Н.Рубцов. Тема родины в лирике поэта
методическая разработка на тему

Покотило Любовь Юрьевна

Урок вмещает краткий обзов биографии писателя, а также используется комплексный анализ стихотворений (по группам) Н.Рубцова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx26.41 КБ
Файл slaydy_k_uroku.pptx772.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Крым «Сакский технологический техникум» 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема :«Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта»

по предмету «Литература»

Разработала преподаватель русского языка и литературы

                               Покотило Любовь Юрьевна

г. Саки,2015

 Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта

Цели:

  •  дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с жизнью и творчеством, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.;
  • совершенствовать умение  анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н. Рубцова;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения;
  •   развить умения работать в группах;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую родину,  умения видеть и чувствовать прекрасное  в привычном.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Н.Рубцова(слайды), стихотворения « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице», презентация студента о жизни и творчестве Н.Рубцова, слайды с эпиграфом, темой урока, аудиозаписи песен и стихотворений поэта.

Опережающее задание: презентация, рисунки к стихотворениям, общие сведения о стихотворениях.

эпиграф к уроку           С каждою избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н.Рубцов

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Каждый из нас- патриот своего края, города, села, где бы мы  ни были, всегда сердцем будем стремиться в свой родной уголок земли, но искренней, чистой, по-детски наивной любви мы можем научиться у наших русских писателей и поэтов. Одним из них является Николай Рубцов. .он- образцовый патриот своей родины.

 Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через  личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений»  

3.Работа с эпиграфом.

После чтения эпиграфа происходит сопоставление с темой урока:

Вопросы: - Как содержание эпиграфа связано с темой урока?

                 - Какой смысл в нём заключён?

                 - О чём мы будем говорить сегодня?

Определение целей урока

-Запись темы , эпиграфа, плана  в тетрадь.

План

1. Жизненный путь Н.Рубцова

2.Творчество.

3. Анализ стихотворений « Тихая моя родина», «Видения на холме», «В горнице».

4.Проверка Д.3.

 Презентация студента о жизни и творчестве поэта. В это время студенты делают краткие записи в тетради.

Дополнения преподавателем.

Творческая манера Рубцова формировалась с одной стороны под воздействием таких поэтов как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин, с другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией. Восходят к мифологии, что позволяет говорить о некой «вневременности» его поэзии.

Н.Рубцов рано остался сиротой (в 6 лет ,с 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.). Он считал себя одиноким человеком, поэтому единственное дорогое, что у него было-малая родина. Но что же такое родина? Для каждого человека это слово имеет своё значение.

5.Игра в ассоциации .

Давайте поиграем в ассоциации. Я назову вам слово, а вы быстро, за 2-3 минуты нарисуете, напишете на отдельных листах то, с чем для вас это ассоциируется. Итак, это слово – Родина. (примерные ответы студентов: мама, семья, дом, очаг, тепло….) (эти ассоциации зачитывают студенты по очереди 5-6 человек,  преподаватель записывает на доске в виде солнца,  студенты делают то же самое в тетрадях)

Этот ассоциативный куст мы оставим и в конце урока сравним с образами, которые возникли у поэта.

 6. Работа в группах, заполнение таблицы

Перед разбором- аудиозапись «Тихая моя родина» в исполнении Н.Рубцова, «В горнице»- песня

1 гр.

«В горнице»

 2 гр.

«Тихая моя родина»

3 гр.     «Видения на холме»

Общие сведения

Тема

Идея

Образы

Размер стихотворения

Художественные средства

Для 1 группы

- Почему в горнице светло, какое время суток описывается?

- почему по воду пошла матушка, а не герой?

- Что такое горница?

-какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

Для 2 группы

-Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

- В чем автобиографизм этого стихотворения? О каком месте пишет автор?

-Что такое погост? (село — деревня с приходской церковью и кладбищем при ней, иногда так называли кладбище с церковью).

Для 3 группы

- Какие чувства у вас возникли во время чтения этого стихотворения?

- На сколько частей можно условно разделить это стихотворение?

- Что символизируют кресты?

Каждая группа после анализа стихотворения защищает свой рисунок.

Выводы:стихотворения, несмотря на то , что посвящены теме родины, имеют автобиографический характер, неразрывны с жизнью поэта, музыкальны, связаны с УНТ.

Послушайте отрывки песен на стихотворения Н.Рубцова, и вы поймёте, что всегда его творчество вам было близко.

-Аудиозаписи песен на стихи Н.Рубцова

«Букет», «Чудный месяц горит над рекою», «Размытый путь».

7. Подведение итогов.

- О чём вы узнали на уроке?

- Посмотрите на наш ассоциативный куст и на образы, которые встречаются у поэта. Найдите общие черты.

- Чему учит поэзия Н.Рубцова?

Выставление оценок

8. Д.З.  Выучить одно стихотворение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Рубцов. Тема родины в лирике поэта.

Слайд 2

Цели урока -познакомиться с жизнью и творчеством поэта; -совершенствовать умение анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова ; -отработать навыки художественного чтения поэтического произведения; -развивать навыки работы в группах; - воспитывать в себе патриотические чувства, любви к малой родине, умение чувствовать прекрасное

Слайд 3

С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь…, Николай Рубцов

Слайд 4

1 группа- «В горнице» 2 группа- «Тихая моя родина» 3 группа- «Видения на холме» План анализа: 1.Выразительное чтение. 2.Общие сведения. 3.Тема. 4. И дея. 5.Образы. 6 . Размер стихотворения. 7.Художественные средства. 8. Личное восприятие стихотворения (впечатления).

Слайд 5

Домашнее задание: Выучить одно стихотворение Н.Рубцова (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему" Родина нас выбирала"

Данная работа очень интересна и пронзительна до слез ,она посвещена  ребятам .которые сражались до последнего и посвещена им ....

Презентация "тема родины и природы в лирике С.А.Есенина"

презентация предназначена для  проведения урока по лирике Есенина...

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы Родины (2 часа).

Цели  уроков:-познакомить  обучающихся с биографией  С.А.Есенина;-с особенностями творческой манеры поэта:,- показать народность творчества (С.А.Есенин - национальный поэт);- проследить...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Тема родины в лирике Есенина

Тема родины в лирике Есенина...

11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.

Задание по литературе   по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02  в рамках дистанционного обучени...