14.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС02 по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

14.09.2020. Задание по литературе   по теме "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры"предназначено для группы 1БС02   в рамках дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры писателя. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие

Тема 1.3.  Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры писателя.

Контрольные вопросы и задания

1.Составьте хронологическую таблицу по творчеству Н.В. Гоголя.

2.Выделите основные  темы его творчества.  Какова авторская позиция по отношению к созданным образам?

3. Прочитать повесть «Портрет» и выполнить анализ по предложенному  плану.

Интересные факты из биографии Гоголя.

     В биографии русского писателя Гоголя имеется столько интересных фактов, что из них можно составить целую книгу. Приведем лишь несколько.

  • Гоголь боялся грозы, так как это природное явление негативно действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные истории из жизни, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
  • Михаил Булгаков нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
  • Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
  • Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
  • По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.

Детские годы

    Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в Полтавской губернии в семье небольшого помещика. Семья их была довольно большая. Кроме самого Николая у него

Свои детские годы Николай Васильевич провел в родительском имении, которое находилось неподалеку от села Диканька. Это место, как с возрастом узнал сам писатель, было объято множеством различных легенд, поверий и таинственных преданий, что впоследствии вылилось в произведениях творца. Как и полагается, большую роль в воспитании Гоголя сыграл его отец – Василий. Он был ярым поклонником самых различных видов искусства, в том числе стихов и смешных комедий. С возрастом Николая и его брата Ивана отдали учиться в Полтавское уездное училище.
Свои первые шаги на поприще деятеля искусств Николай начал делать в 1821 году.  Именно в этот период жизни он поступает учиться в гимназию высших наук, которая в то время располагалась в Нежине. К слову, Гоголь тогда занимался исключительно живописью, а также вступал в качестве актера в различных комедийных сценах. Он пробует себя во многих видах искусства, в том числе и литературе. В это время рождается его сатиру, именуемая «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которую, к сожалению, не удалось сохранить.
    В 1828 году он заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Конечно, такое изменение оказалось не самым простым в жизни автора. Он испытывал серьезные денежные трудности, но не опускал собственных рук. В то время он совершает свои первые пробы на литературном поприще, сначала появляется стихотворение «Италия», а потом под псевдонимом «В. Алов» Гоголь печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Собственно, подобный опыт оказался провальным. Критики оценили это произведение в крайне негативном свете, что только лишь усилило тяжелое настроение и существование писателя. Сам же писатель к своим творениям на протяжении всей своей жизни относился крайне трогательно и обращал внимание на их критику, за что сильно волновался и переживал.

Подобное очень сильно тронуло самого писателя, из-за чего в 1829 году он сжигает все нераспроданные экземпляры своих произведений и в июле этого же года отправляется жить за границу – в Германию. Тем не менее, судьба сложилась таким образом, что писатель спустя буквально два месяца вновь возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается попасть на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Этот период жизни Гоголя является, пожалуй, основополагающим. Все дело в том, что благодаря такой должности, он смог получить определенный опыт, а также возможность запечатлеть чиновничий быт в том виде, какой он есть на самом деле. Государственная служба разочаровала Гоголя, причем довольно сильно, но в дальнейшем, этот опыт он передал  не одному из своих произведений.

Творчество Гоголя

   После такой службы, он не оставлял попыток писать интересные произведения и в 1832 году выпускает одну из самых известных своих книг – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она основана на преданиях украинского народа, песнях, сказках и поверьях и, естественно, на личном опыте Гоголя. Это произведение произвело огромный фурор, многие восхищались им, да и сам Гоголь с тех пор стал очень известным деятелем культуры. Даже Пушкин отмечал, что появление этого произведения – крайне необыкновенное явление в отечественной литературе.
   В этом же году уже ставший известным Гоголь прибывает в Москву. Он начинает общаться с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, а они в свою очередь, оказывают на него большое влияние, на его мировоззрение и становление в роли писателя. Спустя два года писателя назначают адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В это время он пристально изучает историю Украины и ее народа, что впоследствии становится основой другого известного и популярного произведения Гоголя – «Тарас Бульба». Он дорабатывает еще один год в университете и приходит к мысли, что следует полностью отдать себя творчеству и литературе.

    Естественно, у писателя появилось большое количество свободного времени из-за такого принятого решения, что позволяет ему все силы отдавать только написанию своих рассказов. 1835 год становится для него довольно богатым на создание самых различных произведений. В это время появляются: сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).

    Сразу после этого Гоголь начинает писать «Ревизора». Как мы уже знаем, в написании этого произведения, писателю помог его личный опыт, когда он находился на государственной службе. Спустя месяц, Гоголь занимается постановкой на сцене Александрийского театра, а премьера состоялась в апреле месяце этого же года. Действительно, «Ревизор» произвел огромный ажиотаж среди многих известных деятелей культуры того времени и, разумеется, обычных читателей в том числе.

      Огромная популярность «Ревизора» заставила обратить внимание на Гоголя огромное количество редакций, его приглашали на светские мероприятия, но довольно быстро все это надоело писателю. Он оставил Москву и уехал жить за границу. Первое время он жил в Швейцарии, потом перебрался в Париж, но все это время он не сидел, сложа руки, а занимался написание «Мертвых душ». Вскоре до него дошли известия о гибели Пушкина, что стало настоящим ударом.
    Осенью 1839 года писатель перебирается снова в Москву и демонстрирует несколько глав «Мертвых душ». Конечно, они произвели впечатление на публику. Но несмотря на это, произведение было еще не завершено до конца и гоголь вновь оставляет свою родину

   В 1840 в Вене писателя настигает один из первых приступов его психической болезни. В октябре того же года он возвращается и читает последние пять глав «Мертвых душ». Несмотря на то, что произведение пришлось по душе публике, его не допускают к печати в Москве. Тогда Гоголь отправляет его в Петербург, где ему с радостью помогли, только с условием в изменении названия. Произведение получило большой успех, но время от времени появлялись негативные отзывы о фарсе. Излишней карикатурности, но писателя это не задевало никоим образом, ибо он уже отправился снова жить за границу и работать над вторым томом «Мертвых душ».
В этот период жизни у него уходит очень много времени на подготовку к созданию сборника сочинений, но также он продолжает работу над вторым томом. Душевное состояние писателя значительно ухудшается, и он пытается обрести покой на курортах, но это ему не сильно помогает. В 1845 году в результате обострения своей болезни, он сжигает второй том «Мертвых душ». Писатель аргументировал это тем, что в его новом произведении недостаточно ясно были показаны дороги к идеалу.

Последние годы

В последние годы собственной жизни писатель очень часто путешествовал. В 1847 году он выпускает цикл статей, оформленных в виде писем «Выбранные места из переписки с друзьями». Тут цензура очень сильно постаралась, она была изменена чуть ли до неузнаваемости, а результат ее появления был крайне негативным – критики признали ее слабой в художественном плане. В то же время писатель работает и над «Размышлениями о Божественной литургии», которая появляется только уже после смерти Гоголя. В это время своей жизни он очень много внимания уделял религии, считал, что не может работать до тех пор, пока не поклониться Святому Гробу и отправляется туда. В 1850 году писатель делает предложение руки и сердца А.М. Вельегорской, но, к сожалению, получает отказ. В 1852 году он регулярно встречается с протоиереем Матвеем Константиновским, самым настоящим фанатиком и мистиком.

Февраль этого же года стал роковым для Гоголя. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 писатель приказывает своему слуге Семену принести портфель с его рукописями. Все свои тетради и записки он кладет в камин и просто сжигает. Остается только небольшая часть черновых рукописей, относящихся к различным редакциям «Мертвых душ». 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, но, как оказывается, никакое лечение не помогает ему. На следующий день писатель погибает, причем, со словами: «Лестницу, поскорее, давай лестницу

Особенности сатиры Н.В.  Гоголя

    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. "Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба", "Нос", "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: "Со временем выхода в свет "Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия".

    Положительным началом в творчестве Н.В.Гоголя, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал "смех", единственное "честное лицо".

    Это был смех, писал Гоголь, «который весь излетает из светлой природы человека, потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».

   «Петербургские повести» Гоголя – это название сборника, состоящего из 5 (реже из 7) повестей, объединенных временем и местом действия (Петербург 1830- 1840 годов).

-Повесть «Невский проспект».

Главные герои:

  • Художник Пискарев
  • Поручик Пирогов

Два приятеля – художник Пискарев и поручик Пирогов, гуляя под вечер по Невскому проспекту, решили приударить за привлекательными незнакомками. Пискарев пленился очаровательной брюнеткой, словно сошедшей с портрета талантливого художника и, не в силах оторваться от созерцания столь совершенного образа, решил проследить ее до дома. Красавица, заметившая преследователя, привела его в запущенную квартиру, оказавшуюся обычным притоном. Ошеломленный художник бросился вон. Оказавшись не в силах забыть прекрасный образ, не отпускавший его даже во сне, он пришел к мысли что должен сберечь эту красоту, сделать девушке предложение и убедить начать скромную и счастливую семейную жизнь, но она лишь презрительно рассмеялась ему в лицо. Раздавленный таким унижением и разочарованием, художник закрывается в своей комнате и перерезает себе горло.

Пирогов отправился за приятной блондинкой, оказавшейся женой мастерового Шиллера. Не смущаясь наличием законного мужа, он принялся настойчиво ухаживать за ней и даже попытался поцеловать. Но тут появился Шиллер с двумя приятелями и жестоко проучил наглеца. Униженный поручик пригрозил обидчикам плетьми и Сибирью, но отобедав в кондитерской и повеселившись вечером с друзьями легко забыл о своей поруганной чести.

Повесть «Нос».

Главный герой – майор Ковалев.

Однажды за завтраком цирюльник Иван Иванович обнаружил в куске хлеба знакомый нос майора Ковалева. Он завернул подозрительную находку в тряпку и сбросил с Исаакиевского моста.

В это же утро майор Ковалев обнаружил пропажу носа и очень разволновался. Он приехал в Петербург чтобы сделать карьеру и достойно жениться, а с таким недостатком планы эти становились совершенно невыполнимыми. Ковалев вышел из дома и в проезжающей карете увидел собственный нос в мундире статского советника. Карета остановилась у Казанского собора, Ковалев подошел к этому господину и попросил вернуться на свое место но нос, воспользовавшись замешательством, исчез.

Ковалев отправился к обер-полицмейстеру, попытался дать объявление в газету, написал знакомой штаб - офицерше, требуя прекратить колдовство, так как на ее дочери он все равно не женится, но все безрезультатно.

Тут к Ковалеву пришел квартальный с его завернутым в бумажку носом. Однако нос не держится на своем месте; визит доктора закончился советом заспиртовать нос в баночке и показывать за деньги.

А через две недели нос таким же таинственным образом сам вернулся на лицо майора Ковалева.

Повесть «Портрет»

Художник Чартков на последние деньги приобрел в картинной лавке талантливо выполненный портрет старика с необыкновенно выразительными глазами. Вернувшись в холодную мастерскую, он вдруг задумался – продолжать далее голодное ученичество или переключиться на заказные картины. Взгляд старика с портрета при этом, казалось проникал прямо в душу . Утром от неосторожного движения рама портрета сломалась и из нее выпал сверток с деньгами. Неожиданно разбогатев, Чартков стал светским художником, рука его потеряла прежнюю гибкость и глубину изображения, наслаждение творчеством заменилось на радость звона монет. Однажды его пригласили оценить работу художника, стажирующегося в Италии, его бывшего товарища. Увидев картину, Чартков осознал, какая пропасть пролегла между их творениями. От отчаяния и злости он стал скупать и истреблять самые талантливые произведения и вскоре умер.

А загадочный портрет всплыл на аукционе и уже был в большой цене, но вмешался один из посетителей. Он рассказал историю своего отца – художника, написавшего эту картину со старика – ростовщика, пользовавшегося дурной славой. Автор первым почувствовал ее негативное воздействие на человеческие души. К несчастью, художнику удалось так талантливо отобразить дьявольскую суть оригинала, что во владельцах портрета просыпались самые низменные свойства, а сама картина то и дело переходила из рук в руки. Осознав последствия, автор портрета ушел в монастырь, а сыну поручил найти его и уничтожить.

В конце истории рассказчик обернулся к портрету, но картина снова бесследно исчезла.

Повесть «Шинель»

Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин.

Акакий Акакиевич служил мелким чиновником в одном из департаментов. Однажды зимой в его размеренную жизнь вмешался неожиданный случай. Оказалось, что его шинель совершенно износилась, починить ее невозможно и нужно заказывать новую. Большими усилиями, предельно ограничив свои потребности, Акакий Акакиевич накопил денег на новую шинель и явился в ней на службу. Коллеги порадовались за него и даже устроили званый ужин, возвращаясь с которого Акакий Акакиевич столкнулся с грабителями и остался без обновы. Будочник и частный пристав отмахнулись от его беды, некое значительное лицо, приняв его визит как возможность самоутвердиться, ни за что отчитал посетителя. Акакий Акакиевич совершенно расстроенный и сильно простудившийся опасно заболел и вскоре умер, но при этом, превратившись в призрак, стал преследовать прохожих и отбирать верхнюю одежду. Однажды ему встретилось и значительное лицо, тоже оставшееся без шинели, а призрак после этого наконец исчез.

Повесть «Записки сумасшедшего»

Главный герой – Аксентий Иванович Поприщин.

Поприщин – титулярный советник, испытывающий психологический разлад между своими желаниями и реальным положением дел. Свои размышления по этому поводу он записывает в дневник – успокаивает себя, разоблачает недоброжелателей, строит планы на будущее.

Дождливым осенним днем по пути в департамент Поприщин встретил дочку директора Софи и сразу увлекся. Тут же он услышал разговор двух собачек, одна из которых, Меджи, принадлежала Софи и решил узнать побольше о предмете обожания. То, что он понял собачий язык, удивило только сначала – ведь о чем то подобном часто пишут в газетах. Поприщин выследил, где живут хозяева второй собачки и стащил бумажки-письма из ее подстилки. Эти письма принесли новое разочарование – оказалось, что Софи влюблена в камер – юнкера Теплова и дело движется к свадьбе. Мечта о достойной жизни снова порушена. Новая рана врачуется совсем уж запредельными фантазиями: вот в газете написали, что Испания оказалась без короля. В результате многодневных размышлений Поприщин догадался, что испанский король – это он!

Он перестал ходить в департамент, а когда его вызвали на работу и выдали документ для переписывания, он уверенно расписался: «Фердинанд VIII”. Поприщин изготовил себе мантию и стал дожидаться испанских депутатов, которые сопроводят его в Испанию. Но оказанный там прием больше похож на инквизиторский ритуал. Поприщин пишет жалобное письмо свое матушке, а затем окончательно уходит в свои фантазии.

Краткое содержание  повести «Портрет» и  самостоятельный анализ по  плану.
Главные герои:

  • Художник Чартков,
  • Портрет старика – ростовщика,
  • Художник, создавший портрет.

   Молодой художник Чартков испытывал тягостное унижение при мысли о своей бедности. Он считал, что судьба несправедлива к нему: несмотря на выдающийся талант живописца, Чартков никак не мог выбраться из нищеты.

   Он лёг спать расстроенным. Из-за ширм кровати виднелся купленный сегодня портрет, который уже был повешен на стену. В лунном свете глаза портрета смотрели пронзительно и пугающе.

     Вдруг изображённый на холсте старик пошевелился, упёрся в рамку руками, выпрыгнул из неё и сел у самой кровати Чарткова. Из-под своего восточного одеяния он вынул мешок, а оттуда – завязанные свертки с деньгами, на каждом из которых была надпись: «1000 червонных». Художник с жадностью глядел на эту уйму денег.

    Старик пересчитал свёртки и сложил их обратно в мешок, но один из них откатился в сторону. Чартков незаметно схватил его – и в этот момент проснулся. От сна осталось, однако, необыкновенно отчётливое ощущение, как если бы всё случилось наяву. В ладони сохранилось ясное ощущение тяжести свёртка.

  Чартков стал мечтать, как счастливо он мог бы жить, имея хоть малую часть виденных во сне денег. Утром к нему постучался хозяин дома с квартальным, требуя сейчас же заплатить за проживание. Художник не знал, что ответить: платить было нечем. Во время разговора квартальный, рассматривая стоящие картины, взял в руки портрет азиата и неосторожно нажал на раму. Чартков заметил, как рама вдавилась внутрь, и из неё выпал точно такой же свёрток, какой ему приснился. Он поспешил поднять его.

    В свёртке действительно лежала тысяча червонцев. Эта огромная сумма позволила Чарткову расплатиться за квартиру, нанять себе другую, роскошную, одеться по последней моде и дать в газету статью о своём необыкновенном художественном таланте.

   К нему повалили богатые заказчики. Поначалу он писал портреты с них старательно и с душой. Но число клиентов росло. Чартков уже не мог исполнять все картины тщательно. Мало-помалу он выработал особую технику письма, которая позволяла ускорить работу, но лишала её всякого вдохновения и низводила на грубый, ремесленный уровень. Большинство из тех, кого он изображал, мало разбирались в живописи. Хотя в портретах Чарткова замечалось всё меньше таланта, публика продолжала боготворить его. Чем больше он получал денег, тем сильнее росла у него жажда к ним.

   Раз Чартков увидел картину одного своего прежнего знакомого. Не заботясь о материальном достатке, тот провёл несколько лет в упорном труде и достиг истинного живописного совершенства. Сразу поняв, насколько выше эта картина его собственных работ, Чартков проникся к её автору чёрной завистью. Он сам попытался изобразить что-нибудь подобное, но годы непрерывной погони за благополучием истребили в нём последние проблески Божьего дара. Жгучая ревность к любому, кто проявлял себя талантливее, стала иссушать Чарткова. Все накопленные деньги он тратил теперь на то, чтобы скупать на аукционах, лучшие полотна, приносить их домой и там резать на куски. Дойдя до безумия, Чартков скончался в страшных мук.

Д.З. Проанализировать повесть по плану.

  1. Смысл  названия повести?
  2.   2.Какие  темы, проблемы ставятся в повести?

 3. Смысл повести.

4. Чему учит повесть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

28.05.2020 Задание по литературе для группы 1РЭ93

Задание для самостоятельной подготовки для гр.1РЭ93...

22.05.2020 Задание по литературе для группы 1БС91

Задание по литературепредназначено  для группы 1БС91...

7.09.20. Задание по литературе для группы 1МНЭ02 по теме "Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры"

7.09.20. Задание по литературе    по теме "Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь. Особенности сатиры"предназначено для группы 1МНЭ02 в рамках дистанционного обучения....

10.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС01

10.09.20.Задание по литературе по теме "А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь" предназначено  для самостоятельной работы для группы 1БС01 в рамках дистанционного обучения...

11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.

Задание по литературе   по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02  в рамках дистанционного обучени...

Обзор русской поэзии 2ой половины XIX века. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики, 2021

Литературный процесс второй половине 19 века в целом характеризуется развитием жанра романа во всем разнообразии его видов – это и роман- эпопея («Война и мир»), социальный роман (&l...