Урок мужества "Афганистан-незаживающая рана"
методическая разработка на тему

Главной целью написания методической разработки представить один из вариантов внеклассной, патриотической работы в учебном заведении. Проведение подобных мероприятий позволяет развивать творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к истории нашей Родины, чувство пватриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

Утверждаю:

зам. директора по УМР

_________Н.А Ряснянская

«___»____________20__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

       Урока мужества: «Афганистан – незаживающая рана.»

 Преподаватели: Л.Н. Тихоненко

                             И.В. Алехин

Рассмотрено на заседании ЦМК преподавателей

гуманитарных и социально-экономических

дисциплин

Протокол  № 4 от «15» февраля 2016 года

Председатель ЦМК__________Л.Н. Тихоненко

Лиски 2016


            В методической разработке показана методика проведения внеклассного мероприятия – Урока мужества.

            Главной целью написания данной методической разработки представить один из вариантов внеклассной, патриотической работы в учебном заведении. Проведение подобных мероприятий позволяет развивать творческие способности обучающихся, воспитывать интерес к истории нашей Родины, чувство патриотизма.

             В методической разработке предложены некоторые рекомендации для преподавателей, работающих со студентами во внеурочное время.

Оглавление

Введение………..……………………………………………….4

Подготовительный этап………………………………………………..5

План мероприятия……………………………………………………....6

Методика проведения…………………………………………………..7

Сценарий………………………………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….14

Приложения …..………………………………………………………..15

Введение

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Подготовка любых внеклассных мероприятий предполагает через слово приобщить обучающихся к определенным культурным, историческим, духовным ценностям, помогает воспитывать чувство долга, ответственности, патриотизма, интереса к истории нашей Родины.

Тема урока мужества «Афганистан – незаживающая рана» позволяет показать героизм солдат  и  офицеров, воевавших в «горячих точках» - Афганистане.  Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с малоизвестными страницами истории нашей Родины. Ведь знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. Именно мероприятия такого характера позволяют расширить не только рамки исторических знаний, они являются неотъемлемой частью процесса формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Подготовительный этап

Чтобы мероприятие прошло успешно, назначаются ответственные лица за его подготовку, проведение, выбираются: ведущий, чтецы, оформители.

Во время подготовки обучающиеся совместно с преподавателем изучают дополнительную литературу, подбирают материал.

Работают группы обучающихся:

1-я группа занимается оформлением: готовит плакаты, видеоролики.

2-я группа разучивает песни:  О. Газманова  «Офицеры», «Письмо с фронта»- автор неизвестен,  готовит музыкальное оформление: записывает фонограммы, звуки войны (метроном).

3-я группа  готовит стихи и текст (ведущие).

План мероприятия

Тема: «Афганистан – незаживающая рана.»

Тип мероприятия: урок мужества (внеклассное мероприятие).

Цели:

  1. Расширение исторических знаний обучающихся, через знакомство с малоизвестными страницами истории России.

Формирование личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

  1. Развивать познавательные способности, навыки коллективной деятельности.
  2.  Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, интереса к военной истории страны.

Форма проведения: рассказ

Место проведения: актовый зал

Оборудование и наглядные пособия: плакаты, видеоматериалы, фонограмма.

Время проведения: 45 мин.

Ход урока мужества:

  • Организационный момент.
  • Основная часть:

-  рассказ ведущих;

-  декламация стихотворений;

-  просмотр видеоматериалов;

-  рассказ участника боевых действий.

  • Подведение итогов.

Методика проведения

Актовый зал учебного заведения  оформлен в соответствии с темой урока мужества. Подготовлены плакаты, фонограммы песен А. Розенбаума «Черный тюльпан», О. Газманова  «Офицеры», «Письмо с войны», видеоматериалы о военных действиях  в Афганистане и выводе советских войск.

Преподаватель начинает с организационного момента. Затем объявляется тема урока мужества, раскрываются цели. В своём вступительном слове преподаватель говорит о том, что сегодня в ходе урока мужества обучающиеся узнают о войне в Афганистане, о тех страницах истории, которые мало  описаны в учебниках, хотя и сыграли существенную роль в истории нашей Родины.

После вступительного слова преподавателя обучающиеся начинают рассказ.

На всём протяжении урока мужества демонстрируются видеоролики, звучит музыка, стихи. (Приложения )

В конце урока мужества преподаватель подводит итоги.


Сценарий.

1 чтец

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград

Ему как мавзолей земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Ведущий – преподаватель

           

            Эти стихи были написаны участником боевых действий в Афганистане Сергеем Орловым. Более 27 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории мало описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

(На экране демонстрируются военные действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане и звучит песня «Черный тюльпан» Розенбаума)

2-й ведущий

 

          Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

Ведущий – преподаватель

           Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку.

Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан.  25 декабря в 15 часов в солнечный зимний день советские войска вошли в Афганистан. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП перевернулась (погибло 8 человек).В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить.  Помнить, чтобы не повторить!

2 чтец

Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов громких,
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих другой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь - дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.

(Звучит песня «Письмо с войны» - автор неизвестен)

2-й ведущий

В самый сложный период войны командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, был назначен Борис Всеволодович Громов - генерал майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную столкнулось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

Ведущий – преподаватель

Подчас приходилось идти на обман для того, чтобы вытащить противника на переговоры и попытаться убедить его отказаться от вооруженной борьбы. Только если усилия командования на мирных переговорах не достигали своей цели, а угроза для жизни советских специалистов и военнослужащих становилась реальной , им приходилось начинать боевые действия, которые не имели больших масштабов и проводились преимущественно в горных массивах, ущельях и тех местах, где не проживало мирное население. Более 70 % сил и средств 40-й армии было постоянно задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта работа не прекращалась вплоть до вывода войск. Благодаря чему экономика страны окрепла, встала на ноги.

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.

Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

2-й ведущий

 Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Победой или поражением? Б.В. Громов так ответил на этот вопрос: "Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали победу в Афганистане. Советские войска беспрепятственно вошли в страну, выполнили свои задачи и организованно вернулись на Родину.

40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли. Нашими задачами были: оказание помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуацию. Эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Мы должны были предотвратить агрессию извне. Эти задачи были выполнены. Перед нами никто не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, инвалидами стали 6669 афганцев. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии. Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших".

(Звучит песня «Офицеры» О. Газманова)

Ведущий – преподаватель

Лискинцы свято чтят память о своих земляках, погибших в Афганистане: в  г. Лиски открыта аллея Воинов-афганцев . Память о погибших в Афганистане увековечена в комнатах боевой славы  , музеях  школ, на мемориальных досках, установленных на домах, где жили до призыва в армию ребята.

Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистан. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.

(Демонстрируется ролик о выводе войск из Афганистана)

2-й ведущий

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому - тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.

(Предоставляется слово участнику боевых сражений в Афганистане – Сергею Валерьевичу Горбачеву.)

3 чтец

"Живым не возьмешь", прошептали губы.
Кольцо гранаты - в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы,
Сразив врага разорвавшимся сердцем.
Скажи мне, где корни прозрения к смерти?
И где истоки высокого долга?
Они - в отцах, что шагнули в бессмертье,
Они - в той войне, где Москва и Волга.

4 чтец

Спокойно спите, матери-отцы,
Невесты-жены, сердцу дорогие.
Храним мы свято честь родной страны,
Мы, верные сыны твои, Россия.
И, повстречавшись на родной земле,
Уйдя в круговорот воспоминаний,
Помянем невернувшихся парней
Единственной минутою молчанья.

Ведущий – преподаватель

Прошу почтить их память вставанием и минутой молчания.

( объявляется минута молчания)

Заключение

В нашей сложной сегодняшней исторической обстановке, когда многие прежние ценности отвергаются, нет ни чего дороже памяти народа. Данное мероприятие было проведено, чтобы познакомить обучающихся с военной историей страны и города. Отдать дань памяти погибшим героям. Мы всегда должны помнить о тех, кто в мирное время исполнял свой «интернациональный долг», кто отдавал свою жизнь ради жизни будущих поколений в «горячих точках».

Защищать Родину – долг чести, долг совести.

Дай нам, Бог, жизни! Все мы будем живы!

Несмотря на войны, авиакатастрофы, ядерные потенциалы всех сверхдержав. Будем живы пока будем помнить…

Мероприятие такой формы отражают основные цели нравственного воспитания обучающихся, чувство ответственности за свою Родину.

Из урока мужества обучающиеся узнали много нового о военных действиях в Афганистане,  расширили знание и кругозор, вспомнили имена героев, познакомились с лискинцем-участником боевых действий – С.В. Горбачевым.

           Материал данной методической разработки может быть использован преподавателями учебных заведений при проведении внеклассных мероприятий.

Список используемой литературы.

  1. «Воспитание школьника» № 5,9. М., 2001
  2. Касимова Т. А. «Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие». – М.:Айрис – пресс, 2005. – 64с. – (Методика).
  3. Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001
  4. Интернет-ресурсы

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

Методическая разработка урока литературы "Романтизм в ранних произведениях М.Горького"

Цель методической разработки - показать возможности использования компьютерных, информационных мультимедиа технологийна уроке литературы при изучении и углублении понятия романтизм для усиления познав...

План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО....

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...

Методическая разработка онлайн урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников по профессии: 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» номинация: «Знакомство с миром профессий» тема: «Значимость электронных устройств в жизни

Данная методическая разработка составлена для проведения урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников.  Тема урока: «Значимость электронных устройств в жизни современног...