План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"
план-конспект урока на тему

Хусаинова Наталья Николаевна

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fono_3.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Формирование навыков разбора и чтения с листа на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.

                                                                                                  Выполнила Хусаинова

                                                                                    Наталья Николаевна

                                                                                    преподаватель без

                                                                                    квалификационной

                                                                                    категории

Цель: развитие способности разбора и чтения с листа при игре на фортепиано у учащихся младшего возраста.

Задачи:

 Воспитывающие: формирование устойчивого интереса к музицированию, заинтересованность в творческом процессе.

 Образовательные: обучение различным приёмам формирования навыков чтения с листа: ориентация в структуре музыкального произведения, нахождение границ синтаксического членения, определение по графическому рисунку нотного текста элементов музыкальной речи. Развивающие: развитие мышления, внимания, быстроты реакции, развитие метро-ритма на основе ритмических упражнений, навык свободного ориентирования на клавиатуре, умение находить главное в нотном тексте, перейти от общего к частному и наоборот, умение видеть вперед нотный текст.

Методы и приёмы:

  • словесный,
  • наглядно-слуховой,
  • практический
  • игровые ситуации.

Участник: учащаяся 1 класса.

Ход урока

Учитель:        Наш урок сегодня посвящен очень важному умению пианиста - чтению с листа незнакомого произведения. Есть два пути знакомства с неизвестной музыкой: разбор и чтение с листа. В чем же разница? Чем отличаются эти два вида исполнения?

Ученик: Разбор – это, когда можно останавливаться во время игры, сыграть несколько раз то, что не получается. А при чтении с листа этого делать нельзя.

 Учитель: Да, ты совершенно точно подметила, что игра при чтении должна быть непрерывной, при такой игре можно пропустить второстепенные детали, но уловить главное, постараться исполнить выразительно и понятно с первого раза. Это не простая задача!

Если чтение с листа можно сравнить с поверхностным знакомством, то разбор – это уже глубокое изучение, исследование, требующее больше времени.

А теперь, подумай, какими умениями должен обладать музыкант, чтобы успешно прочитать пьесу с листа?

Ученик: Знать хорошо ноты! Стараться во время игры глядеть на ноты, а не на клавиши! Уметь выдержать длительности нот!

Учитель:        Все правильно! А еще ты, наверно замечала за собой, когда читаешь книгу, стремишься предугадать, что же будет дальше? Так и музыкант должен владеть умением предугадать, хотя бы в общих чертах, ближайшие моменты музыкального текста. А такое предугадывание зависит от «начитанности» пианиста. Каждый музыкант должен иметь в своей «копилке»  запас музыкальных формул, которые помогут ему при чтении  новой пьесы.

 Первый помощник наш в чтении с листа: «музыкальная формула». Их может встретиться множество в любом музыкальном произведении. Я хочу рассказать тебе о замечательном венгерском композиторе Ференце Листе, который блестяще играл на рояле и обладал феноменальной способностью читать ноты. Удивительным было то, что, прочитав страницу наполовину, он ее переворачивал, дочитывая уже не глядя в ноты. Давай попробуем раскрыть секрет этого феномена. Вот, посмотри, такие музыкальные формулы могут встретиться в любом музыкальном произведении. Показ карточки из «Этюда» до мажор Луи Келлера «На оживлённой улице» (гаммообразный пассаж в правой руке и аккорды в левой).

Как называется музыкальная формула в правой руке?

Ученик: Это гамма.

Учитель: Ты совершенно права. Сразу с первого взгляда ты узнала то упражнение, которое мы играем на каждом уроке. А теперь определи первый звук и куда движется гамма: вверх или вниз?

Ученик: Вверх! В правой руке  от ноты «до» первой октавы, и ноты  «до» первой октавы.

Учитель: Хорошо. А теперь сыграй! А что это за формула в левой руке? Ну, конечно же это трезвучие.

 Молодец! Представь, как мучительно и долго было бы чтение этой длинной цепочки нот, если бы ты пыталась переводить каждую нотку за ноткой с текста на клавиатуру (тот же эффект, если в любом литературном тексте читать просто буквы).

Вот в этом и заключается секрет Ф. Листа, который говорил, что «приучив глаза и руку к всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью и благодаря этому, можно быстро научиться читать с листа все, что угодно».

Второй помощник читать с листа: игра «вслепую». Поиграем с инструментом в «жмурки». Я тебе называю нотки, а ты их находишь пальчиками (ставим 3 палец на соль, находим ноты в пределах сексты).

Игра «Жмурки с фортепиано» 

Третий наш помощник – глаза

Поиграем в фотографа.  Смотри на нотки и фотографируй их глазами, теперь попробуй перенести фото на клавиатуру (задание, состоящее из 2тактов).

Исполняется РНП «На зелёном лугу»

Четвёртый помощник- Метр и ритм,  без них мелодия просто распадётся.  Послушай ритмическую загадку, тебе нужно отгадать, прозвучал «Марш» или «Вальс» (исполняются ритмический рисунок вальса и марша).

 Все верно. А отличить марш от вальса тебе помог метр и ритм. В каждом из них на протяжении всего произведения повторяется определенная ритмическая формула. Метр и ритм, как и мелодия – главное в музыке. Очень важно при чтении с листа распознавать не только нотные, но и ритмические формулы.  Почитаем ритмические формулы (карточки). 

Пятый помощник – «умные пальчики». Успех чтения с листа еще зависит от умения мгновенно выбрать аппликатуру (порядок пальцев) наилучшую в данный момент. Этому учиться нам помогут тоже упражнения.  Выполнить задание: сыграть по нотам на 3-5 ступенях, расположенных на соседних клавишах «вслепую», не глядя на клавиатуру, а только следя за последовательностью пальчиков в тексте.

Шестой помощник – мелодия. Еще один важный момент при чтении с листа – уметь распознать мелодию, она ведь может проходить не только в правой руке, но и в левой руке. Перейдём к твоему домашнему заданию. Тебе нужно было определить размер, мелодию, её движение, интервалы в правой руке. Давай посмотрим, как ты с этим справилась. Ученица анализирует пьесу: определяет тональность, размер, мелодию в левой руке, фразы, мотивчики, движение мелодии по формуле, интервалы, аппликатуру.

Ученица играет мелодию, затем мелодию играет педагог, ученица хлопает ритм аккомпанемента, затем играет его с педагогом. Соеденяем обеими руками одну строку польки.

 Работа над пьесой «Маленькая полька» Д. Кабалевского

Учитель: А теперь попробуй сама прочти пьесу Л. Келлера «На оживлённой улице»» (2 строки).

Молодец! Отлично справилась и с этим заданием. А теперь, вспомним помощников, которые учил тебя читать с листа.

Ученица: «Фотографирование», «игра вслепую»», «музыкальная формула», «умные пальчики», «ритмические формулы», «мелодия».

        Правильно! Наш урок окончен, записываем домашнее задание.

Домашнее задание:

         Дома тебе нужно соеденить 1 строку «Маленькой  польки», 2-поиграть каждой рукой отдельно, обязательно при этом считай! Просчитай все паузы в правой руке.

Играть обеими руками 2 строки пьесы Л. Келлера «На оживлённой улице»».

 Игра «вслепую» секунд от любых клавиш разными парами пальцев.

Повтори знакомые пьески.

        На данном открытом уроке показаны методы, помогающие развивать навык чтения с листа. Урок содержит ряд упражнений и заданий, которые необязательно применять на одном уроке, наоборот, их лучше распределить на несколько уроков, занимая небольшое время на уроках специальности. Для более глубокого усвоения и закрепления одного из элементов фортепианной игры, можно изучить каждый элемент отдельно, подобрав различные примеры с учетом уровня развития ученика.

Дидактический материал:

1.Ноты РНП «На зеленом лугу», РНП «На зелёном лугу» - для «фотографирования»

2. Карточка с фрагментом (гаммы) из «Этюда» Л. Келлера

3. Карточка с упражнениями «ритмические вагончики» из сборника И.Корольковой  «Крохе-музыканту»

 4. Карточка с упражнениями на аппликатуру.

 Ф. Брянской «Музыкальная гимнастика» Р-н-Д 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения

Методические рекомендации для преподавателей детских школ искусств...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Воспитание навыков свободы игрового аппарата гитариста на начальном этапе обучения в ДМШ

О формировании понятия мышечной свободы, о роли посадки, постановки рук в развитии техники игры на гитаре....

Учебно-методическая разработка "Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения"

В музыкальной педагогике координация – понятие, включающее в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая....