Методическая разработка урока по истории "Широкая Масленица"
методическая разработка по теме

Маткаримова Юлия Юрьевна

Методическая разработка урока истории. Можно использовать как внеклассное мероприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории

тема: «Широкая масленица».

Преподаватель истории и обществознания

ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» Ю.Ю.Маткаримова

Тема урока: «Широкая масленица».

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

            Форма урока: интерактивный урок-инсценировка

Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Задачи урока:

Развитие навыков самостоятельной работы, творческого мышления, творческого подхода в составлении композиции, расширение кругозора.

Методы, используемые на уроке:

  1. Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы урока, а именно, просмотр и обсуждение слайдов презентации, просмотр инсценировки.
  2. Проблемное изложение: передать свой образ масленицы живописными средствами.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация Power point, элементы русской народной утвари (самовар, деревянные ложки, рушники, баранки, блины и  т.д.), для выступающих: русские народные костюмы или их элементы (платки, ленты, шапки, валенки и  т.д.), народные музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, бубен, деревянные ложки), чучело Масленицы,  ватман, фломастеры.

Предварительная подготовка: обучающиеся в рамках самостоятельной работы ищут русские народные пословицы и поговорки по теме урока, изготовляют чучело Масленицы. Семь человек готовят инсценировку под руководством преподавателя. Каждый из них олицетворяет собой один из дней масленичной недели.

 Ход урока:

  1. Организационный этап проверка готовности обучающихся к работе;
  2. Мотивационный этап – преподаватель привлекает обучающихся к формулировке цели урока, обучающиеся осмысливают цель и задачи урока.
  3. Проверка выполнения обучающимися самостоятельной работы.
  4. Беседа с использованием презентации и инсценировка.
  5. Викторина.
  6. Рефлексивный этап – обучающиеся выполняют творческую работу.
  7. Подведение итогов урока.

Содержание урока.

  1. Организационный момент:

Приветственное слово преподавателя. Проверка готовности к уроку. Сегодня нас ждёт необычное занятие, оно будет необычным и по временным рамкам и по форме проведения. У нас будет интерактивный урок-инсценировка.

  1.  Мотивационный этап: Скажите, ребята, а какой праздник мы скоро будем праздновать? Конечно Масленицу! И тема нашего урока «Широкая Масленица» (1 слайд).  Перед нами стоит цель:  познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы.
  2. Проверка выполнения обучающимися самостоятельной работы: Ребята, у вас было задание в рамках самостоятельной работы – вы должны были найти русские народные пословицы и поговорки, посвященные этому празднику (студенты называют по очереди  свои поговорки и пословицы о масленице).
  3. Беседа с использованием презентации и инсценировка: А ещё в старину говорили: «Масленица – кормилица нынче именинница». Масленица - древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне (2 слайд). Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. В давние времена существовало поверье – кто Масленицу встретит плохо, тот весь год будет жить в голоде и холоде. Начинались широкие народные гуляния (2 слайд, музыкальный файл Песня 1).

Под музыкальное сопровождение заранее подготовленные обучающиеся с музыкальными инструментами, с чучелом Масленицы заходят в класс и показывают импровизацию народных гуляний (Приложение 1).

Преподаватель: Наступала масленичная неделя или, как тогда говорили – масленая (3 слайд). Каждый день масленичной недели имел своё значение. А какое -  мы сейчас узнаем, познакомимся с этими днями.

Заранее подготовленные обучающиеся, олицетворяющие дни масленичной недели, выходят по одному и представляют свой праздничный день:

Я Понедельник - «Встреча»! (слайд 4)

В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин - комом»)

К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу- масленицу. Эту куклу на салазках  ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

А я Вторник - «Заигрыши»! (слайд 5)

С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных. Неподалеку от селенья  на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться. Строили снежную крепость- дом зимы (6 слайд). Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет.

Преподаватель: Масленица была не только любимым народным праздником, но и одним из сюжетов в русском искусстве. Прошу обратить ваше внимание на экран (7 слайд). Вы видите картину великого русского художника Василия Ивановича Сурикова, которая называется «Взятие снежного городка». Художник в картине передал накал страстей, сам дух старинной народной игры.

Я Среда - «Лакомка»! (слайд 8)

 А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Ребята: «Блин».

 У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Ребята: Блин круглый, румяный, теплый.

В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца. Именно в этот день зять ходил к тёще на блины.

А я Четверг - «Широкий четверг или Разгул»! (слайд 9).

Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа возили на санях.

А я Пятница - «Тёщины вечёрки»! (слайд10).

В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Я Суббота- «Золовкины посиделки»! (слайд11).

Молодая невестка приглашала родных  к себе.

Девушки выходят к импровизированному праздничному столу.

Преподаватель: Гости собирались за праздничным столом, угощались блинами с мёдом, со сметаной; вели разговоры, а ещё пели песни.

Девушки самостоятельно или с преподавателем поют русскую народную песню «Виноград» (Приложение 2):

Ой, Масленица, кривошейка

Кривошейка, кривошейка, кривошейка

Сустрекали  мы тебя хорошенько

Хорошенько, хорошенько, хорошенько

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, я к тебе иду

Потеряла алу ленту, теперь не найду

Ой, ребята идут, да всё рягочут

За собою алу ленту да и волочут

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, ты бряхуха

Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха

Провожать будем ещё лучше

Ещё лучше, ещё лучше, ещё лучше

Виноград расцветает, виноград расцветает

А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый

А ягода, ягода чёрно-зелёный

А ягода, ягода чёрно-зелёный

А я Воскресение - «Поводы, прощание», «Прощёное воскресение»! (слайд12).

Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами (13,14 слайды). «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.

Преподаватель: Ребята посмотрите на экран – вы видите картину ещё одного русского художника Б. М. Кустодиева « Масленица» (15 слайд). Как раньше праздновали на Руси? Что изобразил художник?

 (слайд16).Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и чучело сжигать (17 слайд). Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели.

Заранее подготовленные обучающиеся водят хоровод вокруг чучела Масленицы, как будто  бы вокруг костра (17 слайд, музыкальный файл Песня 3, приложение 3). 

  1. Викторина.

Преподаватель: Ребята из сегодняшнего урока вы знаете, что на масленицу устраивались разного рода силовые состязания и игры. У нас с вами на уроке нет возможности состязаться в силе, поэтому мы будем состязаться умом. Предлагаю вам поучаствовать в «Блинной викторине» (18 слайд). Вам будут предложены вопросы и варианты ответов к ним. Отвечайте по одному, поднимая руку. Итак, внимание на экран (викторина оформлена в виде слайдов, верный ответ появляется на экране в виде анимационного эффекта).

(19-36 слайды)

1. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?

 а) Из пшеничной;

 б) Из ржаной;

в) Из гречишной;

 г) Из рисовой.

(Она придавала им большую рыхлость и пышность, да ещё слегка кисловатый привкус.)

 2. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты?

 а) Блины с приплодом;

б) Блины с припёком;

 в) Блины с подоплёкой;

 г) Блины с присказкой.

(Начинку выкладывали на середину сковороды и заливали блинным тестом. В качестве припека, использовались готовые измельченные продукты. Это могли быть: слой жареного лука или моркови, вареные яйца, грибы, рыбный или мясной фарш, творог и т.д.)

 3. Какой праздник на Руси еще назывался блиноеда?

 а) Пасха;

б) Масленица;

 в) Рождество;

 г) Новый год.

 4. Какие кухонные приборы помогают современным хозяюшкам печь блины?

а) Электрические блинницы;

 б) Лазерные блинопечки;

 в) Атомные блиножарки;

 г) Наносковородки.

 5. Как называются уменьшенные блины?

 а) Пончики;

б) Оладьи;

 в) Галушки;

 г) Клёцки.

 6.Какие  блинчики пекут умелые хозяйки?

а) Ажурные;

 б) Стёганые;

 в) Вышитые;

 г) Безразмерные.

(Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить  тесто в  небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро  заполняется рисунком.)

 7. Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:

 а) колом;

б) комом;

 в) маслом не испортишь;

 г) отдай врагу.

 8. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет».

 а) Полено;

 б) Стекло;

в) Брюхо;

 г) Голова.

(Блин не клин, брюха не расколет.)

 9.Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как ... у Весны»?

 а) Лужи;

б) Колёса;

 в) Глаза;

 г) Лицо.

 10.Чего, согласно русской пословице, не любят блины и поцелуи?

 а) Мороза;

б) Счёта;

 в) Чужих глаз;

 г) Советов.

(Блины и поцелуи счета не любят.)

 11.Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке?

а) Блин горелый;

 б) Блин дырявый;

 в) Блин  холодный;

 г) Блин пустой.

 12.В какой сказке злая мачеха напекла блины на несостоявшиеся поминки по своей падчерицы?

 а) «Двенадцать месяцев»;

б) «Морозко»;

в) «Золушка»;

 г) «Крошечка-Хаврошечка».

13.Сколько блинов, свернутых вместе, отправлял в рот гоголевский Чичиков, будучи в гостях у Коробочки?

 а) Два;

б) Три;

 в) Пять;

 г) Десять.

 14.Назовите автора этих стихотворных строк?

Не торговал мой дед блинами,

 Не ваксил царских сапогов,

 Не пел с придворными дьячками,

 В князья не прыгал из хохлов.

а) А. Пушкин;

 б) Н. Некрасов;

 в) В. Высоцкий;

 г) В. Маяковский.

(Это строки из Пушкинского стихотворения «Моя родословная».)

 15. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики?

а) У боксёров;

 б) У лыжников;

 в) У фехтовальщиков;

 г) У саночников.

(Это лёгкие тренировочные перчатки боксёров.)

 16. Как называется спортивный снаряд с блинами?

 а) Копьё;

 б) Шест;

в) Штанга;

 г) Молот.

(Это металлические диски.)

 17. Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»?

 а) Гриб;

б) Зонт;

 в) Парашют;

 г) Фонтан.

 18. В какой области РФ находится город Сенгилей, в котором в 2007 году был воздвигнут памятник блину?

а) В Ульяновской;

 б) В Тамбовской;

 в) В Воронежской;

 г) В Ивановской.

(Сенгилей стал называться Блинной столицей Поволжья.)  

4. Рефлексия. Творческая работа обучающихся. Объяснение задания -каждый рисует отдельный фрагмент масленичного гулянья или символ Масленицы на ватмане.

Преподаватель: смотрит за выполнением работы, отмечает интересные идеи. Во время творческой работы звучат русские народные песни (37 слайд музыкальный файл Песня 3,4).

5. Подведение итогов.

Преподаватель: Комментарий, оценка.

Молодцы ребята, все вы хорошо поработали! Общая картина масленичного гулянья получилась замечательная! Урок окончен!


F:\маткаримова\SAM_1677.JPG Приложение 1

F:\маткаримова\SAM_1682.JPG Приложение 2

F:\маткаримова\SAM_1683.JPG Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по учебной дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий) по профессии 262019.03 Портной Тема урока: «Gewebesortiment» («Ассортимент ткани»)

Методическая разработка урока  на тему «Gewebesortiment» является частью  общеобразовательной учебной  дисциплины «Иностранный язык» (немецкий) и предназначена для изучения немецк...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка по теме "Широкая масленица"

Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при  взаимосвязи учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента в свободное время.Предлагаемая разрабо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...