ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО
рабочая программа

Денисова Вера Борисовна

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiano_folk.doc154.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДАВЫДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

              «Музыкальный фольклор»

            Предмет  «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

                          ФОРТЕПИАНО

                                         

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3(4) ГОДА

              2012г.

        «РАССМОТРЕНО»                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

  Методическим советом                                                             директор ДШИ

  ДШИ                                                                             _____________Боков.С.Н.

«______»_________2012г.                                         «____» _________ 2012 г                          

 

                     

                                                                 

   

       

Разработчик –Шунулина Алла Юрьевна

преподаватель по классу народное пение

   СТРУКТУРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ                       ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ  

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

                 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

        по предмету «музыкальный инструмент»

«ФОРТЕПИАНО».

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  4. Формы и методы контроля, система оценок.
  5. Методическое обеспечение учебного процесса.
  6. Список литературы.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Согласно ФГТ программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств - образовательной программы «Музыкальный фольклор».

Данная программа выполняет следующие функции:

- нормативную, являясь документом, обязательным для выполнения в полном объёме,

-  процессуально - содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные методы и формы, средства и условия обучения,

-  оценочную, выявляя уровень усвоения элементов содержания, устанавливая принципы контроля, критерии оценки уровня приобретённых знаний, умений и навыков.

В настоящее время фольклорное отделение  является одним из наиболее востребованных  и популярных в детских школах искусств. Возвращение к  историческим и национальным истокам, народному творчеству благотворно влияет на духовное и эмоциональное развитие подрастающего  поколения.

Музыкальный инструмент «ФОРТЕПИАНО» имеет  первостепенную важность в реализации учебного курса обучения на фольклорном отделении. Подтверждающим фактором обучения является не только полученные навыки игры на инструменте, но и осуществление межпредметной  связи с вокалом и теоретическими дисциплинами:  

   - аккомпанемент  голосу,                                                                                                                      

   - самостоятельное разучивание вокальных партий,

   - получение первичных навыков анализа типов музыкальной фактуры,

   - практическое использование полученных навыков импровизации,

   - грамотное чтение с листа народно – песенного репертуара,

   - развитие гармонического слуха, что особенно важно при исполнении фольклорного многоголосия.

Актуальной необходимостью  использования в качестве музыкального инструмента именно фортепиано является продолжение дальнейшего профессионального обучения в музыкальных колледжах и вузах, исполнение программы на вступительных экзаменах или собеседованиях, использование инструмента для изучения курса сольфеджио и теории музыки.

Курс обучения в ДШИ рассчитан на 8 лет обучения в форме индивидуальных аудиторных занятий 1 час в неделю. Возраст обучаемых от 6 лет 6 месяцев до 18 лет.

Максимальная учебная нагрузка      -    987 часов, в том числе аудиторные занятия  - 329 часов, самостоятельная работа  - 658 часов из расчёта 1 – 4 классы по 2 часа в неделю, 5 – 8 классы по 3 часа в неделю.
             Объём учебного предмета и виды учебной работы.

Максимальная учебная нагрузка (всего)                                      

        987 ч.

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

        329 ч.

В том числе практические занятия

        312 ч.

Академические концерты, прослушивания, переводные экзамены

          17 ч.

Самостоятельная работа обучающегося

        658 ч.

Итоговая аттестация в форме выпускного экзамена

    По графику

Курс обучения может быть увеличен на 1 год  (9 класс) в связи с возрастом обучаемого и необходимостью закончить  полный курс обучения в общеобразовательной школе. Аудиторная нагрузка в 9 классе составит 66 часов, самостоятельная работа составит 99 часов.

Таким образом, с учётом дополнительного года обучения увеличится:            максимальная учебная нагрузка до 1152 часа, из них

обязательная аудиторная нагрузка: 395 часов,

самостоятельная работа обучающегося: 757 часов.

                                     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Выявление и подготовка одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области фольклора и народного пения путём приобретения детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.

                                   ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

Овладение учащимся музыкальным инструментом фортепиано.

Оптимизация учебного процесса, реальное осуществление межпредметных связей.

Развивающие:

Всестороннее развитие исполнительских и творческих возможностей обучающегося, достижение возможности художественного самовыражения и реализация полученных навыков путём исполнения музыкальных произведений на фортепиано.

Развитие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического и тембрового слуха.

Воспитательные:

Воспитание у обучающегося интереса к игре на фортепиано, самостоятельному музыкальному исполнительству.

Воспитание у учащихся морально – этических принципов социального поведения.

Предпрофессиональные:

Умение самостоятельно разучивать на фортепиано произведения различных жанров, стилей и технических трудностей для дальнейшего обучения в музыкальных колледжах и вузах.

                    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная программа  предмета музыкальный инструмент фортепиано на   фольклорном отделении состоит из двух разделов:

     - аудиторные индивидуальные занятия с преподавателем,

     - самостоятельная работа учащегося.

Занятия с преподавателем проводятся согласно утвержденной программе по классу обучения. Самостоятельная работа рассчитывается с учётом методической необходимости, педагогической целесообразности и составляет:

              1 – 4 классы – 2 часа в учебную неделю,

              5 – 9 классы – 3 часа в учебную неделю.

Объём самостоятельной работы может быть увеличен индивидуально по инициативе обучающегося в каникулярное время и не подлежит учёту.

     Первый класс.

Знакомство с инструментом .Теория : преподаватель рассказывает историю создания фортепиано , наглядно демонстрирует широкие оркестровые возможности инструмента , регистрово – тембровый строй , диапазон  звучания . Практика : ученик изучает в игровой форме строение клавиатуры , запоминает октавы . (2 часа ауд.- 4 часа сам.)

Постановка игрового аппарата в виде доступных пониманию ребёнка упражнений : опорного звукоизвлечения одной ноты  3 пальцем, терции и квинты  1 – 3 , 1 – 5 пальцами. Изучение нотной грамоты происходит параллельно с изучаемыми упражнениями. (3 часа ауд.- 6 часов сам.)

Практическая работа с клавиатурой и подбор детских песен заключается в повторении знакомых мелодий в разных октавах  по слух, за игрой преподавателя .(5 часов ауд.- 10 часов сам.)

Чтение нот с листа : для фольклориста  наиболее важный вид работы , т.к. в дальнейшем чтение хоровых партитур и вокальных партий являются специальностью .(2 часа ауд.- 4 часа сам.)

Изучение фортепианной литературы : игра простейших  одноголосных мелодий , остинатный бас , контроль за звукоизвлечением . Знакомство с различными видами фортепианной фактуры. (7 часов ауд.- 14 часов сам.)

Изучение народно– песенного репертуара : зависит от музыкального предпочтения учащегося . В основном русские народные песни и мелодии из мультфильмов . Полезно вначале спеть мелодию , затем сыграть на инструменте по нотной записи. Задача  преподавателя- личным исполнением продемонстрировать возможности фортепиано .(6 часов ауд.-12 часов сам.)

Игра ансамблей с преподавателем : демонстрация фактурности инструмента и многоголосочности исполняемых мелодий. Не меняя мелодическую линию возможен эффект многоуровневого широкого аккомпанемента .(6 часов ауд.-12 час сам.)

Подготовка к выступлениям:  зависит от сложности исполняемой программы и музыкальных данных учащихся .(1 час ауд.-2 часа сам.)

                                 Итого: 32 аудиторных часа

                                              64 часа самостоятельной работы.

      Второй класс.

Игра упражнений, гамм, этюдов: направлено на техническое развитие игрового аппарата ученика .(3 часа ауд.-6 часов сам.)

Работа с нотным материалом : обучение самостоятельно грамотно читать нотные записи , уделяя внимание тональностям , счёту , аппликатуре ,  динамическим оттенкам . Возможны трудности с изложением нотного текста в басовом ключе.(4 часа ауд.- 8 часов сам.)

Чтение с листа вокальных и фольклорных произведений : исполнение мелодии , определение тонального плана , гармонии , отклонений , сочетание с литературным текстом .Привитие навыков аккомпанемента .(5 часов ауд.-10 часов сам.)

Изучение классического фортепианного репертуара : подбор произведений и изучение их зависит от музыкальных и физических данных ученика , состоит из программных  фортепианных миниатюр . Большую педагогическую роль играет исполнение выбранных произведений преподавателем .(10 часов ауд.- 20 часов сам.)

Игра в ансамбле : возможна не только с преподавателем , но и с другим учащимся . Используются лёгкие обработки и переложения для фортепиано в 4 руки . Полезно хотя –бы прочитать с листа обе партии. (5 часов ауд.-10 часов сам.)

Подбор аккомпанемента : изучение тональностей , кварто – квинтового круга и основы гармонизации , игра по цифрованному басу . (4 часа ауд.- 8 часов сам.)

Подготовка к выступлениям : психологический настрой , аутотренинг , зависит от качества изученности исполняемых произведений. (2 часа ауд.- 4 часа сам.)

                           Итого: 33 часа аудиторных занятий

                                        66 часов самостоятельной работы.  

     Третий класс.

Работа над техникой  и игра упражнений зависит от технического состояния игрового аппарата учащегося. Этюды направлены на развитие техники , выработки позиционности аппликатуры  короткого арпеджио и трёх звучных аккордов. Подбираются индивидуально. (4 часа ауд.- 8 часов сам.)

Чтение с листа . Теория : преподаватель знакомит с усложняющимися видами фортепианной фактуры ,направленностью движения голосоведения ,

самостоятельностью партий правой и левой рук . На практике следует уделять этому виду работы  по 10 минут на каждом уроке .(5 часов ауд.- 10 часов сам.)

Игра в ансамбле : фортепианные дуэты композиторов – классиков , переложения вокальных сочинений , обратить внимание на совместимость и степень обученности партнёров.(5 часов ауд.- 10 часов сам.)

Изучение классического фортепианного репертуара : используются произведения  И.С.Баха , В.А.Моцарта , С.Майкапара , А.Гедике  и пр.

Изучение музыкальной формы , усложняется фактура и артикуляция . Слушание и сравнение музыкальных фрагментов в исполнении преподавателя .Гармонический анализ.(10 часов ауд.- 20 часов сам.)

Аккомпанемент народной вокальной музыки : знакомит ученика с народным песенным фольклором , авторским и обработками русских композиторов.

(4 часа ауд.- 8 часов сам.)

Гармонизация цифрованного аккомпанемента : меж предметная связь с сольфеджио , изучение буквенного изображения тональностей , используются музыкальные предпочтения ученика и теоретические советы преподавателя. (3 часа ауд.- 6 часов сам.)

Подготовка к выступлениям : пред концертные  репетиции .(2 часа ауд.- 4 часа сам.)

                              Итого: 33 часа аудиторных занятий

                                           66 часов самостоятельной работы.                                      

     Четвёртый класс.

Чтение с листа , изучение гамм и этюдов : направлено на укрепление игрового аппарата ученика , устранение технических недочётов и неудобств в исполнении конструктивных этюдов. Мажорные гаммы до 3 знаков . (4 часа ауд.- 8 часов сам.)

Подбор по слуху вокальной и эстрадной музыки : один из любимых видов работы в классе . Ученик выражает свои музыкальные предпочтения и проявляет творческое отношение к занятиям .(5 часов ауд.- 10 часов сам.)

Работа над  музыкальной формой : изучение строения музыкального произведения , цикличность ,тональный план , фактурность и стиль. (5 часов ауд.- 10 часов сам.)

Изучение классического фортепианного репертуара : произведения русских композиторов  П.Чайковского , М.Глинки , А.Алябьева , А.Аренского и пр.(7 часов ауд.- 14 часов сам.)

Изучение полифонических произведений на основе народно – песенных обработок , голосоведение , многоголосие , аппликатура. (3 часа ауд.- : часов сам.)

Аккомпанемент вокальной музыки : профилизация и комплексность обучения , связь с фольклором и вокалом . Выучивается не только партия фортепиано , но и мелодия с последующим исполнением .(7 часов ауд.- 14 часов сам.)

Подготовка к выступлениям : репетиции , прослушивания , проигрывания программы перед родителями и учащимися класса .(2 часа ауд.- 4 часа сам.)

                                  Итого: 33 часа аудиторных занятий

                                               66 часов самостоятельной работы.  

         Пятый класс.

Работа над техникой , игра этюдов : подбираются упражнения и технический материал в зависимости от физического состояния ученика , беглости пальцев и моторики движения . Минорные гаммы до 4-х знаков. (4 часа ауд.- 12 часов сам.)

Чтение с листа , подбор по слуху : усложнение фактурности музыкального материала для чтения с листа , усложнение ритма , диапазона и тональностей. Подбор по слуху заданных мелодий , усложнение аккомпанемента , использование обращений доминант септаккорда  и трезвучий 2 и 6 ступени. (5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Игра в ансамбле с учащимся : предусматривает концертное исполнение , равноценность по сложности обеих партий , подвижность темпа . (5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Пение с аккомпанементом : новый и достаточно трудный вид работы . Для разучивания вокальной партии приглашается преподаватель по вокалу : дыхание , фразировка и интонирование. Фортепианное сопровождение выучивается отдельно и исполняется по нотам . Работа над соотношением звука инструмента и голоса . (5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Изучение фортепианных обработок  эстрадно – вокальных произведений : зависит от технических возможностей ученика . В работе используются переложения для фортепиано Н.Мордасова и С.Кургузова . (5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Изучение классического фортепианного репертуара : хрестоматийный педагогический репертуар по уровню 3 – 4 классов фортепианного отделения. (7 часов ауд.- 21 час сам.)

Подготовка к выступлениям : проводится по полугодиям – 1 час в 1 полугодие и 1 час во второе полугодие . (2 часа ауд.- 4 часа сам.)

                          Итого: 33 часа аудиторных занятий

                                      99 часов самостоятельной работы.

      Шестой класс.

Гаммы и этюды: кварто – квинтовый круг, этюды на развитие техники левой руки, хроматизмы. Подбираются индивидуально в соответствии с техническим развитием ученика. (4 часа ауд.- 12 часов сам.)

Чтение с листа вокальных и фольклорных произведений : проигрывание в классе фольклорной партитуры, пропевание мелодии  с аккомпанементом , транспонирование  на секунду . (5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Игра в ансамбле с учащимся : произведения фортепианного репертуара по уровню 4 – 5 классов . Возможны ансамбли  для 2-х фортепиано.(5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Пение с аккомпанементом вокальных произведений : удобная фортепианная фактура и голосовой диапазон , стиль , эпоха , фразировка , дикция и артикуляция.(5 часов ауд.- 15 часов сам.)

Сочинение малых музыкальных форм : творческие задания , импровизация , гармония , вокальная музыка и фортепианные миниатюры. Межпредметная  связь с теорией музыки и сольфеджио .(3 часа ауд.- 9 часов сам.)

Изучение фортепианных пьес композиторов – романтиков : благотворно влияет на чувства и фантазию ученика исполнение романтической музыки преподавателем . Владение педалью , обострение слуха и аккуратности звукоизвлечения на примере произведений Ф.Шопена , Ф.Мендельсона , Р.Шумана , П.Чайковского и пр.(8 часов ауд.- 24 часа сам.)

 

Подготовка к выступлениям : творческие отчёты , классные и отделенческие концерты . этика поведения на сцене и в концертном зале . (3 часа ауд.- 9 часов сам.)

                     Итого: 33 часа аудиторной работы

                                    99 часов самостоятельной работы.

         Седьмой класс.

Гаммы до 5 знаков. Изучение технического материала : на примере этюдов К.Черни , А.Лемуана , К.Гурлита (10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Чтение с листа вокально – песенных произведений : показывает умение самостоятельной работы учащегося. (6 часов ауд.- 9 часов сам.)

Аккомпанемент вокальных ансамблей : обучает умению слушать и аккомпанировать нескольким солистам . Большую роль играет преподаватель по вокалу или фольклору. (10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Игра в смешанных ансамблях малых форм : сочетание голоса , скрипки и фортепиано ; голоса , флейты и фортепиано ; умение слушать солистов , держать темп и раскрывать содержание , стиль исполняемого произведения.

(10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Изучение фортепианных произведений : полифония или крупная форма , пьесы композиторов – классиков , романтическая и современная музыка ,  доступная по уровню исполнительства ученика. (20 часов ауд.- 30 часов сам.)

Работа над творческими заданиями : проверка самостоятельности , обученности , уровня творческого мышления учащегося. (6 часов ауд.- 9 часов сам.)

Подготовка к экзамену : целостное проигрывание программы , участие в концертах , лекциях , перед сверстниками и родителями. (4 часа ауд.- 6 часов сам.)

                           Итого: 66 часов аудиторной работы

                                       99 часов самостоятельной работы.

       

          Восьмой класс.

Подбор выпускной программы с оценкой исполнительского и технического состояния ученика, учитывая музыкальные предпочтения обучаемого.

Для продолжения профессионального обучения учащегося необходимо учитывать требования для поступающего в учебные заведения культуры и искусства.

Изучение этюдов на разные виды техники. Игра упражнений Ганона с 1 по 10 (выборочно) (10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Работа над творческими заданиями с учётом требований для поступающих в профильные учебные заведения (6 часов ауд.- 9 часов сам.)

Чтение с листа партитур народно-песенного репертуара, подбор аккомпанемента. (10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Игра в смешанных ансамблях, аккомпанемент вокальному ансамблю, флейте, домре, балалайке.(10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Изучение фортепианного репертуара с учётом индивидуальных способностей учащегося.(24 часа ауд.- 36 часов сам.)

Подготовка к выпускному экзамену (6 часов ауд.- 9 часов сам.)

                     Итого: 66 часов аудиторной работы

                                 99 часов самостоятельной работы.

                     ВСЕГО:       329 часов аудиторной работы

                                          658 часов самостоятельной работы.

        9 класс (дополнительный)

Подготовительный для поступления в профильные учебные заведения. Подбор учебного репертуара осуществляется по требованиям для поступающих в учебные заведения, осуществляющих профессиональные образовательные программы в области искусств.

Работа над техническим материалом, этюдами на различные виды техники, мелкой моторики, двойных нот и октав.(10 часов ауд.-15 часов сам.)

Изучение полифонических произведений на примере инвенций И.С.Баха, обработок народных песен для фортепиано русскими композиторами.(15 часов ауд.- 22,5 часа сам.)

Работа над произведениями крупной формы: сонатное аллегро, сонатины, вариации.(15 часов ауд.-22,5 часа сам.)

Изучение произведений малых форм и программной музыки, анализ исполняемых произведений, стилистика и агогика.(10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Изучение фортепианных обработок зарубежной народной музыки. Умение анализировать исполняемый репертуар, давать сравнительные характеристики, находить и подчёркивать особенности национальной музыки.(10 часов ауд.- 15 часов сам.)

Чтение с листа аккомпанементов вокальной, песенной и народной музыки, игра в ансамблях малых форм.(6 часов ауд.- 9 часов сам.)

                              Итого: 66 часов аудиторных занятий,

                                          99 часов самостоятельной работы.

        ВСЕГО: по итогам работы с дополнительным годом обучения

        395 часов аудиторных занятий, 757 часов самостоятельной работы.

          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНОГО

                                                  ПРЕДМЕТА.

   Обучение на фортепиано следует начинать с освоения нотной грамоты и клавиатуры. Огромную силу воздействия оказывает преподаватель, исполняя ученику музыкальные произведения, доступные детскому пониманию.  Педагог развивает способность ученика вслушиваться в музыку, помогает разобраться в характере и силе музыкального образа.  Пропевание мелодий уточняет слуховые представления ребенка, следует давать несложные короткие мелодии, доступные возрастным особенностям учащегося. Очень удобно на фортепианной клавиатуре изучить звуковысотное расположение нот, расширить певческий диапазон ученика, глубже и нагляднее освоить курс предмета сольфеджио. Познакомившись с клавиатурой можно перейти к подбору мелодии по слуху. В дальнейшем подбор мелодии и аккомпанемента по слуху  следует давать для самостоятельной работы дома. Игра по слуху имеет большое значение для развития слухового воображения ученика и так называемого внутреннего слуха. Подбирать следует только хорошо известную и  запоминающуюся музыку: отрывки детских песенок, народные мелодии. Ученик с интересом подбирает по слуху песни, выученные на фольклорном ансамбле.

   После точного воспроизведения мелодий, их целесообразно транспонировать в другие тональности, зрительно изучая появляющиеся знаки альтерации. Так на практике, на самом раннем процессе обучения ученик научится хорошо ориентироваться в фортепианной клавиатуре.  Целесообразно повторить мелодии в разных регистрах. Наглядно и на слух определяются басовый и скрипичный ключи,  плавный переход из нижнего регистра в верхний.

   Особое внимание следует уделить посадке и постановки игрового аппарата. С самого начала обучения ученику должно быть ясно, что игра на фортепиано не требует от него никаких  особых физических  усилий. Ученик должен сидеть свободно и удобно, твердо опираясь ногами на полную ступню. Сидеть на стуле следует не очень глубоко, ближе к краю, с некоторым наклоном корпуса вперед. Пояс учащегося должен находиться на уровне клавиатуры, локти рук слегка согнуты. Необходимо что бы ученик запомнил строение руки от кончика пальца до плеча ( фаланги пальцев, ладонь, запястья, локти, предплечья, плечо). Следует наглядно  показать ученику естественное положение пальцев и запястья на клавиатуре,  постановка пальца строго на « подушечку» - мягкую ткань кончика нижней фаланги пальца около ногтя. Преподаватель обращает внимание ученика на гигиеническое состояние рук ( отсутствие длинных ногтей, чистота и целостность кожного покрова).

  Большое внимание и настойчивость педагога необходимо уделить в постановке игрового аппарата, комплексу первоначальных упражнений , развитию чувства ритма, значению правильной и удобной аппликатуры.

  Очень важно привить  ученику навыки игры в ансамбле с педагогом или другими учащимися, такая форма работы развивает музыкальную память. чувство ритма и темпа , внимание, умение слушать партнера. Обычно работа в ансамбле начинается с простейшего музыкального материала: учитель обогащает гармонию аккомпанементом. Эта форма работы стимулирует занятия наиболее успевающих учеников, а также подтягивает отстающих. В ансамблевой игре ученики должны устойчиво владеть нотами басового ключа, умением хорошо читать с листа, чтобы при игре большее внимание уделять агогике, динамическим оттенкам, характеру исполнения, стройности и слаженности звучания в целом. Игра наизусть дает возможность слышать не только свое исполнение, но и партию партнера. При формировании ансамбля преподаватель должен учитывать уровень подготовки его участников, психологическую совместимость, дружеские отношения.

   Важным разделом работы на фортепиано является подбор аккомпанемента. Приобретение первоначальной  практики аккомпанемента активизирует музыкальное сознание, развивает умение слушать солиста, дополняя музыкальным сопровождением звуковой и художественный образ. Ученику необходимо объяснить значение музыкальных вступлений, проигрышей, заключений, четко слышать и понимать форму произведений. Педагогу необходимо проявить творческую активность в создании доступных переложений ансамблей и аккомпанементов, используя многообразие фортепианной литературы. Эффективность обучения игре на фортепиано учащихся фольклорного отделения  в большей степени зависит от активности и заинтересованности педагога по специальности в организации учебного процесса.

  Важнейшим аспектом обучения игре на фортепиано является чтение с листа. Кто легко читает с листа, тот быстро разбирает новый  музыкальный материал,  разучивает большее количество пьес. Работа эта должна проводиться регулярно в течение всего времени обучения. Репертуар для чтения с листа подбирается очень аккуратно, индивидуально,  постепенно усложняется и зависит от степени обученности и подготовленности ученика. Эта форма работы должна приносить ученику удовлетворение и положительные эмоции для развития творческой активности , мышления и продуктивности в работе. Преподавателю необходимо научить ученика грамотно обращаться с нотным текстом,  видеть авторский подтекст и редакторские ремарки, уметь внутренним слухом представить музыкальный материал. Эта форма игры особенно развивает навыки самостоятельной работы, что необходимо не только любителям музыки, но и будущим профессионалам.

1. Подбор по слуху мелодий и аккомпанемента

Подбор по слуху - единственная форма работы при обучении игре на фортепиано, которая не может осуществляться без развитых слуховых представлений и, в свою очередь, данная работа активно формирует слуховые представления.

Представление определенного звуковысотного и ритмического движения мелодии складывается постепенно и требует в начале наличие опоры в восприятии в виде некоей «зрительной схемы» (показ рукой звуковысотного движения, рисунок, графическая запись ритма).

Основой развития слуховых представлений является ладовое чувство, поэтому подбор по слуху следует начинать с мелодий и попевок, которые «дают возможность наиболее яркого переживания ладовых соотношений» (Б.М.Теплов).

       Круг первоначальных интонаций - повторы звука, поступенное движение вверх и вниз, движение по звукам.

Методика подбора традиционна: запоминание интонации, анализ с помощью преподавателя характера звуковысотного движения, прохлопывание метра, ритмического рисунка и запись ритмического рисунка, подбор и транспонирование, как вторичный подбор, от разных звуков. Используются все тональности квинтового круга, исключая редко употребляемые.

  Знакомство с интервалами в игровой форме помогает услышать изменение

высоты не только как тембровые изменения, но и как изменение качества звучания интервала, т.е. приводит к оценке соотношения двух звуков по высоте. Игра заключается в том, что за каждым интервалом закрепляется какой-либо образ. Например: секунда - «ежик», кварта - «лошадка» и т.п. Работа с интервалом включает в себя не только слушание интервала, исполнение его двумя руками, но и запоминание графического изображения интервала.

Ко всем подобранным и выученным мелодиям ученик подбирает аккомпанемент отдельными звуками на главных ступенях лада. Все теоретические объяснения идут в игровой, доступной детям форме. Далее аккомпанементом становятся квинты на главных ступенях лада, к концу второго полугодия в аккомпанементе можно ввести тоническую квинту и сексты на I и VII ступенях, выполняющие функции субдоминанты и доминанты. Это первая формула, позиционно удобная в исполнении и запоминании, на основе которой будут идти дальнейшие фактурные усложнения.

Использование трафаретных гармонических формул на первоначальном этапе целесообразно. Ученик достаточно быстро запоминает формулу и, еще не зная законов гармонии, грамотно гармонизует мелодию. С другой стороны, те формулы, с которыми он сталкивается в аккомпанементе изучаемых произведений, не противоречат формулам, используемым в подборе по слуху. Формула - тоническая квинта и соседние сексты - осваивается в гармоническом и мелодическом виде в аккомпанементе.

Даже, если ученик не обладает творческими способностями, занятия элементарными творческими упражнениями развивают фантазию, сосредоточенность, вырабатывают более смелое и свободное владение клавиатурой. С первых шагов обучения, обращая внимание на связь мелодии с интонациями человеческой речи, необходимо побуждать ребенка передавать в музыкальной интонации различные настроения, состояния, мысли, используя, например, вопросно-ответные речевые интонации.

Начальные упражнения - это вариационные комбинации одной и той же мелодии. Они могут послужить толчком к развитию творческой инициативы в дальнейшей работе.

Во втором классе диапазон мелодий расширяется незначительно: это также мелодии в квинтовом и секстовом диапазоне. Интонационно мелодии немного усложняются, ритмически также - вводятся четверть с точкой и шестнадцатые.

Любые ритмические усложнения должны прорабатываться через движения (хлопки, проговаривание ритмослогов), игру в ансамбле, в сольном исполнении и затем в подборе по слуху.

Когда ученик технически освоил игру трезвучия и его обращений, можно усложнить и формулу аккомпанемента на основе тонической квинты и секст на I и V!! ступени: это тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд и доминантовый секстаккорд, а также использовать в аккомпанементе трезвучия на главных ступенях лада.

В третьем классе на основе этой формулы ученик осваивает жанровые формулы марша, польки, вальса, колыбельной, песни, разделяя аккорд на бас и интервалы и по-разному их комбинируя. Также ученик знакомится с формообразующим кадансовым оборотом и с доминантсептаккордом.

В любом виде работы необходимо использовать творческие задания: изменить мелодию, придумать свою на тот же аккомпанемент, сочинить вступление, заключение, используя следующие приемы развития мотивов песни: повтор, вариационный, секвентный. и т.п.

 Начиная с 4 класса, работа по подбору по слуху все больше сливается с работой по пению с аккомпанементом. Знакомство с различными фактурными, гармоническими формулами в авторских произведениях обогащает подбор своего аккомпанемента. В старших классах подбор по слуху сливается с работой по выучиванию произведений по пению с аккомпанементом. Например, преподаватель исполняет песню,

ученик запоминает ее, затем подбирает мелодию и аккомпанемент. Только после этого происходит знакомство с авторским аккомпанементом и сравнительный гармонический и фактурный анализ.

     Для подбора аккомпанемента также можно использовать песенные сборники с изложением только вокальной строчки и буквенным обозначением гармонии. Данная в сборнике гармонизация не должна заменять самостоятельного подбора, а лишь помогать, подсказывать. В такой работе и для старшеклассников важна постепенность в усложнении материала. Очень важно, чтобы поставленные задачи были посильны ученику, чтобы их решение приносило ему удовлетворение.

2. Чтение с листа

Чтение с листа - сложный навык, требующий взаимосвязи зрительного видения звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений, четкой координации в движении рук и ориентации на клавиатуре.

Задача начального периода обучения - сформировать первоначальные элементарные умения, которые смогут обеспечить плавный переход к чтению с листа. Этой задаче подчинены формы работы на развитие чувства ритма, подбор по слуху, упражнения, помогающие развитию ориентации на клавиатуре и на нотном стане. Развитие чувства ритма осуществляется на идентичном материале на уроках по предмету «Сольфеджио».

В классе фортепиано ставятся дополнительные задачи: воспитание ощущения внутренней пульсации через развитие счетной моторики («дирижерского счета», организующего исполнение ученика), так как пианист не может тактировать, дирижировать себе, как на уроках по предмету «Сольфеджио». «Дирижерский счет» воспитывается через опору на движение (хлопки, постукивания) под музыку в исполнении преподавателя, так как в основе музыкально-ритмического чувства лежит восприятие ритмической выразительности музыки.

Все упражнения связаны с остинатным движением для более прочного усвоения ритмической структуры, даны в неразрывном единстве с ее графическим изображением. Запись остинатных фигур дается сразу на двух нотных станах (для двух рук). Таким образом решаются и задачи воспитания координации.

    На первоначальном этапе  подготовки к чтению с листа важны упражнения на развитие ориентации на клавиатуре и  в нотном стане. В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использование наиболее эффективных методов занятий, увлекательных игровых форм, вовлекающих ученика в процесс освоения новых навыков и знаний, развивая его инициативу, побуждая к домашним занятиям. Упражнения даются преимущественно в игровой форме.

.

Изучение кварто-квинтового круга идет с помощью «волшебной» квинты: строим хоровод квинт, учимся давать имена тональностям. Игровая форма подачи материала облегчает усвоение сложных теоретических понятий и, увлекая ученика, делает обучение более эффективным.

Со второго полугодия 2 класса можно начинать чтение с листа небольших пьесок в двух ключах, постепенно расширяя диапазон до позиции в правой и левой руке.  В аккомпанементе - сначала квинты, затем отдельные звуки и интервалы в пределах квинты крупными длительностями, т.е. материал, идентичный материалу для подбора по слуху.

Работа по чтению с листа идет в тесной взаимосвязи  с развитием слуховых представлений  в подборе  по слуху, иначе велика опасность развития только зрительных и моторных навыков.

       Усложнения в следующих классах идут параллельно усложнениям в подборе по слуху: постепенное расширение диапазона мелодий, освоение интервалов сначала крупными длительностями, игра аккордов в гармоническом и мелодическом изложении. Упражнения на ориентировку рук и пальцев ученика, имеющие непосредственное отношение к навыку чтения с листа (игра без поддержки зрения) актуальны на любом этапе обучения, начиная с игры «вслепую» в одной позиции.

Любые ритмические усложнения прорабатываются в ансамбле с преподавателем, также очень эффективно чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Вся первоначальная работа по музицированию очень взаимосвязана по целям и задачам, использует метод развивающего обучения, направлена на развитие музыкальных способностей ученика,

Процесс обучения чтению с листа в старших классах должен быть направлен на интеллектуальное развитие учащихся, формирование эстетического вкуса. К этому времени у учеников уже накоплены различные музыкальные впечатления, что позволяет познакомить их с разными жанрами и стилями.

Чтение с листа вокальных произведений, более легких технически, но очень емких по образному содержанию, развивает эмоциональный мир учащихся, расширяет интонационный словарь, доставляет удовольствие и, следовательно, формирует мотивацию к дальнейшему самостоятельному занятию музицированием.

3. Пение с аккомпанементом

Это форма работы, в которой ученик поет, используя навыки, полученные на предметах «Хор» и «Вокал», и сам себе аккомпанирует. Такой форме музицирования тоже нужно учить, так как навыки аккомпанемента своему исполнению не менее сложны, чем навыки аккомпанемента в ансамбле партнеру.

Умению создать единое целое из звучания разных фактур - голоса и фортепианной партии -  необходимо обучать. Эта форма работы полноценно развивает музыкальные способности: с помощью поэтического слова, слившегося с музыкальной мыслью, ученик работает над выразительностью интонации, развивается гармонический слух, так как аккомпанемент часто не дублирует мелодию и голосу приходиться опираться на гармоническое сопровождение.

Вокальные произведения существенно расширяют репертуар учащихся, знакомя с различными жанрами и стилями, способствуют музыкальному развитию.

    Такая форма работы приобщает к музицированию с первых лет обучения, в дальнейшем на песенном  - народном материале развиваются навыки и подбора по слуху, и чтения с листа.

Подбор репертуара для этой работы  связан с конкретными педагогическими задачами и осуществляется по принципу постепенного усложнения вокальной партии, партии сопровождения, музыкального языка (ладовых, ритмических, гармонических элементов).

Пению с аккомпанементом можно начинать заниматься со второго полугодия второго года обучения. Ученик работает с мелодиями, которые уже подбирал. Работа проходит в двух вариантах:

  • мелодия дублируется в правой руке;
  • мелодия только поется, аккомпанемент распределяется между двумя руками.

Также в начале этой работы можно использовать  простейшие образцы детских песен или адаптированные преподавателем аккомпанементы в зависимости от исполнительских навыков ученика.

На первоначальном этапе обучения облегчение пианистических задач за счет снятия сложных фактурных элементов, уменьшения числа голосов, сужения регистров оправдано решением задач слуховых, интонационных, двигательно-моторных. Все усложнения вводятся постепенно: если ребенок слышит рельефную линию мелодии и приглушенное звучание аккомпанемента, то вводятся элементы полифонии - подголоски, движение басовой линии, дублирование мелодии в других регистрах. В начале лучше знакомиться в песнях с жанровыми и фактурными формулами аккомпанемента.

       По мере формирования устойчивых игровых и слуховых навыков появляется возможность ритмического и фактурного усложнения. В старших классах ученик знакомится и с доступными образцами классической музыки и продолжает работать над песенными аккомпанементами, включая и подбор по слуху, и транспонирование, и чтение с листа.

Также большое внимание уделяется работе над художественным образом. Народно-песенные произведения конкретны, поэтическое слово берет на себя роль программы.

4. Изучение  фортепианного репертуара.

Эта форма работы проводится все годы обучения с первого по восьмой (или 9) класс и соответствует  индивидуальному развитию ученика. В начальном периоде обучения используются произведения классиков фортепианной школы: Е. Гнесиной, А. Гедике, Д. Кабалевского, С. Майкапара. В средних классах изучаются произведения для начинающих В. Моцарта, Ф. Шуберта, П.Чайковского, музыка современных композиторов. Очень удобно использовать сборники фортепианных произведений по классам. Изучение классического фортепианного репертуара зависит от технического развития ученика и опыта работы преподавателя. При подборе выпускной программы учащегося фольклорного отделения проводится обязательное утверждение и прослушивание изучаемых произведений.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

1 класс: 12-15 разнохарактерных пьес, из них 2-3 народные обработки, 2 этюда, 1 полифония.

2 класс: 2 этюда, 2 произведения полифонического стиля, 3-4 пьесы, 2 ансамбля, 2 народные  пьесы с аккомпанементом.

3 класс: 2 этюда, 2 произведения полифонического стиля, 1 крупная форма, 2-3 пьесы, 2-3 народные обработки.

4 класс: 1 произведение полифонического стиля, 2 этюда, одна крупная форма, 1 эстрадное произведения, 2 ансамбля, 2 аккомпанемента народных песен.

5 класс: 1 произведение полифонического стиля, 1 крупная форма, 2-3 пьесы, 2 этюда, 2 ансамбля. 2 аккомпанемента народной музыки.

6 класс: 2 произведения полифонического стиля, 2 этюда, одна крупная форма в виде вариаций, 2 эстрадных произведения или стилизованных обработок народной музыки, 2 пьесы, 2 ансамбля.

7 класс: 2 – 3 произведения полифонического стиля, 3 этюда, 1 – 2 крупные формы, 2 ансамбля малых форм, 2 – 3 фортепианные пьесы, 2 аккомпанемента.

8 класс: 2 – 3 этюда, 2 полифонии , 1 крупная форма, концертная виртуозная пьеса, народная обработка русских композиторов, ансамбль или аккомпанемент.

9 класс (дополнительный): 3-4 этюда, 2 полифонии, 1 крупная форма, 2 концертные пьесы, 1-2 обработки народной музыки, 1-2 аккомпанемента.

                      Примерная экзаменационная программа:

1класс

1 вариант: В. Калинников – «Тень-тень»,

                    Д.п. «Охотник и зайка»,

                   А. Прима - « Пой-пой» (анс.)

2 вариант: Л. Шитте – этюд до мажор;

                    С. Майкапар – « Детская пьеса»;

                    Пол. Нар. П. « Кукушечка»

2класс

1 вариант: Г.Беренс – этюд до мажор;

                   А. Дюбюк – « Русская песня с вариацией»;

                   А. Гедике – « Заинька».

2 вариант: К. Черни – этюд до мажор;

                   С. Беркович – « Вариации на народную тему»;

                   Э. Градески – « Задиристые буги».

3класс

1 вариант: Ф. Лекуппе – этюд соль мажор;

                    П. Чайковский – « Старинная Французская песенка»;

                    Т. Хренников – « Токкатина» ( анс.)

2 вариант:  С. Павлюченко – «Фугетта»;

                    М. Шмитц – « Буги-вуги»;

                    Н. Смирнова – « Полька и танго» ( анс.)

4класс

1 вариант : К. Гурлит – этюд ля минор;

                   М. Шмитц – « По дороге домой из школы»;

                   А. Петров – «Романс» (анс.)

2 вариант:  А. Лемуан – Этюд соч. 37;

                    О. Хромушин – «Медленный вальс»;

                    Ф. Шуберт – « Баркарола» (анс.)

5класс

1 вариант: Л. Шитте – этюд соч. 66;

                   В. Моцарт -« Рондо» ;

                   Ю. Щуровский – « Шарманка»

2 вариант: К Черни – Гермер  - этюд №1, 2 тетрадь;

                   Г. Гендель  -- « Сарабанда»

                   Е. Журбин – « Веселая игра»  

6 класс

1 вариант: М. Шмитц – этюд до мажор;

                   И. Бах – « Маленькая прелюдия ре минор»;

                   Н. Смирнова – « Фокстрот» ( анс.)

2 вариант: А. Лемуан – этюд ля мажор;

                  В. Моцарт – « Полонез» из сонаты соль мажор;

                  Э. Мариконе – Мелодия из к/ф «Профессионал»;

7 класс

1 вариант: К.Черни – этюд соч.299 № 4

                   Н.Мясковский – «В старинном стиле» соч. 43

                   Э. Григ – «Ариетта»

2 вариант: Л.Шитте – этюд соч.68

                   Д.Штейбельт – «Рондо» до мажор

                   В.Ребиков – «Грустная песня» соч.8

8 класс

1 вариант: И.Бах – Двухголосная инвенция  № 3 ре мажор

                   Д.Кабалевский –Сонатина фа мажор соч.13

                   А.Гречанинов – «Русская пляска»

2 вариант: А.Бертини – этюд № 15 соч. 29

                   Г.Гендель – Соната до мажор

                    А.Хачатурян – «Подражание народному»

9 класс

1 вариант: Г.Фрид – инвенция до мажор

                   К.Вебер – Анданте с вариациями соч. 3

                   Р.Шуман – «Отзвуки театра»

2 вариант: И.Бах – Двухголосная инвенция № 10 соль мажор

                  И.Крамер – этюд № 1 соч. 60

                  М.Глинка – «Прощальный вальс»

                                 

       ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе обучения игре на фортепиано учащийся должен приобрести следующие знания и умения:

- знание фортепианного репертуара в соответствии с программными требованиями,

- знание художественно – исполнительских возможностей фортепиано,

- знание профессиональной терминологии,

- умение читать с листа и транспонировать, управлять процессом исполнения музыкального произведения,

- использование музыкально – исполнительских средств выразительности, анализ исполняемых произведений, владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная. Умение использовать художественно оправданные технические приёмы,

- качественное владение звуковой, ритмической и динамической стороной исполнения, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач,

- развитие творческих способностей, фантазии, мышления,

- необходимые навыки аккомпанемента и ансамблевой игры,

- навыки подбора по слуху музыкальных произведений,

- умение аккомпанировать несложные вокальные произведения,

- навыки артистизма и публичных выступлений.

 

        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Формы контроля: текущий контроль (по четвертям, полугодиям), промежуточная аттестация ( по итогам года) и итоговая (в конце обучения).

На каждого учащегося заводится индивидуальный план, содержащий оценку компетентности и дающий возможность проследить уровень развития обучаемого. Контроль  развития ученика оценивается по полугодиям.

        1 полугодие - академический концерт или прослушивание.

        2 полугодие – переводной экзамен.

Оцениваются выступления учащихся комиссией по 5 бальной системе,

 учитывая качество исполнения программы, технический уровень, музыкальность, соответствия стилистики интерпретации и звукоизвлечения.

Оценка за исполнение программы

Критерий качества исполнения

          5 «отлично»

Выразительное, стильное исполнение музыкального текста, грамотное владение штрихами, педалью, на хорошем техническом уровне.

          4 «хорошо»

Музыкальное исполнение программы в соответствии с жанровостью и техническими рекомендациями, допускаются незначительные случайные помарки, не влияющие на восприятие звучания и образности.

          3 «удовлетворительно»

Программа выдержана по требованиям, но допущены технические срывы или однообразное невыразительное исполнение.

          2 «неудовлетворительно»

Программа недоучена, текстовые и стилистические ошибки, темповые несоответствия. Рекомендуется  пересдача.

Критерий оценки обучаемого  может быть повышен или занижен исходя из индивидуальных музыкальных данных или иных объективных причин.

   По окончанию четвертей выставляются оценки преподавателем фортепиано, осуществляющим контроль   результатов освоения предмета в процессе проведении практических аудиторных занятий и выполнении индивидуальных заданий. Учитывается активность в учебном процессе, отношение к занятиям, выполнение индивидуального плана,  участия в концертных мероприятиях, фестивалях и смотрах.

На протяжении выпускного класса проводятся 2 – 3 прослушивания с утверждением на методическом заседании экзаменационной программы учащегося и оценивается уровень его подготовки к окончанию школы.

По окончанию обучения (8 или 9 класс) проводится итоговая аттестация в виде выпускного экзамена по фортепиано. Ученик должен показать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполнения произведений разных форм и жанров.

В экзаменационную программу включаются 3 произведения:

       этюд или виртуозная пьеса,        

       полифония или крупная форма,

       концертная пьеса, возможна народная обработка или ансамбль.

 Выпускные экзамены оцениваются  комиссией коллегиально, заслушав характеристику обучаемого, путём обсуждения выступления  и выставления  оценки по двум направлениям качества подготовки:

       Оценка уровня исполнения программы,

       Оценка компетенции обучаемого.

                 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации программы предмета «Музыкальный инструмент фортепиано» требуется наличие учебной аудитории для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 1 – 2 фортепиано, наличие подставок на сиденье стула и под ноги для начинающих, хорошая освещённость и звукоизоляция помещения, наличие метронома.

Для информационного обеспечения учебного процесса необходим художественный и нотный материал по программе, аудио и видеозаписи.

Для самостоятельной работы обучающегося необходим доступ к интернет-ресурсам, наличие дома фортепиано (возможен синтезатор).

Интерес  к фортепианному творчеству поддерживается через посещение филармонических концертов, участие в концертной работе отделения общего фортепиано школы. Формирование интереса к фортепианному творчеству расширяют различные художественные и эстетические впечатления в форме коллективного музицирования в кругу семьи и в общеобразовательных школах.

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». Л.,1968.

Баренбойм Л. «Путь к музицированию». – Л., 1981.

Борухзон Л., Волчек Л. «Азбука музыкальной фантазии». 3 тетради СПб.1999.

Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста».-М.,Классика-ХД 2005.

Булаева О., Геталова  О. «Учусь импровизировать и сочинять». Творческие тетради. – СПб. Композитор, 1999.

Жмгалко Е. «От стихов к музыке» Хрестоматия для чтения и обучения. СПб, Композитор, 1999.

Маклыган А. «Импровизируем на фортепиано» 1 и 2 части. М., Престо.1999.
Мамзеза А. «Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии».- СПб.,Нота, 2003.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». Избранные труды, том 1.- М.,Педагогика, 1999.

Терентьева Н. «Основы творческого музицирования».Учебное пособие.

Ципин Г. «Обучение игре на фортепиано». М., Просвещение, 1984.

                       СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агафонников В. Музыкальные игры. 27 пьес для начинающего пианиста. М., 1991.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1988.

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. М., 1991.

Баневич С. По сказкам Г.Х. Андерсена. Альбом для фортепиано. Л., 1990.

Бойко Р. Детские пьесы. М., 1971.

Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано в 4 руки. М., 1988.

Денисов Э. Детские пьесы. М., 1989.

Звуки мира. Пьесы для фортепиано. Младшие классы. Вып. 3. М., 1974; вып.6. М., 1979; вып.9. М., 1982; вып.12. М., 1985.

Иване Л. Ритмы джаза в игре на фортепиано. Киев, 1986.

Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. М., 1990.

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Вып.1. М., 1989. Вып.З. М., 1990.

Леденев P. Музыкальнее картинки. Вып.2. М., 1982. Вып.З. М., 1985

Лирика Битлз. Переложения для фортепиано. М., 1991.

Малыш за роялем. Уч. пособие. Авторы-сост. И.Лещинская, В.Пороцкий. Изд.З. М., 1992.

Музыка вокруг нас. Отрывки из камерных и симфонических произведений в облегченном переложении для фортепиано в 4 руки. М.,1986.

Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т.Взорова, Г.Баранова,

А Летверухина. М., 1989. 18.Пьесы  для   фортепиано. Младшие классы ДМ1./Сост. И.Благодарная. М., 1987.

Пьесы ленинградских   композиторов для фортепиано.  Сост. С.Вольфензон. Л., 1979.

Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки  Е.Комальковой. 4.1. М. ,1989. 4.2. М.,1990.'

Сидельников Н. «Саввушкина флейта»  25 детских пьес для фортепиано. М., 1970.

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр. 1,2,3. М., 1984.

Слон - Бостон. Танцевальные пьесы  для фортепиано в 4 руки .Сост. Е.Иршан Л.. 1991.

Современная фортепианная музыка для детей. 3-й кл. ДМШ. М.,1998.

Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. М.,1983.

Сюиты, рондо, фантазии для фортепиано. 1-4 кл. ДМШ. Киев, 1999

Тамберг Э. Детский альбом для фортепиано. Изд. 2-е, доп.Л.,1972.

Тургенева Э.,Малюков А. Пианист - фантазер. 4.1. М.,1990. 4.2. М., 1991.

Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л., 1988. Вып.2. Л., 1989.

Хачатурян К. Музыка из балета "Чиполлино". 12 пьес для фортепиано в 4 руки. М., 1983.

Хереско Л. Музыкальные картинки. Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано. Л.', 1988.

Чайковский Б. Детская музыка. М., 1979.

Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста  Сост. В.Игнатьев, Л.Игнатьева. 4.1. Л., 1988. 4.2. Л., 1989.

Смирнова Н.. Альбом для фортепиано в четыре руки. РД  2006г.

Кургузов  С. Любимые мелодии. Всемирно известные джазовые темы. РД 2006

Мордасов Н.  Сборник джазовых пьес для фортепиано. РД 1999.

Юному музыканту – пианисту . Ансамбли для фортепиано 4-5 классы. РД. 2004.

Библиотека юного музыканта. Пьесы для фортепиано младшие и средние классы. М., 1989.

Петров А. «То ,что хочется играть». Песни и романсы для фортепиано в четыре руки. С.П., 2004.

Обучение с увлечением. Играй стильно.  Облегчённые переложения популярной музыки . Вып. 1,2,3 М., 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Рабочая образовательная программа по предмету "Музыкальный инструмент. Фортепиано" (отделение общемузыкального развития детей)

Рабочая общеобразовательная программапо предмету«Музыкальный инструмент. Фортепиано»(Отделение общемузыкального развития)   Направленность: художественно – эстетическа...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...