Игровые технологии на уроках сольфеджио на начальном этапе обучения
статья на тему

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Игровые технологии   на уроках сольфеджио

на начальном этапе обучения

  «Начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее.»

                                               И. Гофман

      Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство обучающегося  с музыкой, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. Задача начального обучения - введение ребёнка в мир музыки в доступной  и увлекательной для этого возраста форме. Маленький человек приходит в мир музыки с радостью, хотелось бы, чтобы это чувство не покидало его на всем пути обучения. Поэтому, педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир ребенка, его интересы, но и обладать глубокими методическими знаниями.

        Постоянный поиск ответов на вопросы,  возникающие в ходе работы,  подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками.    Методики и разработки Т.Боровик,  О Кацер,  Т.Тютюнниковой  и других авторов– все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.   Применяю  в  работе информационные - компьютерные  технологии,  часто  посещаю  сайты  коллег,  на  которых  обмениваюсь  опытом  работы  и  изучаю  передовой  опыт  по  музыкальному  воспитанию.

     На начальном этапе обучения нужно помнить, что предмет сольфеджио – это не обычная дисциплина, а комплексное музыкальное развитие ребенка в целом. Сольфеджио - единственный предмет, в котором заложено все для развития ребенка — способность креативно мыслить, в первую очередь, учиться говорить, петь, видеть мир в огромной палитре звуков и движения.         

  Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания.  Ведь играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, общаться, действовать .  Они готовы играть, но не всегда готовы учиться.  Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала.  Игра вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний по сольфеджио и музыкальной грамоте.

    Первый год обучения  сольфеджио насыщен  учебными темами. Ребёнок с первых уроков получает множество информации, причём довольно абстрактной. Поэтому  преподавателю сольфеджио приходится давать порой  материал незаметно в форме игры, сказки, загадки и т.д. Большую помощь в этом оказывают такие учебные пособия, как «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» (автор Татьяна Первозванская).

 В  сказочной форме начинаю объяснения сложных музыкальных понятий:
скрипичный ключ, ноты, звуки, мелодия, нотный стан, регистр и т.д.

Путешествуя по музыкальному королевству вместе с героями сказок, дети осваивают теорию музыки. Иллюстрации дополняют рассказ, а интересные задания способствуют закреплению пройденного материала.

    С помощью сказки дети, незаметно для себя  усваивают нотную грамоту. Ту же схему длительностей можно из собственно скучной серой схемы превратить в большое «дерево», в «поезд со зверушками», «вкусный праздничный пирог»,  можно представить длительности и в виде шагов разных людей… и т.д. Что ребёнку будет интереснее считать – чёрные головки правильных нот или кошечек, мышек, слонов или кусочки пирога? Ответ очевиден.  ( знакомство с  нотами, длительностями, сказка про длительности дерево).

   С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах . Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой.  Сильные и слабые доли изучаем на примерах слов, состоящих из 2, 3, 4 слогов.   Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТИ-ТИ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки, наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги.    Слова придумываем с детьми на разные темы: слова — имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды .Сразу учимся тактировать сильные и слабые доли (в двухдольном пульсе на сильную долю опускаем ладонь на стол, а на слабую долю запястье остается на столе, опускаем только пальчики. В трехдольном пульсе пальцы подчёркивают две слабые доли.

 Детям нравится работать с ритмическими карточками.  Дети владеют навыками письма ещё очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического диктанта легче и проще, чем его написание. Ритмические карточки используются в написании ритмических диктантов, в исполнении ритмической партитуры.  Разучиваем детские песенки, тактируем, хлопаем ритм со словами, с ритмослогами, записываем ритмический рисунок.

 В работе  использую видеоролики с ритмическими играми (проговариваем слова, хлопаем и проговариваем ритмослогами,  играем на шумовых инструментах.

     На уроках сольфеджио необходимы не только зрительные и слуховые впечатления, но и осязательные, мышечные. Ребёнку легче что-либо понять и запомнить, если это новое будет представлено наглядно, ощутимо собственными руками, оживлено сюжетом. Виды пособий представляют собой великое множество, определяемое только широтой фантазии самого педагога. Такие сложные задачи, как ладово-интонационные упражнения становятся лёгкой занимательной игрой, если в руках ребёнка своя лесенка, похожая на радугу, или по этой лесенке (столбице) «ходит» любимая игрушка. Игрушку можно отпустить и в путешествие по клавиатуре с целью поиска разных нот или октав. Гораздо веселее звучит ритм на выложенных карточках, если не просто погладить пальчиком головки нот, а прикоснуться к ним маракасом из киндерсюрпризовского яйца, наполненного крупой или маленькими бусинками или пуговками…

Легче даётся ритмическая импровизация, если доля – не нечто туманное, а вполне конкретное, например яркий кубик или даже цветная бутылочка из-под вкусного напитка. То есть реализация яркости и образности пособия определяется не количеством материальных затрат педагога, а исключительно его собственной изобретательностью и находчивостью.

 Полезно применение нарисованной фортепианной клавиатуры или нотного стана в изучении большинства тем. Благодаря таким незатейливым пособиям у ребёнка растёт интерес к занятиям. Форма игры при этом может быть разной:

  1. Педагог предлагает ноты, которые надо выложить на нотном стане;

  2. Дети друг другу дают аналогичное задание, или выбирается ученик на роль педагога. Обычно все хотят быть учителем, но кроме задания другим детям  «ребёнок-учитель» должен проверить -правильно ли выполнено задание у других.

  3. Педагог предлагает выложить пуговицы вверх или вниз в зависимости от движения прозвучавшей мелодии. Первоначальную ноту можно обозначить сразу или предложить детям найти её в словах.

     Использование ярких наглядных пособий, музыкальных игр пробуждают чувство радости, удовольствия, развивают интерес к теоретическим предметам.  Игра побуждает ребёнка к самостоятельной и добровольной деятельности. Дух соперничества заставляет самых нерадивых участвовать в процессе обучения.

Очень важную роль в обучении играет разнообразие.  Дети любят узнавать новое, но они так же любят повторять то, что знают, причём знают хорошо, что приносит удовлетворение.  Например, для закрепления теоретического материала  использую на уроке игры и  ребусы (пример). Дети с удовольствием     разгадывают  рисунки-загадки  правил по сольфеджио, а также находят  в рисунке  слова, в которых «спрятались» ноты или музыкальные знаки.

   Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и  сочинителем – импровизатором одновременно. Даже если дома готовясь к уроку педагог придумает игру или какую-либо историю, чтобы детям интересно рассказать тему, то на уроке постоянно приходится перестраиваться, что -то добавляя, что-то убирая из придуманного. Такая мобильность необходима в современном учебном процессе.

 Известно, что все новое, с чем знакомится ребенок на занятиях, понимается им более прочно и качественно, если находится в тесной связи с его возрастом и интересом. Но не менее важно для ребенка, чтобы новое было им увидено,  освоено и закреплено практически. Поэтому в работе я использую и прописи . В рабочей тетради даются ритмические группы, образные последовательности ритма, смешные, забавные картинки для чтения слов с разными сюжетами, песенки и попевки — все подчинено развитию интонирования и стимулирования интереса к занятиям, это творческая тетрадь. Она позволяет детям проявить своё индивидуальное отношение к учебному материалу, приучает к регулярному выполнению домашних заданий, разнообразных по форме и содержанию.

Следующий вид деятельности - Вокальное интонирование. В последнее время участились случаи появления в музыкальных школах не поющих детей и более старшего возраста, что для обучения в классах сольфеджио и хора является настоящим бичом для педагогов. В основном проблема состоит в том, что мамы (папы, бабушки, дедушки) таких детей не пели им в младенчестве ни колыбельных, ни песен. Однако эта проблема решаема с помощью терпеливых занятий. Примеры игр для развития диапазона: «Ракета», «Самолёт» - суть у этих игр одна – нетемперированное широкое изменение высоты, связанное с подражанием звукам взлёта или посадки «летательного аппарата». На это же нацелены и всякого рода «диалоги» - бессловесные вопросо - ответные интонации с различной эмоциональной окраской.

     Этот вид деятельности один из самых оригинальных и необычных форм в методике. Т.А. Боровик утверждает, что единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движение голоса. С точки зрения методики, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный момент — утверждение себя в том, что я могу петь! Подобные игры – «рисование» фигур и образов с закрытым ртом, с открытым ртом, в воздухе, на доске, на листе. Видимые линии к тому же постепенно связывают слуховое и визуальное восприятие, то есть формирует навык чтения с листа, что является одной из сложнейших задач в сольфеджио. (видеоролик)

  Интонационные упражнения.    Интонационные задания я применяю для накопления внутренних слуховых впечатлений. Эти задания помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений применяю разные форма исполнения: пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя и с текстом. Песенки-попевки – могут не только выполнять свою непосредственную роль – «разогрев», подготовка голосового аппарата к более сложным задачам. Наличие в них сюжета отлично приспосабливает эту подготовительную вокальную форму к ролевой игре. Такой подход ещё более оживляет эмоциональное восприятие детьми попевок, обогащает их выразительные исполнительские качества, такие как темп, динамика, образная выразительность. В этот репертуар легко входят и традиционные «приветствия» (на поступенных или трезвучных, или импровизированных интонациях),  пропевание педагогом имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: “я здесь!” (пропевая тот же ).

      Пение по нотам, чтение с листа - состоит из вариантов с караоке. Цель настоящего аудиофильма - развить у детей чувство ритма, пение с листа, слежение мелодии по нотам и клавишам .

 1 вариант: мелодию поёт учитель словами, дети слушают.

 2 вариант: мелодию поют дети

 3 вариант: мелодию поёт учитель нотами, дети слушают и следят за мелодией.

4 вариант: мелодию поют дети.

5 вариант: мелодию по клавиатуре поют вместе с учителем (видеоролик)диктант 

     Развитие музыкально-слуховых представлений,  воспитание музыкального восприятия. Эта форма работы важна потому, что расширяет эмоциональную палитру дошкольника. Ребенок должен научиться, не только непосредственно реагировать на прослушанное произведение, но и овладеть навыком словесного определения характера музыкального произведения и его выразительных средств.

(видеоролик) Аквариум,  Чайковский  Вальс

    Наряду с традиционными формами урока, я использую проведение другие формы:
Интегрированный урок (сольфеджио + ритмика+ хор);
Урок – путешествие;
Урок – состязание;
Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.

(Открытые уроки с присутствием родителей;
пример открытого итогового урока)
 
   Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить
знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей,
развивает настойчивость, стремление к успеху.

    Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что
нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое
руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и
таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили,
недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития
способностей, детский возраст.
 Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

    Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые задачи.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по сольфеджио с учащимися 3 класса на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения»

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 3 классана тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал чистая квинта»...

Использование игровых технологий на занятиях сольфеджио

Применение игровых технологий на занятиях сольфеджио...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...

«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»

Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...

Конспект урока "Работа над штрихами на начальном этапе обучения"

Конспект урока "Работа над штрихами на начальном этапе обучения"...

Воспитание навыков свободы игрового аппарата гитариста на начальном этапе обучения в ДМШ

О формировании понятия мышечной свободы, о роли посадки, постановки рук в развитии техники игры на гитаре....