Лирика военных лет
методическая разработка на тему

Хаданович Алина Евгеньевна

Сценарий поэтического вечера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_lirika_voennyh_let.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий поэтического вечера

«Лирика военных лет»

Авторы: Хаданович Алина Евгеньевна, Володина Надежда Николаевна

преподаватели КГОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

                                 

г. Петропавловск-Камчатский

2012 год.


Пояснительная записка.

        Цель обучающая: дать  обзор  поэзии времен  Великой Отечественной   войны; показать,  что  поэзия, как   самый   оперативный  жанр, соединяла   высокие  патриотические   чувства с глубоко  личными  переживаниями лирического  героя.

        Цель воспитательная: формирование  чувства патриотизма у учащихся.

        Задачи:

  1. Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности.
  2. Совершенствование  навыков выразительного чтения лирических произведений.
  3. Ознакомление со  страницами  истории Отечества, формирование  чувства любви  к своей родине и  чувства уважения к ее защитникам.

        Оборудование: записи  песен  военных лет, поэтические сборники,  портреты  поэтов, иллюстрации, видеозапись  художественного фильма, презентация.  Используются  информационные технологии.

        Сценарий мероприятия подготовлен  в 2011 году. Актуальность музыкально-поэтического  мероприятия заключается в необходимости формировать и  развивать  чувство патриотизма у студентов, которые в будущем  станут работниками  образовательной сферы.

        Сценарий может  быть актуален и в  период  проведения мероприятий, посвященных «Дню защитников Отечества»,  и во  время подготовки  ко «Дню Победы».

Материал подготовлен для проведения музыкально-поэтического  вечера со с учащихся старших  классов, а   также  студентами   средних  профессиональных  учебных  заведений.



Сценарий праздника «Лирика военных лет»,  посвященного Дню защитника Отечества

Торжественные фанфары

Учитель 1: 23 февраля наша страна будет отмечать большой государственный праздник – «День защитника Отечества»!

Учитель 2: этот день принято считать праздником военных, несущих службу на боевом посту.

Учитель 1: В этот день хотелось бы вспомнить не только героев,  погибших на фронтах Великой Отечественной войны, героев современного времени, но и поэтов, не пришедших с полей сражений. Наш литературно-музыкальный вечер  посвящен лирике военных лет.

Учитель 2: Давайте вспомним суровые  страницы  истории нашей   страны в 40-е годы XX века.

22 июня, ровно в  4 часа,

Киев бомбили,

Нам  объявили,

Что  началась  война…

Учитель 1: Прервалась  мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все  опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный  бой,

С фашистской силой  темною,

С проклятою  ордой!

Учитель 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась  военными буднями; 4 года войны. 1418 дней беспримерного военного  подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи  утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.  

Студентка читает  стихотворение  Булата Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики  головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва  помаячили

И ушли -  за  солдатом солдат…

До  свидания.  Мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь  вернуться   назад!

Нет,  не  прячьтесь вы,  будьте  высокими,

Не  жалейте ни  пуль, ни  гранат,

И себя не щадите…

Но  все-таки  постарайтесь  вернуться назад!

Учитель 1: Булат Шалвович Окуджава

Учитель 2: Поэзия была  самым  оперативным,  самым  популярным  жанром военных  лет. Именно  поэзия  выразила  потребность людей  к  правде,  без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Студентка  читает  стихотворение  «Его  зарыли  в шар  земной».

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

                                       Июнь 1944

Учитель 1: Начинающие поэты - студенты Литературного  института им. Горького,  ИФЛИ, Московского  университета -  Михаил  Кульчицкий,  Павел Коган, Николай  Майоров, Всеволод  Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война. В их стихах звучит  мотив жертвенности.

Учитель 2: Это восемнадцатилетнему  Павлу  Когану принадлежат  знаменитые  слова: «Я с детства не любил овал / Я с детства угол рисовал» (1936).
Им  написано и стихотворение «Звезда»:

Светлая моя звезда.

Боль моя старинная,

Гарь  приносят  поезда

Дальнюю, полынную.

От чужих своих  степей.

Где теперь начало

Всех начал  моих и  дней

И тоски  причалы.

Сколько писем нес сентябрь.

Сколько ярких  писем…

Ладно - раньше, но  хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень.  В поле жуть –

Осень  над  Россией.

Поднимаюсь, подхожу

К окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая тревога

Научи  меня нести

Мужество  в  дороге.

Научи  меня всегда

Цель видать  сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все  мои  печали.

Темень.  Глухо.

Поезда

Гарь  несут  полынную.

Родина моя, Звезда.

Боль  моя старинная.

Учитель 1: Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма режиссера Н.  Лебедева, созданного  по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда»

Обсуждение.

Учитель 2: Молодые поэты ушли на войну, многие из них не  вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой  жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе   с врагом – «Священная  война» на стихи  В. Лебедева-Кумача.

Эта   песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные,  исполненные  энергии  слова и  музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня   призывала  к  ответственности  за судьбу страны. Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

Учитель 1: Остро  чувствовали эту ответственность  и  писатели: 941 из них ушел на  фронт. 417 из них не вернулись. На фронте  они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами,  моряками.  

Почему  же   поэзия оказалась необходима   людям?

        Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, вселяла веру и надежду. Поэзия  не  боялась правды, даже  горькой  и жестокой.

Учитель 2: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч  жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.

Звучит песня В. Баснера на   стихи М. Матусовского в исполнении  студентов:

Дымилась  роща под горою

И вместе с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати  ребят.

Как много их. Друзей хороших.

Лежать осталось  в  темноте

У незнакомого  поселка

На безымянной высоте.

Светилась, падая ракета,

Как догоревшая звезда..

Кто хоть  однажды видел это,

Тот не забудет  никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки  яростные  те –

У незнакомого  поселка.

На безымянной высоте.

Учитель 1: Стихотворение Владислава Занадворова (1914-1942),  геолога и поэта,  погибшего под  Сталинградом.

Студентка читает стихотворение:

Ты не знаешь, мой   сын,  что  такое   война!

Это вовсе не дымное   поле   сраженья,

Это  даже не смерть,  не  отвага. Она

В каждой  капле находит свое   выраженье.

Это – изо дня  в день лишь  блиндажный песок

Да слепящие  вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность  моя, что  в  окопах  истлела;

Это – грязных, разбитых дорог  колеи;

Бесприютные звезды  окопных ночевок;

Это – кровью  омытые письма мои,

Что написаны   криво на  ложе винтовок;

Это -  в жизни короткий последний  рассвет

Над  разрытой  землей. И лишь  как завершенье –

Под  разрывы снарядов, под  вспышки  гранат -  

Беззаветная  гибель  на  поле  сраженья.

Учитель 2: Действительно,  поэзия  не  боялась  правды. Она  связывала воюющих  и  оставшихся   в  плену. Война  часто  изображается не   как   подвиг,  не  как  геройство,  а   как   проверка на   человечность,  просто как  жизнь, пусть  неимоверно тяжелая. Поэт Николай Старшинов. Его комиссовали после тяжелого ранения в 1944 г., и он стал классическим «поэтом-фронтовиком», самая главная  тема его творчества — это  память  о войне («Я сорок с лишним лет / ношу твои осколки»).

Студентка:

Ракет зеленые огни

По  бледным лицам полоснули.

Пониже  голову пригни

И, как шальной, не лезь под  пули.

Приказ: «Вперед».

Команда: «Встать».

Опять  товарища  бужу  я.

А кто-то звал  родную мать,

А кто-то  вспоминал  чужую.

Когда,  нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто  не  крикнул: «За Россию!..»,

А шли  и гибли за нее.

                        Н. Старшинов  

 

Учитель 1: Юлия Владимировна Друнина, известная русская поэтесса, прошла рядовым солдатом всю войну. Как она говорит о себе: «Я родом не из детства - из войны». 

«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами — коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам…»

Студентка читает  стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны»

Я родом не из детства – Из войны.

И потому, наверное, дороже,

 Чем ты, ценю и радость тишины,

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства – из войны.

Раз, пробиваясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой тропинке робкой.

Я родом не из детства – Из войны.

И может, потому – незащищенней:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя шершавые ладони.

Я родом не из детства – Из войны.

Прости меня – В том нет моей вины…

Студентка:

 

                        ***

Я только раз видала рукопашный.  

Раз – наяву, и тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Студентка: «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Я ушла из детства в грязную теплушку,  

В эшелон пехоты, в санитарный взвод,

Дальние разрывы слушал и не слушал  

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»….

Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать.

Студентка читает стихотворение «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.

Шагают  бойцы   по  ней.

Шагаем  и  мы  - девчата,

Похожие на  парней.

Нет, это горят не хаты –

То  юность моя   в  огне…

Идут по  войне девчата,

Похожие на парней

Учитель 2: Страшный путь прошли  солдаты, защитники  своего  Отечества.

Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и  трудов   выпало на  их  долю в  эти  страшные  годы войны. Ждать с  войны сына, брата,  мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у   станка…, а  многие   воевали рядом  с  мужчинами.

Студентка  читает стихотворение Александр Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»

Учитель:  Главным было стремление сохранить Родину. Все шли к Великому дню – Дню Победы. И  все верили, что этот день настанет. Поразительно пророчество поэта А. Суркова:

                        

***

Испытало  нас время свинцом  и  огнем,

Стали  нервы железу   под  стать.

Победим. И вернёмся. И радость вернём.

И сумеем за   все  наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные  сны

Про  счастливый и  солнечный   край.

После  долгих напастей недружной   весны

Ждет  и  нас  ослепительный   май. (1942)

Учитель 2:

Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. День Победы – это день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глаза. И мы должны благодарить защитников Отечества, тех, кто свои жизни отдал за свою Родину.

Знаменательным днем для нашей страны является не только «День Победы», но и 23 февраля – «День защитника Отечества».

Литература

  1. Владимирова Е. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и  материалы к классным  часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка творческих заданий в рамках модуля"Лирика".

Практическая работа представлена в виде подборки творческих заданий. Обучающимся предлагается, например, закончить стихотворение, вставив недостающий элемент. Еще один вариант- это составление стихотв...

Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева. Урок-исследование с элементами мастерской

Урок-исследование с элементами мастерскойТема: «Не то, что мните вы, природа…» (Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева)...

Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"

презентация предназначена для  проведения урока по лирике Есенина...

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

Военно-патриотическая смена «Отечество» для воспитанников военно-патриотических клубов, центров и объединений, находящихся на территории Новгородской области (опыт проведения)

В 2015 году ОАОУДОД «Детский морской центр «КЮМ» провел шестую областную военно-патриотическую смену «Отечество» для воспитанников военно-патриотических клубов, центров и объединений, расположенных на...

Презентация к уроку по дисциплине "Родная (чувашская) литература по теме "Военная лирика чувашских поэтов"

У каждой войны свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена миллионов защитников Отечества, которые ценой собственной жизни, сражаясь на полях, приближали день Победы.  Многие...