Воспитание навыков свободы игрового аппарата гитариста на начальном этапе обучения в ДМШ
методическая разработка

О формировании понятия мышечной свободы, о роли посадки, постановки рук в развитии техники игры на гитаре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

                           Методическая разработка

Воспитание навыков свободы игрового аппарата  гитариста

 на начальном этапе обучения в ДМШ

     

   Подготовила Белоглазова Н.М., преподаватель ГБУДОСО

«Ирбитская ДМШ»   

2021г.

               

                                     Посадка без инструмента

   

   Гитара - один из самых “неудобных” для формирования осанки ребёнка музыкальных инструментов  с точки зрения того, что костные ткани формируются в детстве и юности; преподаватель, заботясь о здоровье обучающегося, должен сформировать правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища.

   Расслабление тела, посадка и дыхание взаимно влияют друг на друга. Глубокое и спокойное дыхание невозможно без ровной, естественной посадки; тем более что мышцы нельзя расслабить, если нет ровного, глубокого дыхания. Следует контролировать состояние мышц, чтобы оставаться всегда «расслабленным» (т.е. в состоянии покоя) или возвращаться к расслаблению после необходимого мышечного усилия.

   Если посадка правильная, то позвоночник сохраняет свою естественную форму и максимальную длину. Здесь очень многое зависит от мышц шеи и плеч. Шея естественно «продолжает» (т.е. создаёт ощущение) позвоночника; грудь и спина расправлены, от ушей до плеч расстояние равномерное. Посадка поддерживается воображаемым “эластичным” крестом (т.е. позвоночник и линия плеч перпендикулярны).

   Если спина искривлена, происходит давление на крестец (нижнюю часть позвоночника). В такой позе грудная клетка деформируется и в легкие не впускается достаточное количество воздуха. В результате быстро наступает усталость, начинаются боли в спине, голове и т.д.

   В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины сохраняли свое естественное положение. Ориентиром служит левая часть спины и нужно постараться выровнять обе стороны. Живот следует расслабить и немного вогнуть позвоночник в районе поясницы. Сидеть следует ближе к краю стула. Следует вспомнить, что для освоения правильной посадки известный французский гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую «позу наездника», когда ученик садится на стул, перевёрнутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу, локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Это наиболее свободное и комфортное ощущение затем надо пытаться запомнить учащемуся и сохранить при освоении стандартной посадки.

    Данный подготовительный этап является непременным условием (т.е. обстоятельством) в обучении игре на гитаре.

                             Мышечная свобода  и тонус мышц

    О степени мышечной активности или пассивности мы можем судить, сознательно анализируя свои ощущения.

   Пассивная мышечная свобода – внеигровое состояние, необходимое для быстрого восстановления сил, полного отдыха мышц. Такое состояние можно определить как расслабленность. Пассив, весомость, тяжесть, вялость.

А.А. Александров писал: «Пассивная мышечная свобода, то есть расслабленность, характеризуется ощущением тяжести, весомости, наполненности. Такое мышечное состояние необходимо при отдыхе – оно даёт мышцам быстрее отдохнуть и восстановить запас сил. Работа в состоянии расслабленности мышц быстро приводит к ощущению усталости».

   Активная мышечная свобода характеризуется ощущением лёгкости, подтянутости, готовности мышц собранно включиться в работу. Именно в таком состоянии мышцы и должны работать. Для приведения мышц в такое состояние необходимо так называемое тоническое напряжение.

   Понятие «тонус» в физиологии связано с длительным удержанием определённого фонового состояния активности мышц. По Н.А. Бернштейну, «тонус мышц есть состояние готовности нервно-мышечного аппарата к действию».

   Активная мышечная свобода – активный игровой тонус, состояние готовности мышц к осуществлению игрового действия. Испытываем ощущение лёгкости, подтянутости.

   Необходимо понимать, что «свобода» - это готовность к игре, действию. Нельзя воспринимать её как отдых, покой.  В активной мышечной свободе различаются степени дозирования активности от минимального легчайшего игрового тонуса до максимально возможного для данного конкретного исполнителя и инструмента.

   Состояние игрового аппарата исполнителя, его мышечное состояние можно определить тремя фразами:

         - расслабленность – внеигровое состояние;

         - лёгкий тонус – доигровое состояние, готовность к действию;

         - игровой тонус – активное состояние мышц.

                               Упражнения без инструмента

   

  Формирование двигательной культуры музыканта должно начинаться с осознания мышечной свободы и запоминания её. Направление активного внимания, вслушивания в состояние мышц различных частей тела. Фиксирование в памяти лёгкости или расслабленности, той или иной степени напряжённости, сознательное изменение различного тонуса мышц, достигаемое путём последовательной, целенаправленной работы.

   Начинать эту работу лучше всего без инструмента. Затем полезно будет сочетать выполнение упражнений без инструмента с занятиями на инструменте.

   

    Упражнения, способствующие формированию мышечно-суставных ощущений:

  1. Протягивать руку параллельно полу (лёгкое напряжение в предплечье).
  2. То же двумя руками.
  3. Руку поднять при несколько согнутом предплечье.
  4. То же двумя руками.
  5. Руку поднять вверх с напряжением до пальцев, уронить кисть, опустить руку.
  6. То же двумя руками.
  7. Руку поднять вверх с напряжением всю, уронить пальцы, опустить руку.
  8. То же двумя руками.
  9. Соединение № 7, 5, 3, 1. Руку поднять, уронить пальцы, кисть, предплечье, плечо.
  10. То же двумя руками.
  11. Переход из  пассивного в активное состояние.
  12. Соединить № 10 и 11.

 

  При выполнении данных упражнений следует сохранять настрой на упругий, активный тонус мышц, поддерживать состояние уверенности и радости. Каждое возникшее ощущение необходимо проанализировать и запомнить, чтобы в любой момент можно было сознательно вызвать его.

  Вместе с выполнением данных упражнений, направленных на изучение различных степеней мышечной активности, следует заниматься гимнастикой для мышц всего тела. Это поможет добиться координации связи между второстепенными и основными мышцами, ощутить своё тело как единое целое.

   К упражнениям на инструменте можно приступить сразу же, как только будут понятными элементарные ощущения мышечной свободы. Но прежде необходимо освоить естественную и удобную посадку, правильную постановку рук.

                    Выбор инструмента и стула для занятий

    Начальный этап обучения игры на гитаре в современной методике мало освещён, ещё меньше об этом упоминается в старинных сборниках. Необходимо обратить внимание на то, что игра на гитаре на каждом возрастном этапе предполагает использование определённого размера инструмента. При выборе инструмента, следует учитывать, что ребенок в возрасте 5-8 лет нуждается в гитаре размера 1/4 (в случае отсутствия подобного инструмента можно использовать гитару размера 1/2 с применением каподастра на II и III ладах). В этом случае основная настройка инструмента будет ориентирована на V лад, то есть 1-ая струна на V ладу будет соответствовать ноте МИ, вторая - ноте СИ и т.д. Это необходимо для правильного натяжения струн.

    Очень важно подобрать стул необходимой высоты. Во всяком случае, при посадке, колени ребенка не должны “смотреть” в пол, это обязательно случится при использовании большого стула и, как результат, произойдет соскальзывание инструмента вниз, что потребует дополнительных усилий начинающего музыканта в удерживании инструмента. Таким образом, бедро должно быть параллельно полу, и достичь этого можно выбором меньшего по высоте стула или подпилив ножки нормального, обычного стула до необходимой высоты. Стул должен иметь ровную поверхность с тканевым покрытием и с легкой внутренней поролоновой прослойкой (использование жестких кухонных табуретов не целесообразно, так как даже недолгие занятия на таком стуле вызовут целый ряд болезненных ощущений у ребенка).

  Ребенок 8-10 лет нуждается в инструменте 1/3 с использованием каподастра на II, III ладу, как говорилось ранее. В дальнейшем можно отказаться от использования каподастра (с 10-12 лет) и затем постепенно переходить на стандартную, “полною” гитару.

   Высота подставки должна быть установлена на уровне II, III делений (12-14 см. в районе пятки и 15- 17 см. в районе носка). Крайне не желательно использовать для ребенка большой стул и подставку, фиксированную на максимальной высоте, т.к. в этом случае правая нога по отношению к левой находится в чрезмерном удалении (слишком опущена вниз). Вследствие чего не может являться точкой опоры для инструмента, в результате ребенок слишком наклоняется вперед, интуитивно желая удержать ускользающий инструмент, что в корне изменяет основную, правильную посадку.

   Преподаватель должен выбрать инструмент с учётом возрастных особенностей ребёнка, чтобы перейти к работе над посадкой и постановкой рук.

                                            Посадка с инструментом

   Как и во всякой работе, выполняемой сидя, посадка с  инструментом прежде всего должна отвечать общим физиологически правильным условиям: не затруднять деятельность сердца, дыхания, содействовать непринуждённому, устойчивому положению тела и свободному выполнению требуемых движений. Для устойчивости посадки следует устанавливать ноги всей ступнёй. Стояние на носках, слишком согнутое положение ног, подгибание ступней за ножки стула и тому подобные отклонения от нормы вызывают излишнее напряжение тела и приводят к быстрому утомлению.

   Все общие условия посадки во время работы, выполняемой сидя, необходимо соблюдать и во время игры на гитаре. При этом надо учитывать следующие особые требования, предъявляемые к посадке играющего на гитаре.

   

   Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом исполнителя:

1. Вырезом обечайки она ложиться на левое бедро, ближе к колену, которое приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке. 

 2. Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно провести линию вдоль грифа, и через всю верхнюю деку (как бы продолжая струны) мы найдем вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта точка опоры очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую ногу не следует слишком уводить в сторону.

 3. Третья точка находится на уровне грудной клетки, чуть выше “солнечного сплетения”. В этом месте происходит соприкосновение с верхней частью корпуса гитары в достаточной близости к подбородку. 

Близость инструмента к подбородку фиксируется за счет подставки, которую не стоит делать слишком низко, но и не слишком высоко, так как это может привести к воспалению седалищного нерва. В наше время все чаще используются приспособления, заменяющие подставку для ног. Это всевозможные “ножки”, крепления, изобретенные С.Раком и другими гитаристами.

4. Опора в том месте, где правая рука соединяется с верхней частью обечайки. Правая рука должна лечь на корпус довольно естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и небольшим усилием как бы вдавливать корпус гитары во вторую точку опоры, то есть в то место, где инструмент соединяется с правой ногой.

5. Последняя точка соединения - это контакт с левой рукой, которая будет располагаться на грифе. Очень важно, чтобы рука при этом была расслаблена, как бы висела на грифе. Необходимо следить за тем, чтобы плечо не напрягалось и не меняло своего естественного положения, а локоть не “уходил” в сторону, и не “прилипал” к корпусу гитариста.

         

   Итак, при правильной посадке гитариста с инструментом, гитара становится очень устойчивой, как бы “сливается” с телом исполнителя, что является залогом уверенной, стабильной игры в дальнейшем, учащийся меньше подвержен усталости. При такой посадке головка грифа располагается не ниже левого уха исполнителя, а пальцы левой руки, находящиеся в первой позиции, будут находиться на уровне глаз, что позволяет лучше просматривать весь гриф.

     Задача педагога на данном этапе обучения состоит в том, чтобы добиться непринуждённой посадки учащегося. Пояснив ученику условия правильной посадки с инструментом, нужно предупредить его о недопустимости согнутого положения спины во время игры, подчеркнуть огромную роль внимания во время занятий, а также умения своевременно обнаружить и устранить чрезмерное напряжение мышц.

                                   Фиксация инструмента

   Как правило, в практике игры на гитаре в качестве фиксатора инструмента используется кусок поролона или замши, который размещается на левом бедре исполнителя. Это дает известный положительный эффект фиксации инструмента, но, к сожалению, неполный, т.к. эта самая фиксация происходит в одной точке, поэтому следует фиксировать инструмент и во второй точке (с правой ногой).

 

 Существует три варианта фиксации:

  1. используются два поролона или замши на правой и левой ногах. Этот способ имеет недостаток в том, что при вставании, поклонах приходится собирать все “хозяйство” и затем раскладывать вновь, что выглядит не очень эстетично;
  2. поролон (замша) - удлиненная конструкция, лежащая на обеих ногах - гораздо проще и удобнее. Но при этом, не стоит при вставании со стула забывать о нем, как и после окончании игры или на концертных выступлениях;
  3. на нижнюю часть обечайки, в местах соприкосновения с ногами, клеятся кусочки поролона. Выглядит это достаточно эстетично, правда, наносит вред лаку, но не отражается на звуке.

   Связанные с этим явлением проблемы посадки и постановки рук решаются благодаря грамотным действиям преподавателя. Фиксация инструмента при игре на гитаре является залогом успешного выступления, стабильного исполнения и дальнейшего развития техники.

   Роль естественной посадки и постановки рук в достижении  двигательной свободы

        Естественная правильная удобная поза в любом деле, в любое время – одно из условий хорошего самочувствия и самоконтроля. Оптимальная поза – это не только выбор правильного положения, но и владение своим тонусом.

 Совершенно естественно, что постановка обеих рук будет напрямую связана с посадкой.

   Правильной и удобной постановкой рук считается такая постановка, при которой наши пальцы получают максимальную свободу  действий  и сохраняется полная устойчивость инструмента.

   От положения правой руки зависит не только качество, сила и разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; её действия определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для хорошего исполнения.

   Правильное положение левой руки обеспечивает лёгкость и независимость движения пальцев; её действия способствуют точности и длительности звучания, быстрой смене звуков.

   «Струны колеблются и издают звуки от импульса, сообщённого им пальцами правой руки, - писал Дионисио Агуадо, - а в целом в зависимости от силы, с которой эти струны прижимаются пальцами левой руки. Постоянное взаимодействие обеих рук абсолютно необходимо; правая заставляет струны колебаться, левая поддерживает колебания и продлевает их. Таким образом, для каждого звука функции правой руки мгновенны, тогда как функции левой продолжаются, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой в тот момент, когда правая даёт импульс, что и составляет тесную связь обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая также должна её экономить, чтобы производить, в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, нежные, мягкие, но не слабые».

   

                Основные правила постановки рук.  Правая рука

   Если, поместив предплечье на корпус гитары, мы свободно опустим кисть до состояния полной расслабленности, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке, слегка развернув запястье влево; при этом пальцы станут более собранными, кончики всех пальцев, кроме большого, построятся в одну линию. Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Такая постановка исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает лёгкое и уверенное извлечение звука. Кисть и пальцы должны находиться в состоянии активной мышечной свободы (лёгкий мышечный тонус). Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн. Всякое излишнее напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев.

   В  звукоизвлечении  участвуют в основном четыре пальца:  большой(p), указательный (i), средний(m) и безымянный(a). Мизинец(e) обычно следует за безымянным пальцем, причём необходимо избегать его напряжения, которое может нарушить правильную постановку руки. Иногда мизинец используется в некоторых видах расгеадо (дроби), при исполнении  пятизвучных аккордов.

   Следует отметить, что положение пальцев i, m, a перед звукоизвлечением должно быть таким, чтобы они располагались под играемой струной, а большого пальца – над струной. Это – исходное положение.

   Для достижения двигательной свободы необходимо после взятия звука возвращать пальцы в исходное положение.

                                   Постановка левой руки

   Естественно приподнимая предплечье, поставим кисть на высоту первых ладов и расположим большой палец на средней линии задней части грифа. Приподняв и округлив запястье, свободно согнём пальцы и последними фалангами прижмём струны к грифу.

   Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев. Свобода действий пальцев требует, чтобы кисть была на некотором расстоянии от грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца. Совершая эту ошибку, затрудняют действия мизинца и делают невозможным правильное исполнение баррэ на всех струнах.

   Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, уравновешивает силу нажима на струны других пальцев. Когда кисть передвигается выше 12-го лада, большой палец, скользя по шейке грифа, переходит к опоре на нижний край грифа у места соприкосновения его с верхней декой. Пальцы должны оставаться закруглёнными. При обратном движении большой палец занимает своё обычное положение.

   Четыре согнутых пальца, расставленных над соответствующими ладами, должны быть готовы, наподобие шарнирных молоточков, перпендикулярно опускаться на струны, прижимая их около порожка, отграничивающего соседний, более высокий лад. Расположение пальцев указанным образом на возможно малом расстоянии от струн позволяет нажимать на них короткими движениями, дающими возможность экономить время и силы.

   Пальцы левой руки передвигаются в двух направлениях по отношению к струнам: поперечном и параллельном. Эти движения, зависящие от всей руки, включают ещё два движения, относящиеся исключительно к пальцам: сближение и растяжение последних. Передвижение пальцев по грифу и состоит из сочетания указанных движений.

   Последняя фаланга должна быть перпендикулярна грифу и при нажатии на крайние – пятую и шестую струны. При игре на ближних – первой и второй струнах, локоть несколько отводится назад и изгиб пальцев увеличивается. Усилие сосредотачивается на кончике каждого пальца; оно должно быть не более того, какое необходимо для извлечения звука соответствующей громкости. После взятия звука должно остаться минимальное усилие для его продолжения.

    Итак, освоив естественную посадку, удобное положение рук, можно перейти к упражнениям на инструменте. Эти упражнения  позволяют развивать мышечное чувство непосредственно на инструменте, развивать координацию движений обеих рук путём составления различных аппликатурных формул, научиться дозировать степень мышечного тонуса в зависимости от требуемого качества звука.

                             Принцип мышечной свободы

    Надёжная эффективность метода  устранения профзаболеваний рук, разработанного С.М. Перельман, педагогом Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского, неопровержимо доказывает, что психофизиологические законы организации рабочих движений музыкантов всех специальностей едины. В основе работы мышц на любом инструменте лежит принцип, состоящий  в том, что при извлечении звука в мышцах протекает три этапа состояний, мгновенно сменяющих друг друга:

  1. Готовность к движению – мышцы в состоянии активной свободы, пальцы в естественном положении, работает экономное усилие, необходимое только для поддержания рук в определённой позе.
  2. Взятие звука. Каждый музыкальный инструмент имеет свои специфические особенности звукоизвлечения и поэтому способов взятия звуков очень много. В основном, здесь может быть применено и мышечное усилие, и бросок пальца, кисти или всей руки, и весовое усилие, и смешанное. Выбор движения для взятия звука определяется звуковыми задачами. Вся особенность в том, что усилие по времени должно быть предельно коротким, занимающим долю секунды, то есть столько времени, сколько нужно, чтобы услышать взятый звук
  3. После восприятия звука слухом усилие, применённое для его извлечения, должно быть мгновенно снято. У струнных инструментов должно остаться усилие, позволяющее сохранять чистоту и продолжительность  звука. Ни в коем случае не должно быть ни малейшего надавливания на струны после взятия звука, так как именно в этом чрезмерном надавливании и кроется главная опасность, приводящая  к потере уже приобретённой или природной техники и, в конце концов, к болезни рук.

Принцип работы рук музыканта на инструменте должен состоять  в том, чтобы  создавать  мышцам условия для микроотдыха во время работы. Моментами отдыха мышц при игре также необходимо считать цезуры, переносы рук на любые интервалы.

   На струнных инструментах моментами отдыха для левой руки является также игра на открытых струнах и смена позиций.

   

              Упражнения для лучшего освоения данного принципа.

   

                           Для правой руки.  Упражнение №1

     Палец «p» (большой) на 3 –ей струне, пальцы «i», «m», «a»(указательный, средний, безымянный) находятся в лёгком мышечном тонусе под первой струной. Палец «p» служит опорой для кисти при исполнении способом «тирандо», а также дополнительной опорой при игре «апояндо». Палец «i» медленно приближаем к первой струне,  останавливаем на ней (при этом последняя фаланга становится под углом примерно 45 градусов к струне); затем оттягиваем струну, палец срывается и мгновенно возвращается в исходное положение.

     То же упражнение повторить пальцами «m» и «a». При исполнении упражнения способом «апояндо» палец после взятия звука оказывается  на соседней струне. Качество звука при исполнении этого упражнения зависит от степени жёсткости соединения последних фаланг пальцев, от силы давления на струну и от скорости взятия звука.

                                          Упражнение № 2

   Упражнение для большого пальца («p»). Ставим пальцы «i», «m», «a» соответственно на 3-ю, 2-ю, 1-ю струны для лучшей опоры кисти. Поднимаем палец «p» невысоко над 6-ой струной, ставим на струну, оттягиваем вниз (при игре «апояндо» - вниз и немного вовнутрь), палец срывается и падает («тирандо») или останавливается на соседней струне («апояндо»). После этого небольшим мышечным усилием поднимаем палец в исходное положение.

   В упражнениях следует чередовать  оба способа звукоизвлечения – «тирандо» и «апояндо».

   

                                 Упражнение для левой руки

   

   Поставим  1-й, 2-й, 3-й, 4-й пальцы левой руки соответственно на 7-й, 8-й, 9-й, 10-й лады.

Они должны находиться в лёгком мышечном тонусе, но ни в коем случае нельзя надавливать на лады. Затем поочерёдно поднимаем каждый палец и «бросаем» его на соответствующий лад. 3-й палец желательно «бросать» с участием 4-го пальца, так как они физиологически связаны между собой. После каждого «броска» пальца происходит его «отскок» от твёрдой поверхности грифа и, соответственно, его возвращение в исходное состояние лёгкого тонуса.

                                            Заключение

       У многих преподавателей музыкальных школ существует расхожее мнение, что свободе игрового аппарата лучше начинать учить на более поздних этапах освоения инструмента.   Вследствие этого важнейшие игровые навыки остаются не освоенными в полной мере, что является препятствием  для развития техники игры в дальнейшем.  

        По мнению автора работы, навыки свободы игрового аппарата необходимо прививать с самого начала обучения, начиная с доинструментального периода и  параллельно с самыми первыми навыками игры на инструменте.

                                    Список методической литературы

     

  1.  Бернштейн Н. А.   Очерки по физиологии движений и физиологии активности

  2.  Гуттериман В. А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные        заболевания     рук.

     3.  Карамзин П.В. От начальных навыков развития  развития техники к приобретению мастерства и выразительности

4.  Матохин С.Н.  Некторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре

5. Потеряев  Б. П.   К вопросу о преодолении и предупреждении

профессиональных заболеваний рук музыкантов

6.  Пухоль Э.   Школа игры на шестиструнной гитаре

7. Стрыгина Н. Д.   Преодоление и профилактика «зажатости» мышц рук музыкантов

8. Чернов Д. Е.   Проблема двигательной активности и мышечной свободы музыканта-исполнителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения

Методические рекомендации для преподавателей детских школ искусств...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»

Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...

Учебно-методическая разработка "Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения"

В музыкальной педагогике координация – понятие, включающее в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая....