11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по литературе   по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02  в рамках дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.2.  М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.

Контрольные вопросы и задания

1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2.Выделите  и запишите  в тетради основные  темы и мотивы лирики поэта.

3. Выполните самостоятельно анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» ( план анализа в тетради)

4.Выучить  стихотворения  поэта .

Лекция

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе  Тарханы.

О его жизни и творчестве известно много, а вот о его матери и отце – гораздо меньше. Родители Лермонтова – люди не простой судьбы. Их жизненный путь и любовь были довольно трагичны.

Это Мария Михайловна и Юрий Петрович Лермонтовы – родители поэта и бабушка,  Елизавета Алексеевна.   Семейная драма Лермонтовых: распри  отца, Юрия Петровича и  бабушка,  Елизаветы Алексеевны, закончится смертью матери  поэта. Через 2 года будущему поэту суждено остаться сиротой.


Без матери быть от рожденья —
Не слишком завидный удел.
Поэт не хотел сожаленья
И маску на душу надел.
Насмешливый, нервный характер,
Угрюмость и маленький рост.
Не с каждым при личном контакте
Бывал он приятен и прост.
Шипела и пыжилась серость,
Сама не имея лица.
О, как им унизить хотелось
Несносного сверхгордеца.
Что им до великого дара,
До жгучей, летящей строки.
И вот затевается свара
И взводятся снова курки.
Была бы натура иная,
Продлились бы ясные дни...
Но звёзды орбит не меняют,
Иначе не звёзды они.

Бабушка, Елизавета Алексеевна  Арсеньева, увезет его в Тарханы, не  жалея сил  и средств, даст блестящее домашнее образование, позаботится о его физическом здоровье.

Мальчику было 10 лет, когда он увидел Кавказ. Позже в Тарханах он будет из воска лепить горы  и писать стихи о первой любви, постигшей его на Кавказе.

Вы  знаете, Лермонтов словно помнил свою неземную жизнь, предыдущую. «Душа Лермонтова начала жить  раньше, чем стал человеком, и  припоминала  песни,  которые ей когда – то пел ей ангел в небе ночном»  (Д.С.Мережковский).

Правда, со временем его «глаза видят больше и лучше. А уши слышат сильнее. И вся …жизнь становится понятней».

Молитва  

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
(1829)

В1827 году  бабушка увозит  будущего поэта в Москву. Здесь  он приобретает новых друзей, влюбляется в Вареньку Лопухину.  

В ней не было ни кокетства, ни наигранности, что так раздражало Лермонтова, и это превращает миленькую Вареньку в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство  удается ему сохранить в душе на всю оставшуюся жизнь…

Она не гордой красотою 
Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как воспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

По сей день почитателей  Лермонтова, поэтов волнует  история их  любви:

Лермонтов и Варенька Лопухина

 Андрей Дементьев.

1

Они прощались навсегда,

Хотя о том пока не знали.

Погасла в небе их звезда,

И тихо свечи догорали.

"Я обещаю помнить вас…

Дай бог дожить до новой встречи…"

И каждый день, и каждый час

Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,

С другим печально обвенчалась.

Он думал: "Жизнь не удалась…"

А жизнь лишь только начиналась.

2

Он ставит в церкви две свечи.

Одна — за здравие любимой,

Чтоб луч её мерцал в ночи,

Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажег

За упокой любви опальной

И может, пламя горьких строк

Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни…

Два конца…

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала. 1981

Тридцатые-сороковые годы  связаны, безусловно,  с личными переживания и желанием любить и быть любимым. Но все не так-то просто в этом мире…

        Были и другие адресаты его любовной лирики. Одна из них Наталья Федоровна Иванова.

«Я не унижусь пред тобою»  

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! - прости - люби другого,
Мечтай любовь найти в другом:
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала: - я тебя не знал!

Видимо,  чувство любви не приносит радость поэту:  его лирический герой вынужден  мучиться, страдать.

Пусть я кого-нибудь люблю…

Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце, жжет, хотя темно;
Враждебной силою гоним,
Я тем живу, что смерть другим:
Живу — как неба властелин —
В прекрасном мире — но один.

Известно, что у Лермонтова   было много произведений на историческую тему. Вот одно  из них.

 Оно связано с замыслом исторической поэмы о Мстиславе Черном и его борьбе с татарами.

«Баллада» (1831)

В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
На небе зарево горит…
И, люльку детскую качая,
Поет славянка молодая…

«Не плачь, не плачь! иль сердцем чуешь,
Дитя, ты близкую беду!..
О, полно, рано ты тоскуешь:
Я от тебя не отойду.
Скорее мужа я утрачу.
Дитя, не плачь! и я заплачу!

Отец твой стал за честь и бога
В ряду бойцов против татар,
Кровавый след ему дорога,
Его булат блестит, как жар.
Взгляни, там зарево краснеет:
То битва семя смерти сеет.

Как рада я, что ты не в силах
Понять опасности своей,
Не плачут дети на могилах;
Им чужд и стыд и страх цепей;
Их жребий зависти достоин…»
Вдруг шум — и в двери входит воин.

Брада в крови, избиты латы.
«Свершилось!- восклицает он,-
Свершилось! торжествуй, проклятый!…
Наш милый край порабощен,
Татар мечи не удержали —
Орда взяла, и наши пали».

И он упал — и умирает
Кровавой смертию бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
«Смотри, как умирают люди,
И мстить учись у женской груди!..

Да, патриотические чувства проявились во многих его стихах. Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение  «Два великана» о победе   Кутузова над Наполеоном.

В шапке золота литого …

 Старый русский великан

Поджидал к себе другого

 Из далеких чуждых стран.

 За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

 Трехнедельный удалец,

— И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

 Русский витязь отвечал

: Посмотрел — тряхнул главою.

 Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Кстати,  я бы отметила еще одну особенность его поэзии -  это поэзия  глубокой мысли, гражданского долга.

 Поражает его требовательность к себе как творцу. Подхватив поэтическое  знамя Пушкина,  он излагает свою  творческую миссию.

Пророк

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
Сулыбкою самолюбивой:

“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

  Мне кажется, что с самого раннего детства ему было свойственно чувство собственной  исключительности.  Наверное,   поэтому он был одинок и страдал от  этого…

Не спасает его и широкий  круг общения:  его раздражают условности высшего света.

 В 1835 году   Лермонтов создает  драму «Маскарад»

 В ней автор подчеркивает все лицемерие  и неестественность представителей высшего света, которые не живут по-настоящему, а лишь играют свои роли…

Отрывок из  драмы «Маскарад»  

Эта пьеса была запрещена при жизни Лермонтова, потому что  в ней увидели «неприличные нападки» на костюмированные балы в доме Энгельгардтов, «дерзости» против дам высшего света. Только в 1862 году, спустя двадцать с лишним лет после смерти Лермонтова «Маскарад» поставили на сцене Малого театра в Москве.

Не это ли рождает новую волну неприятия света и философское осмысление ничтожности  бытия…

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
     А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
     Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка.

В чем же поэт  пытается найти опору в сложный период жизни,  в часы разочарований в дружбе, любви, в светском окружении? В молитве…

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
Всозвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко… 1839

…Судьба, рок, предопределение - ключевые слова в последний период   его творчества

 Многое уже пришлось пережить: школу подпрапорщиков, военную службу, \ ссылку  за стихотворение  «Погиб  поэт…»,  дуэль, которые приближают  его конец. Часто им овладевает волна  тяжелых предчувствий. Поэт  понимает , что гибель его неизбежна

Завещание

Наедине с тобой, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедещь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было бы жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет...
Ей ничего не значит!

Случайны ли строчки из последнего письма  к единственному родному человеку?

«Милая  бабушка, будьте здоровы и уверены, что бог вознаградит вас за все печали…»

 Но Бог уже написал сценарий и ничего не изменить…

- Однажды на  вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, в адрес бывшего сослуживца, Николая Мартынова…

– Велика важность, что горцем с кинжалом назвали, не следовало бы из этого неучтивость делать.

 - Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах…

- А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения

Николай ‎Рубцов. Дуэль  

Напрасно
дуло пистолета
Враждебно целилось в него;
Лицо великого поэта
Не выражало ничего!
Уже давно,
как в Божью милость,
Он молча верил
в смертный рок.
И сердце Лермонтова билось,
Как в дни обидчивых тревог.
Когда же выстрел
грянул мимо
(Наверно, враг
Не спал всю ночь!),
Поэт зевнул невозмутимо
И пистолет отбросил прочь...

Как писал Александр Блок: «В минуту команды «сходись» Лермонтов остался неподвижен, взвел курок и поднял пистолет дулом вверх. Лицо его было спокойно, почти весело». Убийца  же не промахнулся…

Так закончилась земная жизнь молодого гения, но началась великая жизнь поэта в веках.

400 стихотворений, более 25 поэм, 5драм и семь повестей,  итог его короткой жизни, живут   в наших сердцах, рождая новые чувства, как частичку  нашей поэтической души…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Блок - Жизненный путь

Конспект урока о творческом пути А. Блока....

Н.Рубцов. Тема родины в лирике поэта

Урок вмещает краткий обзов биографии писателя, а также используется комплексный анализ стихотворений (по группам) Н.Рубцова....

28.05.2020 Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание для самостоятельной подготовки для гр.1РЭ93...

22.05.2020 Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературепредназначено  для группы 1БС91...

10.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС01

10.09.20.Задание по литературе по теме "А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь" предназначено  для самостоятельной работы для группы 1БС01 в рамках дистанционного обучения...

14.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС02 по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"

14.09.2020. Задание по литературе   по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"предназначено для группы 1БС02   в рамках дистанционного обучения...