Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект урока на тему

Скользкова Ирина Владимировна

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.

Цели урока:

-          Глубже раскрыть образы героев романа  в  сравнении  и дать понятие о семейных ценностях.

-          Сформировать  умение анализировать прозаический текст.

-          Воспитать уважительное отношение к простым семейным ценностям.

Методы и приемы: Выразительное чтение, эвристическая беседа с учащимися, сравнительный анализ прозаического текста, комментирование прозаического текста, выявление авторских позиции в тексте, составление сравнительной таблицы, постановка проблемного вопроса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mysl_semeynaya_v_romane_voyna_i_mir.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

<<БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ>>

Утверждаю:

Зам директора по УР

 

_________________Т.С. Филонова.

Методическая разработка урока литературы

По теме: <<Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого <<Война и мир >> .

                                   Автор: Скользкова И.В.- преподаватель русского языка и литературы 1 категории.

г. Бор   2015г.

Конспект урока литературы по теме :<<Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого   <<Война и мир >>.

Цели урока:

  • Глубже раскрыть образы героев романа  в  сравнении  и дать понятие о семейных ценностях.
  • Сформировать  умение анализировать прозаический текст.
  • Воспитать уважительное отношение к простым семейным ценностям.

Методы и приемы: Выразительное чтение, эвристическая беседа с учащимися,         сравнительный анализ прозаического текста, комментирование прозаического текста, выявление авторских позиции в тексте, составление сравнительной таблицы, постановка проблемного вопроса.

Оборудование : рабочие тетради, тексты романа <<Война и мир >>, иллюстрация к роману <<Война и мир >>.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.Момент.

Учитель приветствует ребят. Организует рабочую обстановку на уроке.

Ученики садятся, открывают рабочие тетради, записывают число.

2.Целополагание

Учитель называет тему урока, формирует его цели вместе с учащимися.

Ученики записывают тему урока в тетрадь и принимают участие в постановке целей урока.

3. Актуализация.

Учитель демонстрирует связь данной темы с предыдущим материалом ,её логичность и своевременность постановки .

Задаёт вопросы, направленные на повторение пройденного материала:

-назовите имена героев романа.

-дайте им краткие характери-    стики

-кратко выскажите своё мнение о них

Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы, называют запомнившихся героев, пытаются   их кратко характеризовать  и давать свою оценку их поступкам.

Например, Наташа Ростова-      искренняя, доброжелательная , весёлая , общительная ,непосредственная девушка; вызывает у                                читателя симпатию.

4. изучение нового  материала

Вступительное слово учителя о                 том, что истоки каждого харак-                        тера следует искать в семье,                  именно там происходит его фор мирование .Чтобы лучше по –                    нять сущность  главных героев ,             учащимся предлагается  проанализировать ,какая                атмосфера царит в трёх семьях: Ростовы, Болконские ,Кура-                        гины   ,а результаты занести в     таблицу .  

Начнём анализ с семьи Росто -                    вых.

 Для этого , учитель

предлагает прочитать и про-анализировать небольшой ,но                 очень показательный отрывок                    романа об отношениях домо-                                      чадцев в семье Ростовых.

(том1, глава 9)

Учитель предлагает систему             вопросов для обсуждения:

-что можно сказать об отноше-            ниях детей и родителей в этой             семье?

-каких идеалов придерживают                       ся  родители? Что считают                       важным в воспитании?

-Искренни ли дети в своём  отношении к родителям?

 

Учащиеся внимательно слушают.

Учащиеся предлагают вариант

таблицы и  чертят  её в рабочих

тетрадях:

Ростовы

Болкон-  ские

 Курагины

Один из учащихся , заранее полу –            чивший задание , выразительно

читает отрывок романа.

Ученики ,прослушав текст и                              записав  вопросы в тетрадь ,                         начинают обсуждение услышан-                       ного: отвечают на вопросы,

Высказывают разные точки зрения            спорят, пытаются придти  к общему              выводу, который ,по просьбе                         учителя ,формирует и                                    озвучивает один из учащихся. Этот                   вывод все заносят в таблицу.

Пользуясь теми же приёмами,

Ребята анализируют взаимоотно-                        шения в семье Болконский  (том 1                глава 22 ); в семье Курагиных                          (том 1, глава 1) . Сделанные                       учащимися выводы  заносят в таблицу. Обсуждение проходит по                                    той же системе вопросов.  

5. Закрепление

нового  материала

После того как учащиеся рассмотрели и проанализиро-  вали взаимоотношения в трёх предложенных  семьях , чтобы  закрепить полученные  знания, учитель даёт задание ответить             на вопросы:

-В какой из семей, на ваш             взгляд,  более благоприятные                    условия для детей?

-Какую из этих семей вы могли          бы выбрать для себя?

-Изменились ли семейные ценности в наши дни по сравнению с эпохой

Л.Н. Толстого?

Учащиеся письменно                            самостоятельно отвечают на                 предложенные вопросы ,учатся формулировать ,излагать и                аргументировать своё мнение

Затем, желающие зачитывают

свои работы вслух, группа

обсуждает.

6. подведение итогов             урока.

Учитель выставляет  оценки за устную работу на уроке,   намечаем перспективы  следующего урока, задаёт домашнее задание.

Один из учащихся, по выбору

учителя, пользуясь таблицей в

тетради, формулирует выводы,

сделанные учащимися на уроке, самостоятельно подводит итог.

Учащиеся записывают д/з  и

сдают тетради на проверку

учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...

Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба"  Н.В.Гоголя....

Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина "Метель"

Разработка конспекта урока литературы в 6 классе....

план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...

Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....