План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства
статья

Хоменкова Наталья Герасимовна

План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_isk_office_word_3.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Поурочный план Хоменковой Н.Г.  

Отделение: Декоративно- прикладное. 12.12.2029г.

Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая

Год обучения: 2-й

Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства

Тема: Крестьянский дом как модель мира

Цель: сформировать представление об отражении в конструкции дома, в его традиционном внешнем и внутреннем убранстве представлений об устройстве мира .

Задачи:

Обучающая:  Рассказать о понятии «народное зодчество», его истоках и роли в развитии архитектуры, о музеях –заповедниках русского деревянного зодчества; раскрыть образную систему конструкции и декора русской деревянной избы.

Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.

Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству.

Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный  материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические

технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.

Основные понятия: крестьянский дом, зодчество, музей- заповедник, символика декора, красный угол.

Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном  искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.

План урока:

1.Оргмомент.- 1 мин.

2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.

3.Физминутка- 2 мин.

 4.Рефлексия-2 мин.

5.Подведение итогов-3 мин.

6.Домашнее задание-2 мин.  

                                                                   Ход урока :

1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «крестьянский дом как модель мира». Сегодня мы отправимся в путешествие по поселку Клетня. В далёком прошлом Клетня славилась мастерами резьбы по дереву. У нас и сейчас сохранилось часть  домов , богато украшенных резьбой. Я предлагаю вам задание «Что нам стоит дом построить». У вас на партах лежат изображения частей крестьянской избы. Вспомните, как называются части избы и с чего начинается её возведение. Итак, что же делали сначала?

(Сначала выбирали участок : недалеко от реки, на пригорке. Для строительства дома рубили деревья хвойных пород.)

- Деревья срубили, а дальше? (дети выходят по очереди и прикрепляют части избы.)

1.Раньше главным плотницким инструментом был топор. . При обработке дерева им срубали деревянные волокна , чтобы те пропускали воду. Поэтому ряд  срубленных брёвен  в форме  четырёхугольника называется срубом.

2.После того, как был поставлен сруб и уложена центральная балка потолка, ставили крышу- чело. Все брёвна крыши прикрывались специальной доской-  причелиной. Венчал крышу конёк- оберег дома от злых сил.

3.Далее в срубе нужно прорубить отверстия для окон. Каждый хозяин стремился  украсить своё жилище . Поэтому оконные и дверные проёмы украшались наличниками.

4.Конечно , от больших окон света было больше, но зато в холодное время года сильнее остужало избу. Поэтому на ночь окна закрывались деревянными ставнями.

-Вы хорошо поработали. Посмотрите, какой замечательный дом построили. .

Начальная мотивация учебной деятельности.

Когда новый дом готов, семья начинала переезд , который сопровождался множеством  примет . Люди никогда не были уверены до конца в том, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение. Испытывая безопасность жилья, в новом доме на первую ночь закрывали кота с кошкой. На вторую- петуха с курицей, на третью – поросенка. На четвёртую- овцу, на пятую- корову, на шестую- лошадь. И только на седьмую ночь в дом входил человек.

И мы сегодня в качестве гостей отправимся в крестьянский дом. И окунёмся в крестьянский быт. Люди ничего случайно не делали. Всё было исполнено глубоким смыслом. Центрально место в избе занимала печь. В печи готовили пищу, она была самым тёплым местечком, поэтому , поэтому на ней спали старики и дети. В старину печь не имела труб , дым уходил в отверстие на крыше, в дверь и окна. В противоположном от печи углу находился «красный угол», или «духовный».. В этом углу размещались иконы, и для того, чтобы поделиться своими бедами , обидами, попросить любви и счастья, люди обращались с богом.

  Далее учитель рассказывает о народном зодчестве, его истоках, роли в развитии архитектуры. О музеях- заповедниках  русского деревянного зодчества. , раскрыть образную систему конструкции и декора русской деревянной избы.

  Народное зодчество, как комплекс, отражающий мировоззрение человека.  Традиционного общества. Расположение дома относительно сторон света. Воспроизведение в конструкции дома представлений о трёхуровневом устройстве мира. Символика декора фасада дома. Знаки природных стихий в деревянной избе. Внутренняя планировка дома. Деление внутреннего пространства на мужскую и женскую половины. Выделение сакрального центра – красного угла. Связь элементов дома с образами животных и человека.

3. Физминутка.

4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.

5.Подведение итогов.

6.Дом. задание: Подготовить сообщение о духах дома и духах природы вокруг дома.

                                          Поурочный план Хоменковой Н.Г.  

Отделение: Декоративно- прикладное. 12.12.2029г.

Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая

Год обучения: 5-й

Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства

Тема: Постимпрессионизм.

Цель: сформировать представление о постимпрессионизме- новом направлении в изобразительном искусстве конца 19 века. Познакомить с творческой индивидуальностью ярких представителей постимпрессионизма- Сезанна, Ван- Гога, Гогена, Тулуз—Лотрека.

Задачи:

Обучающая:  Выявить общее желание вернуть в искусство содержание , размышление , связь с художественными традициями прошлого, показать сходство и различие с импрессионизмом.

Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.

Воспитательная: Воспитывать любовь к  искусству.

Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный  материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические

технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.

Основные понятия: импрессионизм, постимпрессионизм

Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном  искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.

План урока:

1.Оргмомент.- 1 мин.

2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.

3.Физминутка- 2 мин.

 4.Рефлексия-2 мин.

5.Подведение итогов-3 мин.

6.Домашнее задание-2 мин.  

                                                                   Ход урока :

1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «постимпрессионизм». Творчество Поля Сезанна (1839-1906) . Художественная система Сезанна.

Поиски объективных закономерностей в изображении реального мира и субъективного характера их преломления в работах художника. Пейзажи Сезанна: «Таяние снега в Эстаке» (1870), «Дорога в Понтаузе» (1877), «Дома в Эстаке» (1882-1885), «Берега Марны» ( 1888), «Гора Сент-Викуар» (1990). Натюрморты Сезанна: «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899), «Яблоки и апельсины» (1898-1899). Поиски синтеза формы и цвета, особенности композиционных приёмов: серии «Купальщицы» и «Купальщики» (1898-1905). Влияние Сезанна на дальнейшее развитие искусства.

Винсент Ван Гог и его влияние на французское искусство. Интерес к народной жизни, демократические тенденции его искусства. Поиски напряжённой экспрессии образов. Своеобразие художественных приёмов, особенности колорита и рисунка. Серия рисунков , созданных в Боринаже (1878-1881). Произведения, созданные в Нуэнне: «Башня Нуэнен» (1884). Обращение к живописи. Тематическое разнообразие творчества Ван Гога: «Едоки картофеля» (1885), «Сеятель» (1888) «Ткач у станка». Произведения парижского периода: «Внутренний вид ресторана» (1886-1887), «Терраса кафе вечером »  (1888), «Красные гладиолусы в вазе» ((1886). Влияние японского искусства6 «Отец танги» (1887). Арльский период творчества «Ночное кафе в Арле» (1888), серия «Подсолнечников» (1888). Пейзажи с видами Арля «Жатва в Арле», «Подъёмный мост в Арле» «Дерево в цвету».

Портреты: «Почтальон Рулена», , «Девушка из Арля» 91888), Автопортреты Ван Гога: «Человек с трубкой» (1889), «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889). Произведения последних лет: «Стул с табачной трубкой» (1888-1889), «Большая дорога в Провансе» ((1890), «У подножия Альп» (1890), «Портрет доктора Гаше» (1890).

Творчество Поля Гогена (1848-1903). Протест против буржуазной цивилизации. Арльский период: «Кафе в Арле» (1888), Период работы в Бретани: «Видение после проповеди» (1889), «Жёлтый Христос» (1889). Поездка в Полинезию. Основные произведения: «Женщина, держащая плод» (1893), «Ты ревнуешь?» (1892), «Жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Кто мы?»(1897). Увлечение полинезийской экзотикой в его искусстве. Декоративно-плоская трактовка реального мира .Значение чистого цвета , поиски линеарной выразительности. Поиски эстетического идеала в искусстве средневековья и древнего Востока.

  Анри Тулуз- Лотрек (1864-1901) и развитие в его творчестве некоторых теорий Дега. Критическое изображение парижской жизни: «Прачка» (1889), «Бал в Мулен—де-ла-Галет» (1889), «В кафе» (1891). Тема цирка и скачек в произведениях Тулуз- Лотрека. Острота характеристики в изображениях представителей парижской богемы: «Портрет Иветт Гильбер» (1894), «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1896). Особенности композиционных приёмов , рисунка , колорита. Роль Тулуза- Лотрека в развитии театрального плаката: «Мулен- Руж», (1891), «Жан Авриль в «Жардан де Пари» (1893).

3. Физминутка.

4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.

5.Подведение итогов.

6.Дом. задание: выписать названия основных работ художников .

                                          Поурочный план Хоменковой Н.Г.  

Отделение: Декоративно- прикладное. 19.12.2019г.

Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая

Год обучения: 2-й

Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства

Тема: Русская печь  как модель мира

Цель: сформировать представление о том  как загадка при помоши образов небесного и земного мира рассказывает о печи дома и предметах быта с ней связанных .

Задачи:

Обучающая:  Прочитать загадки о печи, печных инструментах, нарисовать образы. Выявить универсальность образа.

Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.

Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству.

Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный  материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические

технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.

Основные понятия: крестьянский дом, зодчество, музей- заповедник, символика декора, красный угол.

Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном  искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.

План урока:

1.Оргмомент.- 1 мин.

2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.

3.Физминутка- 2 мин.

 4.Рефлексия-2 мин.

5.Подведение итогов-3 мин.

6.Домашнее задание-2 мин.  

                                                                   Ход урока :

1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «русская печь как модель мира ». Мы будем вспоминать загадки о печи ,печных  инструментов, нарисуем образы, будем выявлять универсальность образа.

  А. Космическое пространство- небо со звёздами- внутреннее пространство печи. «Полна печь пирогов, а в середине коровай» (Звёзды и луна).

  Б.Величественный- гора- внешняя форма (образ эквивалентный  Древу мировому). «Стоит гора, в горе- нора, в норе- жук, в жуке-вода» (Печь и котёл).  

В.Социум- город с обитателями- печь с печной утварью. «Царица Клюковица по полю скакала, красно золото зобала. Пришёл царь Космач и говорит: -Молчи, царь Космач, и тебе тоже будет» (Кочерга и помело) . «Если таков, как Иван Русаков! Сел на конь- да поехал в огонь» (Чугун). «Был я на копанце, был я на хлопанце, был я на пожаре, был я на базаре  ; молод был –людей кормил, стар стал- пеленаться стал, умер- мои кости негодяшие бросили в ямку- и собаки не гложут» (Горшок). Загадки с помошью печной утвари рассказывают о социальном устройстве обшества: есть свои верхи, воины и простолюдины.

  Г.Ячейка обшества-семья- печь, огонь и дым. «Мать толста ,дочь красна ,сын храбёр ,под небеса попёр». (Печь, огонь,дым).  

  З. зооморфный. «Зимой всё жрёт», а летом спит; тело тёплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места не свезёт». (Печь).

  Е. Скомороший. «Стоит лохань, кругом крылом махал; в лохани турица, в турице лисица, в лисице жук, а в жуке вода; а в воде трава» (Изба, печь ,огонь, чугун, вода, капуста). Далее сделать вывод о том , что вертикаль печи господствует в доме, соединяет всех живуших в одно целое- как ствол Мирового древа в центре Вселенной. Далее практическая часть : Зарисовать в тетради предметы, связанные с печью.    

3. Физминутка.

4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.

5.Подведение итогов.

6.Дом. задание: Найти и записать загадки об одежде.  

                                       Поурочный план Хоменковой Н.Г.  

Отделение: Декоративно- прикладное. 19.12.2019г.

Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая

Год обучения: 5-й

Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства

Тема:  Символизм в искусстве рубежа 19- 20 века.

Цель: сформировать представление о развитии символизма и росте стилизаторских тенденций в европейском изобразительном искусстве.  

Задачи:

Обучающая:  На примере творчества основных представителей направления рассказать о характерных чертах символизма, раскрыть связь символистов с музыкой Вагнера и Дебюсси, литературными источниками- Бодлером, поэтами Верленом и Рембо.  

Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.

Воспитательная: Воспитывать любовь к  искусству.

Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный  материал по теме урока, тетрадь по искусству.

 Педагогические

технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.

Основные понятия: символизм.

Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли об  искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.

План урока:

1.Оргмомент.- 1 мин.

2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.

3.Физминутка- 2 мин.

 4.Рефлексия-2 мин.

5.Подведение итогов-3 мин.

6.Домашнее задание-2 мин.  

                                                                   Ход урока :

1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

2.Объяснение материала: Сегодня мы с тем, как развивался символизм и росли стилизаторские тенденции в европейском изобразительном искусстве.  

Символизм- одно из крупнейших направлений в искусстве(литературе, музыке и живописи), характеризуюшееся  экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870- 1880 г. и достиг наибольшего развития на рубеже19 -20 веков , прежде всего в самой Франции, Бельгии, России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. В живописи это направление называют постимпрессионистским. Для России начала 20 столетия наибольшим влиянием пользовалось творчество Врубеля. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой  в живописи всех жанров.

  Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в её объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.

  Представители: Густав Моро (1826-1898), Арнольд Берклин (1827-1901), Ходлер (1853-1918), Макс Клингер (1857- 1920), Поль Гоген (1848-1903), Энсор (1860-1949), Эдвард Мунк (1863- 1944), Одилон Редон (1840-1916). Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображённые на полотне мифологическими, мистическими, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины- наиболее популярными были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.

    Символизм отверг узкие  изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев –  Врубеля, Дельвиля, Рериха передают глубокую истину на противовес реалистам. Символизм является интеллектуальной формой эспрессионизма. Именно содержание ,а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ ,а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма. Это направление стало основой для нового, авангардного искусства, которое   начало формироваться в конце 19 начале 20 веков.

 Одним из ярчайших представителей норвежского символизма визобразительном искусстве считается Эдвард Мунк, его картины ,отображаюшие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха,одиночества и смерти,его картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».

  Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора. В основе любого архитектурного сооружения лежит символический смысл, который в него вложили создатели. Такие религиозные сооружения выступали  в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покояшееся на колоннах и пилонах,связываюшее поверхность земли и первичные воды. Основные символы в архитектуре- круг- символизируюший бесконечность.  

 Творчество Гюстава Моро (1826-1898), черты мистицизма, стилизации и условного декоративизма в его творчестве. Картины на библейские и мифологические сцены: «Орфей» 1865),  «Видение» (1874-1876).

   Пюви де Шаванн (1824-1898) и его произведения: «Бедный рыбак» (1881), «Девушка у моря» (1879), «История св. Женевьевы» (1896-1898).

  Одилон Редон (1840-1916).Рисунки и графические серии Редона: «В мире мечты» (1879), «Начала» (1883). Цикл литографий , навеянных «Искушением св. Антония» (1888),иллюстрации к стихам Бодлера «Цветы зла». Картины религиозного содержания- «Будда» (1905).

   Группа «Наби» («Пророк») и её лидер Пьер Боннар (1867-1947). Манифест (1890) вдохновителя группы Мориса Денни (1870-1943): подлинное произведение искусства должно быть декоративным , субъективным и произвольным. Увлечение набидов литературой , религиозной философией и музыкой, японской графикой и примитивной скульптурой. Морис Денни «Пейзаж с зелёными деревьями» (1893). Пьер Боннар «Партия в крокет»(1892).

3. Физминутка.

4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.

5.Подведение итогов.

6.Дом. задание: выписать названия основных работ художников , подготовить сообшение о творчестве ярких представителей символизма .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

Тестовые задания по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности «Парикмахерское искусство»

Раздел IИстория изобразительного искусства. 1. Живопись бывает:(А)  3 видов(В) 4 видов(С) 2 видов2.Парикмахерское искусство относится к:(А) скульптуре(В) живописи(С) декоративно-прикладному ...

Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).

Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...

План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801)  Ветеринария. ...

План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».

План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...