Статья на тему: «Использование технологии визуализации учебной информации для оптимизации обучения студентов иностранным языкам в совокупности с современными компьютерными технологиями»
статья на тему

Островская Дарья Геннадьевна

В данной статье затрагиваются вопросы применения технологии визуализации на уроках английского языка на основе использования ИКТ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ « ПОДМОСКОВЬЕ»

Статья на тему:

«Использование технологии визуализации учебной информации

для оптимизации обучения студентов иностранным языкам

в совокупности с современными компьютерными технологиями»

Составитель: преподаватель

английского языка

ГБПОУ  МО «Колледж «Подмосковье»

Островская

Дарья Геннадьевна

2015 г.

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет. Выдающийся

учитель показывает. Великий учитель

вдохновляет.

Уильям Артур Уорд

В современном мире образования информационно-коммуникационные интеллектуальные обучающие системы занимают лидирующие позиции, имеют большой потенциал и высокие перспективы развития и внедрения достижений в образовательный процесс с целью его глобальной модернизации и перехода на качественно новый уровень обучения для достижения максимально эффективного результата в данной области.

При использовании современных мультимедийных возможностей достигается максимальная эффективность ИОС: усиливается мотивация, активизируется познавательная деятельность, происходят интенсификация обучения, усвоение большего объема полезной информации, интерактивное взаимодействие пользователя и системы, обеспечивается лучшее запоминание полученной информации, более длительное ее хранение в памяти и наиболее высокие результаты практического применения полученных знаний.

Тема моего доклада отнесена в первую очередь к применению технологии визуализации на основе использования ИКТ.

В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов.

По данным психологов новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

Ни для кого не секрет, что применение визуальных форм усвоения форм учебной информации позволяет  изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию. Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации  - представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Однако такое понимание визуализации как процесса наблюдения предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию. Самый распространенный вид визуализации— картинки. Картинки из учебников английского языка иллюстрируют тексты или упражнения. Основные задания, предлагаемые учащимся,— это описание картинок или действующих лиц; составление вопросов или ответы на вопросы по картинкам. Лишь небольшое количество картинок в действующих учебниках английского оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Иллюстрации не обеспечивают коммуникативной мотивации и не способствуют созданию внутренней наглядности. В то же время данный вид наглядности является ведущим при обучении устному иноязычному общению.

Использование наглядных средств в современном образовательном процессе не должно сводиться к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становиться органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления. Поэтому для усиления познавательных способностей учащихся следует применять не просто электронную наглядность, которая предполагает пассивное восприятие информации или простое управление ходом ее демонстрации, но когнитивную визуализацию учебной информации, то есть сделать визуализацию интерактивной.

Практическое применение средств ИКТ в педагогической деятельности.

Пожалуй, одним из наиболее распространенных мультимедийных средств, применяемых преподавателем в своей деятельности, является презентация. Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Все мы активно используем презентации при объяснении материала, для выполнения заданий и т.д. Но мне бы хотелось бы рассказать именно о некоторых интернет-сервисах, помогающих применять технологию визуализации.

  • LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, заключающуюся в интерактивности.
  • Карты Мышления или Интеллектуальные карты и сервис Mindomo. Термин Mind Maps на русский язык переводится по-разному: «интеллект-карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» и т. д., но суть одна: такой способ информации позволяет наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями, событиями, идеями. Человеческому мозгу достаточно трудно усваивать большое количество информации в линейном символьном виде (тексты, списки, таблицы), а уж воспринять весь её объём одним взглядом в таком состоянии совершенно невозможно. Поэтому интеллект-карты тут оказались очень кстати. 

Их основные свойства: они основаны на ассоциациях, задействуют иерархическое мышление, имеют притягательный визуализированный облик: цвет, картинки, значки. Использование карт памяти в изучении иностранного языка позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большем объеме. Студент, работая с ментальной картой, постигает реальные процессы, он проживает конкретные ситуации, проникает вглубь данной информации и анализирует ее. Следовательно, при работе над картами обучаемому требуются навыки поиска, анализа, а также умения сравнивать и на основе сравнения синтезировать новые данные.  (https://www.mindomo.com/ru/mindmap/6619c0f9cba24bfc8b73923f5c09e220)

  • Сервисы Google диска.
  • Google Документы — приложение для работы с документами (текстовыми документами, презентациями, таблицами, формами), допускающее совместное использование ресурса.
  • Google Сайты — приложение для создания сайтов, доступное для педагогов не обладающими специальными техническими навыками и не умеющими программировать.
  • Gmail — бесплатная электронная почта с большим объёмом места для хранения сообщений, с удобным веб-интерфейсом.
  • Google Группы - продукт компании Google, позволяющий создавать группы, общение в которых происходит в Интернете или по электронной почте.
  • Использование вышеперечисленных сервисов имеет большое значение для учителей-предметников, использующих в своей деятельности Интернет-технологии.
  • https://docs.google.com/drawings/d/1QIM8BOgxWf0dbXLRyLzS0esAzAYnwrGyzcRzLtF_-x0/edit?pli=1

  • Prezi.com — это сервис, с помощью которого можно создать интерактивную презентацию онлайн. Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой, всю презентацию можно свернуть в одну картинку. И напротив, каждый элемент презентации может быть развёрнут и рассмотрен более детально. Prezi.com — это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Как и любой социальный сервис Prezi.com требует регистрации на нем участников. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства для реализации своих идей.
  • Calameo — С помощью сервиса Calaméo учитель может бесплатно публиковать в Интернете наработанный дидактический материал по предмету (мультимедиа презентации, текстовые методические разработки и т.п.), формируя интерактивные электронные документы для чтения. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения в журналах, брошюрах, каталогах, отчетах, презентациях. Сервис поддерживает большинство типов офисных форматов (Microsoft Office, OpenOffice и др.). Также с помощью данного сервиса возможна организация проектно-творческой деятельности учащихся.

Кроме того, Calameo содержит огромное количество публикаций других пользователей по разным темам. Таким образом, воспользовавшись поиском, Вы можете легко найти материал по интересующей Вас теме.

http://www.calameo.com/books/0040192948f3867a0d033

В заключении хотелось бы сказать, что в современном информационном пространстве Интернета существует множество Веб-сервисов,  возможности,  которых  с большим успехом можно использовать  в обучении английскому языку, в дистанционном обучении, в сетевом проектировании. Они доступны и просты в применении, позволяют создавать креативные  Интернет – продукты, что способствует развитию творческих способностей обучающихся. Работа с этими сервисами интересна и увлекательна, она повышает мотивацию к изучению той или иной темы, развивает коммуникативные способности обучающихся, повышает их ИКТ –компетентность. 

Список использованной литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
  2. Веб-ресурсы:
  3. Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
  4. Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа. 
    http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
  5. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе ...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных компьютерных технологий в преподавании предметов общеобразовательных дисциплин (биологии, географии, химии)

Я использую компьютер более чем в 90% уроков и внеклассной деятельностиЯ использую:Готовые электронные изданияТестовые оболочкиИнтернет-ресурсыСобственные разработки в среде Microsoft Office...

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"

В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий....

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на уроках спецтехнологии с целью повышения эффективности образовательного процесса в процессе...

Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...