Разработка урока по истории по теме "Первая российская революция 1905-1907 гг."
план-конспект урока на тему

Дильбар Ишбердина

Материал рассчитан для старшеклассников. Снабжен документами для групповой работы, раздаточными материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Первая российская революция 1905-1907 годов.

Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.

Задачи урока

Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.

Развивающая:

  • Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
  • Уметь обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы:

  • репродуктивный
  • частично-поисковый
  • объяснительно-иллюстрационный

Приёмы работы:

  • словесные (беседа, рассказ, объяснение);
  • наглядные (работа с дидактическим материалом);
  • практические (самостоятельная работа)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная
  • парная
  • индивидуальная

Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».

Оборудование урока:

  • Учебник: Загладин Н.В., Н.А. Симония «История России и мира в ХХ – начале ХХI века», 11 класс.
  • Учебное пособие: Хрестоматия по истории России, А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.
  • дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие;
  2. Готовность к уроку.
  3. Введение.Тема сегодняшнего урока о событиях более чем столетней давности. Но я хочу начать нашу работу с вопроса о жизни современного российского общества.

- Что вы знаете о выборах на территории РФ, которые состоятся 18 сентября 2016 года? ( Выборы депутатов в Государственную Думу РФ VII созыва)

- Что такое Государственная Дума? (Законодательный орган государственной власти  РФ, нижняя палата парламента РФ – Федеральное собрание)

- кто имеет право участвовать на выборах? (все граждане РФ, кроме признанных судом недееспособными и тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда; т.е. пользуясь избирательным правом вся активная часть общества участвует в управлении государством через своих избранников, влияет на принятие новых законов, в чем проявляется деятельность гражданского общества)

- Как вы думаете, с какого времени начинает свой отсчет российский парламентаризм? Когда россияне впервые получили гражданские права и свободы, избирательное право? (это произошло чуть более ста лет назад, в результате первой российской революции)

II. Подготовка к восприятию нового учебного материала

  1. Объявление темы урока «Первая российская революция 1905-1907 гг.»
  2. Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 – 1907 годов в России; раскрыть характер и итоги  революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
  3. Словарная работа: революция, абсолютная монархия, конституционная монархия

III. Изучение нового материала

План:

  1. Причины и начало первой русской революции.
  2. Два пути революции.
  3. Основные события
  4. Два Манифеста
  5. Итоги революции 1905-1907 гг.
  1. Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.

? Изучите информацию карточки №1 и ответьте на следующие вопросы:

- кто выступал с критикой политики власти?

- какие требования предъявляли крестьяне? (экономические)

- какие требования предъявляли рабочие (экономические и политические) – недовольство политикой самодержавия

 (Рост недовольства связан с ухудшающимся положением в экономике, как последствие мирового экономического кризиса начала ХХ века)

- какая была неудача во внешней политике? (проигрыш в русско-японской войне)

- Поводом к началу революции послужило «Кровавое воскресенье». Что вы знаете об этом событии? (9 января 1905 г)?

Рассказ учителя о «полицейском социализме» (чиновник Департамента полиции Российской империи Зубатов), о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.

(деятельность революционных организаций)

Используя дидактические материалы [карточка 2] учащиеся формулируют эти причины и кратко записывают их в тетради:

  • недовольство политикой самодержавия;
  • последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
  • поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
  • деятельность революционных организаций.

2.Два пути революции.

Кроме сил рабочих и крестьян революционную силу составляли и представители мелкой буржуазии, страдающей от бесправия в своей предпринимательской деятельности, но в отличие от крестьян и рабочих они придерживались либеральных взглядов (?)

Таким образом,  в первой российской революции можно выделить два потока:

Первый поток – либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.

Второй поток – радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.).

Учащиеся составляют в тетради таблицу №1

Два пути революции                                                    Таблица № 1

 

Либеральный (мелкая буржуазия)

Радикально-революционный

(крестьяне, рабочие)

Основные программные требования

Конституционная монархия

Республика

Введение политических свобод

Сохранение помещичьего землевладения

Ликвидация помещичьего землевладения

Наделение нуждающихся крестьян землёй

За плату

Безвозмездно

3.Ход революции (работа в группах). 

А)Основные события

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника  и дидактическим материалом [карточка №2, документ №1, 2; задания 1-3, рисунок 1] для изучения хода революции.

Задание 1.

Изучите ход революции 1905-1907 гг. (учебник стр.62-63). Укажите наиболее значимые события. (Рисунок 1)

http://festival.1september.ru/articles/579033/img1.gif

Рисунок 1

Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.

Б) Два Манифеста

Задание 2.

Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Задание по документу:

- о чем этот документ?

- его значение для дальнейшего развития событий в стране

- почему император решился провозгласить его?

 – своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.

— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом от 17 октября 1905 года?

(гражданские свободы населению – неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собрания и советов; общее избирательное право, формирование законодательного органа государственной власти Государственной Думы; после провозглашения Манифеста либеральная часть революционных сил отмечала победу и начала отходить от революции)

! Очень большое значение имеет этот Манифест, его можно приравнять к Конституции.  На основании положений у российского народа возникло избирательное право, право участвовать в управлении государством, возможность формирования гражданского общества и развитие России по пути конституционной монархии

Задание 3.

Прочтите документ «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года»

- Какие положения были установлены этим документом в порядке организации выборов? (многоступенчатые выборы; рост количества лиц, лишенных избирательного права)

- Новое положение о выборах улучшили или ухудшили права населения? (ухудшили).

Изданием нового закона о выборах Николай II нарушил Манифест от 17 октября 1905 года, который считается главной победой в ходе революции. Поэтому дата 3 июня 1905 года  является датой завершения революции, ее поражения. Новым законом была установлена «Третьеиюньская монархия»(более подробно ее черты рассмотрим на следующем уроке)

4.Итоги и последствия революции 1905-1907 гг. 

Обсуждение вопросов по теме:

- какие изменения произошли в политической сфере?

- какие изменения произошли в социальной сфере?

- какие изменения произошли в экономической сфере?

В тетради заполняют таблицу:

Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.                     Таблица № 2

В политической сфере

В социальной сфере

В экономической сфере

Учреждение Государственной думы.

Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента.

Дарование политических свобод

Введение рабочего законодательства

Начало аграрных реформ П.А.Столыпина.

Отмена выкупных платежей.

Подведем итоги: причины революции, два пути революции, наиболее важные события, два Манифеста НиколаяII, результаты революции.


IV. Закрепление нового материала

Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.

Учитель обобщает, что главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.

Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны.

 В ходе реформ последнего десятилетия ХХ века пригодился опыт парламентской деятельности  начала ХХ века.

V. Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории

          В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть. Для  сохранения  власти большевикам – необход...

Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"

Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

разработка урока по истории. Тема: "Гражданская война в Советской России

Урок по истории .Тема "Гражданская война в Советской России" разработан по модульной технологии....

План бинарного урока (литература + история) по теме "Отражение революции в творчестве В. В. Маяковского"

План бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения....

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

Разработка урока по истории "Правление Ярослава Мудрого и его сыновей"

Данная разработка урока поможет ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны....

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...