Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"
рабочая программа на тему

Бодягина Людмила Васильевна

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных требований к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной  образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный  фольклор» и сроку обучения по этой программе».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Программа может служить методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muzykalnomu_instrumentu_akkordeon.doc215 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа учебного предмета

«Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся

по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 23, ст. 3261; N 25, ст. 3537, 3538; N 27, ст. 3871), приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных требований к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной  образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный  фольклор» и сроку обучения по этой программе».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как Ф. Липс, Р. Бажилина,  Г. Шахова,  В. Брызгалина и т.д. и все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала.  

За основу данной программы взята программа:

Музыкальный инструмент (аккордеон). Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. / Сост. Л.В.Гаврилов.- М.,1988

Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в Детской школе искусств по данной программе обучения.

Уроки  музыкального инструмента предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:

знания, умения и навыки игры на  аккордеоне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.

Значимость занятий по музыкальному инструменту заключается в:

овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;

приобретении учащимися опыта творческой деятельности.

художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;

выявлении одарённых детей в раннем возрасте.

Данная рабочая образовательная программа разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе.

Программа обеспечивает преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

отвечает внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как  «Фольклорный ансамбль», «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио», и т.д.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (аккордеон); обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

ЗАДАЧИ:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Развивающие задачи:

развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);

развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;

развитие творческих способностей;

развитие артистических способностей;

развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.

Обучающие задачи:

приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;

приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;

приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;

овладение основами аккомпанемента.

Воспитательные задачи:

воспитание культуры личности;

эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;

формирование патриотизма на основе репертуара.

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Срок освоения программы  составляет 8 лет, рассчитана для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием занятий.

При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы  33 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. В первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего  образования.

Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по музыкальному инструменту выдаётся заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;

соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 8 лет;

желание учащегося обучатся по музыкальному инструменту: аккордеон;

здоровье и уравновешенное состояние учащегося;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

умение преподавателя работать с профессионально-ориентируемыми учащимися;

внимание и помощь со стороны родителей;

качественные инструменты в соответствии с физическими данными.

Отличительной особенностью данной программы является:

минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:

обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, а также произведений, рекомендованных  для исполнения в течение учебного года на академических концерта, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;

список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей ученика;

выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального искусства.

Программа предусматривает:

организацию творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.

Объём аудиторной учебной  нагрузки по данному учебному предмету составляет 329 часов.

Изучение учебного предмета учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, согласно учебному плану образовательного учреждения.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам. По предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» консультации проводятся в счёт резервного времени. На консультацию предусмотрено  часов (индивидуальные занятия): с 1 по 8 класс  22 часа.

Основные методы организации занятий:

Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).

Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.

Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами.

Объем самостоятельной работы обучающегося в неделю по учебному предмету за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебному предмету объем самостоятельной работы обучающихся планируется следующим образом: с первого по четвертый классы по 2 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 3 часа в неделю.

 Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по  предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

В образовательном процессе используются образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования и ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. Применяются следующие педагогические образовательные технологии:

классно-урочная технология;

игровая технология (дидактическая игра);

технология проблемного обучения;

технология перспективно-опережающего обучения;

технология критического мышления;

исследовательская технология;

информационная технология;

педагогика сотрудничества и другие.

Реализация программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Содержание учебного предмета

Первый класс.

Задачи:

  • Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
  • Посадка, постановка рук, развитие координации движений правой и левой  руки, организация целесообразных  игровых  движений.
  • Освоение нотной грамоты, чтение нот с листа в  пределах 1-2 октав.
  • Овладение различными средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
  • Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.
  • Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения.
  • Освоение основных приёмов ведения меха: разжим и сжим.

Годовые требования:

15 - 20 первоначальных пьес, песенок, этюдов разной степени завершённости – от разбора – знакомства до концертного исполнения.

Гаммы: C- dur, G - dur, F- dur отдельно каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио, аккорды правой рукой по три звука.

Примерные музыкальные программы.

Савельева Б.  Неприятность эту мы переживем.

Частушка. Обработка Р. Бажилина.

Книппер Л. Полюшко-поле.

Моцарт В. Азбука.

Иванов А. Полька.

Русская народная песня. Я на горку шла.

Детская песенка. Лошадка.

Русская народная песня. Теремок.

Бажилин Р. Страшная история.

Второй класс.

Задачи:

  • Продолжение работы над  постановочно- двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом.
  • Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.
  • Освоение динамических оттенков за счёт умения владеть мехом.
  • Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.
  • Знакомство со строением музыкального произведения.
  • Развитие умения определять частные и общую кульминации внутри пьесы.
  • Развитие мелкой техники.
  • Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель)
  • Освоение приёма игры мехом – деташе.

Годовые требования:

Гаммы С, G, F,  dur двумя руками вместе в одну октаву, штрихами легато, нон легато, стаккато;

 гаммы а, е, d moll (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву;

Короткие арпеджио правой рукой в пройденных тональностях, аккорды правой рукой по три звука.

14-16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 произведения с элементами полифонии, 8-10 пьес различного характера.

Примерные музыкальные программы.

Кравченко Б. Караван.

Бажилин Р. Петрушка.

Русская народная песня. Ивушка. Обработка В.Лушникова.

Нефе  Х-Г. Аллегретто

Чайкин Н. Колыбельная.

Русская народная песня. Как под яблонькой. Обработка А.Иванова.

Гайдн Г.  Военный марш.

Чайкин Н. Танец Снегурочки

Бажилин Р. Камаринская.

Третий класс.

Задачи:

  • Развитие  музыкально-образного мышления  и исполнительских навыков учащихся.
  • Работа  над качеством звука, сменой позиций,  ритмом.
  • Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и  агогические нюансы.
  • Продолжение работы над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты).
  • Развитие умения определять форму музыкального произведения.
  • Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.

Годовые требования:

Гаммы С, G, F,  dur двумя руками вместе в две октавы;

Гаммы D, B  dur  отдельно каждой рукой в одну октаву;

гаммы а, d, е moll (натуральный, гармонический, мелодический) двумя руками в две октавы;

Короткие арпеджио каждой рукой отдельно  в две октавы.

Тонические трезвучия с обращениями.

14 - 16 различных музыкальных произведений: 4 этюда на различные виды техники, 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара первого класса;

Примерные музыкальные программы.

Кригер  А. Менуэт.

Юхно С. Лягушки.

Рубенштейн А. Трепак.

Гедике А. Сарабанда. d moll.

Дмитриева Сонатина C dur

Русская народная песня. Я на горку шла. Обработка М. Дьякова

Д.Самойлов. Полифоническая миниатюра №3.

Прач И. Тема и вариация.

Коробейников А. Весенняя капель.

Четвертый класс.

Задачи:

  • Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при    более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
  • Развитие уверенности и беглости пальцев обеих  рук.
  • Освоение  крупной техники (аккорды, октавы, скачки)
  • Продолжение освоения различных приёмов владения мехом.
  • Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёмов glissando, vibrato.
  • Работа над мелизмами (украшениями).
  • Продолжение знакомства с различными формами музыкальных  произведений.

Годовые требования:

Гаммы мажорные   до 2-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные  до 2-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками.

12 - 14 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения,  произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 1-2 классов;

Транспонирование несложных мелодий в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.

Примерные музыкальные программы.

Двилянский М. Фугетта. e moll.

Прокудин В. Грустный паровозик.

Русская народная песня. Как у наших у ворот. Обработка  В. Суркова.

Гедике А. Сарабанда. d moll.

Гаврилов Ю. Колобок.

Н. Корецкий. Страдания.

Майкапар С. Раздумье.

Доренский А. Сонатина в классическом стиле.

Щекотов Ю. Волжские припевки.

Пятый класс.

Задачи:

  • Дальнейшее  развитие  музыкально-художественного  мышления, исполнительских  навыков и самостоятельности учащегося.
  • Продолжение  работы над усложнением  ритмических задач.
  • Продолжение  работы над звукоизвлечением  и беглостью пальцев.
  • Продолжение  работы над умением раскрыть замысел композитора в произведении.
  • Продолжение  работы над интонационной выразительностью и ясностью фразировки.
  • Продолжение  работы над цельностью исполнения музыкального произведения.

Годовые требования:

Гаммы мажорные   до 3-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные  до 3-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками

12 - 14 различных музыкальных произведений:  этюды на различные виды техники,  полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов;

Транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.

Примерные музыкальные  программы.

Гендель Г. Чакона. G dur.

Доренский  А. Мамин вальс.

Русский народный танец. Подгорка. Обработка Н.Корецкого.

Моцарт Л. Менуэт. a moll.

Плейель. Сонатина.

Русская Некрасовская.  Обработка В. Тимофеева.

Бем Г. Прелюдия. G dur.

Колесов Л. Веселая карусель.

Саратовские переборы. Обработка Е. Кузнецова.

Шестой класс.

Задачи:

  • Совершенствование навыков   музыкального мышления и исполнения.
  • Продолжение развития  сценических навыков и артистизма.
  • Совершенствование техники правой и левой руки.
  • Совершенствование владения различными приёмами меха.

Годовые требования:

Гаммы мажорные   до 4-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные  до 4-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками

10 - 12 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифонические произведения,  произведения крупной формы, пьесы различного характера, одна из которых изучается самостоятельно, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов;

Транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.

Примерные музыкальные программы.

Лундквист Т. Канон. C dur.

Моцарт В. Анданте из Сонатины №4.

Русская народная песня. Кадриль. Обработка В.Лушникова

Бах И.С. Ария.

Морган К. Мелодия «Бимбо».

Русская народная песня. Под яблонькой. Обработка В.Лушникова

И.С. Бах. Ария.

Гаврилин В. Одинокая гармонь..

Русская народная песня. Во саду ли, в огороде. Обработка А.Марьина.

Седьмой класс.

Задачи:

  • Совершенствование навыков   музыкально- художественного мышления и исполнения.
  • Совершенствование техники звукоизвлечения.
  •  Повышение уровня  пальцевой беглости.
  • Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений.

Годовые требования:

Гаммы мажорные   до 5-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Гаммы минорные  до 5-х знаков в ключе  двумя руками в две октавы, штрихами легато, нон легато, стаккато;

Короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками

Хроматическая гамма отдельно каждой рукой.

10 - 12 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники,  полифонические произведения, произведения крупной формы,  пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев.

Чтение с листа произведений из репертуара 3-4 классов;

Транспонирование произведений из репертуара 3-4 классов в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.

Примерные музыкальные  программы.

Хауг Э. Прелюдия. G dur. из «Скандинавской сюиты».

Джулиани А. Тарантелла.

Русская народная песня. Ах, Самара-городок. Обработка В.Лушникова

Франк С. Пьеса. Из сборника «Органист».

Гаврилов Ю. Воспоминание из детства.

Русский народный танец. Гусачок. Обработка С. Павина.

Вивальди А. – Бах И.С. Largo. d moll.

Диабелли А. Рондо.

Абрамов А. Зареченские женихи.

Восьмой  класс.

Задачи:

  • совершенствование  навыков и знаний, полученных за время обучения;
  • повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углублённая работа над звуком и техникой исполнения;
  • изучение различных по стилям и жанрам произведений;
  • совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов;

Годовые требования:

Все мажорные и минорные гаммы.

Короткие и длинные, ломанные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками

Хроматическая гамма.

10  различных музыкальных произведений:  этюды на различные виды техники,  полифонические произведения,  произведения крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев. одна из которых изучается самостоятельно.

Чтение с листа произведений из репертуара 3-4 классов;

Транспонирование произведений из репертуара 3-4 классов в изученные тональности.

Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.

Примерные экзаменационные  программы.

Глинка М. Фуга. a moll.

Лак Т. Этюд. G dur.

Виллолдо А. Аргентинское танго.

Вариации на тему русской народной песни. Во поле береза стояла. Обработка А.Суркова.

Холминов А. Фуга. g moll.

Чайкин Н. Маленькое рондо.

Джулиани А. Тарантелла.

Русская народная песня. Ах, Самара-городок. Обработка В.Лушникова

Гендель Г. Фуга. C dur. Переложение С.Павина.

Вебер К.М. Сонатина.

Гаврилов Ю. Русское поле.

Филимонов Е. Во кузнице

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими умениями  и навыками:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народного или национального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для народного или национального инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала.

Текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, устных опросов, тестирований, академических концертов.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

Зачеты и экзамены в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Музыкальный инструмент: аккордеон» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

качества реализации образовательного процесса;

степени теоретической и практической подготовки;

сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.

График проведения промежуточной аттестации:

контрольные уроки: 1 полугодие;

зачеты:3,5,7,9, 11,13,15 полугодие;

академические прослушивания: 2,4,6,8,10,12 полугодие;

промежуточная аттестация: 6, 14 полугодие.

Итоговая аттестация: 16 полугодие.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, реализуемым в соответствующем учебном году.

Программы экзаменационных экзаменов разрабатывается преподавателем, обсуждается на заседании отдела и утверждается заместителем директора по учебно-ввоспитательной  работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения экзамена.

Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и  преподавателем, который вел данный предмет.

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».  

По специальности для обучающихся проводятся консультации с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.  

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету должны позволить:

  • определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
  • определить сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
  • оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • оценить обоснованность изложения ответа.
  • оценить знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
  • оценить знание профессиональной терминологии;
  •  умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  •  навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Контрольные требования на разных этапах обучения

За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на инструменте;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на  инструменте;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на инструменте;

-  навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

 

Методическое обеспечение учебного процесса

Музыкальное и техническое развитие ученика во многом зависит от его индивидуальных особенностей: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня музыкального мышления и многого другого. Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика, и в соответствии с ними строить свою работу.

В течение всего периода обучения необходимо уделять внимание вопросам посадки и  постановки инструмента, прививать учащемуся интерес к занятиям, воспитывать его вкус на лучших произведениях различных жанров и стилей, добиваться гармонического развития технических и художественных навыков учащихся.

Особенностью начального этапа обучения является то, что в задачу преподавателя входит не только развитие исполнительских навыков учащегося, его способностей, а также формирование мотивации к учебной деятельности. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, очень важно обеспечить на уроках благоприятную атмосферу, дать возможность высказать ученику свое собственное мнение. Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный, практический) необходимо применять в проблемной форме с нарастанием проблемности,

С целью сохранения интереса к учебному процессу необходимо привлекать родителей, которые становятся не пассивными, а активными участниками учебного процесса. На уроках и дома учащиеся вместе с родителями решают творческие задачи. Например: выбор репертуара. Ведь с помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы можно заинтересовать, увлечь ребенка. А применение тембральных возможностей аккордеона, повышает интерес к изучаемому произведению, так как придает звучанию яркую образность.

На уроках возможно использовать метод интеграции со смежными дисциплинами общеобразовательной школы: инструмент – литература (сопоставление жанров, изучение произведений, написанные на стихи известных поэтов.); инструмент – история (биографические сведения о композиторах той или иной эпохи, исторические сведения и факты, способствующие написанию музыкального произведения); инструмент – изобразительное искусство (беседу об исполняемой музыке можно сопровождать показом репродукций картин, дающих представления о жизни, обычаях людей той эпохи).

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально - исполнительских данных учащегося.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально - техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития.

Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех или иных технических навыков, следует изучать  больше  художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления.

Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произведения русских, советских, зарубежных, современных композиторов, полифонические произведения, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения.

При подборе репертуара необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения.

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники, подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально - исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В отдельных случаях, возможно, включать в индивидуальный план отдельные произведения из репертуара другого класса.

Репертуарные списки, приводимые  в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель может пополнять индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть, так как одни из них подготавливаются для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления ( все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика).

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних заданий.

Преподаватель должен систематически учить сознательно и вдумчиво работать над изучаемым музыкальным произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над отдельными трудно усвояемыми тактами.

Посадка учащегося, положение инструмента

Посадка учащегося определяется конструкцией и габаритом инструмента.  Инструмент должен стоять на коленях учащегося в вертикальном положении. Инструмент большого габарита, не соответствующий росту, учащийся должен держать наклонно, а это приводит к неправильной посадке и постановке рук, к натяжению ремней.

Учащийся садится на половину сиденья стула, устойчиво опираясь обеими ступенями ног о пол. Корпус должен находиться в прямом положении, колени – на уровне сиденья, немного отставлены друг от друга, правая нога несколько выдвинута вперед. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног. Для учащихся низкого роста нужно подбирать стул соответствующей высоты или ставить под ноги скамеечку.

Устойчивость инструмента определяется  правильным натяжением двух больших ремней. Инструмент не должен двигаться на груди в ту или иную сторону при разжиме или сжиме меха. Однако нужно следить также за тем, чтобы ремни не затягивались слишком туго.

Левый ремень, надеваемый на левое плечо, должен быть короче правого ремня, надеваемого на правое плечо.

Малый ремень на левой части аккордеона служит опорой для левой руки при разжиме меха. Натяжение малого ремня должно быть отрегулировано так, чтобы движения кисти левой руки по вертикали не были бы затруднительны.

Нижняя часть грифа правой клавиатуры должна находиться на бедре правой ноги, а нижняя часть левой коробки инструмента (ближе к меху) – на бедре левой ноги.

Мех, как правило, раздвигается веерообразно.

Недопустимо опускание нижней части грифа аккордеона правой клавиатуры между колен. Такое положение ведет к перекосу ремней, к нарушению правильной постановки рук и аппликатуры.

В процессе игры ноги, как и все тело исполнителя, могут менять свое положение в определенных пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего. Нижний угол грифа правой клавиатуры, в отдельных случаях, при сжиме меха на «форте» может упираться в бедро правой ноги. При широком разжиме меха на «форте» нижняя его часть тоже может раздвигаться, как и верхняя.

Постановка правой и левой рук

Правая клавиатура аккордеона предназначена для пятипальцевой игры. Положение кисти и пальцев должно быть таково, как если бы мы в ладонь вложили шар, то есть, внешняя часть кисти должна быть выпуклой, округлой, пальцы полусогнуты и как молоточки упираются в клавиши. Особенно надо следить за твердой опорой первого и пятого пальцев. Кисть должна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, в  противном случае первый и пятый пальцы теряют точку опоры. Прижатие локтя к туловищу ведет к сключиванию кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, нарушает опору пальцев на клавиатуре и создает ненужное напряжение мышц.

Правая клавиатура аккордеона сходна с фортепианной и самое удобное, естественное и непринужденное положение кисти и пальцев на нотах ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез и си, сформированное еще Ф.Шопеном, подходит и для аккордеонистов. При этом выравнивается и длина пальцев

Левая клавиатура аккордеона предназначена для четырехпальцевой  игры. Кисть левой руки устанавливается между ремнем и корпусом аккордеона на такое расстояние, чтобы все четыре пальца находились над кнопками в полусогнутом положении. При  игре пальцы не поднимаются высоко над клавиатурой. При разжиме меха кисть упирается в ремень, при сжиме – внутренняя часть кисти  и основание большого пальца упираются в левую часть корпуса аккордеона, свободно перемещаясь вверх и вниз.

Пальцы обеих рук не должны делать лишние, ненужные движения, приводящие к перенапряженности и усталости мышц. Ощущение напряженности рук во время  игры должно исключаться.

Техника владения мехом

Овладение техникой движения меха является наиболее сложной задачей в процессе обучения на аккордеоне.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха. Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты.
Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук, сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука.

При работе над техникой владения мехом  необходимо иметь в виду следующее:

  1. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность данного звука не выдерживается, дробится.
  2. Нельзя менять мех в середине музыкальной фразы, так как это приводит к неизбежному искажению характера музыкального произведения.
  3. Перед исполнением мех должен находиться в собранном состоянии.
  4. Учащийся должен осваивать движения меха в связи с исполнением динамических оттенков и штрихов,  указанных  в произведении.
  5. Вырабатывать навык экономного использования меха.
  6. Вырабатывать у учащегося  навыки плавного движения меха и ровности звучания.

Применение регистров.

Регистрами называются специальные педали, расположенные над правой и левой клавиатурами. Регистры служат для изменения окраски, насыщенности и высоты звука. Регистры бывают транспонирующими и нетранспонирующими. Благодаря транспонирующим регистрам расширяется диапазон аккордеона. Как правило, выбор регистра диктуется композитором

Необходимо вырабатывать самостоятельные  навыки в использовании регистров, также навыки переключения регистров во время игры. С самого начала обучения нужно приучать учащегося к звучанию различных тембровых регистров, имеющихся на его аккордеоне.

Если регистровое обозначение отсутствует, то исполнитель вправе выбрать регистр самостоятельно, учитывая художественный замысел исполняемой пьесы, ее фактуру и возможности инструмента.

Выработка правильной аппликатуры.

Под термином «аппликатура» понимается определенный способ расположения  и порядок чередования пальцев во время игры на музыкальном инструменте.а также обозначение этого способа в нотах. Вся работа над приобретением навыка в расстановке аппликатуры должна развиваться на основе рациональной и логичной «занятости» пальцев.

Начинать работу с учащимися следует с простейших мелодий, строящихся  из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев. В процессе игры гамм и арпеджио вырабатывается принцип чередования пальцев и подкладывания первого пальца под третий и четвертый. Как правило, нужно избегать применения первого и пятого пальцев на черных клавишах, так как в этом случае кисть теряет устойчивость на клавиатуре. Однако бывают и исключения из правил. При исполнении повторяющейся несколько раз одной и той же ноты в подвижном темпе необходима подмена пальцев. В медленном темпе повторяющаяся нота может быть исполнена и одним пальцем. При повторении одинаковых мелодических оборотов, музыкальных построений и целых частей, нужно сохранять одну и ту же аппликатуру. Разная аппликатура на одинаково повторяющихся мелодических оборотах затрудняет техническое освоение пьесы, ее запоминание и усложняет приобретение стабильного навыка в расстановке аппликатуры.

Правила расстановки аппликатуры:

  1. Равномерно распределить нагрузку на пальцы: на черных клавишах реже использовать 1 и 5 пальцы, но исходя из художественных задач, встречаются исключения в моторных пьесах.
  2. В быстрых пьесах аппликатуру выбирать в быстром темпе. Надо стремиться  к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся как можно реже.
  3. В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и при legato.
  4. Надо стремиться к естественной последовательности пальцев (позиция).
  5. Одинаковые построения и секвенции играть одинаковыми пальцами.
  6. Для хорошего legatо необходимо использовать и беззвучную подмену пальцев (в кантелене), и скольжение с клавиши на клавишу, подкладывание и перекладывание пальцев.
  7. Хорошая аппликатура поможет избежать большой растяжки левой руки и сократить длину скачка.

Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

Аппликатура левой руки.

Нумерация пальцев в левой руке такая же, как и в правой. Выработка правильной аппликатуры в левой руке должна осуществляться по принципу от простого к сложному, то есть с применением третьего пальца в основном ряду, а второго на соответствующих аккордах от каждой кнопки основного ряда. Минорный секстаккорд –5. Мажорные квартсекстаккорды исполняются в зависимости от ситуации: 3-2  или 3-4 пальцами. При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чередуются сильные пальцы. Репетиции басов с аккордами исполняются одними и теми же пальцами. Скачки в левой руке очень разнообразны и требуют некоторой тренировки.

Обучение игре на аккордеоне рекомендуется начинать с постановки левой руки. Весь курс приобретения аппликатурных навыков должен строиться, в основном, на рациональном применении, в первую очередь, более развитых пальцев и, как частный случай, более слабых пальцев (четвертого и пятого).Так как применение четвертого и пятого пальцев не исключается, то их нужно развивать, но не с самого начала, а когда будет закреплена основная постановка рук.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:

учебники (основные, дополнительные);

нотные издания;

хрестоматии;

партитуры;

клавиры;

конспекты лекций;

официальные и справочно-библиографические издания;

аудио и видеоматериалы;

электронные издания;

мультимедийные ресурсы;

образовательные ресурсы сети Интернет.

Методические средства обучения:

дидактические материалы;

демонстрационные материалы;

наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.д.);

информационные материалы к видео и аудио записям.

Агафонов О., Лондонов П., Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. – М., 1973

Аккордеон. 3-5классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 2003

Аккордеон. 5-7 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 2003

Аккордеон. Ансамбли . 1-3 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1998

Аккордеон. Народные песни. 1 - 3 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1998

Аккордеон. Пьесы. 1-3 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1998

Аккордеон. Этюды. 1-3 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1998

Аккордеон. Пьесы . 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1999

Аккордеон. Этюды . 3-5 классы ДМШ. Сост. В. Мотов, Г. Шахов. – М. «Кифара»., 1999

Аккордеон в музыкальном училище. Вып. 9 / Сост. В. Бухвостов. - "Советский композитор", 1980

Аккордеон в музыкальной школе:  для 3 - 4 классов. Вып. 25 / Сост. М. Двилянский - М.; 1977.

Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4 - 5 классов. Вып. 54  /  Сост. М. Двилянский. - М.; 1987.

Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 1 - 2 классов. Вып. 1  / Сост. С. Павин - М.; 1969.

Аккордеон в музыкальной школе:  пьесы  для 1 - 3 классов. Вып. 50  / Сост. А. Талакин - М.; 1985.

Аккордеон в музыкальной школе:  сборник пьес  для 3-4 классов. Вып. 2 /  Сост. Ю. Акимов - М..; 1969.

Аккордеон с азов. Сост. Е. Муравьева  - Санкт-Петербург «Композитор», 1998

Аккордеонисту-любителю. Вып. 11./ Сост. В. Бухвостов. – М., 1984

Альбом баяниста. Вып. 5  /  Сост. В. Розанов, П. Шашкин. М.; 1962.

Альбом для юношества. Вып. 2  / Сост. М. Двилянского - М., 1985.

Альбом для юношества. Вып. 4 / Сост. М. Двилянского - М., 1988.

Альбом начинающего баяниста. Вып. 27. / Сост. В. Грачёв. М; 1983.

Альбом популярных пьес для аккордеона. / Сост. А. Салин. 1962.

Артюхов П., Басурманов А., Журавлев В. Хрестоматия для баяна и аккордеона. Часть 2. М.; 1992.

Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие – М.; Издатель  В. Катанский, 2000

Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно-методическое пособие. – М.; Издатель  В. Катанский, 2001

Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки. – Ростов-на-Дону,  изд. «Феникс»; 1998.

Бакиров Б. Юный аккордеонист. – Магнитогорск Агенство «ТАН ЛТД» ., 1994

Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М. «Кифара», 1997

Баян Учебный репертуар для 1 класса детских музыкальных школ. / Сост. И.Алексеев, Н. Корецкий.- Киев 1981

Баян в музыкальной школе: Пьесы для  3 - 5 классов. Вып. 55 / Сост. А. Гуськов, В. Грачёв. - М.; 1986.

Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1 – 3 классов. Вып. 64 / Сост. Ф. Бушуев. – М., 1991.

Баян. Полифонические пьесы. 1 - 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М. «Кифара»; 1997.

Баян. Народные песни.1 - 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. - М. «Кифара»; 1997.

Баян. Этюды.1 - 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. - М. «Кифара»; 1997.

Баян. Пьесы. 1 - 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. - М. «Кифара»; 1997.

Баян. Сонатины и вариации. 1 - 3 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов.  – М. «Кифара»; 1997.

Баян. Полифонические пьесы. 3-5 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. – М. «Кифара»; 1999.

Баян. Народные песни.3-5 классы ДМШ / Сост. Д. Самойлов. - М. «Кифара»; 1999.

Баянисту - любителю. Вып. 11. / Сост. В. Бухвостов. М.; 1987.

Баянисту - любителю. Вып. 15. / Сост. В. Бухвостов. М.; 1989.

Белорусские народные песни и танцы. Обработка для баяна  и дуэта баянов В. Савицкого. - М., 1984

Библиотека аккордеониста. Вып. 92 / Ред. П. Лондонов - М.; 1963.

Библиотека аккордеониста. Вып. 94/Ред. П. Лондонов - М.; 1963.

Библиотека аккордеониста. Вып. 97/Ред. П. Лондонов - М.; 1963.

Библиотека баяниста. Вып. 101 / Ред. П. Лондонов – Музгиз; 1962.

Библиотека баяниста. Вып. 104 / Ред. П. Лондонов – Музгиз; 1963.

Библиотека баяниста. Вып. 109 / Ред. П. Лондонов – Музгиз; 1963.

Библиотека баяниста. Вып. 113 / Ред. Н. Горлов – Музыка; 1964.

Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1 и 2. М.; 1996.

Бородин А. Избранные произведения в переложении для баяна./ Сост. В. Нестеров. - М., 1980

Бортянков В.  Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или аккордеона. Вып. 1 .  – Санкт-Петербург, 1993

Брызгалин В. Я играю на баяне. Курган, 1995

В кругу друзей. Популярная музыка в переложении для баяна или аккордеона. Сост. О. Агафонов. М.; 1988.

Гаврилов Ю. Бабушкины сказки. Детский альбом для баяна и аккордеона. – Щадринск, 2003

Гаврилов Ю. Живой уголок. Детский альбом для баяна и аккордеона. – Щадринск, 2001

Гаврилов Ю. Метелица. Виртуозные пьесы для баяна и аккордеона. – Щадринск, 2003

Гаврилов Ю. Этюдные зарисовки для баяна и аккордеона.- Щадринск По «Исеть», 1999

Глинка М. Избранные произведения. Вып.1 / Сост. В. Розанова. - М., 1973

Говорушко П. Начальная школа игры на баяне. Л. «Музыка», 1988

Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М.; 1992.

Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. 2 – 3 класс. Вып. 2. / Ростов-на- Дону: изд-во «Феникс», 1998

Доренский А. Пять ступеней мастерства. Первая ступень. Этюды для баяна./ Ростов-на –Дону: изд-во «Феникс»,2000

Дьяков М. Пьесы и обработки для баяна. Для младших классов ДМШ. Часть I, II. – Тюмень, 2002

Завальный В. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества для баяна или аккордеона./ М. «Кифара», 2002

За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Выпуск 6./ И. Лунин. М.; 1986.

За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Выпуск 9./ И. Лунин. М.; 1989.

За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Выпуск 11./ И. Лунин. М.; 1991.

За праздничным столом – 2. Популярная музыка для аккордеона или баяна./ Сост. А. Крылусов. – М., 2001

Звучала музыка с экрана… Песни из отечественных фильмов в переложении для баяна и аккордеона. Вып. 1. / Сост. Л. Скуматов. – С. -Петербург «Композитор», 2002

Звучала музыка с экрана… Песни из отечественных фильмов в переложении для баяна и аккордеона. Вып. 2. / Сост. Л. Скуматов. – С. -Петербург «Композитор», 2002

Звучала музыка с экрана… Песни из отечественных фильмов в переложении для баяна и аккордеона. Вып. 3. / Сост. Л. Скуматов. – С. -Петербург «Композитор», 2003

Звучала музыка с экрана… Песни из отечественных фильмов в переложении для баяна и аккордеона. Вып. 4. / Сост. Л. Скуматов. – С. -Петербург «Композитор», 2004

Знакомые мелодии. Сборник пьес для аккордеона. Вып. 3 / Сост. В. Машков. М.; 1969.

Кароник В. Откровение. Пьесы для баяна (аккордеона) и инструментальных ансамблей. -Санкт - Петербург "Композитор", 2002.

Колесов Л. Эстрада в музыкальной школе.

Кораблик. Альбом детских сочинений для баяна или аккордеона. Сост. Р.Гречухина. – Санкт-Петербург «Композитор», 2003

Концертные пьесы для аккордеона. Вып. 4 / Ред. Н. Горлов. М.; 1968.

Концертные пьесы для аккордеона. Вып. 13 / Ред.- А. Судариков. М.; 1976.

Кумпарсита, Веllе, либертанго и… популярная музыка для аккордеона (баяна). Сост. С.Юхно.- Санкт-Петербург «Союз художников»., 2004

Легкие популярные мелодии зарубежных композиторов-классиков в переложении для баяна./ Сост. П. Говорушко. – С.-Петербург, 1999

Литовко Ю. Веселый концерт: аккордеон, баян. Пьесы для младших классов ДМШ. - Санкт-Петербург "Союз художников" , 2002

Лондонов П. Школа игры на аккордеоне./  М. «Кифара»,  1998

Лондонов П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. /  М. «Кифара»,  1997

Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М.; 1988.

Лушников В.  Самоучитель игры на аккордеоне.  М.; 2001.

Лучшие мелодии в доступном переложении./Сост. В. Чириков. С.-П. «Композитор». 2000.

Мелодии Вены. Популярная музыка в переложении для баяна или аккордеона. / Пер. В. Новожилов. М.; 1991.

Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М.; 1979.

Мой друг - баян. Литературно - музыкальный альманах. / Гл. ред. Г. .Левкодимов. - М.; "Музыкальная эстрада", 2000 № 3-4

Мотов В.. Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). - "Издательство Кифара", 2002

Музыка. Большой Энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ "Большая Российская Энциклопедия", 1998

Музыкальная акварель: Пьесы для аккордеона. Вып. 3 / Г. Шахов - М.; 1987.

На досуге: Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 5 / Сост. Л. Присс. - М.; 1986.

На досуге: Репертуарная тетрадь баяниста. Вып. 8 / Сост. Г. Тышкевич - М.; 1989.

Народные мелодии для баяна (аккордеона). – Санкт-Петербург «Композитор»., 1998

Народные песни  в обработке для аккордеона. Вып. 3./ Ред.  П. Лондонов - М.; 1969.

Народные песни  и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 32./ Сост. А. Гуськов, В. Грачёв - М.; 1990.

Народные песни  и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 33./ Сост. С. Павин - М.; 1991.

Народные песни  и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 34./ Сост. А. Гуськов, В. Грачёв.-  М.; 1992.

Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М., 1972

Нотный альбом баяниста. Вып. 3. / Сост. А. Басурманов. М.; 1981.

Нотный альбом баяниста. Вып. 13. / Сост. А. Басурманов. М.; 1992.

Ольта А. 12 характерных пьес-этюдов для баяна (аккордеона). Сост. В.Брызгалин. – Курган «Мир нот»., 2000

Пархоменко В. Вариации на тему крупной формы. Часть 1./Сборник. – Сургут: Дефис, 2001

Пархоменко В. Вариации на тему крупной формы. Часть 2./Сборник. – Сургут: Дефис, 2001

Пархоменко В.  Мех и звук./Сборник. – Сургут: Дефис, 2001

Пархоменко В. Фольклорный альбом./Сборник. – Сургут: Дефис, 2001

Педагогический репертуар аккордеониста. 1 - 2 классы ДМШ . Вып. 8  /Сост.  Ф. Бушуев,  С. Павин. - М.; 1978.

Педагогический репертуар аккордеониста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 9 / Сост. Ю. Акимов, А. Талакин - М.; 1980.

Педагогический репертуар для аккордеониста. 1 - 2 курсы музыкальных училищ. Вып. 8 / Cост. М. Двилянский.  - М., 1978.

Педагогический репертуар для аккордеониста. 3 - 4 курсы музыкальных училищ. Вып. 8 / Cост. М. Двилянский - М.; 1978.

Педагогический репертуар для аккордеониста. 3 - 4 курсы музыкальных училищ. Вып. 9 / Cост. М. Двилянский. - М., 1979

Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста . 3 класс ДМШ. - М. "Торглобус"., 2001

Педагогический репертуар баяниста.  1-2 класс ДМШ. Вып. 1 / Cост. И . Бойко .-  Ростов – на - Дону: изд-во «Феникс», 2000

Педагогический репертуар баяниста. 1 - 2 курсы музыкальных училищ. Вып. 9 / Cост. В. Накапкин. - М, 1979.

Педагогический репертуар баяниста. 3 - 4 курсы музыкальных училищ. Вып. 8 / Cост. А. Онегин. - М, 1978

Первые шаги аккордеониста. Вып. 23./ Ред. О. Агафонов. М.; 1966.

Песни и танцы Молдавии для баяна или аккордеона./Сост. И. Дубяга. – М. 1981.

Песни из репертуара группы "Белый день" для голоса в сопровождении баяна. / Сост. В. Семин, Ф. Такун. - М. "Современная музыка". 2002

Пешков Ю.А. Аккордеон "Ретро", танго, вальсы, обработки, ансамбли. Омск. 1991.

Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона. Сост. Ю. Лихачев. – Санкт-Петербург «Композитор»., 2002

Популярные пьесы в переложении для баяна или аккордеона. Выпуск 2 /Ред. С. Данилов – М.; 1982.

Популярные пьесы в переложении для баяна или аккордеона. Выпуск 20 / Сост. В. Сариев .  - М., 1987

Популярные песни в переложении для баяна или аккордеона . выпуск 28 / Сост. А. Катенин. - М., 1991.

Популярные эстрадные пьесы. Вып. 2 / Сост. О. Шаров – Л.; 1990.

Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ. Переложение для баяна. Вып. 4. Сост. П. Говорушко. -  Л.; 1989.

Пьесы  и ансамбли для аккордеона./М., 1994

Пьесы для ансамбля аккордеонов. Учебное пособие. - М.; Изд. В. Катанский, 2000

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.1 . Сост. С. Лихачев. – Санкт-Петербург «Композитор»., 1998

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.2. Сост. С. Лихачев. – Санкт-Петербург «Композитор»., 1999

Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып.3. Сост. С. Лихачев. – Санкт-Петербург «Композитор»., 1999

Пьяццолла А. 20 танго. Тетрадь 1 (1-10). Переложение для баяна или аккордеона С. Лихачева. – Санкт-Петербугр «Композитор»., 2000.

Репертуар аккордеониста. Вып. 32 / Сост. В. Воронков. - М.; 1974

Репертуар аккордеониста. Вып. 36 / Сост. Н. Горлов. - М.;1976

Репертуар аккордеониста. Вып. 55 / Сост. А. Черных. - М.;1984

Репертуар аккордеониста. Вып. 56 / Сост. В. Грачев. - М.;1984

Репертуар аккордеониста. Вып. 58 / Сост. М. Цыбулин. - М.;1985

Репертуар баяниста. Вып. 26 / Сост. Ф. Бушуев – М.; 1972

Репертуар концертмейстера народного танца. Для баяна или аккордеона. Вып. 1. Сост. А. Романов, С. Линев. – Тюмень

Репертуар концертмейстера народного танца. Для баяна или аккордеона. Вып. 2. Сост. А. Романов, С. Линев. – Тюмень

Ритмы планеты для аккордеона (баяна). Вып.4. Переложение В. Чирикова. – Санкт-Петербугр «Композитор»., 2000.

Русская полифония для готово-выборного баяна. Сост. В. Максимов. – Санкт-Петербург «Лань»., 2000

Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. Подготовительный и первый классы ДМШ./ М.  «Кифара», 1998

Старинные русские вальсы в переложении для баяна или аккордеона. / Cост. П. Лондонов. - М., 1987.

Танго. Репертуар для аккордеона. Ростов н / Д: "Феникс", 2000

Танцевальные ритмы для аккордеона. Вып. 11 / Сост. М. Цыбулин.  - М.;1978.

Танцевальные ритмы для аккордеона. Вып. 14 / Сост. В. Ефимов - М.; 1989.

Танцевальные ритмы для баяна. Вып. 10 / Сост. А. Талакин - М.; 1974.

Танцы и пляски народов СССР для баяна или аккордеона. / Сост. С. Павин. - М., 1979

Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. / С. -Петербург «Композитор», 1999

Хватов В. Музыка для русских танцев. М.; 1969 г.

Хорошее настроение для баяна или аккордеона. / Сост. А. Дмитриев, Ю. Лихачёв. Л.; 1990.

Хрестоматия аккордеониста. 1 - 2 классы ДМШ. Вып. 1. / Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. - М.; 1971

Хрестоматия аккордеониста. 1 - 2 классы ДМШ. / Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. - М.; 1981.

Хрестоматия аккордеониста. 1 - 2 классы ДМШ. / Сост. В. Гусев. - М.; 1997.

Хрестоматия аккордеониста. 3 - 4 классы ДМШ. / Сост. Л. Гаврилов.   - М.; 2001.

Хрестоматия аккордеониста. 3 - 4 классы ДМШ. / Сост. Ю. Акимов, А. Талакин - М.; 1986.

Хрестоматия аккордеониста.  5 класс ДМШ. / Сост. В. Лушников  - М.; 1990.

Хрестоматия аккордеониста. Старшие классы ДМШ. Этюды./ Сост. А. Талакин. – М.,2001

Хрестоматия аккордеониста. 3 -4 курсы музыкального училища / Сост. М.   Двилянский. – М., 1982

Хрестоматия баяниста. 1 - 2 классы ДМШ / Сост. А. Крылусов. – Феникс, Ростов – на -Дону; 1997.

Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Пьесы. Вып. 2.Сост. А.Крылусов. – М. «Музыка», 2002

Хрестоматия баяниста. 3 -4 классы ДМШ / Сост. В. Грачёв. М.; 1984.

Хрестоматия баяниста. 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 1. / Сост. В. Алехин, С. Павин П. Шашкин. – М., 1973

Хрестоматия баяниста: Этюды. 4 -5 классы ДМШ / Сост. А. Судариков. М.; 1988.

Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Пьесы. Часть 1./ Сост. В. Грачев, В. Петров.  – М.,2001

Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Пьесы. Часть 2./ Сост. В. Грачев, В. Петров.  – М.,2001

Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ / Сост. Р.Гречухиной. – С.-П. «Композитор». 2002.

Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона и баяна.  Произведения крупной формы. Вып. 1. /Сост. Р. Бажилин. М. Изд. Дом В. Катанского; 2002.

Хрестоматия по аккомпаниаторской практике. Баян, аккордеон./ Сост. Б. Егоров, Г. Левкодимов. - М., 1991

Чайковский П. Избранные произведения в переложении для баяна Г. Писняка. Времена года. Вып. 2. М. 1972.

Ча-ча-ча. Популярные мелодии в латиноамериканских ритмах для баяна и аккордеона. / Сост. В. Куликов – М.; 1994.

Черни на аккордеоне. Этюды из соч. 299. «Школа беглости». /Пер. Е. Муравьевой. – С. - Петербург, 1997

Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. - М. 1991.

Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост. В. Медушевский, О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985.

Эстрадные миниатюры для баяна или аккордеона. Вып. 1 / Сост. С. Лихачёв – С.-П. «Композитор». 1998.

Эстрадные миниатюры для баяна или аккордеона. Вып. 2 / Сост. С. Лихачёв – С.-П. «Композитор». 2000.

Этюды для аккордеона. Вып. 20 /Сост.  М. Двилянский.  - М.; 1987.

Этюды для аккордеона. Вып. 22 /Сост.М. Двилянский .  - М.; 1989.

Эх, Семеновна! Частушки, припевки, страдания. Для пения в сопровождении баяна или аккордеона./ Сост. В. Петров. – М., 2001

Юному аккордеонисту. Сост. Р.Бажилин. Изд. Дом В. Катанского; 2000.

Юхно С. Аленкины гости. Песенки и потешки для баяна и аккордеона. Санкт-Петербург «Союз художников», 2002

Список основной методической литературы:

  1. Аккордеон. Программа для детских музыкальных школ. / Сост. А.К.Салин, Л.В.Гаврилов. – М., 1967
  2. Аракелова О.А. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: сборник материалов для детских школ искусств. (часть 1,2); Редактор И.П. Леонтьева, -  ООО «Аналитик», 2012
  3. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие – М.; Издатель  В. Катанский, 2000
  4. Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе. / М., 1958
  5. Методическая записка к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ / Сост. А.Д.Алексеева – М., 1988
  6. Милич Б. Воспитание Ученика-пианиста./М. «Кифара» 2002
  7. Музыка. Большой Энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ "Большая Российская Энциклопедия", 1998
  8. Музыкальный инструмент (аккордеон). Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. / Сост. Л.В.Гаврилов.- М.,1988
  9.  Музыкальный инструмент (выборно-готовый баян). Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. / Сост. Г.Т.Стативкин, О.Н.Мамченко, С.Г.Чапкий.- М.,1985
  10. Приказ Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных требований к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной  образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный  фольклор» и сроку обучения по этой программе».
  11.  Примерные репертуарные списки для аккордеона. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)./ Сост. Л.В.Гаврилов. – М.,1988
  12. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ ред. А.Г.Каузова, А.И,Николаева. – М.: «Владос», 2001
  13. Фролова Н.А. Основные направления работы учащегося-музыканта по развитию двигательно-технический навыков./ Самара.- 2003
  14. Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. - М. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения

       Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты»,    «Народные     инстр...

Комплект контрольно – измерительных материалов по программе учебной дисциплины ОП 08 Информационные технологии в профессиональной деятельности основной профессиональной образовательной программы

Комплект КИМ предназначен для проверки результатов освоения профессиональной дисциплины  ОП 08   Информационные технологии в профессиональной деятельности основной профессиональной обра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...