Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина "Метель"
план-конспект урока на тему

Нестеренко Людмила Дмитриевна

Разработка конспекта урока литературы в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterenko_l.d.-_konspekt_zanyatiya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль стихии в судьбе героев повести А.С.Пушкина «Метель».

Тип урока:  интегрированный

Форма урока: фронтальная, индивидуальная.

Дидактическая цель урока: роль стихии в судьбе  главных героев повести А.С. Пушкина «Метель».

Задачи:

     Образовательная: создать условия для восприятия учащимися целостной картины мира;

     - способствовать созданию поисково –творческой атмосферы на уроке;

- учить учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять, сопереживать;

- учить слушать и слышать музыку, видеть связь музыкальных иллюстраций

 и литературных эпизодов.

      Развивающая: поддерживать стремление учащихся высказывать свои суждения, мысли;

·    -способствовать постижению сути литературного и музыкального произведения через внутренний мир героев, их чувства, переживания, волнения.

     Воспитательная: способствовать формированию активной нравственной позиции.

     Продолжительность учебного занятия:40 минут.

Использование педагогических технологий:

Технология проблемного диалога, с использованием элементов технологии критического мышления, здоровьесберегающая, ИКТ,

Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Метель»; карточки с заданиями для обучающихся; демонстрационная компьютерная техника с презентацией, музыка, рисунки обучающихся.

Метапредмет: стихия, рок, судьба.

ХОД УРОКА

Организационный момент.  .1.Определение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

- Сегодня урок  начнем с прослушивания вальса Григория Свиридова.

 Слушание музыки.

-О чём это музыкальное произведение?  Что изображает музыка?

(О зиме, о метели, о вьюге)  

-А почему я выбрала именно эту музыкальную композицию? Как она связана с нашим уроком?

( Дома читали повесть А.С.Пушкина «Метель», в которой есть описание зимы, метели). – В чем роль метели в повести? 

-.Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как звучит тема нашего урока? Какую цель должны выполнить?

Цель урока: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А.С. Пушкина «Метель».

- Какие задачи нам предстоит выполнить на уроке?( учащиеся определяют задачи).

2.Изучение нового материала (осмысление)

Выстраивание ассоциативного ряда:

-Запишите слово метель. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны со словом метель и   вашими ощущениями. Зачитайте их.

3.Словарная работа.

В  словаре  С.И.Ожегова  дается толкование слову метель:

«Метель» -это сильный ветер со снегом. Что такое стихия, и способна ли она повлиять на судьбы людей?

- Какие явления природы можно отнести к стихиям?

 - Как понимаете значение слова судьба, рок?

-Сегодня на уроке нам предстоит глубже раскрыть значение этих слов.

- Прокомментируем пушкинское отношение к судьбе.

 Работа с эпиграфом.

- Что называется эпиграфом и какова его задача?

- Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом к повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

- Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм,  метелица, черный вран, вещий стон) В чем значение этих слов?( черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий).

-Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? ( эпиграф предвещает печальные, даже трагические события, связанные с метелью, начавшейся вдруг.

Обобщение учителем.

Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

 Беседа по тексту повести.

-Назовите главных героев повести. Что случается с героями?

 Поговорим о роли метели в повести.  Ответим на проблемный вопрос: Почему повесть названа  «Метель»? Каково значение этого образа в судьбе героев?

Вывод учеников, учителя.

-Метель можно считать полноправным героем. Повесть названа «Метель», т. к. метель есть та сила, что изменила жизнь героев повести.

 Метель играет роль судьбы, случая, от которого, по мысли Пушкина, может зависеть жизнь человека. Метель заметает жизненную дорогу, человек не видит перед собой ясного пути, не знает, что его ждет.

4.Проверка домашнего задания. Поиск художественно-изобразительных средств.

- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести, выписать художественно-изобразительные средства,  подготовить  чтение эпизода  и  ответить на вопрос: как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев? (Ученики зачитывают эпизоды, называют художественные средства).

Метель в восприятии Маши. Чтение наизусть отрывка.

- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?

- Почему возникла метель в ее душе?

( Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего).

-Какова роль метели в судьбе Маши?( метель пытается остановить от необдуманного шага, пугает героиню.(Слайд). Работа с иллюстрацией.

 Чтение прозы наизусть. Восприятие метели Владимиром.

- Что произошло с Владимиром?

- Как герой ведет себя во время метели?

- Как Пушкин передал в тексте волнение?

 - Словами какой части речи насыщен текст (глаголами). Какова роль глаголов в тексте?

(Глаголы передают действие Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования; держит читателя в напряжении — через глаголы показана борьба Владимира и метели).

-  Состояние героя зафиксировано не только в активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось прошло более получаса», «ещё около 10 минут».

-Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени?

(Герой торопится, не успевает, а,следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю — усиливается беспокойство).

- Эмоциональное состояние  героя  нам  подскажет музыкальная пьеса Прослушивание музыкальной пьесы Г. Свиридова “Тройка”

Цель слушания: сравните выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответьте на вопрос: «Какие чувства сближают их?»

- Какие  ощущения возникли у вас сейчас?(кружение, повторение чего-то).

-Заметили ли вы общее в вальсе «Тройка» и действиях Владимира?

(В вальсе музыка то усиливается, то прерывается, потом становится легкой, спокойной, то более насыщенной; действия  Владимира тоже повторяются, переживания то усиливаются, то успокаиваются, то герой впадает в отчаяние, как человек, приговоренный к смерти).

5. Просмотр видеофрагмента.

- Как видеофрагмент передает состояние героя, образ стихии?

- Как  Бурмин воспринимает стихию?

- Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина?  Обобщение учителем.

- Иное восприятие метели  у Бурмина. Эмоциональный уровень: через слова «ужасная», «не унималась» и, кажется, что на первом месте волевые усилия героя, но что-то таинственное и непонятное заставляет Бурмина делать нелогичные поступки.

 Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Бесы» (подготовленные ученики).

-  Почему человек беспомощен перед природой, подскажет вам стихотворение А.С.Пушкина“Бесы».Сравнительный анализ.

-  Ваши ощущения после прослушивания стихотворения?

-  Каково настроение лирического героя?

-В чем отличие в описании стихии в этом стихотворении от эпизодов  из повести? (Не просто динамичность, олицетворение, но изображена злая сила, вполне одухотворенная; создается вращающееся движение вокруг путника. Это невидимая сила, с которой человек не может справиться).

6. Работа с раздаточным материалом. Задание 1.

Соотнесите роль метели в судьбе героев с именем самого героя (укажите стрелкой).

Маша                  Толкает, направляет, словно неведомая сила.

Владимир           Как будто предупреждает, останавливает.

Бурмин               Сбивает с пути, запутывает, заставляет сильно переживать.

 - Роль метели для каждого из героев? Самопроверка в парах.

- Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя.

7. Работа с выставкой детских рисунков.

Дома  готовили рисунки  к повести: «Как вы воспринимаете метель, героев?»-Какое чувство произвела на вас стихия?

(На  рисунках   изобразили метель, как страшную и сильную стихию, разразившуюся вдруг, героев, попавших в метель. Мы переживали за судьбу героев, поэтому такие холодные, серые  краски выбрали для  рисунков).

- Таким образом, и через музыку,  через ваше восприятие, и через слова,

какой показана метель в повести? ( метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира).

8.Физкультминутка.  Сейчас все встанем из-за парт и представим себя на месте героев, попавших в метель..Подумайте, как вы будете изображать это явление природы ? (включить вальс Свиридова «Метель»).

-  Какие ассоциации с метелью связаны?(холод, буран, дрожь, сильный ветер).

 Обобщающая беседа.

 -Почему так по-разному сложилась судьба героев? Почему у одного судьба отнимает счастье, любимую и даже жизнь, а другому отдает все?

-  Выясним, как судьба распорядилась судьбами героев пушкинской «Метели».   - Только ли о метели говорится в повести? О чем еще эта повесть? ( о любви, о судьбе, о почитании старших).

.-Что произошло с героями с наступлением зимы? За что наказаны молодые герои? Почему Маша названа молодой преступницей?

- Пушкин утверждает, что без благословения отца и матери нельзя совершать такой важный шаг, как вступление в брак. За такой поступок судьба карает Машу и Владимира. Маша названа преступницей именно потому, что преступила закон христианский, нравственный, гласящий о почитании родителей.

- Преступление нравственное люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба в виде метели.

-Как судьба, метель сыграла злой рок над Владимиром?

А  над Машей? (судьба наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. Какими испытаниями? (замуж вышла за незнакомца, смерть Владимира, отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

- Какой проступок совершил Бурмин? Но герои раскаялись.

-Что получили за раскаяние от судьбы? (прощение).

-За что прощает судьба Бурмина и Машу? Какой важный  жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы? (Маша прощена за верную любовь, страдания. Бурмин за то, что раскаялся).

-Отметим, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы.

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

. Послушаем заключительную мелодию Г. Свиридова “Зимняя дорога”.Что изменилось в характере музыки и почему? (Изменилась судьба героев, и музыка стала спокойнее).

- Таким образом, мотив наказания и прощения сводится к идее произведения.-(Наказание и прощение — справедливое возмездие). Вернемся к теме, проблемному вопросу урока:  Какова роль стихии в судьбе человека?  (стихия может поменять планы в жизни, изменить судьбу)

Работа с раздаточным материалом.

-Подведем итог, выполнив задание 2.. Укажите номера предложений так, чтобы у вас получился логический вывод к теме урока.

3. Метель наказала героев за их легкомыслие, заставила пройти через страдание.

4. Метель наградила героев за все переживания, которые пришлись на их долю.

1..Метель.сыграла главную роль в судьбе героев.

2.. Метель, словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать.

5. Метель - судьба вернула героев к настоящей, реальной жизни.

- Вернемся к проблемному вопросу урока:

-Какую роль сыграла стихия в образе метели в судьбе героев?

Вывод: метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю, вернула героев к реальной жизни, где, возможно, их ждет любовь и счастье.

Подведение итогов. Рефлексия 1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Вовлечь в участие ребят, менее проявивших себя на уроке.

9. Составить синквейн к теме «Роль метели в повести»

                    Метель

               сильная, злая,

     Предупреждает, толкает, путает,

Наказывает и прощает, возвращает к жизни.

                     Любовь.

Обобщение учителем: всё уже позади, супруги нашли друг друга, метель утихла в их сердце.  Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга.

 Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений.

3. Выставление оценок учителем.

8. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Какова дальнейшая судьба героев повести А.С.Пушкина «Метель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...

Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба"  Н.В.Гоголя....

план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"...

Презентация по родной литературе 6 класс , тема "Повесть А.Гайдара "Тимур и его команда"

Данная презентация представляет собой вспомогательный материал, который можно использовать при объяснении материала по данной теме. В презентации даентся понятие "тимуровец", истоки его появ...