Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" . "«Беспощадный самоанализ Печорина, противоречивость его натуры»
план-конспект урока на тему

Орлова Галина Дмитриевна

Заключительный урок по  роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры»

Цель: заинтересовать учащихся личностью трагического героя - Печорина, создав проблемную ситуацию.  

 Задачи:

            Образовательная:

- совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

-сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

-совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять;

-развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

-развивать устную и письменную монологическую  речь  учащихся.

          Воспитательная:

-способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;

-воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

    Ребята, чтение книг позволяет  погрузиться  в необыкновенный мир литературы, даёт возможность поразмышлять над поведением героя и своим собственным.  Именно художественная литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу.  Наш урок мы посвятим главному герою романа - Григорию Александровичу Печорину. Когда мы анализируем художественное произведение, то обращаемся к образу автора, к авторской оценке.  Вам не показалось, что  как только мы обратились к роману, сразу ощутили присутствие автора?

II. Актуализация знаний. Беседа. 

-О чем же автор торопился уведомить читающую публику в «Предисловии к роману» ?

( Главный герой - Герой нашего времени - портрет, составленный из пороков поколения).

-Что вы можете сказать об  исторической ситуации 30-х годов 19 века?(ответ)

Учитель: Лермонтов в стихотворении «Дума» так писал о своём поколении:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
     В бездействии состарится оно.
     Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
         Как пир на празднике чужом.

(показ слайда №2) 

А вот как характеризует сам Печорин своё поколение, это высказывание будет эпиграфом к нашему уроку : «…блуждая по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья».

- Ребята, как вы думаете, какой человек мог высказать такую мысль? (ответы учеников)

 -  В чём особенность композиции романа?  ( Она не совпадает с фабулой, является ключом к разгадке героя)        

Учитель: Литературный критик Виссарион Григорьевич  Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».

- Справедливо ли высказывание критика?

-Зачем понадобилось многоаспектное изображение – раскрытие образа извне и изнутри?

 (Каждый из персонажей, интересный сам по себе, становится фоном для раскрытия главного образа – героя времени).

Учитель:  В первой части романа мы видим портреты Печорина, данные извне, со стороны. О нём читателю рассказывает автор-офицер, странствующий по Кавказу,   и  старый служака офицер Максим Максимыч. А вторая часть романа – это дневник самого Печорина, своеобразный автопортрет. Лермонтов ведет своего читателя от впечатлений, взглядов и выводов стороннего наблюдателя к описанию самого Печорина собственных представлений, поступков и рефлексии по поводу этих поступков.

- Зачем человек пишет дневник? А зачем пишет Печорин? (Для Печорина при его одиночестве журнал — единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина — и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делая это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты. Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.)

- Ребята, есть ли какие-то доказательства, что в дневниках Печорин искренен? (Обратимся к «Предисловию к журналу» ( зачитать)

Учитель: Итак, мы продолжим сегодня анализировать роман М.Ю.Лермонтова, вернее его вторую часть – дневник Григория Александровича Печорина. И более подробно остановимся на повести «Княжна Мери».

- Ребята, как бы сформулировали тему нашего урока?

Ответ « ……. самоанализ Печорина, противоречия его натуры»,   а вот определение к слову «самоанализ» мы с вами впишем чуть позже, какой самоанализ мы прочли. ( запишите тему урока и эпиграф)

III. Проверка домашнего задания. Первичное усвоение материала.  Дома вы должны были составить и записать первичный список, фрагментарную характеристику, которые мы должны будем расширить на нашем уроке. Опрос. ( зачитывается списки, если с чем-то не согласны, то будем обсуждать)

«Что я знаю о Печорине?».    

Умный человек

Эгоистичный                                    

Подчиняет людей своей воле

Не способен на сильные чувства

Холодный

Уважает  только равных себе по интеллекту    

Никого не любит (сомневаюсь)

Обсуждение ответов, дополнение собственных.

 IV. Проверка понимания материала.

  1. Беседа.

Учитель: Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно. Если мы обратимся к кинематографу, то увидим отличающиеся внешне образы. (Показ слайдов №3,4,5,6) 

 - Анатолий Вербицкий в роли Печорина,1955 год в фильме «Княжна Мери».

 - Владимир Ивашов в роли Печорина, 1965 год в фильме « Герой нашего времени».

- Олег Даль в роли Печорина, 1975 год в фильме «По страницам журнала Печорина».

 – Игорь Петренко, 2006 год  в телесериале «Герой нашего времени».

-Как бы вы объяснили такую популярность романа в киноиндустрии?  Почему так привлекателен образ Печорина в разные времена?  

(  Роман «Герой нашего времени» - о внутреннем мире героя, это психологический роман.  

- Что такое психологический роман?  (Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.)

2.  Составление кластера. (ученик на доске).  Давайте рассмотрим данную цепочку.

   Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности.

( Пояснения. Психологический портрет личности включает: характер, способности, интеллект, чувства. )

Учитель: Герой романа признается: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

-Можно ли увидеть внутренние качества человека? (Нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим).

 Учитель: В древнегреческом театре, а затем и в древнеримском  актер выходил на сцену в маске,  на которую с помощью красок наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Зрители, сидевшие на последних рядах амфитеатра,  по раскраске маски узнавали нравственные и психологические качества героя.

  1. Выполнение творческого задания «Сделай маску». 

Учитель: Я вам предлагаю сейчас создать маску для Печорина. (Группам раздаётся цветная бумага, ножницы, клей).  По группам создаётся маска.

Объяснение учащихся,  почему такие цвета использовали для создания маски.

Учитель:   Итак, чтобы сделать выводы о качествах Печорина мы обратимся непосредственно к дневнику, к личным записям Григория Александровича.  Дневник Печорина  начинается с главы «Тамань», о которой мы говорили с вами на прошлом уроке. Печорин вторгается в жизнь «мирных контрабандистов», разрушает привычные устои, подвергает  себя смертельной опасности.

- Почему он это делает?

- Кто окружает Печорина в главе «Княжна Мери»? Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению, светское общество)

-Почему же Печорин все время чувствует себя в боевой обстановке?  «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь…я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!.. и если вы объявите мне войну, то я буду беспощаден».

-Почему Печорин объектом игры делает ни в чём не повинную милую княжну, а в качестве противника он избирает  Грушницкого?  Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

 ( ответы) ( дать характеристику Грушницкого)

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли, какова цель? Какова цель у Грушницкого? Ваше отношение в этот момент к герою? 

4.  Просмотр отрывка из фильма, сцена дуэли,  «Герой нашего времени», 2006 год.

- Зачем Печорин говорит с Грушницким?

(Показ слайда№7)

Учитель. Один из учеников выполнил индивидуальное задание: подобрал наиболее яркие высказывания Печорина ( домашнее задание). Зачитать.

5.Индивидуальное  задание.

АФОРИЗМЫ ПЕЧОРИНА:

…О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар…

А что такое счастье? Насыщенная гордость.

… один из двух друзей всегда раб другого…

Женщины любят только тех, кого не знают.

…я люблю врагов, хотя не по-христиански.

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?

Я люблю их (женщин) во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости.

V. Работа по группам    (Раздаточный материал. См. Приложение №1)

Ответы групп. Записи в тетради.

VI. Обобщающая беседа.

-Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

Давайте допишем определение к слову «самоанализ»  … Беспощадный…

Учитель: По сути в дневнике герой  излагает свою жизненную философию.

 («…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»,  к дружбе не способен, считает,  что  счастье – это насыщенная гордость,  Любить и жертвовать собой не может.

 - К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке? К чему может привести гордость, отсутствие друзей? (Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей,  к одиночеству.)

 Учитель:  Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем». Он сам обрекает себя. Вера в последнем письме Печорину пишет «…ни в ком зло не бывает так привлекательно».

 - Почему зло привлекательно? И почему Вера так говорит о Печорине?

(Зло, гордость, власть над людьми многими воспринимается как сила, а добро,  подчинение обстоятельствам, следуя этой логике, - признак слабости. Однако сердце Печорина состоит не из одних пороков и привлекает к нему не только зло. Во многих ситуациях он обнаруживает и человечность, и благородство. «Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает В. Г. Белинский. Печорина сам обозначил свою болезнь.

-Почему называет себя «нравственным калекой»?

Учитель: Характеризуя Печорина, вы уже называли его эгоистом, но главе «Бэла»  герой признается: «если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…» Как вы представляете эгоиста, не радующегося своим победам над другими? В этом также проявляется противоречивость натуры Печорина.

-Куда и от чего он бежит человек с «воображением беспокойным, сердцем ненасытным»? Какова причина его тоски?

 - Почему Печорин не может найти смысла в жизни? Почему Печорин ищет смерти?

Вывод. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

- Чем заканчивается повесть «Княжна Мери»? Давайте перечитаем  последний абзац повести. Как  вы думаете, каков смысл образа паруса, возникающего в нём? Сравните этот образ с образом паруса в одноименном стихотворении Лермонтова. Как передаёт отношение Печорина к окружающей действительности словосочетание «пустынная пристань»?

(Показ слайда №8)

- Как таких людей, как Печорин  называют в литературе?

 (Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь, «он кипел в действии пустом»).

Учитель: Н.Г. Долинина в 1975 году написала: «Печорин учил людей заглядывать в свою душу, судить себя, быть к себе беспощадным. Он учил людей думать». Попробуйте и вы заглянуть в свою душу. Печорин - герой своего времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?(ответы)

VII. Рефлексия.

 VIII. Домашнее задание.

  1. Прочитать гл. «Фаталист», ответы на вопросы стр.214.
  2. Сравнительная характеристика Печорина и Онегина по плану (устно).

Приложение 1.

Карточка №1.

Перечитайте самохарактеристики героя в записях от 11-го мая( « У меня врождённая страсть противоречить…» ) стр. 197.

13 мая ( « Я к дружбе  не способен..») с. 198

Какие стороны характера Печорина раскрываются в этих записях?

Карточка№ 2

Перечитайте самохарактеристики героя в записях от 16 мая ( «Одно мне всегда было странно….» стр. 206); «А ведь необъятное наслаждение в обладании молодой, ещё не распустившейся души» стр. 218,  от 12 июня « Есть минуты, когда я понимаю Вампира….» стр. 232) Какие стороны характера Печорина раскрываются в этих записях?

Карточка№3

Перечитайте самохарактеристики героя в записях от 3 июня « Да! Такова была моя участь с самого детства!» стр.221);

 5 июня («Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» стр.224);

(накануне дуэли) 16 июня («Пробегаю в памяти всё мое прошедшее…» стр.240-241) Какие стороны характера Печорина раскрываются в этих записях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс

Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"...

Урок литературы в 8 классе. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».

Урок – объяснение нового материала. Цель урока: образовательные: дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы, дать п...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Урок литературы в 9 классе "Образ демонического героя в литературе и живописи" ( по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" и творчеству М.Врубеля)

Это интересный урок может быть использован для учащихся старших классов. Урок расширяет кругозор учащихся, знакомя их с творчеством выдающегося художника Врубеля, а также дает более полное представлен...

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...

Презентация к уроку литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация может быть использована при проведении урока литературы по теме "Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого"Война и мир" при изучении раздела "Русская литератур...

Презентация к уроку по литературе 10 класс. Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тема: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".Смерть Базарова...