Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ
статья на тему

Горева Екатерина Анатольевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ...32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ 

Государственное бюджетное специальное коррекционное    общеобразовательное учреждение  (ГБСКОУ)  для детей с  ограниченными возможностями здоровья школа  № 663, г. Санкт-Петербург.

                                                Владимирская Т.Е., учитель-логопед, учитель русского языка и литературы

   Стафеева Н.П., учитель русского языка и литературы

Горева Е. учитель русского языка и литературы

Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.

Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения.

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.

Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой) (Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.)

Для его формирования необходим ряд условий:

  1. Сформированность пространственно временных представлений.
  2. Сформированность фонематических процессов.
  3. Сформированность зрительного мнезиса.
  4. Сформированные представления о фонеме.
  5. Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Понятно, что овладение чтением является непростой и напряженной работой,

требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических).

Не все учащиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между  зрительным , слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336с.)

Для учащихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБСКОУ школа №663) обучаются дети, имеющие задержку психического развития.

Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники детского дома, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОДН. Часто наши воспитанники имеют сочетанный диагноз.  

У большинства  учащихся имеются различные речевые нарушения (алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи).  У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений  об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения , но  недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций",  у дислектиков наблюдаются нарушения внимания им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками.. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".

Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны.

Причины дислексии — предмет пристального изучения неврологов. На данный момент известно, что в основе дислексии лежат нейробиологические нарушения. Задняя часть левой средней височной извилины у дислексиков работает хуже, чем в норме. Структура мозговой ткани у людей с этим нарушением также имеет свои отличия: в задней части средней височной извилины слева у них обнаружены зоны пониженной плотности.(Егоров Т.ГПсихология овладения навыком чтения / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 263, [1] с. ).  Предполагается, что склонность к дислексии имеет наследственную природу. Можно выделить осноывные признаки дислексии у учащихся:  трудности декодирования отдельных слов (чтение отдельных слов)
трудности с изучением связи между буквами и звуками
смешение коротких слов –на –до, -тут –так,
повторяющиеся ошибки в чтении и произношении, такие как:
1. Разворот букв – э вместо е.
2. Разворот слов
3. Инверсии
4. Транспозиции
5. Замены – дом и здание,
замена арифметических знаков (+ — х / = ),
трудности с воспоминанием фактов,
медлительность в получении новых навыков; трудности с планированием
- частое использование неловкого сцепления карандаша (кулак, большой палец закрученный над остальными пальцами),
проблемы с координацией движений.

Основная работа по коррекции дислексии ведётся на логопедических занятиях в системе комплексной коррекционной работы с помощью известных приёмов.


Не секрет, что наиболее трудными и неинтересными предметами для учащихся коррекционных школ являются русский язык, чтение и литература.

Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Уровень предлагаемого программного материала зачастую не соответствует способностям, возможностям наших учащихся. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка……

Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих в ОУ.

Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционных ОУ, мы можем утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у учащихся. «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - утверждает  Е. Лупан.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.

Логопеды, учителя русского и литературы организуют различные формы взаимодействия (совместные заседания методических объединений, взаимопосещение уроков, консультации, круглые столы). Для детей проводятся интегрированные уроки, бинарные уроки, конкурсы выразительного чтения. Ученики нашей школы не только привыкли к тому, что ежегодно  проводится конкурс чтецов, и ребята с удовольствием принимают участие в нём. А последние три года мы принимаем участие  в городском фестивале художественного творчества «Вера, Надежда, Любовь».

Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в решении указанной выше задачи. На логопедических занятиях и уроках в коррекционной школе широко используются игровые задания (ребусы, шарады, кроссворды), которые облегчают восприятие учебного материала, создают положительный эмоциональный фон. Такой фон достигается на совместных уроках литературы и библиотекаря школы, на  занятиях, которые проводятся в библиотеках нашего района.  Удивительными были занятия, посвящённые незабываемым дням  Блокады Ленинграда.  Равнодушных не было, и после этого многие ребята брали книги в библиотеке и читали о блокаде родного города. Очень интересным было занятие, посвящённое юбилею М.Ю. Лермонтова. Не сомневаемся, что совместная работа учителей литературы, работников библиотек района и школы привели к тому, что наши ученики с большим интересом стали читать и интересоваться творчеством великого поэта. Всем известно, что дети любят сказки. Сказки любят и взрослые. С каким удовольствием ждут наши учащиеся увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, дискутировать, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. Процесс  обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы и до старших классов. Поэтому очень важна связь и преемственность  учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы среднего звена. В идеале мы все должны понимать, что важно научить ребёнка не просто чтению, а научиться видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Учащиеся впервые знакомятся с понятием выразительных средств литературного языка.  В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приёмов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:

  1. Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.
  2. Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.
  3. Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.
  4. По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.
  5. Создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя

( если это возможно для детей).

По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают  навык анализа литературных произведений. (Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 86-90.)

Так, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» является одним из объёмных произведений, изучаемых в пятом классе. Для повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В этом учебном году наши дети участвовали в конкурсе рисунков и иллюстраций к  поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  А на уроках были выполнены следующие задания:

  1. Прослушивание музыкальных отрывков из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего учащимся было предложено составить словесные портреты героев.
  2. Сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведения и проанализировать выразительные средства.
  3. Предложить приготовить иллюстрации наиболее  запомнившихся  моментов произведения.

Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов  часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной  пословицы  аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения. Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию  исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста. В процессе изучения поэтических произведений важно дать понять ученикам, что стихотворение – это поэтический образ, а не только рифма и ритм.

Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители наших воспитанников нередко не понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованности, сами являются нечитающими, и, конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности книги, литературы как искусства. Родители не имеют представлений о необходимости прививать вкус, любовь, интерес к чтению; детям не читаются книги в дошкольном возрасте и т.д.

Методика домашнего чтения в семье – это целая программа, состоящая из нескольких тематических модулей. Для приобщения к чтению в семье все методы хороши. Можно читать и делать пометки, а можно слушать и анализировать. А потом поменяться ролями. Так очень легко понять, какой абзац произвёл наибольшее впечатление.  И обязательно задавать вопросы и отвечать на вопросы ребёнка.  Важно, чтобы ребёнок научился ставить перед собой  самостоятельно цели, что в свою очередь развивает его личностный  интерес.  Постановка вопросов предполагает активное обучение, такое чтение должно стать ежедневным. В результате – тренируется память и эффективно усваивается текст. ( Кашкаров А.П., «Как приохотить ребёнка  к чтению. Нестандартные методики., «Феникс»,2014)

 Таким образом, учителям приходится объяснять родителям элементарные вещи и учить их самих.  Для этого организуются совместные с ними мероприятия (родительские собрания с целью пропаганды необходимой информации о чтении, о роли книг, открытые уроки для родителей, индивидуальные беседы и консультации). Родители подключаются к работе специалистов школы, проводят в домашних условиях совместную с детьми работу по рекомендациям учителей и логопедов.

В нашей школе на протяжении последних лет работает Литературная гостиная. Казалось бы, школа для детей с ОВЗ 7-го вида --- и Литературная гостиная? И  всё же очень хотелось, чтобы наши ученики  по – другому отнеслись к  занятиям, нежели к обычным урокам литературы.  Чем отличается Литературная гостиная от урока?  Во – первых, необязательность и отсутствие оценок. Во – вторых, приглашаются все желающие. Это учителя и логопеды, психолог, библиотекарь школы, социальный педагог – все работники школы, кто любит книгу и не мыслит своей жизни без книги и, конечно, наши учащиеся.  На занятиях Литературной гостиной  ребята читают и пытаются анализировать стихи, мы  говорим о поэтах и писателях, пытаемся сами писать стихи, обсуждаем различные проблемы, которые писатели поднимают в своих произведениях.

Разговор идёт на равных, учащиеся чувствуют себя свободно. Звучит музыка, просматриваем иллюстрации к произведениям, рисуем сами. Перед учителем стоит несколько задач: увлечь детей в мир книги или стихотворения, попытаться научить говорить, спорить, анализировать; создать атмосферу непринуждённости, дружеского участия и душевного тепла, атмосферу, необходимую для эмоционального переживания. Но ребята должны иметь знания, предусмотренные школьной программой, поэтому приходится подтянуться, больше читать, размышлять, спорить, не бояться высказывать свою точку зрения. Очень интересно прошла Литературная гостиная для старших классов по теме «Чечня в жизни и в литературе». Ребята подготовили замечательную презентацию, познакомились с  некоторыми произведениями о войне в Чечне. А сначала звучало стихотворение Валентины Шпак:

                        Уходили солдаты, молодые, красивые,

                         И мечтали вернуться назад. Но война не спросила

                         И их тупо косила, «Грузом – 200» вернула назад.

                         Что в их душах творилось, нам, живущим, не снилось.

                         Смерть наглела, в лицо им смеялась…

Такие строчки, как и всё стихотворение, не могли никого оставить равнодушным, действительно, начался живой разговор об ужасах войны, о том почему «снова льётся кровь и гибнут русские люди», как говорил Сергей Митрофанович, герой рассказа Виктора Астафьева  «Ясным ли днём». Потом читали фрагменты из произведения В.Маканина «Кавказский пленный», из романа Юлии Латыниной «Джахеннем или до встречи в аду». Автор этой книги словно задаёт вопрос: «Разве есть ещё места, где не идёт война?» Знакомство с документальной повестью Ирины Колонтаевской «Кавказский пленник» заставило задуматься о  том, что «хочется верить, что всё плохое, что только могло, уже случилось». Не всё получилось, как хотелось бы, но наши ребята словно повзрослели,  глаза стали серьёзнее. А потом стали больше читать об этой  проблеме.

Незабываемая встреча состоялась к Юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Была проделана большая работа учителями русского языка и литературы, логопедами, библиотекарем и ребятами. Как все читали стихотворения Лермонтова, задумывались над каждой строчкой! Музыка вторила им. Сама атмосфера вечера была просто удивительная.

Безусловно, такие  встречи в Литературной гостиной способствуют тому, чтобы наши ученики проявляли больший интерес к  литературе и читали всё больше. Не сразу  получалось, как хотелось бы, но то, что такие занятия в школе положительные результаты дают – это бесспорно. А мы и дальше будем создавать атмосферу мысли, строить отношения на доверии,  начинать с чтения стихов, давать ребятам эстетические впечатления, стимулировать мышление ребят всеми средствами, искать новые пути, думать и чувствовать вместе с ребятами, творить. «А главное – с помощью искусства воспитывать принципиального, умного, доброго  и тонко чувстующего   человека»,- так утверждала  в книге «Под сенью муз» Л.Е. Ковалёва.

….

Список использованной литературы

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З.  «Чтение и письмо», С-Пб, 1997
  2. Кашкаров А.П.Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014.
  3. Ковалёва Л.Е. Под сенью муз. «Просвещение». М., 1978.

2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999

4. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995

5. Корнев А.Н.  «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997

6. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995

7. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002

8. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000

9. Пособие  «Приёмы логопедической работы по коррекции дислексии» логопедов Красносельского района,  2005

10. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002

11. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005

12. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками

      с    ЗПР» С-Пб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого чтения, как средство повышения качества знаний обучающихся.

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость п...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ...