Практические задания по основам философии
материал на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

практические задания дня студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_matkarimova.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Изучите теоретический материал. Заполните таблицу.

Русская философия: западники и славянофилы

Западники

Славянофилы

представители

основополагающие учения

основные идеи

1)

2)

3)

4)

5)

1)

2)

3)

4)

5)

Русская философия: западники и славянофилы.

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.
Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.
Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.
Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.
Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.
От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.
Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.

Источник: http:// www.allbest.ru

Инструмент оценивания

Эталон

Западники

Славянофилы

представители

Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин

Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский

основополагающие учения

учения Шеллинга и Гегеля

учения восточной патристики (Отцов церкви)

основные идеи

1)Западный путь развития;

2) Положительно относились к реформам Петра

3) Относились равнодушно к религии и критически к православию

4) От крепостного права можно избавиться просвещая дворян

5)  Для обеспечения свободы слова и свободы личности  предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества.

 1)У России свой собственный путь развития; стремление к целостности и единству

2) Отрицательно относились к реформам Петра

3) Отношение  к религии и православию было позитивным

4) От крепостного права можно избавиться благодаря освобождению крестьян царской властью

5) Против радикальных методов борьбы и коренной ломки традиций русского общества.

стремление к целостности и единству

За  правильно заполненные  ячейки «представители», «основополагающие учения» - по 1 баллу за каждую. За ячейку «основные идеи»- по 1баллу за каждое, правильно указанное положение.

Максимальное количество баллов – 14 баллов

  1. Изучите теоретический материал. Изобразите в виде схемы виды методов прогнозирования будущего и их краткую характеристику. Вид и конфигурация схемы произвольные, оценивается содержание.

Методы прогнозирования будущего

          Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.

Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечеству, которое познало законы развития природы и общества – удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.

К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно – около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же – на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.

Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Современные философы сходятся во мнении о том, что научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что реально совершится в будущем, но и какие формы обретает оно, какие проблемы имеют место быть и какова вероятность данного предположения.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее:

- непосредственное;

- обозримое;

- отдаленное.

Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.

Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.

Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

- в развитии политической ситуации в обществе;

- в воздействии человека на окружающую среду и т.д.

Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы – это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.

Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века,

то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие – в силу стечения обстоятельств, третьи – из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.

Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества [3, с.90]:

- духовной;

- экономической;

- правовой;

- политической;

- военной;

- социальной;

- демографической и т.д.

Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:

- экстраполяция;

- историческая аналогия;

- компьютерное моделирование;

- экспертные оценки;

- сценарии будущего.

Коротко охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.

Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.

Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.

Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более – отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.

Источник: http:// www.allbest.ru

Инструмент  оценивания

Эталон   (вид и конфигурация схемы может быть другой, оценивается содержание)

                                          Методы прогнозирования будущего

 Экстраполяция                                     Распространение выводов от наблюдения над одной     частью явления на другую.Используется   при знании

                                                                 динамики развития какого-то  процесса или явления                        

историческая аналогия                       Анализ позволяет выявить  закономерности и

                                                                 распространить их на будущее.

компьютерное                                  Обработка больших объемов разнообразно информации

моделирование          

экспертные оценки                           Оценка различных видов человеческой деятельности и          их последствий для политической, экономической

                                                  обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

сценарии будущего                     Мифы,  гадания, фантастические рассказы. Становятся  объектами  внимания людей в критические моменты.

За каждую правильно заполненную ячейку – 1 балл.

Максимальное количество баллов- 10 баллов.


  1. Изучите теоретический материал. Изобразите в виде схемы классификацию глобальных проблем И.Т. Фролова и В.В.Загладина. Вид и конфигурация схемы произвольные, оценивается содержание.

Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

           Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.

Причинами подобного явления стали [2, с.117]:

- быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;

- бурно развивающаяся НТР;

- вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;

-возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;

- катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;

- развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;

- глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:

- взаимосвязаны между собой;

- носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

- угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

- требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;

- нуждаются в срочном неотложном решении.

Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем.

Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. Все отношения в системе «человек-общество»,  эффективное использования достижений НТР,  развитие здравоохранения, развитие образования, развитие культуры – исследователи выделили в  социокультурные проблемы. Эколого-социальные  системе Экологическую, энергосырьевую, продовольственную проблемы, проблему освоение Мирового океана и мирного освоение космического пространства И.Т. Фролов и В.В. Загладин объединили в группу эколого-социальных проблем. Всё перечисленное относится к системе «человек-природа». Под интерсоциальные проблемами подразумеваются последствия отношений между государствами и «основными социальными общностями человечества». Это предотвращение войны и обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.

Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.

Они выделяют среди множества проблем главные [1, с.98]:

- проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;

- проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;

- проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).

Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:

- наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

- проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

- проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;

- проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;

- проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;

- малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.

Источник: http:// www.allbest.ru

Инструмент оценивания

Эталон  (вид и конфигурация схемы может быть другой, оценивается содержание)

За каждую правильно заполненную ячейку – 1 балл.

Максимальное количество баллов- 3 баллов.                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...

Практические занятия по Основам философии.

Практические занятия по Основам философии.  Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....

Практическая работа по основам философии

Практическая работа по основам философииТема. Культура и цивилизация. Место философии в духовной культуре общества....

Практическая работа по основам философии

Тема: Философия о глобальных проблемах современности....

Задания к игре по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия - мать всех наук"

Игра между командами учебных групп по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия мать всех наук" позволяет подвести итог изучению дисциплины. Предложенные задания не только помогут...

Практическая работа по основам философии

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы. Поэтому, в состав обязательной учебной нагрузки входят практические занятия, которые призваны развивать научно-теорети...