Практическая работа по основам философии
учебно-методический материал

Наумова Юлия Юрьевна

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы. Поэтому, в состав обязательной учебной нагрузки входят практические занятия, которые призваны развивать научно-теоретическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_no_6.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Успешное усвоение курса философии требует систематической самостоятельной работы. Поэтому, в состав обязательной учебной нагрузки входят практические занятия, которые призваны развивать научно-теоретическое мышление. Главной целью практических занятий по дисциплине «Основы философии» является формирование общих компетенций и умений – выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности.

Каждая работа рассчитана на 2 часа. Структура практических занятий в основном одинакова — вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно практическая часть.

Практическая работа

Наименование работы: Ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Свобода и ответственность, мораль и справедливость.

Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой студенты закрепляют полученные знания по изученной теме.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий, ИТК, тетрадь для конспектов.

Правила техники безопасности на рабочем месте: не предусмотрены.

Литература:

  1. Ивин, А.А. Основы философии [Текст]: учебник / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М.: Юрайт, 2016.
  2. Сидорова Л.П. Основы философии: учебное пособие. 2 – е изд., испр. и доп. – М.: издательство Юрайт, 2018.
  3. Матяш, Т.П. Основы философии [Текст]: учебник / Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов. – Ростов н/Д, Феникс, 2017.
  4. Основы философии [Текст]: учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017.

 Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Гуревич, П.С. Основы философии : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. – М.: КноРус, 2015. Режим доступа:  http://www.book.ru/book/916566
  2. Лешкевич, Т.Г. Основы философии [Электронный ресурс] / Лешкевич Т.Г., Катаева О.В. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 317 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58977.html. –  ЭБС «IPRbooks»;
  3. Ивин, А. А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. – М.: Юрайт, 2018. – 478 с.  Режим доступа: https://biblio-online.ru

Дополнительные источники

  1.  Гриненко  Г.В. История философии: Учебник/Г.В. Гриненко.5-е изд. – М.: ИНФРА -М, 2014.
  2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций/А.А. Радугин. 6-е изд. – М.: ИНФРА -М, 2014.
  3. Торгашев Г.А. Основы философии: Курс лекций/Г.А. Торгашев. 6-е изд. – М.: ИНФРА -М, 2015. 

Анализ текста

Ознакомьтесь с отрывком из лекции И.Канта.

Прокомментируйте данный отрывок.

Согласны ли Вы с тем, что именно представленные И.Кантом пороки (неблагодарность, зависть и злорадство) являются главными человеческими пороками?

Прокомментируйте свой ответ.

В “Лекциях по этике” (1781-1782) И.Кант писал: “Самыми ужасными тремя пороками, которые мы можем рассматривать все вместе и которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство. Когда же они достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.

Все люди бывают сконфужены оказанными им благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. Великодушный человек потому не принимает благодеяние, чтобы не быть обязанным. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние: поэтому он будет упрям и неблагодарен. Если же эта неблагодарность возрастает до такой степени, что он своего благодетеля даже переносить уже не сможет и станет его врагом, то это и будет степень дьявольского порока, потому что ненависть и преследование человека, совершившего добрые дела, не согласуется с человеческой природой. К тому же возник бы большой вред, если бы люди стали более всего бояться благодеяний и, видя как плохо из-за этого с ними обращаются, превращались бы в мизантропов.

Вторым пороком является зависть, поскольку человек в данном случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны. И только тогда он будет по-настоящему радоваться своему счастью. Подобный человек хочет во всем мире уничтожить счастье и поэтому становится непереносимым.

Третьей разновидностью дьявольской злостности является злорадство, заключающееся в том, что человек находит непосредственное удовольствие в неудачах других, например,

когда человек создает атмосферу враждебности в браке или где-нибудь еще и радуется, наблюдая несчастье другого. Здесь можно отметить одно правило: никому нельзя повторять того, что было отрицательного сказано тебе о ком-либо другом, за исключением того случая, когда умалчивание приносит другому вред. Повторяя это, я сею враждебность, потому что другой лишается покоя, чего не произошло бы в том случае, если бы я промолчал, и по отношению к тому, кто мне сообщил, что я действую так же вероломно. Наша забота состоит в том, чтобы порядочно вести себя, и тогда весь мир может говорить все, что угодно. Последнее же я должен опровергать не при помощи слов, а своим образом жизни. Как говорит Сократ: “Мы должны вести себя так, чтобы люди не верили тому, что говорится не в нашу пользу” (Кант И. Лекции по этике (1781-1782)

Критерии оценки:

                При оценивании ответа будут выделены следующие элементы:

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические задания по основам философии

практические задания дня студентов...

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по основам философии для студентов заочного отделения по специальности 44.02.02 Дошкольное образование

Методические рекомендации по написанию домашней контрольной работы по основам философии для студентов заочного дошкольного отделения педагогического колледжа...

Практические занятия по Основам философии.

Практические занятия по Основам философии.  Методические рекомендации для преподавателей и планы уроков....

Практическая работа по основам философии

Практическая работа по основам философииТема. Культура и цивилизация. Место философии в духовной культуре общества....

Практическая работа по основам философии

Тема: Философия о глобальных проблемах современности....

Методические указания по организации самостоятельной работы по Основам философии для студентов СПО

Самостоятельная работа  для студентов заочной формы обучения - один из важнейших видов работы. Методические указания помогут систематизировать эту работу в соответсвии с программой изучения курса...

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по "Основам философии"

Методические рекомендации разработаны в соответсвии с рабочей программой учебной дисциплиныОГСЭ.01 Основы философии и могут использоваться студентами специальностей СПО при подготовке к практическим з...