Великая сила искусства
методическая разработка на тему

Хаданович Алина Евгеньевна

Автор Хаданович А.Е., Баринская Е.А.

Тема "Великая сила искусства" (сценарий интегрированного занятия литературы, музыки, изобразительного искусства).

Цель: развитие эмоционально-эстетического  восприятия действительности студентов Камчатского  педагогического  колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikaya_sila_iskusstva_2.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия для студентов средних профессиональных учебных  заведений (2 часа).

                                 

                                        Авторы: Хаданович А. Е., Баринская Е.А.

Тема: « Великая сила искусства».

                         Музыка должна сыграть  по отношению к

        поэтическому произведению ту же  роль,

     какую  по  отношению к точному рисунку

     играет яркость  красок.

                                        Кристоф Глюк.

Цель:
Развитие эмоционально-эстетического  восприятия  действительности, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи.

Образовательные:

- совершенствование  знаний по  теории  литературы и  музыки (логическое ударение, интонация,  звук, мелодия, лад, ритм,  темп, регистр, тембр,  динамика, штрихи, гармония; изобразительно-выразительные  средства в литературе);

- выявить и установить в ходе анализа произведений прием  - контраста;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

- закрепить понимание студентами главных выразительных средств живописи: композиция, рисунок, цвет.

Развивающие: 

- научить сравнивать музыкальные произведения с точки зрения изменения  настроения и характера музыки;

- формирование умения сравнивать произведения литературы, музыки и живописи, находить их соответствие друг другу;

- развивать умение слушать, понимать содержание музыкального произведения и различать выразительные средства музыки, понимать их значение и уметь связать с содержанием  худ. произведения;

- развивать и совершенствовать творческое воображение;

- развивать творческое  мышление, умение сопоставлять увиденное и услышанное;

Воспитательные:

- прививать интерес к сокровищам русской  музыкальной культуры;

- воспитывать умение вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения;

- через изучение произведений искусства  прививать любовь к русской культуре, родной земле, русской природе,  воспитывать патриотическое самосознание.

Музыкальный материал:
1.  Музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» -  «Январь», « Март», «Апрель», «Май».

2. Песня «Родные места». Музыка Ю.Антонова, Слова М. Пляцковского.

3. Песня «Утренняя молитва». Музыка П.И.Чайковского.

4. Песня  «Моя Россия». Музыка Г. Струве.

Картины русских художников XIX века.:

В.М. Васнецов.  «Аленушка».

К.А. Коровин. «Лунная ночь. Зима». 1913 г.

А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

И.И. Левитан.  («Март», «Весна. Большая вода», «Начало весны», «Золотая осень»,

«Березовая роща», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Избушка на лугу», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь». 1900.

На занятии можно использовать подготовленную заранее презентацию - «Музыкальная живопись времен года».

Ход занятия.

План на доске.

1. Краски слов на палитре музыки.

2. Власть интонации.

3. Окрыленное музыкою слово.

4. Музыкальная живопись.

I.  Организационный момент. Определение цели  занятия.

Учитель литературы:

        Сегодня  наше занятие  необычно, уже  потому,  что перед  вами, уважаемые  студенты, сразу два  преподавателя, каждый из  которых на своих  занятиях касается одного из трех  видов   искусств.

Учитель музыки:  

Как вы уже знаете музыка, литература и живопись - это виды искусства, имеющие один общий источник вдохновения - это окружающая нас реальная жизнь.

Учитель литературы:

Нам предстоит провести исследование в некоторых областях искусства и определить, каково  влияние   искусства на психологическое  состояние  человека. Ответить  на вопрос: что  объединяет три  вида  искусства? Повторить художественные, музыкальные и поэтические средства выразительности. Итак, цели оглашены, и мы начинаем наш урок.


   Введение в тему. Постановка основополагающего вопроса.(5:00)

II.

Поет Анфиса Попова. Видеоклип.

«Родные места»

Музыка Ю.Антонова                                                           Слова Михаила Пляцковского.

В родных местах ромашкой пахнет ветер,

И до травинки вся земля своя…

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристей голос у ручья.

Припев:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места!

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга,

Стволы берез – прямее и стройнее,

И разноцветней радуги дуга!

Припев:

В родных местах на капельках росинок

Горят зари веселой огоньки.

В родных местах все лучше и красивей –

От звезд ночных  до утренней росы.

На фоне последнего слайда картины В.М. Васнецова «Аленушка» учитель читает стихи:

 «Берегите лес»

Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип они не расторжимы,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес и, как в безлунной бездне,
Всё-всё до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

                                Н. Жоговолева  

        Слова учителя   литературы:

        Язык   слов и  язык   музыки….  На  первый   взгляд они  очень  далеки  друг от  друга.  Язык   музыки  не  обладает  конкретностью,  а слово проигрывает в  соревновании  со  своим  другом-соперником в передаче  эмоций.

        Слова учителя   музыки:

        Не  все можно  передать  словами. Бывают  в  жизни  такие моменты,  когда  обычный  человеческий  язык не  в   силах  раскрыть чувства, которые владеют  нами. И  тогда   мы  обращаемся  к   музыке.  Музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывает весь этот внутренний душевный  мир. Музыка, не  упоминая  ни  о  чем, может  рассказать  все. Происходит общение чувств, разговор сердец. Искусством поэтической мысли называют музыку композиторы.

                А.Фет.

Как беден  наш  язык! – Хочу и  не  могу.-

Не  передать  того ни другу , ни врагу,

Что буйствует  в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит  голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь  у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает  на лету и  закрепляет  вдруг

И темный бред души и  трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облако Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах

                                                        <1887>

        Учитель литературы:

        В художественной литературе при желании можно найти немало примеров образного раскрытия музыки словом. У Максима Горького есть рассказ, который так и называется «Музыка».

        Действие происходит в кабинете жандармского полковника, куда молодого писателя, подозреваемого в революционной деятельности,  приводят на допрос. И тут он услышал, как в соседней комнате заиграл рояль.  Женщина, пишет Горький, «играла без нот – негромко, медленно, как бы вспоминая забытое.. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно; тяжелые вздохи басов  говорили о чем-то настойчиво и строго, а в общем, это напоминало картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течет сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья. Вдали уныло поет колокол невидимой церкви… Потом среди поля явился человек с открытой головою; высоко подняв руки он бежит, гонимый ветром, как «перекати-поле», - бежит и все оглядывается назад. Глухой, темный гул сопровождает его, а дали полевые становятся все шире, все глубже, и, умаляясь перед ними, он исчезает с земли».

        Учитель музыки:

        Как бы ни была неопределенна и многозначна музыка, почти всегда, слушая ее, мы способны перевести звучание в какие-то картины, в мимолетные образы. И их можно передать словами.  Писатели часто прибегают к ассоциациям, рожденным музыкой, чтобы показать своего героя ярче, глубже, разностороннее.

Слова учителя   литературы:

        Но художественное слово,  живопись  и  музыка раскрывают  чувства, эмоции  человека, хотя и  используя  различные  средства   воздействия  на   сознание  человека.  

        Что же роднит различные  виды  искусства?  Благодаря какому свойству, общему  для   всех  видов искусств, они  могут  идти  в   едином  строю?

        На этот  вопрос мы сегодня постараемся дать  ответ, обращаясь  к теме природы в творчестве русских художников  и поэтов ХIХ  века,  и музыке П.И. Чайковского.

        Так вот  сейчас в единстве предстанут  три вида  искусства: поэзия, музыка и живопись.

Слова, прежде всего воздействуют на ум,  а   потом  уже  на   чувства.         

Послушайте  строки  из стихотворения русского поэта XIX века Ф.И.Тютчева

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

        Учитель  литературы: Как вы думаете, что хотел сказать поэт людям? Каким предстаёт в его воображении образ природы? (Поэт всецело утверждает одухотворённое бытие природы).
        
Слова учителя   литературы:

        Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в тоже время, уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире.

        -А что такое музыкальный пейзаж?
        
Слова студентов:

        Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Понятие пейзажа используется в различных видах искусства.
Новый термин.


ПЕЙЗАЖ
 (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике, жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.

        Учитель  литературы: А теперь  обратимся  к зимнему музыкальному пейзажу.

        Учитель музыки:

        Нередко композиторы, чтобы помочь слушателям лучше понять музыку, дают «программу», то есть, предпосылают сочинению, прежде всего инструментальному, литературное описание. Такую музыку называют «программной». Очень помогают следить за развитием музыкальных тем, глубже воспринимать музыкальные  образы – эпиграфы, которые иной раз композиторы предпосылают всему музыкальному сочинению. По программе, предложенной нотным издателем, Чайковский написал свой знаменитый фортепианный цикл «Времена года». Сборник состоит из двенадцати программных пьес – по числу месяцев в году. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона - зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Каждая из них рисует, какой либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название:

        Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь» в исполнении студентки.

        На экран проецируется картина художника Коровина К. А. «Лунная ночь. Зима». На фоне музыкального фрагмента учитель читает эпиграф.

«Январь. У камелька».

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет уголек,

И свечка нагорела.

        Учитель литературы: Эти стихи молодого Пушкина удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из зимней неги зимнего вечера, проведенного у камина, где так отрадно думать. Вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение легкой тревоги, печального предчувствия. И снова - тишина, полная поэтического очарования.

        Учитель музыки: 

        Может ли этот маленький отрывок рассказать о характере мелодии?

        Слова студентов:

        Да, сначала зарождается звук. Как из зерна вырастает растение, так и из музыкальных  «зерен» вырастают звуки, фразы, мелодия, все произведение.  Главное в «зерне» – характер музыки. Слушая небольшой отрывок, где спрятано «зерно» интонации, можно узнать все о произведении.

        Учитель музыки:  что такое мелодия?

        Слова студентов:

        Именно в мелодии музыкальные интонации достигают высшей  пластичности, завершенности, и подобно словам в предложении, образуют своеобразную мелодическую фразу. Мелодия – это не просто звуки различной высоты и разной длительности, соединенные воедино,  мелодия – это душа музыки, мысль музыкального произведения.

С помощью мелодии,  без слов, возможно, выразить чувства, волнующие композитора.

        Учитель музыки: какими средствами музыкальной выразительности передает композитор настроение зимнего пейзажа?

        Слова студентов:

        В музыке часто мелодия неожиданно меняет свое движение, ритм, темп, динамику, лад, регистры. Такой прием развития в музыке называют  - контрастом.  Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты.

Таблица элементов музыкальной речи.

Мелодия

нисходящая

восходящая

Лад

минорный

мажорный

Темп

медленный

быстрый

Регистр

средний

высокий

Динамика

не очень громко

тихо

Штрихи

легато

Ритм

ровный

Гармония

консонанс

        Слова студентов:

        В музыке много интонаций, так же, как и в разговорной речи. Слушая литературное произведение, мы можем представить, что описывает писатель. Слушая музыку, тоже можно представить, что хотел показать композитор. Например, художник не может изобразить на одной картине развитие чувства от печали к радости. Композитор наоборот, может выразить развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения  к другому.  Смена частей в музыке связана с изменением характера.  При этом композитор использует выразительные интонации,  выразительные интонации передают чувства человека, изобразительные интонации – описывают картины природы.

        Учитель музыки:

        В музыке, как и в стихах, передается настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам.  Тогда луна в стихах выглядит мрачной, как и рассерженный человек, вьюга злится.  

        Студенты выразительно  читают стихи.

Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачная желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                               А. Пушкин.


        ***

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мертвого окна.

И снится нам прекрасная,

В улыбке солнца, ясная

Красавица весна.

                        С. Есенин.

        Учитель литературы: А какими средствами автор  передает  состояние  лирического  героя? (логическое ударение, замедление темпа – речевые интонации). Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи вам известны?

        Учитель музыки: Давайте обратимся к живописи. Вспомним главные выразительные средства живописи. (Демонстрируются слайды с определениями терминов).

        Студенты по очереди читают с экрана.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного). Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающее произведению единство и целостность, соподчиняющий  его компоненты друг другу и  целому.

РИСУНОК – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (преимущественно на бумаге) карандашом, углем, маслом, пером и т.д.  с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен, в одном или нескольких цветах.

Виды рисунка – эскиз, этюд, зарисовка с натуры, набросок.

ЦВЕТ -  колорит, система соотношений цветовых тонов.

        Учитель музыки:

В каждом конкретном произведении колорит образуется  сложным и неповторимым взаимодействием красок – в живописи, звуков – в музыке,  слов – в литературе и поэзии, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контрастов, и является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности.

        Учитель литературы.  

        Много живописных полотен о родной земле, ее красотах у русского художника Исаака Ильича Левитана. Обратите внимание на автопортрет художника.

        На экране проецируется портрет художника. ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна.

        Сообщение студента: Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900), русский художник. Родился в Кибартах  (ныне Кибартай, Литва). 18 (30) августа 1860 года,  в семье железнодорожного служащего. В 1873 году, в возрасте 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил через 2 года. Жил преимущественно в Москве. Работал в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму.

Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем  не менее, никогда не отдавался чистой радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны. - ( «Осенний день.  Сокольники», 1879).

        Зрелый период Левитана как мастера картины – пейзажа открывается «Березовой рощей» (1885-1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» - («Вечер на Волге», 1888;  « Вечер. Золотой плес», 1889; «После дождя. Плес» 1889; «Свежий ветер. Волга», 1891–1895). Он создает шедевры церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение. («Вечерний звон», 1892 ).

        Или напротив, скорбное чувство бренности всего земного - («Над вечным покоем», 1893 -1894,  «У  омута», 1892, либо в знаменитой «Владимирке», 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника. Позднее, краски художника обретают все более мажорное звучание – («Март», 1895; «Золотая осень», 1985; «Весна – большая вода», 1807); с другой стороны его все более увлекают картины вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана -  

( «Озеро. Русь», 1900, Русский музей), является - вопреки смертельной болезни едва ли не  самым радостным его произведением.  Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900.

ВНИМАНИЕ!!!  Студенты читают с экрана.

Новые понятия:
ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение — Товарищество передвижных, художественных выставок, образованное в 1870. Они обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы,

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; Оно сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
«МОДЕРН» (франц. moderne — новейший, современный) стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
        
Учитель литературы:

        Левитан-создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность или скорбная одухотворенность образа, раскрытие тончайших состояний природы. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации, а также его собственная личность.

        Учитель музыки: А что  мы знаем  о творчестве и жизни П.И. Чайковского?

На экране портрет П.И.Чайковского (1840 -1893)

        Слова студентки:

        Среди русских композиторов классиков имя Чайковского выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира. Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке Чайковского вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами. И о чем бы ни говорил Чайковский  - он всегда правдив и искренен.        

Учитель: Давайте обратимся к видеозаписи  о  доме-музее Чайковского П.И. Видеофильм.

        Слова учителя литературы:

        Как и в музыке  П.И. Чайковского, так и  в палитре  Левитана   явственно  звучат минорные  аккорды,  печальные  ноты. Но  односторонний художник не  завоевал  бы   симпатии зрителя, тем  более его  любви. Иногда из-под кисти  Левитана выливались  радужные,  ликующие творения.

        Слова студентки.

        Никогда еще гимн торжествующей жизни не  раздавался в   таком гармоничном созвучии разнообразных  аккордов. И если  прихотливые создания Куинджи поражали  нас световыми эффектами, то  поразительное впечатление от  творений Левитана достигалось средствами  проникновения в  природу в   моменты ее переходных  состояний   - от  зимы к   весне,  от весны к лету, от дня к  вечеру.  От  вечера   к ночи.

        Слова учителя  музыки.

        Левитана  по праву называют непревзойденным мастером настроения в  живописи. Его часто  сравнивают с Чайковским, в произведениях которого русская  природа нашла удивительно сердечное выражение. Сопоставьте картины  осени на   полотнах  Левитана,  например  с «Осенней  песней» Чайковского или с  «Временами года»,  и  вы ощутите нечто  родственное в  этих  произведениях. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу мелодия русской песни. И художнику,  и композитору удалось  спеть свою  песнь в   искусстве – лирическую  песнь русской  души.

Давайте  обратимся   к  весенней  песне.   На экран проецируется картины

И. И. Левитана   «Март» Звучит музыка из альбома  «Времена года» П. И. Чайковского - «Март».

                                        

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,        

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

                                А. Майков.

        Учитель музыки:

        Задушевная и задумчивая  музыка, с легко запоминающейся плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.

Какие средства музыкальной выразительности сделали музыку нежной, прозрачной?  (Минорный лад, спокойный темп).

        Учитель литературы:

        Давайте обратимся  к картине Левитана «Март» (1895), одной  из  самых поэтичных  пейзажей не  только в русском,  но  и  в   мировом  искусстве.

«Это  такая же  жемчужина, как «Оттепель» Васильева, «Грачи  прилетели» Саврасова.

В этом пейзаже  так   много  весеннего  тепла, так   много  света,  согревающего  солнца»,  -  говорил живописец Бакшиев В.Н.

        Какова тема этой картины? Что  же  необычного  в ней?

        Слова   студентки.

        Левитану  посчастливилось уловить  неуловимое -  подстеречь самые  первые  мгновения весны. Ее дыхание ощущается   во  всем,  несмотря  на  то, что  повсюду   лежит снег -  и  на  земле,  на   крыше  этого деревянного дома,  такого  знакомого,  будто  и  мы  когда-то,  может  быть  в   раннем  детстве.  

        Запряженная в крестьянские сани лошадки  смирно дожидается своего  хозяина. Дверь  в   доме  открыта. Эта  деталь  не   случайна,  она   играет в   пейзаже  большую  роль…

        Слова учителя.

         Открытая дверь  говорит  о  присутствии  человека. Все выглядело бы  значительно бедней   без  такой, казалось  бы,  несущественной подробности,  мелочи.  

        Какое  настроение вызывает  эта   картина?

        Слова студентки:

Общее  настроение ожидания  трогает  нас в картине. Это ожидание прихода  настоящей весны. Скорое наступление  ее ощущается во всем: в  ослепительном  снеге, и в  набухших  почках, и в цвете  теней, которые из холодно-синих становятся  лиловатыми.

        Слова   студентки.

        Природа вместе с этим горячим  чувством ожидания весны еще   хранит признаки  зимы. На голых  ветвях  тополя еще   сиротливо ютится  пустой  скворечник,  а в  лесу.  где  еще снег  лежит  плотным  слоем,  еще, наверно  холодно. Но как  ни  хмурится   март, все же   быть  весне!  

        Учитель литературы: Любуясь  картиной,  какие эмоции мы  испытываем?

Весна идет  как будто из того леска, который сейчас нежится под теплым голубым  небом. Голубизна эта пронизывает и насыщает снег, темную хвою сосен, белоствольные  березки…

        Учитель музыки:

        Почти все пейзажи Левитана музыкальны. Его живопись поет. Поют краски, поют линии. Поет сама природа, изображенная на холсте.

        На экран проецируется картины И. И. Левитана  «Начало весны».   Звучит музыка из альбома  «Времена года» П. И. Чайковского – «Апрель».

Эпиграф:

Голубенький, чистый

Подснежник цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок..

Последние слезы

О горе былом,

И первые грезы

О счастье ином…

 

Слова студентки:

        Эти строки поэта Майкова растворяются в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. Мы словно слышим ее рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробирающийся к свету из-под снега. В вальсовом движении мелодии журчит ручеек, звенит капель, словно «первые грезы» весеннего обновления.

Слова студентки:

        Весна  -  светлый праздник рождения природы.  Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень. Вот появился первый подснежник..

Звучит фонограмма  пьесы «Апрель» П.И Чайковского. На фоне музыки звучат стихи.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил и тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Учитель музыки:

Человеку легче дышится весной. Славная зима, не тяжкая. Но вот уже надоел старик –мороз, надоела его вечно мохнатая, белая шапка, а застывший в холодном сне лес уже не тянет, скучен он и пуст зимой – и мы ждем весны, ждем тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.

Читают стихотворение  Тютчева Ф.

«Весна»

Звучит  музыкальный фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года» - «Май». На экран проецируется картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

На фоне первых аккордов учитель читает стихотворные  строки:

«Какая ночь! На всем, какая нега!

Благодарю родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

        Слова учителя музыки:

        Выдающийся советский искусствовед академик Михаил Алпатов так описывает это полотно: «У Левитана все запело, все зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее и случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая  душа художника… тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые березы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо…Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели; из этого хора выкрикивают отдельные сильные голоса более могучих стволов…»

        Слова учителя литературы:

Музыкально-художественные  образы природы, отраженные  в музыке Чайковского  и живописи Левитана, можно выразить через стихотворение –

Е. Пяткина «Лесная увертюра»

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звучит многоголосье увертюры,

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будоражат лес синицы не смолкая.

Курлычут журавли. Один… Еще один…

И сердце дрогнуло, ликуя и страдая,

Мелодия весны… В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта, над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая.

        Учитель музыки:

В пейзажах Левитана поет все, даже тишина.

        Звучит  П.И. Чайковского  «Утренняя молитва». Исполняет студентки.

На экран проецируется картины Левитана  - «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем».

Утренняя молитва.

День чуть светает, всюду покой,

Льются туманы над грешной землей.

Утро несет нам свой первый привет.

Мелькая зарею, плывет рассвет.

Идет к нам рассвет!

        III. Заключение. 

        Учитель литературы:

        Так давайте подумаем, при  помощи,  каких  средств композиторы, поэты и  художники  воздействуют  на  психологическое  состояние человека (слушателя, читателя, ценителя живописи).

        Если говорить  о  музыке и поэзии,  то,  прежде   всего  вспоминаем  об  интонации.

Интонация  - это международный язык чувств. Желание донести  до  слушателя смысл высказывания,  заразить  его  тем,  что  чувствуем, невольно  рождает особую  интонацию.

Но если  в речи  интонация сопутствует  словам,  которые  сами  по  себе   уже несут  смысл.  То в   музыке она выражает  этот  смысл  одним  лишь  звучанием. «Музыка есть  - подчеркивал Асафьев, -прежде   всего искусство интонации, а вне интонации – только комбинация звуков».

        Учитель музыки:  

        Еще М.Ю. Лермонтов в  одном из  писем  сетовал на  то,  что  написанные слова – это  застывшая мысль, которую читатель может произнести неверно. «Следовало  бы в   письмах,  -  предлагал  поэт, - ставить  ноты  над  словами»…  Тогда  до  адресата  дойдет  именно  то  звучание,  а   значит,  и  чувства, которые  имел  в   виду   автор. Именно живые  интонации делают  музыку говорящей, а  слово  музыкальным.

        Учитель литературы:

        Давайте вспомним вопрос, который был  задан  в начале нашего  разговора: так что же объединяет три  вида  искусства? Каково влияние музыки, живописи, литературы на сознание   человека?

        Ответы студентов.

        Учитель: русская классическая музыка развивалась в тесной связи с передовой русской литературой и искусством. Творчество Чайковского и Левитана – это великое сокровище  русской культуры ХIX века.

        В их произведениях отражена многовековая история нашей Родины, воспет народ с его душевной красотой и мечтой о светлом будущем.

        Вся жизнь русских литераторов, композиторов, живописцев ХIX века – это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине.

        На фоне презентации «Музыкальная живопись времен года» вся группа исполняет песню Г. Струве «Моя Россия».

Слова Н. Соловьевой                                                    

 Музыка Г. Струве

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство-великий волшебник

Тип урока-библиотечный. В основе-метод художественно-педагогической драматургии. цель урока - привлечение к миру прекрасного, знакомство с различными видами искусства....

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Презентации к уроку: волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Презентации к уроку: волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»...

Бинарный урок литературы и психологии "Великая сила любви"

Внеклассное мероприятие "Великая сила любви"...

"Линейные ритмы в произведениях великих художников" Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств (предмет: история изобразительного искусства).

Исследование художественной формы в её конкретном, содержательном и поступательном развитии, в произведениях таких  художников как: Боттичелли, Матисс, Модильяни, Дюфи, Леже, Ван Гога....