Рабочая образовательная программа по предмету "Музыкальный инструмент. Фортепиано" (отделение общемузыкального развития детей)
рабочая программа

Рабочая общеобразовательная программа

по предмету

«Музыкальный инструмент. Фортепиано»

(Отделение общемузыкального развития)

 

 

 

Направленность: художественно – эстетическая

Рассчитана на детей 7-12лет

Срок реализации программы 5лет.

Занятия индивидуальные

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа»

Рекомендована:

Методическим объединением

«СДМХШ»

Протокол №4

От «3» апреля 2013 года

        

Принята:

Методическим советом

Протокол № 5

От  «5» июня 2013 года

Утверждаю:

Директор МАОУДОД

«СДМХШ»

___________О.В.Вяхирева

Рабочая общеобразовательная программа

по предмету

«Музыкальный инструмент. Фортепиано»

(Отделение общемузыкального развития)

Направленность: художественно – эстетическая

Рассчитана на детей 7-12лет

Срок реализации программы 5лет.

Занятия индивидуальные

Составители: Распутина Галина Анатольевна

Заместитель директора по УВР;

Бурцева Татьяна Александровна.

преподаватель фортепиано;

Старостина Ольга Владимировна,

преподаватель фортепиано.

Сыктывкар, 2013 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Цели и задачи учебного предмета;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2  Содержание учебного предмета

- Годовые требования по классам.

- Учебно – тематический план.

3 Требования к уровню подготовки обучающихся

4 Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценивания;

5 Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Список рекомендуемой методической и педагогической литературы;

6 Дидактическое обеспечение предмета  «Фортепиано»

- Список обязательной нотной литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список дополнительной литературы

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Программа по предмету «Фортепиано» для обучающихся отдела общемузыкального развития составлена с учетом направленности учебного процесса на эстетическое развитие учащихся и призвана решить актуальную задачу общего музыкального образования:

  • формирование эстетического и художественного вкуса;
  • приобщение детей к музыкальному искусству;
  • раскрытие музыкально-творческих возможностей обучающихся;
  • развитие практических навыков музицирования и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание, с помощью музыки, гармонично развитой, творческой личности.

Помимо формирования представлений об окружающем мире, свойственных любому виду искусства, музыка способствует углублению эмоциональных переживаний, делая слушателя и исполнителя соучастником всего происходящего в музыкальном произведении. В результате развивается эмоциональность обучающегося, которая в дальнейшем явится основой для развития таких особенностей как способность сопереживания, глубина восприятия окружающего мира, и т. д. Способность к переключению собственного настроения под влиянием музыки приводит в дальнейшем к умению управлять собой, собственным настроением, т. е. к способности саморегуляции.

В сложившейся ситуации создания нового подхода к определенной группе обучающихся, новых учебных планов по запросам обучающихся и родителей возникла необходимость создания программы по фортепиано для отдела общемузыкальногоразвития.

Предлагаемая программа по предмету «Фортепиано», по нашему мнению, восполнит образовавшейся пробел в музыкальном образовании для музыкантов-любителей, обучающихся на отделении общемузыкального развития, умеющих не только грамотно исполнять музыкальное произведение, но и подбирать по слуху, делать простейшие аккомпанементы песен и танцев, выражать чувства музыкальными фразами. Такой подход к обучению поможет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, подарит радость творчества, позволит обучающимся ощутить себя не только как слушателя, но и как активного исполнителя в семейном и дружеском кругу, в школе, в институте.

Программа «Фортепиано», активно развивающая музыкальные данные обучающихся, раскрывающая их творческий потенциал, органично выросла из программы подобного направления фортепианного отделения и в течение ряда лет успешно апробируется в группе детей 3-5 классов так называемого эстетического направления фортепианного отделения школы. Вышеизложенный подход к предмету  меняет отношение к нему как педагогов, так и обучающихся. Новинки и знания, приобретаемые обучающимися в процессе обучения по данной программе на общемузыкальномотделении, позволит им достигать значительно больших успехов в других видах деятельности.

В целях оптимального развития обучающихся представляется необходимым заменить традиционные индивидуальные планы на «коррекционные листки творческого развития», где проводится анализ музыкальных недостатков обучающихся и намечаются пути и методы их устранения, прогнозируется дальнейшее развитие и отмечаются результаты.

Такой уровень преподавания и анализа творческого развития обучающихся предполагает тесный творческий контакт преподавателей музыкального инструмента, хора, вокала, а так же наличие связи теоретических знаний с навыками исполнения произведений на фортепиано.

Общепедагогическая цель программы ориентируется на полную модификацию традиционного восприятия предмета – фортепиано общемузыкального отдела, как прививающего лишь первичные навыки игры на инструменте, и максимальное следование его передовым педагогическим тенденциям по приобщению обучающихся к процессу творчества.

Данная программа по изучению фортепиано ставит следующие задачи:

  • воспитание специфических навыков игры на инструменте;
  • развитие музыкальных данных обучающихся, внутреннего слуха;
  • обучение основным навыкам музицирования и технике чтения с листа;
  • коррекция основных недостатков музыкально-пластичного развития;
  • расширение музыкально-художественного потенциала обучающихся.

1.2 Срок реализацииучебного предмета «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте  семи лет, составляет 5 лет.

Курс обучения на фортепиано рассчитан на 5 лет (один час в неделю). Учитывая, что большинство обучающихся, попадающих на данное отделение, еще не выбрало приоритетного вида музыкально-художественной деятельности, список рекомендуемого репертуара составлен с расчетом на самые разные музыкальные данные учащихся. Результат в ходе выполнения программы прогнозирует овладение основными навыками игры на инструменте, умением понимать и воплощать художественный образ; знание стилевых особенностей и грамотное исполнение разных жанров, различных эпох.

1.3 Объём учебного времени.

На освоение  предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.                                Таблица 1

Классы

1

2

3

4

5

Продолжительность уроков  (в неделях)

5-летнее обучение

32

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)

2

3

3

3

4

Принцип организации занятий: индивидуальные занятия – преподаватель с учеником.

Индивидуальные занятия позволяют преподавателю свободно выбирать форму урока, включать в него элементы сольфеджио, музыкальной грамоты, музицировать в виде ансамблей, простейших аккомпанементов, подборе по слуху, импровизации, чтение нот с листа, сочинения. Преподаватель также работает над расширением общего и музыкального кругозора обучающихся. Сообщает им сведения о музыкальных эпохах, стилях и композиторах, соответственно с программой и изучаемыми произведениями; побуждает обучающихся к самостоятельному творческому поиску.

Формы проведения учебных занятий:

- индивидуальный урок – это целостный, ограниченный временными рамками, целенаправленный отрезок образовательного процесса, который является основной формой организации образовательного процесса. Продолжительность урока – 40 минут.

- репетиция – это подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения. Добиваясь совершенства, обычно проводят ряд репетиций (латинское repetitio — повторение), завершающихся генеральной репетицией.

- консультация – помощь преподавателя обучающимся в усвоении предмета.

- публичное выступление - форма исполнения одного и более произведений в присутствии одного или нескольких слушателей

- контрольный урок – это исполнение двух и более произведений, прошедших за данный период отрезка времени

- академический концерт – это исполнение программы, состоящей из нескольких музыкальных произведений с методическим обсуждением без выставления оценки.

- академический зачёт – это исполнение программы, состоящей из нескольких музыкальных произведений с методическим обсуждением, которое оценивается по пятибалльной системе.

1.4 Методы обучения.

Основными методами обучения, используемыми при изучении предмета «Фортепиано» являются:

- словесный метод (беседа). Согласно этому методу предполагается разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

- метод показа. Согласно этому методу преподаватель может исполнить музыкальное произведение целиком до начала разбора текста, уточнить замысел композитора и настроить ученика на работу над музыкальным образом.

- метод сравнения. Согласно этому методу преподаватель добивается более точного исполнения штриха, динамики, сравнивая своё исполнение с предыдущим опытом по изучению подобного материала.

- метод «от общего к частному». Согласно этому методу улучшается представление о произведении в целом и отрабатывается качество отдельных эпизодов.

- метод развития творческих способностей. Согласно этому методу ребёнок учится выполнять творческие задания на основе предложенного ритмического и интонационного материала.

- метод практических действий. К практическим методам обучения относятся упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания. Согласно этому методу развиваются ритмические, звуковые и теоретические представления ребёнка, улучшается его практическая деятельность с помощью упражнений, чтения с листа.

-концентрический метод - это возвращение пройденной темы на новом музыкальном  материале с последующим усложнением.

1.5 Описание материально-технических условий.  

Для реализации данной программы необходимо наличие в каждом кабинете, где преподаётся предмет «Фортепиано» наличие инструмента, нотная литература (библиотека), видеотека, фонотека, дидактический материал.

Настоящая образовательная программа может быть успешно реализована при наличии в учебном помещении:

  1. 1 пианино
  2. 1 музыкального центра
  3. 1 синтезатора
  4. Нотного материала для учебных заданий.

II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Требования по годам обучения

1 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 10-12 музыкальных произведений, включая пьесы с элементами танца и полифонии. Осваиваются следующие навыки: упражнения на постановку руки. Навыки игры portamento, nonlegato, staccato, legato. Упражнение на подкладывание 1-го - пальца. Хроматические гаммы в 1 и 2 октавы от «ре» и «соль»».

Гаммы До и Соль мажор каждой рукой отдельно в пределах одной октавы (2 полугодия).

        Подбор по слуху несложных одноголосных мелодий, ритмических оборотов. Сочинение маленьких пьес изобразительного характера «Дождик», «Китайская песенка», «Слон», «Зайчик».

        Пение гаммы до-мажор. Тактирование 2/4,тон, полутон - темперированный строй.Тоника, бас, подбор.

Музыкальные задачи: прослушивание музыкальных произведений, развитие способностей сопереживания с помощью формирования чувственного образа под действием музыкального, поэтического или художественного произведения.

Учебно-тематический план

Таблица 2

Содержание (тема урока)

Общее

В том числе

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

  • Прослушивание музыкальных произведений классического репертуара с конкретной программой и ярко выраженным построением.
  • Определение характера мажор, минор (танец, марш, вальс)
  • Умение описать с помощью слов настроение.
  • Посадка, упражнения на постановку.

3

1

2

  • Знакомство с механикой инструмента,его звучанием и его возможности слушание различных музыкальных произведений.
  • Определение характера, настроения, подбор стихов и картин (клавиши, клавиатура, темперация, тон, полутон).
  • Особенности инструмента.

3

1

2

  • Постановочные упражнения, ключ, запись звуков.
  • Сочинения по слуху на штрих - поп legato (Дождик, Китайская песенка).
  • Слушание музыкальных произведений и описание их характера, печальный, унылый, грустный. Какие картины природы рисует музыка.

2

1

1

  • Освоение октав, название клавиш (тон, полутон).
  • Развитие ритмической памяти.
  • Хлопаем ритмические рисунки (понятие сильной доли).
  • Ритм, темп, тембр.
  • Разнообразие звукового звучания у разных инструментов, и определение характера.
  • Театральные маски (рисунки).
  • Постановочные упражнения («Кузнечик», «Кораблик», «Лебедь»)

4

1

3

  • Нотный стан.
  •  Запись звуков (1,2октавы)
  • Разновидности формы записи нот  на примере разных видов танцевальной музыки (вальс, полька, мазурка, фокстрот, танго и т. д.)

2

1

1

  • Сочинение музыкальной фразы.
  • Понятие тоники (законченности) на инструменте, или голосом. 2-стишие.
  • Понятие нотного стана, ключей, записи нот на различных инструментах.
  • Исполнение голосом песен и попевок.

3

1

2

  • Слушание звучания различных инструментов и определение особенностей тембра и колорита инструментов. С.Прокофьев, «Петя и волк».
  • Освоение первых навыков постановки рук на клавиатуре.
  • Исполнение однострочных песен и попевок

4

1

3

  • Продолжение знакомства с элементами музыкальной грамоты: запись нот скрипичного ключа, длительности и их изображение.
  • Дальнейшее формирование способности к сопереживанию: прослушивание музыкальных произведений, их обсуждение: подбор детьми к прослушанному ими музыкальному фрагменту соответствующей по настроению картины. Обращать внимание на подбор слов, соответствующего настроению (использование словаря
  • и дневника).

3

1

2

  • Дальнейшее развитие звуковысотногослуха, пение слуховых упражнений, попытка на слух определить звуковые интервалы (больше - меньше, выше -ниже)
  • Подбор на слух знакомых мелодий.
  •  Освоение штрихов легато. Понятие стаккато, тональности.
  • Освоение нотного текста, навыков более сложного сочетания штрихов.
  • Подбор мелодий от разных звуков.
  • Введение нот поддержки мелодии в левую руку.

4

1

3

  • Продолжение знакомства с элементами музыкальной грамоты.
  •  Ключевые знаки: диез, бемоль, бекар.
  •  Знакомство с двухстрочечным текстом.
  • Басовый ключ. Запись нот в басовом ключе.
  • Подготовка к домашним выступлениям выученных произведений, песен, рисунков, стихов.

4

1

3

  • Развитие ритмической памяти, выполнение ритмических рисунков
  • Знакомство с размерами, затактовыми построениями.
  • Ознакомительный разбор произведений заданных на летний период.

3

1

2

Итого

35

11

24

Примерный репертуарный список.

Пьесы, выражающие конкретный образ,

А. Березняк «Светит солнышко», «Я гуляю», «Листопад», «Петух».

Е. Тиличеева «Восьмое марта», «Лошадка», «Дождь», «Поздравляем».

A.Филлипенко «Снежинки», «По малину в сад пойдем», «Цыплята».

М. Красев «Белые гуси», «Медвежата», «Кукушка», «Ку-ку», «Белочка».

С. Ляховицкая «Про кота», «Петушок», «Зайчик», «Эхо», «Колыбельная».
М. Старокадомский «На зарядку», «Зайчик», «Веселые путешественники».
М. Андреева «Загадка».

М. Раухвергер «Корова», «Вороны».

Ю. Слонов «Кукушка».

Л. Книппер «Раз морозною зимой».

A.Александров «Зима».

B.А. Моцарт «Колыбельная»

A.Островский «Спят усталые игрушки»

B.Витлин «Кошечка»

Б. Берлин «Марширующие поросята»

Народные песни,

Р. Н. П.   «Дин - дон», «Гули», «Соловей», «Сорока», «Идет коза», «Теремок», «Коровушка», «Я на камушке сижу», «Со вьюном я хожу».

Словенская народная песня   «Маленькая Юлька», «Вот и солнце поднялось».

Мексиканская народная песня «Кукла».

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», «Бульба».

Украинская народная песня   «Осенью».

Чешская народная песня        «Яничек», «А я сам».

Армянская народная песня    «Ночь».      

Венгерская народная песня    «Лошадка».

В. Беркович «Татарская песня».

Польский народный танец «Маленький краковяк» обр. А. Руббаха.

Старинная музыка,

Р. Тюрк «Веселый Ганс», «Маленький балет»

 Ж. Векерлен «Пьеса», «Городские часы» -

Авторские пьесы в танцевальных ритмах,

Э. Сигмейстер «Скользя по льду», «Прыг-скок», «Серая лошадка»

К. Лонгман - Друшкевичова «О двух козлах», «На коньках»

А. Ряула «Акробат»

Д. Кабалевский «Вроде марша».

Этюды (в танцевальных ритмах)

Ф. Понтен «Этюд»

Критерии оценки контрольного урока:

  1. Правильная посадка, свобода исполнительного «аппарата».
  2. Владение навыками обозначенного в программе для данного года обучения.
  3. Яркость исполнения и удовольствие от исполнения.
  4. Количество пройденного материала.
  5. Отношение обучающегося к занятиям.

2 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися  9-10 произведений, в том числе 1-2 полифонических произведения, 3-4 этюда, 4-5 пьес разного характера. Необходимо овладеть следующими навыками: Гаммы Фа-мажор каждой рукой на 1 октаву. До и Соль-мажор - двумя. Развитие слуха:  подбор простейших секвенций в пройденных тональностях.

Пение и сольфеджирование простейших мелодий с дирижированием 3/4, 4/4 - одной рукой.

Подбор баса и терции в пройденных пьесах.

Сочинение с элементами легато. Построение мажорных и минорных гамм.Тоника, Субдоминанта, Доминанта - слуховые упражнения.

Учебно-тематический план

Таблица 3

Содержание (тема урока)

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

  • Освоение новых музыкальных произведений, переход к более сложным музыкальным построениям - этюд, песня, пьеса, танец.
  • Освоение более длинного легато, более сложного сочетания штрихов.
  • Подбор несложных знакомых мелодий на инструменте и голосом.
  • Транспонирование вокальное (выше, ниже).

5

1

4

  • Формирование вокально-интонационных навыков, транспонирование пением небольших несложных мелодий.
  •  Подготовка и исполнение небольших музыкальных произведений.
  • Прослушивание музыкальных произведений с определением характера и настроения, средств выражения в музыке, живописи, литературе «Зачарованный замок», «Плывущие облака» и т. д. (сочинения).
  • Понятие лада (мажор, минор) метроритма. Слушание произведений.

3

1

2

  • Подготовка и исполнение небольших музыкальных произведений.
  • Дальнейшее освоение теоретического материала - (тон, полутон).
  • Понятие лада - (мажор, минор) метроритма, размер 2-х, 3-х дольный. Сильная, слабая доля.
  • Мелодия, аккомпанемент - ансамблевое исполнение с преподавателем. Понятие аккомпанемента и его фактуры (аккорды, разложенные звучания).
  • Подготовительные упражнения (поп legato, staccato, legato) аккорды.
  • Тональность и ее возможности.

5

1

4

  • Исполнение знакомых мелодий с ритмическим аккомпанементом (похлопывание, постукивание).
  • Переход к аккомпанементу выдержанного баса, терции, кванты, ostinato.
  • Импровизация на сказочный образ животных, птиц.
  • Знакомство с жанрами: «Песня», «Танец», «Марш» (сочинения).
  •  Работа над постановкой рук и исполнением несложных произведений двумя руками, выучивание наизусть.

4

1

3

  • Умение проанализировать фрагмент музыкального произведения по его звучанию, подобрать по настроению художественное произведение, определить характер, жанр, пьесы и структуру мелодий.
  • Исполнение гамм до-мажор, соль-минор.
  • Понятие минорных ладов (ля-минор).
  • Исполнение музыкальных произведений двумя руками.
  • Подготовка к концертному исполнению.
  • Исполнение аккомпанемента двумя руками, к песням.

5

1

4

  • Продолжение знакомства с элементами музыкальной грамоты, запись нот. Длительности и их изображение. Запись нот в ключах.
  • Знакомство с различными инструментами, с их звукоизвлечением. Дальнейшее развитие звуковысотного слуха, попытка по слуху определить звуковые интервалы (больше - меньше, выше - ниже).
  • Освоение новых музыкальных произведений.
  • Работа с музыкальным словарем и со словарем настроений.
  • Подготовка масок настроения.

5

2

3

  • Подбор, освоение и исполнение концертной программы, с использованием всех средств выразительности пройденных за 2 года.
  • Работа со словарем «настроения».
  • Работа со словарем «музыкальная грамота».
  • Повторение теоретических основ, пройденных за год.
  • Подбор мелодии любимой песни и ее аккомпанемента.
  • Проведение открытого контрольного урока.

8

2

6

Итого

35

9

26

Репертуарный список:

Пьесы, выражающие конкретный образ

В. Довженко «Кукушка»

Л. Кёхлер «Первая попытка», «Маленький вальс»

Галынин «Зайчик»

Д. Львов - Компанеец «Тик-Так»

И. Гоффе - «Канарейка»

Н. Любарский - «Курочка»

Э. Сигмейстер - «Мотив гор»

Народные песни

Украинская народная песня - «По дороге жук, жук» обр. Любарского

Немецкая народная песня - «Прилетай птичка»

Русская народная песня - «Я пойду ли молоденько»

Английская народная песня - «Поли чаем угощает», «Джек и Джил»

Испанский народный «Напев»

Белорусская народная песня - «Сел комарик на дубочек»

Чешская народная песня - «Мимо реченьки»

Моравская народная песня - «Люди работают»

Армянская народная песня - «Ласточка»

Словацкая народная песня - «Цыганенок»

Старинная музыка

A.Гедике «Ригодон»

Н. Любарский - «Старинная французская песня»

И. Гайдн – «Анданте»

B.А. Моцарт — «Менуэт»

Л. Моцарт - Полонез

Г. Телеман - Гавот

Авторские в танцевальных ритмах

А. Гедике «Песня», «Танец» оп. 36 № 21

И. Кореневская «Танец»

C.        Майкапар «Сказочка» оп. 28 № 10

A.        Александров «Новогодняя полька»

B.        Кессельман «Маленький вальс»

Э. Сигмейстер «А ну-ка встряхнись»

Этюды (в танцевальных ритмах)

К. Черни - «Пьесы для отдыха», Этюд

Г. Гурлит - Этюд

Е. Гнесина - Этюд

Л. Шитте - Этюд оп. 160 № 14,№ 1, №2, №15, №24

И. Беркович - Этюд

Н. Любарский - Этюд

Ф. Гюнтер – Этюд

Сборники для музицирования

1. «Твой друг - рояль», авторы-составители И. Лаврова, Е. Лантратова,Ж. Касаткина      

С.-Петербург, 1999 г.      

2. Ф. Брянский «Ключ к музицированию».

В конце учебного года - контрольный урок.

Обучающийся должен показать 2 произведения: Произведение танцевального жанра; пьесу.Любимую мелодию с собственным аккомпанементом.

Оценивается свобода и выразительность исполнения. Правильность посадки и постановки рук.

3 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 8-9 разнохарактерных произведений, а так же овладеть следующими навыками:

Гаммы Ре-мажор двумя руками, Ля и ми-минор гармонические каждой рукой отдельно, тоническое трезвучие без обращений от всех пройденных тональностях.

Развитие слуха: транспонирование  знакомых  мелодий  в пройденных тональностях. Уметь петь песню с аккомпанементом. Подбор аккомпанемента к мелодии. Дирижирование 4/4;

Понятие о разных фактурах аккомпанемента. Теоретические  знания по «Словарю» (выборочно). Подбор. Сочинение. Понятие о форме произведения.

Начинается знакомство с простейшим воплощением «крупной формы» - написанной  в танцевальных ритмах. Углубляется изучение национальных танцев на примере авторских произведений «Лендлер», «Мазурка», «Краковяк». Расширяется репертуар старинных танцев «Сарабанда», «Полонез».

Учебно-тематический план

Таблица 4

Содержание (тема урока)

Общее

В том числе

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

  • Освоение музыкального материала в пьесах с народными мелодиями. Найти в них отличные характеристики, элементы отличия.
  • Понятие стиля.
  • Сочинение собственных мелодий в стиле разных стран. Скороговорки. Понятие о секвенциях.
  • Знакомство с формой вариаций и понятие импровизации.
  • Исполнение технических упражнений и этюдов.

4

1

3

  • Пение и сольфеджирование простейших мелодий с дирижированием 2/4, 3/4. Построение мажорных и минорных гамм. Тоника, Субдоминанта, Доминанта - слуховые упражнения.
  • Исполнение произведений старинных авторов и освоение особенностей стиля их исполнения с привлечением произведений живописи и литературы.

3

1

2

  • Исполнение гамм до, соль, ре-мажор, аккордов каждой рукой в тональности.
  • Подбор аккомпанемента к мелодии (любимой песне).
  • Теоретические знания (по словарю) попройденному материалу.
  • Особое внимание обратить на чтение нот с листа (возможно одной мелодии с собственным аккомпанементом).
  • Разбор и исполнение музыкальных произведений, пьесы, песни.
  • Подбор к ним произведений живописи и литературы.

4

1

3

  • Изучение особенностей мелодии национальных танцев «Мазурка», «Краковяк» и т. п. сравнение со старинными танцами «Сарабанда», «Полонез».
  • Исполнение одного из национальных танцев.
  • Подготовить пение песни с аккомпанементом.

3

1

2

  • Повторение пройденного теоретического материала. Подвести итоги накопленных теоретических знаний и практических навыков. Сделать письменную оценку неусвоенных тем.

3

1

2

  • Освоение полного комплекса программных требований по гаммам с употреблением этих знаний при подборе аккомпанемента к песням.
  • Буквенное обозначение клавиш.
  •  Подбор аккомпанемента к любимой песне или к любимой мелодии, или к собственной мелодии.

4

1

3

  • Понятие о форме произведения. Выбор и исполнение «Крупной формы» (Вариации, рондо, сонатина).
  • Умение проанализировать произведение, определив тональность, жанр, музыкальную форму, структуру мелодии, найти кульминацию, определить характер, настроение.
  • Кварто-квинтовый круг. Буквенное обозначение тональностей и аккордов.

3

1

2

  • Подбор, освоение и исполнение концертной программы, с использованием всех средств выразительности пройденных за 2 года.
  • Работа со словарем «настроения».
  • Работа со словарем «музыкальная грамота».
  • Повторение теоретических основ пройденных за год.
  • Подбор мелодии любимой песни и ее аккомпанемента.
  • Проведение открытого контрольного урока.

4

1

3

  • Подбор мелодии песни с собственным аккомпанементом, тоника, доминанта или песни из сборника песен с цифровым аккомпанементом.

3

1

2

  • Подготовить пьесу для исполнения на контрольном уроке. Подготовить аккомпанемент песни и уметь ее исполнить. Сочинить мелодию с собственным аккомпанементом или пьесу. Исполнить и уметь рассказать о чувствах и настроениях переданных в ней. Показать это настроение в произведении живописи или в литературном произведении (возможно, сочинить собственные стихи).
  • Проведение открытого контрольного урока.

4

1

3

Итого

35

10

25

Примерный репертуарный список

Пьесы — выражающие конкретный образ

А. Жилинский - «Веселый пастушок», «Веселые ребята»

СвМайкапар — «Мотылек», «Маленький командир» оп. 28 № 9

A.        Гречанинов - «Верхом на лошадке» оп. 98 № 5

Ч. Остен - «Кукушкин вальс»

Э. Сигмейстер - «Кукушка танцует вальс»

Е. Накада - «Танец дикарей»

Г. Перселл - «Печаль королевы»

Ж. Металлиди - «Воробышкам холодно», «Лунная дорожка»

Ф. Рыбицкий - «Кот и мышь»

Народные песни

А. Жилинский - «Латышская народная песня»

А. Дроздов - «Неаполитанская песенка»

П. Чайковский - «Старинная французская песенка»

Белорусский народный танец - «Бульба» обр. Львов - Компанеец

Словецкая народная песня - «На озере»

Югославская народная песня - «Далматинская»

Бельгийская народная песня - «Жак - Нивель», «Карлуша»

Французская народная песня - «Большой олень»

Финская народная песня - «Туку-туку»

Белорусская народная песня - «Будьте - здоровы»

Чешская народная песня - «Что за гусь», «Печь упала»

Эстонская народная песня - «Есть у Тома дружный хор»

Грузинская народная песня - «Сулико»

Авторские пьесы в танцевальных ритмах

Д. Штейбельт - «Адажио»

С. Майкапар - «Вальс» оп. 33 № 1

А. Гедике - «Медленный вальс», «Мазурка»

Р. Шуман - «Марш» оп. 68 № 2

А. Гречанинов - «Мазурка h-moll»3 «Танец» оп. 98 № 10

А. Парусинов - «Хоровод»

Л. Бетховен — «Немецкий танец»

Б. Дварионас - «Прелюдия»

Крупная форма

И. Литкова - «Вариации на тему русской народной песни «Савка и Гришка»

Контрольный урок

Показать: - танец, народную песню, произведение полифонического склада.

Умение подобрать мелодию песни и аккомпанемент на самых простых гармониях (тоника, доминанта).

Оценивается выразительность и эмоциональность исполнения.

4 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 8-9 разнохарактерных произведений и овладеть следующими навыками: Гаммы ля и ми-минор гармонические двумя руками. До, Соль, Ре, Ля — мажор; аккорды - тонические трезвучия с обращениями.

Наряду с прежними линиями развития репертуара вводятся следующие новые моменты:

  1. Исполнение современных популярных российских    песен    (И. Дунаевский,
    Александров, В.Соловьев – Седой и др.)
  2. Исполнение  танцевальной  эстрадной  современной  музыки   (Легран,  Керн, и др.)

Пение вокализов и распевок. Освоение теоретического материала по «Словарю».

Фактурный подбор аккомпанемента левой рукой.

Аккомпанемент – романсы Варламова, Гурилёва (ознакомление).

Учебно-тематическийплан

Таблица 5

Содержание (тема урока)

Общее

кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

  • Повторение теоретического материала изученного в предыдущих классах.
  • Знакомство с гармоническим видом минора на примерах ля и ми  минорных гаммах. Исполнение диезных мажорных гамм до 4 знаков. Аккорды , тонические трезвучия с обращениями.
  • Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях (в том числе типа морденто, группето), а также на развитие навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

6

2

4

  • Знакомство и исполнение современных популярных российских авторских песен.
  • Фактурный подбор аккомпанемента к популярным современным песням.
  • Возможны опыты сочинения музыки (на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа и др.; досочинение мелодий, например ответных предложений.
  • Пение  мелодии под аккомпанемент.

6

2

4

  • Знакомство с танцевальной эстрадной  современной музыкой. Выявление жанровых особенностей  танцевальной музыки.
  • Выбор, изучение и исполнение музыкальных произведений, подбор к ним произведений живописи и литературы.

5

1

4

  • . Продолжается работа над чтением  нот с листа (мелодия  с простым  аккомпанементом).
  • Понятие полифония.
  • Работа над полифоническими произведениями на примерах старинной народной музыки.
  • Знакомство с подголосочной, имитационной полифонией.

7

3

4

  • Подбор, освоение и исполнение концертной программы, с использованием всех средств выразительности пройденных за 3 года.

7

2

5

  • Работа со словарем «настроения».
  • Работа со словарем «музыкальная грамота».
  • Повторение теоретических основ пройденных за год.
  • Проведение открытого контрольного урока.                                            

4

1

3

Итого

35

11

24

Примерный репертуарный список

Пьесы, выражающие конкретный образ

A.Гречанинов - «На лужайке» оп. 98 № 6

Э. Сигмейстер - «Ковбойская песня»

Б. Тобис - «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается»

B.        Ребиков - «Игра в солдатики»

А. Пирумов- «Веселая прогулка»

А. Альперин - «Петрушка»

Д. Шостакович — «Шарманка»

Н. Чемберджан - «Снегурочка» из балета «Сон - дрёмович»

Дж. Россини - Фрагмент из оп. «Сивильский цирюльник»

A.Даргомыжский - «Душечка-девица»

Ж. Бизе — Мелодрама из оп. «Кармен».

Народные песни

Немецкий народный танец - «Старая история», «Поиграем на лужайке»

Украинская - Ю. Щуровский

Голландская народная песня - «Маленькие птички»

Норвежская народная песня - «Путешественник»

Шведская народная песня - «Шла девушка к источнику»

Мексиканская народная песня - «Попугай»

Алжирская народная песня - «Прекрасная Фатима»

Испанская народная песня - «Мама чао»

Итальянская народная песня - «Санта-Лючия»

Польская народная песня - «Матушка моя», «Недалеко от Кракова»

Чешская народная песня - «Яничек»

Словенская народная песня - «Прачки»

Румынская народная песня - «Перед зеркалом»

Венгерская народная песня - Плясовая урожайная»

Старинная народная музыка

Старинный танец - «Гальярда»

Г. Гендель - «Сарабанда» d-moll, «Чакона», «Менуэт» c-moll

И. С. Бах — «Менуэт», «Волынка D-dur», «Менуэт» d-moll

B.        А. Моцарт - «Менуэт J-dur»,

И. Гайдн - Два танца, «Менуэт J-dur», А. Корелли - «Сарабанда» d-moll.

Авторские пьесы в танцевальных ритмах

С. Майкапар - Полька оп. 28 № 7

А. Стоянов - Вальс A-dur        

А. Гречанинов - Вальс оп. 98 № 15

М. Глинка - Полька d-moll

Д. Львов - Компанеец – Канцонетта

A.Пирумов - Маленький марш

Ф. Шуберт - 2 немецких танца D-dur и F-dur.  

Т. Хренников — Романс

B.        Ребиков - «Миниатюра»

А. Жилинский — «Детская полька».

Этюды (в танцевальных ритмах)

К. Черни - Этюды D-dur, F-dur, d-moll op. 139

C-dur, on. 599 № 54 B-dur, № 38 C-dur

Л. Шитте - Этюд on. 108 № 17 У-dur, № 8 e-moll, № 9 C-dur

Крупная форма

И. Плейель - Сонатина D-dur 1 часть

Фрагменты из опер и балетов

П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Спящая красавица»

Сборники для музицирования

1. П. О. Булаева, О. Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» т. 1,2.

2. «Пушкинский венок» Авторы-составители: Е.Заливако, О. Парфенова Санкт-Петербург, изд. «Лига-плюс», 1998 год

Контрольный урок

Примерная программа

1 вариант        ЦиполиФугетта е-moll

И. Иордан «Охота за бабочкой»

П. Чайковский «Уж ты поле, поле моё» (анс.)

2 вариант        Рамо. Два ригодона

И. Плейель Сонатина D-dur 1 часть

П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Спящая красавица»

5 класс

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся

8-9 разнохарактерных произведений и овладеть следующими навыками: Гаммы Фа-мажор; ля, ми, ре-минор гармонические и мелодические; Арпеджио в пройденных тональностях короткие и длинные; построение кадансового оборота T-S-D-T в пройденных тональностях.

Уметь самостоятельно разобрать пьесу, рассказать о её форме, построении мелодии и аккомпанементе. Дать анализ драматургического развития данного произведения.

Уметь сочинить небольшую мелодию и исполнить её с аккомпанементом.

Наряду с прежними линиями развития репертуара вводятся следующие новые моменты:

        1.  Расширяется изучение фольклора различных стран (на примере танцевальной народной музыки - Голландия, Норвегия, Мексика, Швеция)

        2.Исполнение музыки кинофильмов, опер, балетов (Визе «Мелодрама» из оперы «Кармен» и т. д.).Россини Фрагмент из оперы «Сивильский цирюльник»

Учебно-тематическийплан

Таблица 6

Содержание (тема урока)

Общее

кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

  • Повторение теоретического материала изученного в предыдущих классах.
  • Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники( упражнения секстами).

4

1

3

  • Мажорные гаммы до 4 знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) ля, ми, си, соль, до, фа  впрямом движении на четыре октавы, исполнение хроматических гамм в изученных тональностях; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия и арпеджио.
  • Побор и разбор музыкальных произведений для выпускного экзамена.

4

2

2

  • Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником)

5

2

3

  • Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;  
  • Возможно транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов;
  • Возможны сочинения на заданный текст, сопровождения различного типа к мелодиям;
  • Возможно сочинение пьес в различных жанрах;
  • Проведение прослушивания к выпускному экзамену.

5

2

3

  • Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле; легких переложений отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки;

5

2

3

  • Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.
  • Проведение прослушивания к выпускному экзамену.

3

1

2

  • Подбор, освоение и исполнением концертной программы, с использованием всех средств выразительности пройденных за 5 лет.
  • Проведение выпускного экзамена  (итоговая аттестация).

7

2

5

Итого:

33

12

21

Примерный репертуарный список

Пьесы, выражающие конкретный образ

Л. Лукомский - «Кирочкин вальс»

Ф. Констан - «Ослик»

Д. Львов - Компанеец - «Матрешки»

Л. Гречанинов - «Бабушкин вальс» ор. 109 № 7

И. Беркович - «Светлячок»

А. Гладковский - «Маленькая танцовщица»

Старинная музыка

И. С. Бах - Полонез g-moll

Народные песни

Итальянская народная песня - «Санта-Лючия» пер. Н. Кочугова

Авторские пьесы в танцевальных ритмах

Э. Григ - Вальс a-mollФ. Пушни - Полька

A.Глазунов - Гавот D-dur

B.А. Моцарт - Вальс B-dur

И. Штраус - «Анна - полька»

М. Глинка - Полька - D-moll

И. Ланнер - Вальс

Этюды (в танцевальных ритмах)

А, Лемуан - Этюд оп. 37 № 25

Крупная форма

Л. В. Бетховен - Романс из сонатины

А. Гедике - Тема с вариациями «Жил - был у бабушки»

А. Диабелли - Сонатина F-dur

Н. Любарский - Вариации на тему русской народной песни «Коровушка»

Фрагменты из опер и балетов

Ж. Визе - Хабанера из оперы «Кармен» Антракт Es-dur

A.        Адан - Вариации Конрада из балета «Корсар»

Л. Минкус - Вариации из балета «Баядерка»

Популярные песни российских и зарубежных композиторов

И. Дунаевский - «Эх, хорошо!», «Широка страна моя родная»

B.Соловьев - Седой - «Если бы парни всей земли»

М. Старокадомский - «Любитель - рыболов»

Д. Шостакович - «Песня о встречном»

A.        Александров - «Священная война»

B.        Белый - «Орленок», Радость», «Голубой час», «Надежда».

П. де Сенневиль– «Баллада  для  Аделины», «Полевые цветы», «Романтичная серенада».

М. Легран – Мелодия из к\ф «Шербургские зонтики».

Дж. Керн – «Дым».

Г. Уоррен – «Чаттануга чу-чу».

Ф.Лэй – Мелодия из к\ф «История любви».

5 класс (выпускной)

Экзамен (оценка)

1. Свободная программа, отвечающая возможностям ученика.

2. Количество произведений по выбору (1-2-3)

Критерии оценки выпускного экзамена

  • Уверенность и правильность исполнения текста.
  • Яркость воплощения созданного образа..
  • Отношение обучающегося к занятиям.

III КОНТРОЛЬ НАД УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Музыкальный инструмент. Фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости учеников проводится на уроках, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании каждой четверти учащимся должны выставляться четвертные оценки.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Академические зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

В рамках промежуточной аттестации  в 1-3 классах проводится академический зачёт, в конце первого и второго полугодий на оценку.  Учащийся исполняет два разнохарактерных произведения (один из них может быть ансамбль).

В выпускном классе (4 класс) – в I полугодии – зачёт (исполняется 1 самостоятельно выученное произведение),  во II полугодии: в феврале месяце - I прослушивание выпускников (зачёт, без оценки), в апреле месяце - II прослушивание выпускников (зачёт, без оценки), в мае месяце - итоговая аттестация (экзамен – на оценку).

Кроме зачётов на общемузыкальном отделении в I полугодии проводится конкурс-фестиваль «Калейдоскоп миниатюр», во II полугодии – отчётный концерт отделения.

Концертные и конкурсные выступления приравниваются к зачёту, и расцениваются, как форма промежуточной аттестации.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, который проводится за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся исполняет два разнохарактерных произведения.

3.2 План-график сдачи зачётов, прослушиваний, экзамена по предмету «музыкальный инструмент» (все инструменты).

I полугодие

класс

дата

1-3 классы

  • 2 произведения (в классе)

ноябрь, декабрь

  • Конкурс-фестиваль «Калейдоскоп миниатюр»

(2 номинации: соло, ансамбль)

ЗАЛ

декабрь

4 класс (выпускники)

  • зачёт (исполняется 1 самостоятельно выученное произведение)

ноябрь, декабрь

  • Конкурс-фестиваль «Калейдоскоп миниатюр»

(2 номинации: соло, ансамбль)

ЗАЛ

декабрь

II полугодие

класс

дата

1-3 классы

  • 2 произведения (в классе)

апрель, май

  • Отчётный концерт  отделения

май

4 класс (выпускники)

  • I прослушивание выпускников:

2 произведения  по нотам

(в классе)

февраль

(последняя неделя)

  • II прослушивание выпускников:

2 произведения наизусть  (ЗАЛ)

апрель

  • Выпускной экзамен

май

  • Отчётный концерт  отделения

май

4.3. Критерии выставления оценок на итоговой аттестации.

 По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

«Отлично»:

- ученик исполнил программу грамотно, уверенно, музыкально, образно. Показал хорошую техническую подготовку. Владеет пианистическими навыками. Владеет навыками педализации.

 «Хорошо»:

- ученик хорошо исполнил программу, но недостаточно уверенно; старался играть музыкально, с оттенками. Владеет навыками педализации.

 «Удовлетворительно»:

- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка,  вялая динамика, ученик  не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильное.

«Неудовлетворительно»:

- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.

  1. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Развитие творческих способностей ученика так же важно, как и обучение игре на музыкальном инструменте. Каждый ребёнок обладает определёнными творческими задатками и задача педагога – помочь выявить, раскрыть и развить способности ученика. Именно поэтому, данная программа предусматривает разнонаправленный и разноуровневый подход в  занятиях с учащимися. Ребята 9-11 и 12-14 лет, обучаясь в общеобразовательной школе, видят, что их ровесники, которые начали музыкальное образование в ДМШ с 6-7 лет, уже освоили игру на музыкальном инструменте, всегда готовы выступить на концерте и показать свое умение перед сверстниками.

Интенсивный курс обучения, который предусматривает освоение программы в более короткие сроки, даёт возможность учащимся, начавшим своё музыкальное и художественное образование в более позднем возрасте, наверстать упущенное и полностью себя реализовать. Учащиеся 9-14 лет и старше поступают в ДМШ, чтобы получить навыки игры на музыкальном инструменте, обогатить свой внутренний мир, развить и реализовать творческие способности на более профессиональном уровне, под руководством педагога – музыканта.

Формы творческого развития учащихся разнообразны: концертные выступления, беседы о музыке и музыкантах, изучение творчества композиторов разных эпох и различных музыкальных жанров, походы на концерты, в музеи, выставки с последующим обсуждением, формирование музыкального вкуса.

 

Творческое развитие учащихся предусматривает:

- организацию творческой деятельности  учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организацию посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- создание творческих коллективов;

- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, а так же с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- использование в образовательном процессе современных  компьютерных технологий.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по музыкальному инструменту (фортепиано), обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениям и ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Одна из основных задач – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения. Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. Систематическое развитие навыков чтения с листа является важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

6.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

- периодичность занятий - каждый день;

- количество занятий в неделю - от 1 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

  1. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Репертуарные списки (сборники, рекомендуемые для выбора произведений)

7.1 Список обязательной нотной литературы

  1. Соколов М., Маленький пианист
  2. Соколова Н., Ребенок за роялем
  3. Тургенева Э., Малюков А., Пианист-фантазёр, ч.2
  4. Чайковский П., Детский альбом
  5. Гаммы и арпеджио сост. Ширинская Н.

7.2 Список рекомендуемой нотной литературы

  1. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999
  2. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
  3. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962
  4. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост. И. Беркович. Киев,1964
  5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
  6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –СПб.: Композитор, 1997
  7. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
  8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
  9. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
  10. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
  11. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
  12. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
  13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  14. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
  15. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993
  16. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
  17. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
  18. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка2011
  19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
  20. И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
  21. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
  22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
  23. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008
  24. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
  25. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010
  26. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
  27. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
  28. Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006
  29. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
  30. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
  31. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008
  32. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986
  33. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  34. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
  35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –М.: Советский композитор, 1973
  36. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах –М., 1972
  37. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976
  38. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
  39. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
  40. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973
  41. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой - М.,1974
  42. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974
  43. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990
  44. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972
  45. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996
  46. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
  47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
  48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
  49. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.  "Музыка", 1993
  50. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая -М., 1961
  51. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978
  52. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002
  53. Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988
  54. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
  55. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973
  56. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972
  57. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978
  58. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.– М.: Музыка, 1989
  59. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.– М.: Музыка, 1989
  60. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983
  61. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
  62. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
  63. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992
  64. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
  65. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
  66. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011
  67. Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
  68. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008
  69. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967
  70. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советскийкомпозитор, 1973

7.3 Список используемой  литературы

1.        Газарян С.  В мире музыкальных инструментов. М, 1985.

2.        Модр Антонин. Музыкальные инструменты. М., 1959.

3.        Рогаль-Левицкий Дм. Беседы об оркестре. М, 1961.

4.        Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М, 1985.

5.        Холопова В. Фактура. М., 1979.

6.        Козырев Ю. Основы музыкальной импровизации. М., 1987.

7.        Апраксина О. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. - М, 1990.

8.        Давыдов В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

9.        Зайцева Т. Милий Алексеевич Балакирев. Истоки. - СПБ., 2000.

10.        Кандинский В. О духовном в искусстве. - М., 1992.

11.        Лосев А. Музыка как предмет логики. - М, 1927.

12.Назайкинский К.  Звуковой мир музыки. - М.э 1988.

13.Шмаков С. Игры учащихся - феномен культуры. - М, 1994.

14.Медушевский В.   О  закономерностях  и  средствах  художественного       воздействия музыки.  – М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Рабочая образовательная программа кружка "Витраж".

Рабочая образовательная программакружка "Витраж"....

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Результаты использования оценки индивидуального развития детей в реализации образовательной программы

Анализ определения уровня воспитанности семьи №7 по методике Л. Фридмана...

Учет особенностей индивидуального развития детей в рамках освоения основной образовательной программы в ДОУ

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы.              Цель: ознакомление педагогов с процедурой...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...