Главные вкладки

    План-конспект урока на тему:
    Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

    Брускевцева Ирина Сергеевна

    В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m._tsvetaeva._temy_i_motivy_liriki.docx33.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творчество М. И. Цветаевой

    Цель урока: рассказать об основных этапах жизни, темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений.

    Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным учениками стихотворениям.

    Эпиграф: «Мои стихи — дневник. Моя поэзия — поэзия собственных имен»  

                                                                                                                       (М. Цветаева)

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II Тест по роману А. А. Фадеева «Разгром»

    III Лекция учителя с записью основных моментов

    Учащиеся слушают учителя с установкой выделить самое главное и записать в тетрадь

            

    Основные эпизоды биографии Марины Цветаевой

    Марина Цветаева (1892 – 1941)

    Родилась Марина Цветаева в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

    Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала сочинять на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование начала получать в московской частной женской гимназии, позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии.

    Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения.

    Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, ему посвящена «Поэма гора».

    Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева до 1916 года живет с Парнок, затем возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

    После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.

    Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.

    В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

    В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

    Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

    Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку - «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

    В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

    IV Лекция, комментированное чтение стихотворений

    Основные темы и мотивы лирики Марины Цветаевой

    Тема поэта и поэзии в творчестве Цветаевой

    Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Поэзия Цветаевой противостоит  живущей в мире  пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923). Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был ее литературный манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия — поэзия собственных имен».

    Поэт единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

    Если душа родилась крылатой —

    Что ей хоромы — и что ей хаты!

    Что Чингиз-хан ей и что — Орда!

    Два на миру у меня врага,

    Два близнеца, неразрывно-слитых:

    Голод голодных — и сытость сытых! (18 августа 1918)

    Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может:

    Ибо раз голос тебе, поэт,

    Дан, остальное — взято.

    В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:

                           Стол

    Мой письменный верный стол!

    Спасибо за то, что шел

    Со мной по всем путям.

    Меня охранял — как шрам.

    Мой письменный вьючный мул!

    Спасибо, что ног не гнул

    Под ношей, поклажу грез —

    Спасибо — что нес и нес.

    Строжайшее из зерцал!

    Спасибо за то, что стал

    (Соблазнам мирским порог)

    Всем радостям поперек,

    Всем низостям — наотрез!

    Дубовый противовес

    Льву ненависти, слону

    Обиды — всему, всему.

    Мой заживо смертный тес!

    Спасибо, что рос и рос

    Со мною, по мере дел

    Настольных — большал, ширел,

    Так ширился, до широт —

    Таких, что, раскрывши рот,

    Схватясь за столовый кант...

    — Меня заливал, как штранд!

    К себе пригвоздив чуть свет —

    Спасибо за то, что вслед

    Срывался! На всех путях

    Меня настигал, как шах —

    Беглянку. — Назад, на стул!

    Спасибо за то, что блюл

    И гнул. У невечных благ

    Меня отбивал — как маг —

    Сомнамбулу. Битв рубцы,

    Стол, выстроивший в столбцы

    Горящие: жил багрец!

    Деяний моих столбец!

    Столп столпника, уст затвор —

    Ты был мне престол, простор —

    Тем был мне, что морю толп

    Еврейских — горящий столп!

    Так будь же благословен —

    Лбом, локтем, узлом колен

    Испытанный как пила

    В грудь въевшийся — край стола!

    — В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»?

    — В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества?

    (Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к столу. Сущность творчества — в по-стоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти един-ственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, долж-но быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требова-тельна к себе, к своему призванию.)

    Обращение к фольклору

    Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии поразительно широк — от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни — открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:

    Гришка-Вор тебя не ополячил,

    Петр-Царь тебя не онемечил.

    Что же делаешь, голубка? — Плачу.

    Где же спесь твоя, Москва? — Далече.

    — Какие традиционные для фольклора образы вы замечали?

    (Черный ворон (и созвучное Гришка-Вор), голубка; характерную для народной песни форму диалога-плача, народную лексику: «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны»)

    Подбираем и читаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало («Над церковкой — голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917; «Царь и Бог! Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!», 1920 и другие)

    Тема родины

    Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва — воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества.

    Мотив святости, праведности в большинстве стихотворений цикла. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини:

    Надену крест серебряный на грудь,

    Перекрещусь и тихо тронусь в путь

    По старой по дороге по Калужской.

    — Какое значение имеет для автора мотив странничества?

    Этот мотив напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь — странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. С мотивом странничества сопрягается и тема души.

    Виденья райские с усмешкой провожая,

    Одна в кругу невинно-строгих дев,

    Я буду петь, земная и чужая,

    Земной напев!

    Воспоминанье слишком давит плечи,

    Настанет миг — я слез не утаю...

    Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи,

    И не для встреч проснемся мы в раю!

    — Как представляется в стихотворении жизнь души в раю?

    — Какой прием лежит в основе произведения?

    Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев», стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви.

    Мотив души

    Душа имеет имя, и это имя — Марина.

                 Душа и имя

    Пока огнями смеется бал,

    Душа не уснет в покое.

    Но имя Бог мне иное дал:

    Морское оно, морское!

    В круженье вальса, под нежный вздох

    Забыть не могу тоски я.

    Мечты иные мне подал бог:

    Морские они, морские!

    Поет огнями манящий зал,

    Поет и зовет, сверкая.

    Но душу бог мне иную дал:

    Морская она: морская!

    — В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени?

    (Кто создан из камня, кто создан из глины,

    А я серебрюсь и сверкаю!

    Мне дело — измена, мне имя — Марина,

    Я бренная пена морская.)

    Вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и читаем стихотворения, где тема души — ведущая: «Душа», 1923; «Дорожкою простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и другие).

    Тема любви

    Свобода и своеволие души, не знающей меры — вечная и дорогая тема, идет рядом с те-мой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить — знать, любить — мочь, любить — платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику («Надпись в альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», 1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...» 1920; «Пора! для этого огня...», 1940 и другие).

    — В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой?

    Любить — значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична.

         Попытка ревности

    Как живется вам с простою

    Женщиною? Без божеств?

    Государыню с престола

    Свергши (с оного сошед),

    Как живется вам — хлопочется —

    Ежится? Встается — как?

    С пошлиной бессмертной пошлости

    Как справляетесь, бедняк?

    Это месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть. Возможность не жить, а быть — с другой, «простой» женщиной, пошлой, ничтожной — не укладывается в голове. Отсюда риторические вопросы, на которые и не ждет ответа. Сопоставим с пушкинским: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим». У Пушкина — любовь-нежность, любовь-прощение и прощание, у Цветаевой — любовь-страсть, любовь-разрыв. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная откры-тость, откровенность — неповторимые черты лирики Цветаевой.

    Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут встретиться. О «невстрече», о неизбежкости расставания в стихотворении из цикла «Разлука» (1921):

    Все круче, все круче

    Заламывать руки!

    Меж нами не версты

    Земные, — разлуки

    Небесные реки, лазурные земли,

    Где друг мой навеки уже —

    Неотъемлем.

    В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили...» (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей.

    Любовь может противостоять даже смерти:

    …Стан упругий

    Единым взмахом из твоих пелен,

    Смерть, выбью! — Верст на тысячу в округе

    Растоплены снега — и лес спален.

    Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать — иль розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).

    V Итог урока

    Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

    Домашнее задание

    Внимательно прочитать стихотворение М. И. Цветаевой «Тоска по родине!..» и сделать его разбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по Информатике и ИКТ "Вставка и оформление таблиц"

    Данный материал может быть использован в преподавании Информатики как в школе, так и учреждениях СПО....

    Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

    Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

    Конспекты уроков по истории и обществознанию для среднего и старшего звена

    Уроки разработаны в соответствии со всеми требованиями ФГОС второго поколения....

    План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».

    План-конспект урока по теме «Эпоха дворцовых переворотов в XVIII веке в России».Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления Петра ...

    Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне"

    Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне", 3 класс, УМК"Школа России"...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

    Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

    Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

    Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....