«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»
методическая разработка по теме

Мурыгина Галина Петровна

Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям, сознательно относиться к выполнению движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrabotadokument_microsoft_office_word.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Детская школа искусств №9

Методическая работа на тему:

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»

подготовила

преподаватель хореографии

Мурыгина Галина Петровна

г. Курск

2017

  Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности, важное место занимает музыка. Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях по хореографии.

Педагогическая наука считает,  что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения  - активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии обучающимся предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.

 Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения  навыками двигаться под музыку.

Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций (эти пляски я провожу в целях развития творческой инициативы детей); инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.

    Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство – выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество – индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.

Обучающиеся, приходя на урок хореографии, полны интереса и ожидания. На уроках ритмики и гимнастики они знакомятся с определенным музыкальным материалом, некоторыми танцевальными движениями, но далеко не все из них могут соединять музыку и движения, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения. Поэтому педагог должен в первую  очередь разъяснить детям связь музыкального движения и образа, развивать способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умение импровизировать под незнакомую музыку. Импровизируя, дети двигаются свободно, так как им подсказывает музыка. Педагог следит за тем, что бы учащиеся все время слушали музыку, что бы их движения передавали ее характер, эмоциональную окраску и динамическую напряженность, что бы все сразу включились в движение с начала музыки. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области ритмики и гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Задача педагога – развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям, сознательно относиться к выполнению движений. Уметь исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ, сочинять несложные плясовые комбинации.

В процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций. инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов проявляются творческие способности ребенка.

    Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

  Особенно ответственно к содержанию и форме занятий необходимо подходить на начальном этапе обучения. Надо включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически); проявить себя в игре.

  Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии.

   Разноплановость образов наиболее полно раскрывается в этюдной работе.

   В основу большинства методик, приемов, применяемых на занятиях, «встроен» образ. Он интерпретируется как образ-штрих, образ-контур, образ- музыка, образ- лексика, образ-эмпатия, образ-сюжет.

   В качестве примера возьмем образ маленького пушистого желтого цыпленка.

   В данном случае образ-штрих – это изображение маленьких крылышек, подъем на полупальцы, мимическое представление клювика (дети с удовольствием складывают губки «трубочкой», показывая клювик). Образ-контур – демонстрация представления ребенка о том, как двигается цыпленок: мелкие взмахи крылышками, частый бег на полупальцах, озвучивание образа «пи-пи-пи» и т.д. Далее следует обогатить процесс музыкальным сопровождением (образ-музыка), которое активизирует ассоциативное мышление ребенка. Появятся новые решения, гамма выразительных средств расширится. Наиболее глубокому вживанию в роль способствует создание образа-эмпатии. Цыпленок может быть веселым, грустным, тревожным и т.д. Активизация чувственности ребенка осуществляется под воздействием тщательно подобранного эмоционально-красноречивого музыкального материала. Образ-сюжет венчает многоступенчатую художественно-творческую работу.

 На начальном этапе этюд может быть рассчитан на индивидуальное представление, в последующий период – на групповое.

    Музыкально-пластический образ цыпленка может являться действующим лицом реального сюжета или сказки. С нашим героем могла произойти, к примеру, следующая история: «Маленький пушистый комочек еще очень слабо стоит на своих тоненьких ножках. Весело бегая по птичьему двору с друзьями, он не заметил длинной, тонкой нити. Коварная нитка запуталась между ногами, несмышленыш упал и ушибся. От боли и досады полились слезы. Потерев крылышком ушиб, цыпленок старается встать, но снова падает, не догадываясь о помехе. Пытается найти причину неудач, обнаруживает нить, освобождает лапки. Огорчение исчезает, малыш снова весело играет».

Этюдная форма работы с учащимися предпочтительна по многим параметрам. Можно выделить два направления развития ребенка, непосредственно касающиеся специфики хореографического обучения: артистизм и музыкальность.

    В конечном итоге после продолжительного периода обучения танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», способный не только четко исполнять танцевально-лексическую составляющую хореографического номера, но уметь ярко, выразительно, эмоционально проиграть сценическую роль. Тематика танцевального произведения, логика сюжета, характерные персонажи позволяют заинтересовать не только исполнителя, но и зрителя, сделать его «сочувствующим соучастником».

    Перечисленные хореографические приемы служат формированию музыкальной чуткости, учат детей «танцевать музыку», выявлять образность музыки, эмоциональные оттенки и т.д.

Что же касается «подвижной игры» - это отличное добавление к освоению основ хореографии на начальном этапе обучения. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение - это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитее.

Если у ребенка повышенная потребность в движении, то и она может быть удовлетворена с помощью той же игры. И мы можем сделать вывод, что игра – это универсальное средство общения с детьми. И в этом смысле занятия по ритмике и основам хореографии не являются исключением. Объединяя богатый мир игр с обучением, вы приобретаете возможность сделать интересным проучивание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий.

Осуществляя в игровой форме руководство их работой, вы вызываете у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без сопротивления с их стороны, доставляя ребенку удовольствие. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют ее содержание. Следует поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача руководителя умело создавать такие условия игры при которых сохранялось бы ее основное назначение - превратить обучение с помощью игры в интересное для ребенка дело. Ведь игра включенная в занятия по ритмике, основам хореографии всегда имеет свои плюсы и минусы и требует чувства меры. Детям свойственны азарт и увлеченность, которая может пойти в ущерб занятиям. Вот тут – то и нужна помощь взрослого, который хоть и не принимает участие в игре- занятии, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Дети должны наиграться сначала в одну игру.

Финал игры занятия должен быть ярким, запоминающимся и, конечно содержать анализ. Руководитель может при желании провести все занятие в игровой форме, а может использовать игровые приемы в какой-то определенной части занятий. Попытаемся определить круг игр и игровых приемов, которые можно использовать на занятии по хореографии. И первое на что хотелось бы обратить внимание - это игрушка и ее использование в занятиях. Игра и игрушка в жизни детей неотделимы друг от друга. Игрушка для ребенка полна смысла, он воспринимает ее как друга, она делает его счастливым. Поэтому просто необходимо использовать игрушку, обучая детей танцу. Для занятий по основам хореографии и ритмике потребуется игрушка не только красивая и интересная детям, но и безопасная и удобная. Она должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, но при этом она не должна быть слишком большой. Самые приемлемые в танце игрушки – это куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки. Они не только украсят детские танцы, но и сделают более осмысленным заданное руководителем движение, помогут ребенку точнее создать образ.

 Фольклорные, игровые песни тоже могут стать основой для занятий по хореографии и ритмике. Правда, здесь требуется очень тщательный отбор, ибо фольклорные песни чаще всего имеют «взрослое «содержание, которое мало привлекательно для детей. Проанализировав известные игровые песни русского фольклора, мы рекомендуем остановить свой выбор на песнях -играх, где присутствуют образы понятные и доступные детям по возрасту. Это могут быть песни, сопровождающие трудовой процесс, колыбельные песни шуточные, содержание которых может стать сюжетом хореографического номера.

Образные возможности игровой фольклорной песни выявляются в танцевальных упражнениях. Выбор игр для занятий по хореографии зависит от возраста играющих, их физического развития. Для последнего очень подходят детские подвижные игры. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Часто они сопровождаются считалками, любимыми детьми. Подвижные народные игры лаконичны, выразительны, поэтому если руководитель включит их в занятие, то оно станет, несомненно богаче. Игры превращения, где дети становятся то птицами, то животными, то различными куклами помогут детям овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.

И, наконец, игровой стретчинг, комплекс, который только начинают использовать в занятиях по хореографии. Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм, т.е. играм в которые дети могут играть долгое время .Все упражнения этого раздела доступны всем детям и носят близкие и понятные детям названия животных ,птиц и выполняются по ходу игры.

Приложение №1

         Музыкальные игры

  1. Ласточки, воробьи и петухи:

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать!) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

  1. Цветочек:

Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.

  1. Жучок-паучок:

Дети стоят по кругу взявшись за руки, в центре круга сидит жучок, затем дети идут по кругу со словами: «Жучок-паучок, тоненькие ножки, красные сапожки, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили (подходят в центр, поднимают жучка), танцевать заставили, танцуй,  как можешь,  выбирай кого захочешь»! Жучок отвечает: «Я люблю конечно всех, но….называет имя ребенка и выводит в центр, затем под музыку полечки танцует, а все остальные хлопают в ладошки. Потом в ценре остается тот, кого выбрали и игра продолжается дальше.

  1. Магазин игрушек  :

Один ребенок — покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут, на вступление они замирают, покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться, в конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом становится покупателем. Музыкальное сопровождение каждый раз меняется.

  1. Зеркальце:

Дети стоят по кругу. Выбирается водящий, который выходит из зала или просто отворачивается. Педагог выбирает ребенка, который будет показывать движения и молча, не называя его имени, показывает детям. Это значит, что все дети повторяют движения этого ребенка. Звучит музыка, водящий встает в круг танцующих детей. Водящий должен отгадать показывающего. После чего тот, кто показывал движения, становится водящим, а педагог выбирает нового показывающего.

  1. Тик-так:
    Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку. Мышка становится в центре круга, а кошка выходит из круга, дети в кругу держатся за руки.

Кошка: Тук-тук!

Дети: Кто там?

Кошка: Это я, Кошка!

Дети: Что тебе нужно?

Кошка: Мышку повидать!

Дети: Во сколько часов?

Кошка: В (от 1 до 12) часов!

Дети поворачиваются по/против линии танца, ритмично топают, приговаривая: «Один час, тик-так! Два часа,тик-так»! И т.д., на цифре, названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка забегает в «норку» и догоняет Мышку.

  1. Цепи-замки:

Двое детей берутся за руки и поднимают их над головой — это замок — воротца. Остальные становятся друг за другом и пробегают в воротца пока звучит музыка, как только музыка останавливается, замок захлопывается . кого поймали становится новым замком. и так с каждой остановкой музыки появляется все больше и больше замков. Может остаться даже один самый ловкий ребенок, который не попался. (его можно за это чем-нибудь наградить).

  1. В гости к кошке:

Позвала нас в гости кошка (ладони на щеках, качаем головой, сидим на полу, ноги вместе, носочки вытянуты),
И пошли мы по дорожке (пальцы шагают по ножкам от коленок до носочков т.о. выполняем наклон к ногам).
Топ – топ (ладони хлопают от носочков до коленок и выпрямляемся),
Прыг – прыг (кулачки стучат по коленям, от коленок до носочков),
Чики – брики (ладони поочередно хлопают — обратно),
Чики – брик (кулачки стучат поочередно по коленям).
Видим дерево высокое (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется),
Видим озеро глубокое (ножки складываем в «лягушку» и через «бинокль» смотрим какие рыбки в озере, т.о. наклон вперед),
Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, (наклоны к ногам, поочередно к пр. и лев., наклоны вперед),
Никому их не дают. (наклоны к ногам, поочередно к пр. и лев., наклоны вперед).
Это дом (встаем на колени, делаем ручками «крышу»),
А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» — пр.рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте — «выглядываем в «окошко»).
Нас встречают кот (изображаем кота — на коленях, руки впереди на полу, спинка круглая, и кошка (садимся на пятки — руки впереди вытягиваем).
Мы немножко погостим (делаем «змейку» — т.е. руками «идем» вперед, ноги вытягиваем и прогибаясь в спине)
И обратно побежим (обратная «змейка»).
Повторяем несколько раз, убыстряя темп.

  1. Ниточка-иголочка:

Один ведущий, дети в «домиках» (сложенные коврики, обручи). Под музыку заданным шагом ведущий «иголочка» ходит по залу, задевая за плечо детей, таким образом собирает за собой «ниточку». «Ниточка» идет за «иголочкой» тем же шагом. Когда музыка обрывается, дети должны занять свободные «домики». Кто остался без домика либо становится ведущим, либо выбывает из игры.

  1.   Автобус:

Вот мы в автобусе сидим 
И сидим, и сидим 
И из окошечка глядим 
Всё глядим! 
Глядим назад, глядим вперёд 
Вот так вот, вот так вот 
Ну что ж автобус не везёт 
Не везёт? 
Колёса закружились 
Вот так вот, вот так вот 
Вперёд мы покатились 
Вот так вот! 
А щётки по стеклу шуршат 
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик 
Все капельки смести хотят 
Вжик-вжик-вжик! 
И мы не просто так сидим 
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, 
Мы громко-громко все гудим 
Бип-бип-бип! 
Пускай автобус нас трясёт 
Вот так вот, вот так вот 
Мы едем-едем всё вперёд 
Вот так вот! 

1 – покачиваемся на мяче 
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны 
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони 
4 - пожимаем плечами. 
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя 
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»). 
7 - «крутим руль» и бибикаем. 
8- подпрыгиваем на мячах 

  1.   В машине:

Сидим с шофёром рядом - 
Би, би, би. 
Помочь шофёру надо! 
Би, би, би. 
Машинам всем и людям - 
Би, би, би, 
Бибикать громко будем - 
Би, би, би. 

Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки». 
Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды). 

  1.   Каблучок:

За руки друзе берём, вместе хоровод ведём 
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок 
За руки друзе берём, вместе хоровод ведём 

Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей 
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок 
Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей 
Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс 
А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок 
Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс 
И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод… 

Встаём в хоровод. 
1 - идём по кругу хороводным шагом. 
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук. 
3, 10 – ведём хоровод 
4, 6- подпрыгиваем на месте. 
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки. 

  1.  Веселый мячик

По мячу ладошкой бьём 
Дружно, весело вдвоём 
Мячик - мячик, мой дружок 
Звонкий, звонкий, звонкий бок 
По мячу ладошкой бьём 
Дружно, весело вдвоём 

Мяч бросаю и ловлю 
Я с мячом играть люблю 
Мячик, мамочка, не прячь 
Мне бросай обратно мяч 
Мяч бросаю и ловлю 
Я с мячом играть люблю 

1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику. 
2 – играем в мячик (бросаем другу-другу). 

  1.   Мой зонтик:

Вот это - мой зонтик , 
Я в дождь хожу с ним 
Пусть дождь барабанит - 
Останусь сухим. 

А вот моя книжка, 
Могу почитать, 
Могу вам картиночки 
В ней показать. 

Вот это - мой мяч, 
Очень ловкий, смешной 
Его я бросаю 
Над головой. 

А вот мой котёнок, 
Я глажу его, 
Мяукает он 
Для меня одного! 

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры. 

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик) 
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику) 
3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы) 
4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы) 
5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки 
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки 
7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать. 

Список литературы

1.        Беспалько В.П. "Слагаемые педагогической технологии" М. Педагогика 1989г.

2.        Маркова А.П. " Формирование мотивации учения" М.Просвещение 1990г.

3.        Пидкасистый П. И. " Технология игры в обучении" М. Просвещение 1992г.

4.        Выготский Л. С. " Воображение и творчество в детском возрасте" М.Просвещение 1991г.

5.        Эльконин Д. Б. " Символика и её функции в игре детей". "Дошкольное  воспитание" 1966г. № 3

6.        Образцова Т. Н. " Музыкальные игры для детей" М. Лада 2005г.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»

В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»

     Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...

Открытый урок ,,Развитие музыкально-творческих способностей на начальном периоде обучения"

             Цели урока: 1.Формирование исполнительских навыков игры на ф-но.                      ...

Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"

Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....