28.05.2020 Задание по литературе для группы 1РЭ93
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание для самостоятельной подготовки для гр.1РЭ93

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 22.05.a.a.ahmatova.zip28.44 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Ранняя лирика. Поэма «Реквием»

Ранняя лирика. Поэма «Реквием».

Контрольные вопросы и задания

1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству А.А.Ахматовой.

2.Выделите основные  темы и мотивы ранней  лирики  А.А.Ахматовой.

3.Прочитайте стихотворения  », «Молюсь оконному лучу.», «Пахнут липы сладко.», «Сероглазый король», «Песня последней встречи». В чем композиционное своеобразие этих стихотворений?

4. Прочитать поэму «Реквием». Какой вам представляется лирическая героиня  поэмы "Реквием"? 

5.Выучите наизусть одно из понравившихся стихотворений. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

Лекция.

        Июнь 2019 года – знаменательная  дата в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Россия отметила 130-летие  поэта.   И сегодня   поэтесса А.А. Ахматова  остается   для многих «человеком своего времени»,  которой    был предназначен крестный путь уже в начале ее жизненного и творческого пути.  

       Её стихи о вечном и бесконечном … Это история страдающей души сильной женщины.  Личное  в ее творчестве восходит к всеобщему и становится достоянием каждого из нас.  

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. 1909

 Как необходимы  в такие мгновения  человеку   внутренняя опора, душевный отклик  на высокое чувство влюбленности …

И очень часто  на помощь приходит небольшой томик стихов А.А.Ахматовой. Именно  здесь женщина находит ответы на многие вопросы человеческого бытия.  Ее стихи помогают нам стать   сильнее, чище, мудрее,  учат  женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными.

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…

На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

Каков же  художественный    мир  А.А.Ахматовой, признанного мастера  любовной лирики, знатока женской души, поэта  «Серебряного  века», певца трагедии и скорби русского народа в сталинское время?

        Казалось бы, все в ее судьбе  начиналось благополучно…

    Анна  Ахматова, Горенко, родилась в Одессе. На втором году  ее жизни  семья переехала в Царское Село. Знаменательным стало  еще одно событие: в 10-летнем возрасте, Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский.

 Среди зелени парков прошло ее детство. Летом выезжали на море, где она удивляла окружающих непредсказуемостью поведения тем, что мало походила на  чинных барышень своего времени. С детства  увлекалась  лирикой,  с 11лет писала свои стихи, вызывая  бурю негодования  у родителей,  особенно у отца, Андрея Антоновича, который  однажды сказал: « Не срами мое имя». Тогда Анна н стала Ахматовой ( по материнской линии  фамилия происходила от предка - хана Ахмата). Затем  было обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы. 

В 1903 году познакомилась  с Н.С.Гумилевым,   ставшим  впоследствии  организатором «Цеха поэтов», основоположником акмеизма. Постепенно дружба переросла в  нечто большее.

Безусловно, история их любви  нашла отражение  в  ранней лирике не Ахматовой:

    И как будто по ошибке

    Я сказала: «Ты…»

    Озарила тень улыбки

     Милые черты.

    От подобных оговорок

    Всякий вспыхнет взор…

    Я люблю тебя, как сорок

    Ласковых сестер. ( 1909)

      Бытует мнение, что «первые ее стихи  о любви имели  некоторый налет мелодраматизма,  но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий  душевное состояние лирической героини через описания ее внешнего поведения, через выразительные четкие детали»:

     В 1910 году Анна Ахматова выходит замуж за «друга юности Николая  Степановича», уже известного автора трех книг, который  всерьез не  воспринимал стихи, написанные молодой женой. Каково было его удивление, когда  первые сборники  стихов, вышедшие  в 1912 году («Вечер») и  в1914 году ( «Четки»)  не  только  заметили читатели, оценили критики,  но и молодую  поэтессу  осыпали похвалами современники.

     О чем напечатанные в  первых сборниках стихи? О любви, о радости встреч и горечи расстояний, о несбывшихся надеждах. Просто, ясно, буднично. Но все пропущено через призму своей души:

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке

      Во втором сборнике есть и стихи, посвященные А. Блоку, мэтру русской поэзии начала 20 века,  к которому А.А.Ахматова  испытывала особые, теплые чувства, считая « его не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т. е. самым характерным представителем своего времени…».

Вот как описана  встреча  с ним в петербургской квартире поэта:
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы

     Знакомство с ранней лирикой  поэтессы помогает нам соприкоснуться  к миру души  лирической героини, живущей  в своем мире: она  почти всегда говорит о себе. Однако Судьба  уготовила  уже ей новые  жизненные испытания: эпоха сложная и трагическая  настигает и Анну Андреевну: Гумилев уходит на фронт,  Ахматова болеет туберкулезом.

    Вскоре   произойдет еще одна  знаменательная встреча - с Борисом Анрепа,  известным художником, скульптором, человеком  тонким, интеллигентным,  сумевшим  пронести  через всю долгую жизнь высокое чувство дружбы и любви к поэтессе,   но  оказавшегося  в эмиграции.

Пусть голоса органа снова грянут,  
Как первая весенняя гроза:  
Из-за плеча твоей невесты глянут  
Мои полузакрытые глаза.  

Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,  
Война, мятеж, опустошенный дом,  
В крови невинной маленькие руки,  
Седая прядь над розовым виском.  

Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,  
Верну тебе твой сладостный обет,  
Но берегись твоей подруге страстной  
Поведать мой неповторимый бред, —  

Затем что он пронижет жгучим ядом  
Ваш благостный, ваш радостный союз;  
А я иду владеть чудесным садом,  
Где шелест трав и восклицанья муз

   А. Ахматова, которая  тоже не поняла и не приняла революцию,   отказалась покинуть родину, осуждая тех, кто на это решился:  

Мне голос был. Он звал утешно,  
Он говорил: “Иди сюда,  
Оставь свой край глухой и грешный,  
Оставь Россию навсегда.  
Я кровь от рук твоих отмою,  
Из сердца выну черный стыд,  
Я новым именем покрою 
Боль поражений и обид”.  
Но равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух

Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух…

     Так уж в ее жизни сложилось: трагедия общечеловеческая   тесно переплетена с личной драмой. В 1918 году состоялся развод с Гумилевым. Он остается   одна , с сыном, Львом.   Несмотря на существующую  версию, что «Ахматова обвиняла супруга в безграничном эгоизме, потому что  он поставил ее в абсолютно беззащитное положение перед новой властью»,   ее лирическая героиня  способна преодолеть драматизм собственной судьбы, гордо и мужественно взглянуть ей в лицо.

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь
.

    Перелом в жизни самой поэтессы и в жизни страны приводит к существенным переменам   в творчестве поэта.  В сборнике «Белая стая» (1917)  появляется тема любви к Родине.  В стихотворении «Молитва» Ахматова звучит мысль о способности лирической героини   на жертву  ради спасения Родины:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

    С изменением в тематике  лирики меняется и стилистика ахматовского слога. Стиль становится строгим, аскетичным. В ней словно пробуждается национальное самосознание. В этом  сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

…И ходит на кладбище в поминальный день,

 И смотреть на белую божию сирень…

     Поздняя поэзия Анны Ахматовой - отражение трагедии времени. 

Октябрьская  революция, Гражданская война, трагедия сталинских репрессий  - все это живет в поэзии Ахматовой, сумевшей с достоинством принять удары судьбы:

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

    Даже  в любовный роман Ахматовой входит  эпоха, внося в стихи ноту тревог и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.   Есть утверждение, что «образ больной любви у Ахматовой был образом  больного времени и образом больного мира». В ее стихах  возникают мотивы бренности и  мгновенности жизни:

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?

      Судьба не была к ней благосклонна. Более десяти лет провел в заключении ее единственный сын, Лев Гумилев, ставший  в дальнейшим известным ученым.

 Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, трижды был арестован и погиб в лагере третий ее муж, историк искусства, художественный критик Николай Пунин.

    Как  ни странно, но именно в эти годы судьба лирической героини сливается с судьбой России, с судьбой народа в поэме «Реквием»:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

   Ахматова пережила  и Вторую мировую войну, находясь в блокадном Ленинграде, затем в эвакуации.
Великую Отечественную войну  поэтесса восприняла как искупление народом греха революции и безбожия. Её стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение «Мужество» было напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

   Однако в  1946 году Ахматова снова попала в немилость к партийному руководству: Ахматову обвинили в безыдейности, отсутствии воспитательного начала и  исключили из Союза писателей. Она бедствовала. Многие прежние знакомые, увидев Анну Андреевну на улице, переходили на другую сторону, и лишь немногие друзья продолжали общение с ней. Но она вынесла всё с достоинством.

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу -
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука. (1914)

        Жизнь редко баловала Анну Андреевну, как бы проверяя, сколько она еще может вытерпеть.  И она стерпит все.  Привыкнув к бурям и ураганам, приняв их в свою жизнь, встретит победу всей жизни:  в 1962 г. номинирована  на Нобелевскую премию по литературе, в 1964г.- в Италии получила премию «Этна –Таормина» в честь 50-летия  творчества, в 1965 году  удостоена  диплома почетного доктора Оксфордского  университета? А это было международное признания значения ее творчества как крупнейшего явления в культуре 20 века.  На Родине она награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943)

     Важнее всего то, что она   осознавала, что  все страдания и потери были не  напрасны: свое предназначение как поэта она выполнила сполна: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучат в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Д.З.

4. Прочитать поэму «Реквием». Какой вам представляется лирическая героиня  поэмы "Реквием"? 

5.Выучите наизусть одно из понравившихся стихотворений. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Тестовые задания по литературе"

Тестовые задания по литературе предназначеныдля контролирования знаний учащихсяпо основным разделам программы...

Тестовые задания по литературе для итогового контроля за первый семестр в группах СПО

Тестовые задания разработаны с учётом изученного материала в первом семестре.Тестовые задания представлены в разных вариантах: открытые, закрытые, с выбором ответа....

22.05.2020 Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературепредназначено  для группы 1БС91...

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

10.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС01

10.09.20.Задание по литературе по теме "А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь" предназначено  для самостоятельной работы для группы 1БС01 в рамках дистанционного обучения...

11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.

Задание по литературе   по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02  в рамках дистанционного обучени...

14.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС02 по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"

14.09.2020. Задание по литературе   по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"предназначено для группы 1БС02   в рамках дистанционного обучения...