституция РФ соотноситься другими законодательными актами РФ. А так же рассмотреть нормы прав и обязанностей граждан РФ, закрепленных в Конституции РФ.

Фронтально высказывают свои рассуждения.

IV.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Изучение нового материала

Понятие Конституции РФ

Объяснение учителя

На территории РФ законодательно инициативой обладает, как правительство РФ, министерства РФ, так и органы местного самоуправления. В государстве действуют несколько десятков различных кодексов,  «ФЗ», кодексов и подзаконных актов. Но все они подчиняются только одному законодательному акту – Конституции РФ.

Беседа

- Как вы думаете, почему именно Конституция РФ является показателем высшей юридической силы?

- Можно ли нарушать нормы права Конституции РФ?

Выборочное чтение

Прочитайте п.1 §12-13 «Основы Конституционного строя РФ»

Беседа по прочитанному.

-Что же считают правонарушением юристы?

-Какие основные признаки правонарушений они выделяют?

-Как вы считаете, какими еще признаками, кроме указанных в учебнике, можно наделить правонарушении?

-Почему вы выделяете эти признаки?

Права и свободы человека и гражданина

Объяснение учителя:

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

- Как вы считаете, почему Конституция РФ, разбита именно на такие части?

 - Как вы думаете, почему правам человека и гражданина в Конституции посвящено больше всего статей?

Практическая работа:

Прочтите п.2 §12 «Классификация прав и свобод человека и гражданина» и составьте схему

        

        

Аналитическое задание

Обратимся к ст. 43 Конституции РФ.

В статье 43 Конституции РФ устанавливается обязанность в получении детьми основного общего образования (9 классов). Родители или лица, их заменяющие, объявляются ответственными за это. Эта норма закона далеко не у всех вызывает одобрение.

  1. Представители наиболее прогрессивной части общества считают, что ребенок и родители должны иметь право выбора и сами должны решать сколько классов им заканчивать и куда в дальнейшем идти учиться
  2. Представители наиболее консервативного крыла полагают, что полноценное образование может дать только 11 классов. В противном случае, ребенок не получает положенную базу и рискует остаться малограмотным.

Аналитическая беседа

- Как вы считаете, какая система образования наиболее выгодна для будущего образования в РФ?

- Можно ли считать гражданина, окончившего 9 классов малограмотным?

- Как вы думаете, каким образом Конституция РФ должна отразить права человека и гражданина на образование?

- Какие бы законодательные инициативы вы бы внесли в проект об образовании?

Федеративное устройство РФ

Выборочное чтение

Прочитайте ст.65 гл.3 Конституции РФ «Федеративное устройство Р.Ф.»

- Какие субъекты входят в состав РФ?

Задание

В апреле2005 года начался процесс укрупнения субъектов РФ. Решение об объединении принимается на референдуме, а затем Государственная Дума вносит изменения в Конституцию. Так ,в результате проведенных референдумов, Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединяется в Красноярский край;Камчатская область и Корякский автономный округ – в Камчатский край,Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край, а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область оформятся в новый субъект РФ – Иркутская область

- Сколько же субъектов РФ теперь в нашей стране и Государственная Дума должна внести изменения в Конституцию об этом?

Полномочия президента РФ

Выборочное чтение

Прочтите ст. 80;81;83 гл.4 «Президент РФ»

Беседа по прочитанному

- Каким образом происходит избрание президента РФ

- Может ли, один и тот же человек занимать более двух сроков пост президента РФ?

- Перечислите основные полномочия президента РФ?

- Перед кем подотчетен президент РФ?

- Имеет ли президент право законодательной инициативы?

Обобщение: Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора,он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика,которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.

Полномочия Совета Федерации РФ

Чтение п.4 пр.12-13 «Совет Федерации РФ»

Беседа по  прочитанному

- Как называется парламент РФ?

- Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

- На какой срок избирается Государственная Дума?

- С какого возраста может быть избран гражданин РФ депутатом Государственной Думы?

- Может ли одно и тоже лицо быть избранным сразу в обе палаты парламента?

- В какой статье Конституции РФ говорится о ведении Государственной Думы?

- Кому принадлежит право законодательной инициативы?

Обобщение: Государственная дума – нижняя палата парламента Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. Государственная Дума обладает правом законотворчества. С момента принятия Государственной Думой законопроект становится федеральным законом.

Судебная система РФ

Практическая работа  

Прочтите учебник п.7 пр. 12-13 «Судебная власть в РФ» и составьте схему «Полномочия судов РФ»

     

Обобщение: Суды являются главным средством граждан в защите своих прав.

Будучи независимым от других властей, суд опирается

только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства. В судебную систему России входят все суды: Конституционный Суд РФ;

 Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции ;Высший Арбитражный Суд РФ; региональные суды и суды общей юрисдикции.

Фронтально рассуждают

Читают учебник на стр.103-104

Выслушивается мнение 2-3 учеников

Фронтально

Учебник с. 103-104

Составление схемы в тетрадь

 

Фронтально высказывают свое мнение

Раздаточный материал

«Конституция РФ»

1 человек

Фронтально

Раздаточный материал «Конституция РФ»

Фронтально

Учебник с.113-115

Фронтально

Составляют схему в тетради

V.

Этап первичного повторении, закрепления

Повторительно-обобщающая беседа

Известный английский правовед Карл Поппер  еще XIX в. Написал  следующее : «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей»

- Как вы думаете, что автор хотел донести до нас?

- Каким образом это высказывание можно соотнести с нашей темой?

- Какой документ у нас в стране является гарантом высшей юридической силы?

- Какие сферы жизнедеятельности общества закреплены в Конституции РФ?

- Перечислите права, свободы человека и гражданина в РФ?

- Какая ветвь власти, призвана в юридическом порядке защищать основы конституционного строя в РФ?

- Кто в РФ обладает большими полномочиями Президент РФ или Государственная Дума РФ?

- Какой суд следит за соответствием законов Конституции РФ?

Фронтально

VI.

Подведение итогов

Оценка деятельности.

Выставление оценок

Д/З §12-13. Ответы на вопрос после параграфа.

Приложение

Конституция Р.Ф.

 Глава 3 Федеративное устройство РФ

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституция РФ

Гл.4 Президент РФ

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.



Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 9 «а» классе

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность (§ 10)

Программное содержание: Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Цель урока: сформировать общественное сознание через осмысление правовых нарушений  и видов юридической ответственности.

Образовательные результаты: по окончанию изучения темы, каждый ученик может:

  • объяснить понятия правонарушение, противоправность, преступление, проступок;
  • характеризовать и анализировать такие понятия как  правонарушений и юридическая ответственность;
  • давать описания основных признаков правонарушений  и видов юридической ответственности ;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия правонарушений;
  • работать в группе, выступать публично, высказывать собственное суждение по поводу нарушения закона и применения ответственности.

Мировоззренческая идея: Правонарушение непосредственно ведет за собой ответственность, любое нарушение закона должно наказываться.

Основные понятия: правонарушение, противоправность, юридическая ответственность, преступление, проступок, деяние, вина, презумпция невиновности.

План изучения нового материала:

  1. Правонарушение и его признаки.
  2. Виды правонарушений.
  3. Юридическая ответственность.
  4. Виды юридической ответственности.
  5. Презумпция невиновности.

Мизансцена урока: традиционная

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Технология обучения: технология личностно-ориентированного обучения

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.

1.

2.

3.

4.

5.

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Отметка отсутствующих

Форма работы на уроке

Психологический настрой на урок

Стоя

перекличка

II.

Повторение изученного проверка домашнего задания

Контрольная беседа

- Что такое правоотношение?

-Чем правоотношение отличается от других видов отношений?

-Что между ними общего?

-Что такое юридическая обязанность и чем она отличается от моральной обязанности?

- Что такое субъектное право?

-Что означает понятие мера?

-Какое значение это понятие имеет для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей?

- Кто может быть участником правоотношений?

-Дайте определение понятий «дееспособность» и «правоспособность».

- Как возникают правоспособность и дееспособность у физических и юридических лиц?

Фронтальный опрос

III.

а)

Постановка учебной задачи

Вводная беседа

-Большинство людей ведут себя нормально, т.е не нарушают норм права, уважают законы, уверенно пользуются своими правами, исполняют обязанности. Такое поведение называется правомерным. Оно полезно для всех – и для отдельного человека и для общества в целом. Но есть и те кто нарушает закон, антипод правомерному поведению.

Проблемный вопрос

- Итак, как вы считаете, почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

- В чём,  на ваш взгляд, причины преступности?

- Как вы думаете, с помощью чего можно предотвратить преступность?

Слово учителя

Таким образом, на сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться, в чем же сущность правонарушений, и какая за этим следует юридическая ответственность.

Фронтально высказывают свои рассуждения.

IV.

1.

2.

3.

4.

Изучение нового материала

Правонарушение и его признаки

Аналитическое задание

Существуют различные точки зрения  на то, почему совершаются правонарушение:

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.

3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.

Аналитическая беседа

-Подумайте и скажите, что же влияет на совершение преступлений?

-Как вы считаете, какая из версий является наиболее правильной, или может они все, в какой-то степени, верны?

- Если да, то в чем они верны?

Выборочное чтение

Прочитайте 1 пункт параграфа «Правонарушение и его признаки».

Беседа по прочитанному.

-Что же считают правонарушением юристы?

-Какие основные признаки правонарушений они выделяют?

-Как вы считаете, какими еще признаками, кроме указанных в учебнике, можно наделить правонарушении?

-Почему вы выделяете эти признаки?

Словарная работа

Давайте запишем определение понятию правонарушение в тетрадь.

Правонарушение - это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

Задание: 

Определите, что из нижеперечисленного является правонарушением:

а) Ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире;

б) Ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря;

в) Ученик Т. не выполнил домашнее задание;

г) Гражданин Л. вернул взятые у приятеля в долг 100 руб. через неделю после условленного срока.

Обобщение

Итак, правонарушение можно охарактеризовать следующим образом: это виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние. Обладающее рядом обязательных признаков. За правонарушение предусмотрены определенные виды наказаний, предусматриваемые законом.

Виды правонарушений

Объяснение учителя

-По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на два вида: преступление и проступок.

Беседа

-Как вы думаете, чем преступление отличается от проступка?

Задание:

1.Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Водитель грузового автомобиля Мальцев, во избежание наезда на Дмитрия, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредив столб и автомашину.

2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице.

- Как вы считаете что из этих примеров является преступлением а что проступком? Объясните свой ответ.

Словарная работа

Выпишите из учебника определения понятиям преступление и проступок.

Таким образом, согласно 14 статье УК РФ

преступлением является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ, под угрозой наказания.

А проступок - это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности.

Аналитическая беседа:

- Итак, какие самое главное отличие преступления от проступка?

Примерный ответ учащегося:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Слово учителя

Все верно, без вены не может быть преступления. Но если вина доказывается, то наступает такое явление как юридическая ответственность.

Юридическая ответственность и ее виды

 

Объяснение учителя

-Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность - это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение.

Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен.

Практическая работа с таблицей

Прочитайте учебник на стр. 90-91 и заполните таблицу:

Виды ответственности

Основные признаки

Уголовная

Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Все виды наказаний указаны в Уголовном кодексе РФ.

Административная

Определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Виды наказаний: штраф, конфискация, лишение специальных прав.

Дисциплинарная и материальная

Фиксируется в Трудовом кодексе РФ.

Виды наказаний: замечания, выговоры, увольнение, возмещение ущерба.

Гражданская

Фиксируется в Гражданском кодексе РФ.

Носит компенсационный характер.

Практическая работа

Ознакомившись с видами юридической ответственности, давайте выполним ряд заданий. (см. Приложение 2)

Обобщение

В целях обеспечения правопорядка предусматривается юридическая ответственность, которая фиксируется в УК, ГК, ТК, АК РФ.

Презумпция невиновности

Объяснение учителя

Как было сказано ранее,  без вины нет преступления , и пока эта вина не доказана, действует так называемая презумпция невиновности.

Практическая работа с учебником

Прочитайте учебник на 92 и выпишите определение презумпции невиновности.

Фронтально рассуждают

Читают учебник на стр.86-87

Выслушивается мнение 2-3 учеников

Записывают определение правонарушения в тетрадь.

Фронтально

Фронтально высказываются мнения.

Фронтально

Выписывают определения проступка и преступления в тетрадь.

1 ученик

Заполняют таблицу в тетради.

Фронтально

Выписывают определение

В тетрадь

(Презумпция невиновности – это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.)

V.

Этап первичного повторении, закрепления

Повторительно-обобщающая беседа

Подумайте над словами великого мыслителя Сенеки ««Задуманное, хотя и неосуществленное преступление есть все же преступление»

- Согласны ли вы с данным высказыванием? Ответ аргументируйте.

-Что является правонарушением?

-Каковы основные признаки правонарушения?

- Что такое преступление?

-Чем преступление отличается от проступка?

-Для чего нам нужна ответственность?

-Что является юридической ответственностью?

-Какие виды юридической ответственности вам известны?

-Что такое презумпция невиновности?

- Для чего она нужна?

Фронтально

VI.

Подведение итогов

Оценка деятельности.

Выставление оценок

Д/З §10. Ответы на вопрос после параграфа.

Приложение 1

Задание 1.

Определите, какая ответственность наступает в следующих случаях:

1. Безработные Павел и Николай выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. (административная)

2. Машинистка Матвеева, придя на работу 27 октября 2009 года, направилась в кассу, получила заработную плату и, не возвращаясь на рабочее место, пошла в магазин за продуктами, а затем – в парикмахерскую. К работе она приступила спустя четыре часа после начала рабочего дня. Администрация, с согласия профкома, издала приказ об увольнении Матвеевой за прогул. (дисциплинарная)

3. Шахта заключила договор с тепловой электростанцией (ТЭС) о поставке ей угля для обеспечения города электричеством. Но ТЭС не смогла оплатить поставляемый ей уголь, и шахта перестала отгружать его. (гражданская)

4. Костырин ночью проник в продуктовую лавку и при выходе из нее был задержан работником милиции. В ходе проверки у него были изъяты 3 кг кондитерских изделий. (уголовная)

Задание 2.

Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность:

1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +

2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +

3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +

5. Подростки курили в школьном туалете.

6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +

7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +

8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию

В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...

Современные технологии воспитательного процесса (Фомина Л. В. - руководитель МО воспитателей среднего и старшего звена)

Современные технологии воспитательного процесса (Фомина Л. В. - руководитель МО воспитателей среднего и старшего звена)...

План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801)  Ветеринария. ...

Учебные и внеклассные мероприятия учащихся среднего и старшего звена.

- Изготовление формы для занятий на уроках Технологии- Изготовление творческих работ для выставок района, города- Участие в фестивалях спорта и творчества СОК...

Презентации уроков по истории и обществознанию

- Роль религии в развитии культуры- Сталинградская битва- Герои России-герои нашего времени- Светская этика- История древнего мира в картинках...

Конкурс чтецов для учащихся среднего и старшего звена. Произведения, посвященные Великой Победе и 25-летию вывода Советских войск из Афганистана на тему «Дорогами войны».

Конкурс чтецовдля учащихся среднего и старшего звена.Произведения,посвященные Великой Победе и 25-летию вывода Советских войск из Афганистана на тему «Дорогами войны»....