Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"
план-конспект урока

Афонина Ирина Станиславовна

Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РМБУ ДО «Знаменская Детская  школа искусств»

Открытый урок

преподавателя отделения народных инструментов

 по классу аккордеона

 Афониной И.С.

«Развитие самостоятельности мышления

 на начальном этапе обучения игре на инструменте»

.

Тема урока: «Развитие самостоятельности творческого мышления на начальном этапе обучения игре на инструменте».

Тип урока: открытый, обобщающий, закрепляющий.

Форма урока:  индивидуальное обучение.

Методы проведения урока: наглядный (Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) , словесный  (разговорный, художественный), практический (закрепляющий и исследовательский).

Цель урока:  развитие  у  учащегося  навыков самостоятельности творческого мышления на пройденном  и  новом материале.

Задачи урока:

Воспитательные-

сформировать у  учащегося устойчивую мотивацию к приобретению необходимых ЗУН (знаний, умений, навыков), развивающих самостоятельность творческого мышления

Познавательные-

познакомить учащегося с новым нотным материалом и дать возможность самостоятельно  интерпретировать музыкальный образ

Развивающие:

Развивать умения и навыки самостоятельности мышления при исполнении пройденных пьес и научить  применять данные ЗУН на новом материале

Образовательные –

обобщить и закрепить первоначальные  знания, умения и навыки,  развивающие самостоятельность мышления при игре на аккордеоне.  

Оборудование:

Инструменты: аккордеон учащегося и аккордеон педагога;

для ритмических игр -  аудиозаписи или видеозаписи творческого материала, набор шумовых инструментов (металлофон, бубен, треугольник, ложки, маракасы, коробочка);

Нотная литература: технический комплекс для 1 класса (упр. Л Колчевой), Этюд  А. Доренского,  «Весенний денек»  и «Деревенские гулянья» из  «Школа игры на аккордеоне»  Р. Бажилина , дет.п. «Как под горкой, под горой»

План урока:

  1. Вводное слово учителя  1 -2 мин.
  2. Беседа с учащейся   (теория)         3-5 мин.
  3. Практикум на пройденном материале 12-15 мин.
  4. Физ.минутка – ритмические игры    3-5 мин.
  5. Исследовательс. деят-ть, применение знаний, умений, навыков на новом материале  12-15- мин.
  6. Подведение итогов 1-2 мин.

Ход урока:

  1. Педагог знакомит присутствующих с ученицей , объявляет тему, цель, задачи урока.

  1. Педагог просит рассказать ученицу, как она занималась дома,  с чего начинается ее работа над  д/з, что получилось, в чем затрудняется, над чем интереснее работалось, что выполнялось без особого желания, чего ждет от урока.

  1. Проверка знаний, умений, навыков на пройденном материале:

 педагогом ставится задача перед учащейся самостоятельно приготовиться (поставить инструмент, разыграть руки, и исполнить этюд, и пьесу ), при этом ученица рассказывает как будет выполнять каждый этап и  на что нужно направить свое внимание.

    - постановка инструмента  самой учащейся

 на данном этапе проверяются ремни, высота стула, правильная посадка и постановка рук);

-постановка  и разыгрывание игрового  аппарата – «Пятинотки в одной позиции» (упр. Колчевой, каждой рукой отдельно и вместе) размер 2/4,

 основная задача – ровная ,ритмичная игра, восьмые в правой и четверти в левой руке, смена меха по 2 такта, чтобы было интереснее –играем и поем со словами.

-  Этюд  А. Доренского , размер3/4

задача –умение перейти в другой размер, привнести художественный образ (танец, вальс), в этом помогают ученице художественные иллюстрации, подготовленные педагогом и литературный стихотворный текст

- «Весенний денек»  Н. Бажилина, размер ¾

Творческая задача –на знакомом материале (игра наизусть) и подготовленном размере  исполнить песенку со словами, педагог помогает петь . Дается задание на дом нарисовать , что увидела в этой песенке, какие цвета.

  1. Педагог предлагает немного отдохнуть, снять инструмент, послушать в записи знакомую дет.п. Как под горкой..» , 3 куплета с оркестровой аранжировкой и предложить  и объяснить свой вариант ритмического рисунка аккомпанемента на шумовых инструментах. Ученица играет.

  1. Предыдущий вид деятельности  в игровой форме уже подготавливает и настраивает ученицу к творческому  исследовательскому этапу .

В исполнении педагога звучит новая для ученицы пьеса Р.Бажилина «Деревенские гулянья».  Далее следует самостоятельный теоретический  анализ  учащейся с наводящими вопросами педагога.

- Интересна ли тебе такая музыка? Чем?

- Какой характер музыки?

- Что ты представила, слушая эту пьеску?

- что для тебя здесь нового и необычного?

- Хотелось бы самой уметь исполнять такую музыку?

- С чего нужно начинать?

- Какой размер? В какой октаве играется? Как строится мелодия, интонация? Сколько предложений в пьеске? Есть ли окончание? Какими длительностями изложена мелодия сначала и что меняется  во второй фразе? Что происходит дальше во втором предложении?  Какому р.н. инструменту идет подражание ,  каким техническим приемом это достигается? Что можешь сказать о левой руке? Удобна ли аппликатура в правой , как ты думаешь, почему именно так? и т.д.

Затем ученица пробует самостоятельно играть  левую руку, педагог мелодию , и наоборот –ученица  -мелодию, вслух считает ,   педагог играет аккомпанемент. Создается ситуация успеха. 

  1. Подведение итогов.

Задаются вопросы учащейся:-

-понравился ли урок?

- что показалось самым ярким и запоминающимся?

- интересно ли работать самостоятельно, творить?

- как сама оцениваешь свою работу дома и сегодня на уроке?

- какую цель поставишь перед собой  в изучении новой пьески?

Педагогом дается д/з, ставятся оценки за работу на уроке  отдельно за пройденный материал и работу над новым. В оценке учитывается прилежание ученице, желание работать, стремление к творческому подходу, самостоятельность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Методическая разработка "Начальный этап обучения игры на аккордеоне"

Методическая разработка " Начальный этап обучения игры на аккордеоне"...

Методическая разработка по теме: "Взаимосвязь движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в классе домры"

На основе выявленных особенностей восприятия и мышления в детском возрасте разрабатывается методика развития взаимосвязи движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в клас...

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»

В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...

доклад "История одного музыкального инструмента. Аккордеон" (2019 г.)

доклад "История одного музыкального инструмента. Аккордеон"...