Контрольно-оценочные средства для итоговой аттестации по учебной дисциплине Основы философии
методическая разработка на тему

Муравьева Анна Валерьевна

Оценочные средства по учебной дисциплине Основы философии для итоговой аттестации студентов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_osn_fil_itog_odl_15.doc611.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Оценочные средства

общеобразовательной учебной дисциплины

для итоговой аттестации по учебной дисциплине Основы философии

код, специальность 080214 Операционная деятельность в логистике

              Москва

                2015г

ОДОБРЕНЫ

Предметно-цикловой комиссией

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ____

от «____» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «____________________», примерной программы учебной дисциплины «___________________», одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности __________________________________________________________________

Председатель ПЦК

__________ /_________________/      

 

Заместитель директора по    учебно-методической работе    

                                ___________/Анохина С.В./                                                                                                                                                

Составитель (автор): Муравьева А.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие оценочные средства представляют собой банк устных вопросов для проведения итоговой аттестации по Основам философии и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся за 2 курс обучения.

Содержание банка в полной мере отражает содержание примерной и рабочей программ учебной дисциплины. В состав банка включено 60 устных вопросов следующих типов:

  • 30 вопросов теоретического характера
  • 30 вопросов практического характера

Количество вариантов ______30___.

Условия выполнения задания:

     Время, отведенное на подготовку к ответу составляет 15 минут. При подготовке ответа могут применяться конспекты и материалы учебных лекций.


БЛАНК ЗАДАНИЯ (устный  зачет)

№ п/п

задания

Формулировка вопроса (задания)

1.

  1. Понятие философии. Время и причины появления философии.

  1. Согласны ли вы с тем, что философия учит человека быть человеком? В чем, по-вашему, ее назначение? Ответ аргументируйте.

2.

  1. Основные вопросы и «вечные» проблемы философии.

  1. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. Как вы думаете, что имел в виду философ? Можно ли сказать, что Платон прав или это преувеличение? Ответ обоснуйте.

3.

  1. Роль философии в жизни человека.

  1. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится позже, когда вы добьетесь  чего – нибудь  существенного в жизни?

4.

  1. Рациональность философии и ее структура.

  1. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства?

5.

  1. Особенности философии Древней Индии.

  1. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?

6.

  1. Философские представления Древнего Китая.

  1. Чем, по-вашему, мнению отличается мудрый человек от умного?

7.

  1. Софисты. Философия Сократа.

  1. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступлю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по-вашему, природу человека? Ответ аргументируйте.

8.

  1. Основные идеи и взгляды античных философов.

  1. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали его искоренить во всем мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?

9.

  1. Средневековая философия: особенности, основные представители и их идеи.

  1. Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, что каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек – это животное, и любить надо такого человека, который стремиться быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе? Ответ аргументируйте.

10.

  1. Философская специфика эпохи Возрождения.

  1. Философ Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?

11.

  1. Основные проблемы теории познания Нового времени.

  1. Есть много людей, которые знают о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но, тем не менее, творят зло. Может быть, разум (интеллект) и нравственность, доброе сердце вообще никак не связаны между собой? Ответ аргументируйте.

12.

1. Философия XIX века: характерные  черты, основные представители, философские направления и их суть

2.Что, по-вашему, наполняет жизнь смыслом: интересная творческая работа; или когда вы любите и любимы; или когда вы занимаете значительное положение в обществе и всем известны?

13.

  1. Философия XX века: основные философские направления и их характеристика.

  1. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни?

14.

  1. Русская философии: особенности и значение, этапы развития, русские философы и их взгляды.

  1. Если человек совершенно случайно возник во Вселенной и так же случайно может исчезнуть как вид, то есть ли причины для гордости, для того, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?

15.

  1. Этапы и закономерности развития философии.

  1. Если жизнь с самого начала возникновения прогрессировала и развивалась, то, может быть, человек не последнее звено в ее развитии? Но кто же может быть следующим? Кто придет после нас?

16.

  1. Методы и внутреннее строение философии.

  1. Согласны ли вы с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?

17.

  1. Онтология: понятие, специфика онтологических представлений философии в различные исторические периоды.  

  1. Казалось ли вам когда-нибудь, что вы рождены для того, чтобы совершить в этом мире нечто великое?

18.

1. Человек и смысл его существования

2.Как вы можете прокомментировать слова А. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля»?

19.

  1. Категории человеческого бытия: характеристика и значение.

  1. Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»?

20.

1. Мораль и ее роль в жизни людей

2.Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?

21.

  1. Аксиология – учение о ценности.

  1. Как вы понимаете и воспринимаете следующие мысли японского философа – пророка Утимура Кандзо (1861-1930). «Я ищу истину, которая бы годилась для всех людей, высоких и низких, богатых и бедных, мудрых и немудрых, ищу свет, который светит каждому человеку независимо от расы, национальности, религии. Ценность человеческой жизни заключается в душе, которая достигает центра – Бытия… Человек, познающий Истину, становится универсальным, поднимаясь над собой, и над миром… Нация, как и человек, может быть великой при всей ее малости».

22.

  1. Гносеология – учение о познании. Истина: понятие, виды, представления об истине в различные периоды истории.

  1. Древнекитайский философ Лунь Юй сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Его спросили: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным?  Он ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным». Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

23.

  1. Этика: предмет изучения, этические представления философов и школ Античности.

  1. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом К. Юнгом? Сделайте  

       вывод о работе сознания и бессознательного в человеке  «… сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов».

24.

  1. Этика: проблема свободы и ответственности.

  1. Как Вы понимаете фразу: «Человек – это стремление быть человеком»? Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?

25.

  1. Социальная философия: предмет изучения, Учения Конфуция и Платона об идеальном государстве.

  1. В своей известной притче «О трех превращениях» в книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше в аллегорической форме изображает этапы творческого процесса. Первый из них - приобретение знаний и навыков, накопление информации. Ницше сравнивает состояние такого человека с верблюдом, на которого навьючивают все большую ношу. Однако приобретенные знания не должны виснуть грузом, быть такой рутиной, которая мешает сказать новое слово. Нужно набраться мужества сказать «нет» себе прежнему, в самом себе освободиться от привычных представлений. Для того нужно стать львом. Потому второй этап – «этап льва», когда надлежит стать решительным и изменить то, что казалось незыблемым и привычным. Третий этап – «этап ребенка», когда человеческий дух становится раскованным, естественным и когда в свободной, непринужденной игре творческих сил рождается что-то новое.

       Покажите, что способность и возможность свободного творчества невозможны без каждого из этапов. Почему на протяжении жизни часто теряется в человеке творческий импульс, ведь в детстве все были в чем-то талантливы? Какие признаки творчески одаренной личности вы могли бы назвать?

26.

1. Общество: понятие, типология

2.У Н. Бердяева читаем: «Русский народ из всех народов мира наиболее всечеловеческий, вселенский по своему духу, это принадлежит строению его национального духа». А вот Александр Блок писал: «Нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». И уже в наши дни: «Но чужие священные камни, кроме нас, не оплачет никто» (Юрий Кузнецов).        Можете ли вы проиллюстрировать примерами из русской истории, русской культуры эти идеи? Как бы вы сформулировали специфику русского национального характера?

27.

1. Концепции общественного развития, формы развития общества

2.Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

       «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». 

       «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

28.

  1. Философия и глобальные проблемы современности.

  1. Как известно, результатом познания является знание. Знаменитому английскому философу Ф. Бэкону принадлежит всем известное изречение «Знание - сила». Согласны ли вы с ним или нет? Ответ аргументируйте.

29.

  1. Взгляды и идеи философов относительно проблемы взаимодействия человека и природы.

  1. И. Кант считал, чувства и разум играют в познании одинаково важную роль, но есть еще одна удивительная человеческая способность, из которой вырастают и чувства, и разум. Ответьте на вопрос: о какой способности идет речь? Согласны ли вы с философом? Ответ аргументируйте.

30.

  1. Взаимосвязь философии, науки, искусства и религии.

  1. Французский мыслитель-просветитель Д. Дидро отмечает: «Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести». А вот античный мыслитель Платон считает: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное».  Почти в унисон твердит немецкий поэт-мыслитель И. Гете: «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем».

       Ваша оценка данных позиций. Можете ли вы предложить миру свой собственный рецепт счастья?


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Оценка «пять» ставится за краткий, точный ответ на поставленный вопрос, обнаруживающий осознанность знаний, умение применить их на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные, умение обосновать свои суждения и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи. Оценка не снижается, если в развернутом ответе имели место 1 – 2 несущественные неточности (оговорки, описки и т.д.).

Оценка «четыре» ставится за ответ такого же уровня, но при наличии некоторой неполноты знаний или одной-двух незначительных ошибок.

Оценка «три» ставится за ответ, обнаруживающий знание основных положений темы, но при значительной неточности этих знаний, за 1 – 2 значительные ошибки, нарушение логики изложения и норм литературной речи.

Оценка «два» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных ее вопросов.

Оценка «единица» ставится при отказе студента ответить по теме или при полном незнании ее основных положений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы философии».

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Основы философии». Содержание и структура КОС ра...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы философии» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальностям СПО 49.02.01 – Физическая культура

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 49.02.01 – Физичес...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кон

Комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника.КОС разработан на основании рабоч...

Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине "Основы материаловедения"

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины  Основы материаловедения СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине "Основы философии" для укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция

Оценочное средство предназначено для оценки усвоенных знаний и освоенных умений при проведении промежуточной аттестации обучающихся. по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии и разработано в соответствии...