Работа в подготовительных группах по классу сольфеджио
статья на тему

Ильина Светлана Робертовна

                             В этой работе я хочу поделиться  опытом преподавания  предмета сольфеджио  в подготовительных группах для ДМШ, ДШИ и школ

           с углублённым изучением музыки.   В ней вы сможете найти подробное описание всех этапов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_podgotovitelnyh_gruppah.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                        ИЛЬИНА СВЕТЛАНА  РОБЕРТОВНА

                                                                                                                         Преподаватель сольфеджио.

                                                                                                                         Школа «Музыка» РФ №8

                                                                                                                         Г. Санкт-Петербург.

                                 РАБОТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

                                             НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО.

             Работа в подготовительных группах  включает в себя очень  много целей и задач, подчинённых главному:  

           - выявлению у детей заложенных природных данных,

           - совершенствованию их на данном этапе,

           - подготовке детей к профессиональному музыкальному образованию.

Для этого нужен поэтапный метод обучения, а так же, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку.

         Есть дети, которым не стоит никакого  труда повторить простую мелодию, прохлопать ритм, сделать

какое-либо ритмическое  движение.  Но есть ребята, с которыми необходимо в течении года, двух лет кропотливо работать для того, чтобы добиться такого результата.

         Приступая к работе в начале года, несколько уроков я посвящаю общению с детьми. Много разговариваю с ними, располагаю их к себе, даю им возможность раскрыться. Прошу их рассказывать что угодно, о доме, о домашних животных, о садике, о друзьях и так далее, петь песни, читать стихи. Танцевать, между тем. Отмечаю для себя особенности и возможности каждого ребёнка., его память, музыкальную память, эмоциональность,  продвинутость  разговорнрой  речи, умственные способности., музыкальные данные. При этом пою с ними знакомые песни, играю в музыкальные игры.

          Начиная с первых уроков, я приучаю их к последовательности и смене этапов урока. Таких этапов- три.  

                                                   

                                                      Первый этап.

                              Работа с детьми около инструмента.

      При этом рассаживаю детей вокруг себя сидя, что позволяет мне вести контроль за работой каждого ребёнка. Имея близкий, непосредственный контакт, добиваться максимальной отдачи от ученика. «вытягивая» при выполнении задания всё возможное на раннем этапе  В эту работу я включаю очень много видов деятельности:

                             -распевание в диапазоне октавы, которое состоит из  3-4  несложных  распевочек,

                             - пение гаммы с показом ступеней ручными знаками, подключая сюда игровые и зрительные ассоциации,  наглядные пособия в виде столбицы.

               Постепенно, в течении года, задания усложняются, гамму мы поём по цепочке, это вынуждает ребят слушать внимательно ( петь  «про себя» , иначе не вступишь, не попадёшь),  вызывая любого или поочерёдно. При этом приучаю их к постоянному вниманию, а  так же к коллективному поощрению лучших или порицанию невнимательных.

              Главной задачей при этом является интонация.  Для « гудков» на первом этапе - просто сдвинуться с места, зафиксировать их внимание на моменте перехода на другую ступеньку, а потом ещё и ещё.

     Медленно, но осилить хотя бы нижний тетрахорд в первом полугодии.  При этом , ребята сами себе помогают, показывая рукой движение мелодии.

            Так же в этом помогает такой вид работы, как пение простых  песенок (например «Два кота», «Курочка», «Корова») разными голосами. Есть голос собачки ( до-фа первой   октавы), голос кошечки

( фаI  -доII) , мышки ( ляI –реII)  и т.д. Дети пожеланию выбирают себе персонажа и поют, при этом осваивая и ощущая разные регистры голосом.

                    - разучивание песенки,  подразумевает большую подготовительную работу.

Сначала говорим скороговорки, а я слежу, чтобы каждый ребёнок хорошо открывал рот,

Проговаривая все слоги и буквы.  Пропев песенку с сопровождением, поговорив о героях, начинаем работу:

                   -слушаем и находим слабую и сильную доли, прохлопываем руками.

                   -слушаем и находим короткие и длинные слоги, прохлопываем

                   -поём слова, хлопаем сильные и слабые доли,

                   -хлопаем и поём ритмослогами,

                   -выкладываем ритм карточками,

           дети записывают на доске ритмослогами,  поочерёдно,  по тактам, причём правильность выполнения задания контролируется самими ребятами.

           Очень нравится ребятам и следующий вид работы- прохлопывание ритма с рук учителя.  Я провожу это в виде игры, по цепочке, в течении года прибавляя темп.

Дети очень стараются повторять за мной точно, в случае ошибки я прошу ребёнка проговорить ритм, а затем перенести на ладошки.

Во второй четверти нужно услышать и прохлопать ритм с музыки, с маленького отрывка, исполняемого мною на инструменте.

Ритм постепенно усложняется триолями, синкопами, паузами. К концу года все дети

легко справляются с этим заданием.

                   -отгадывание ноток на рояле.

       Отвернувшись, ученик слушает заданную нотку, повторяет её голосом, причём не сразу всем это удаётся, затем ищет её на клавиатуре, подбирая её в ограниченном диапазоне.    Этот вид работы является началом навыков подбора, ребята знакомятся с понятиями «вверх» и «вниз» на клавиатуре. Это делает каждый ребёнок, на каждом уроке. Постепенно расширяется диапазон поиска, подключаются чёрные клавиши.

                   -слушание музыки включает в себя глубокий разбор произведения.

Это и рассказ о композиторе, знакомство с мажором и минором, понятиями лад, ладовая окраска, штрихами, нюансами. Конечно знакомство происходит постепенно, в течении всего года, и ребята слушая и разбирая вместе со мной музыкальные произведения,

Учатся определять на слух фразировку, направление движения мелодии, знакомятся со

Звучанием регистров. Но всё же, главным является необходимость слушать и любить,

правильно понимать красоту музыки.

 

                   -последний вид работы  сидя вокруг рояля, это разучивание и пение знакомых                  песен с инструментами оркестра.

              Здесь я беру более сложные песни, не рассчитывая на чистоту интонации в пении, хотя постепенно мы её добиваемся.  На первых уроках ребята , как правило, беспорядочно работают с инструментами, радуясь просто их совместному звучанию с инструментом , голосом  и роялем. Но по мере знакомства с  ритмом, слабыми и сильными долями, длительностями – задача усложняется показом отдельными инструментами разных заданий.  При этом происходит знакомство с формой произведений (например куплет поём, а в припеве играем), музыкальными фразами, с размерами  2/4,   ¾,  4/4.  Ребята очень любят солировать куплеты по очереди, а оркестр и хор- играет и подпевает.   Этот вид работы очень хорошо раскрепощает ребят, выявляя их эмоциональные и музыкальные возможности, артистичность. При этом получая первые хоровые навыки.

        В III и  IV  четвертях мы начинаем чтение  нотной записи простых песенок и попевок  вслух, в  заданном ритме и темпе. Начиная с медленного чтения, задачи постепенно усложняются.   Так: - читаем ноты и хлопаем ти-ти-та,

                                   - ускоряем темп чтения, читаем уже не сольмизируя, а сольфеджируя, по возможности без инструмента, осваивая навыки пения по нотам.

   По мнению педагогов – специалистов этот вид работы очень помогает и при разборе музыкальных произведений.  Рефреном всей первой части урока, является запоминание Тоники. Работая в одной из тональностей, я постоянно прошу «вспомнить» и пропеть Тонику, после любого разговора или вида работ. Это прекрасно развивает музыкальную память, внимание, слышание  разных тональностей.

                                     

                                                         Второй этап урока

                              посвящён развитию двигательных функций.

Задачей является научить детей двигаться под музыку, маршировать, водить хоровод,

Танцевать польку, вальс. Всё это делается с разбором музыкальных размеров.

          Так, в начале обучения,  некоторые дети не знают таких понятий как «вперёд»,

«назад», «направо», «налево»,  «шагай» и так далее.  

    При разучивании марша («Моя Москва»  муз. Матвиенко),   важно следить за попаданим ноги в долю такта, при этом руки тоже должны двигаться в такт. Это очень непростая задача для маленьких детей.

     В хороводе  (« По малину в сад пойдём») задач тоже очень много:

 коллективно держать ровный и красивый круг, петь слова, ходить в такт музыке, красиво и выразительно инсценировать слова песни, реагировать на смену темпов и т. д.

      В песне-танце ( «Встаньте дети, встаньте в круг..») у ребят задача сложнее. Здесь нет однообразного движения. Нужно уметь вовремя  менять шаг на притоп, приэтом петь слова и делать разнообразные движения руками.  Этот сложный  танец мы начинаем учит только в III четверти.

        В работе так же вальс, с выделением сильной доли на определённое движение,

  - песенки-зарядки с различными движениями руками и ножками в разных темпах,

  -инсценированные  песенки ( « К нам гости пришли..»). работа с ними развивает артистизм, выразительность, музыкальность.

         К концу года задачи усложняются:  

    -меняются темпы на близкие к оригиналу,

    -повышаются требования к качеству выполняемых движений,

    -уделяется большое внимание выразительности, эмоциональности и музыкальности.

                              Третий этап урока

                               посвящён письму.

     

       Несмотря на то, что многие преподаватели подготовительных групп считают этот раздел урока необязательным, я продолжаю им заниматься, считая что письмо развивает координацию рук,  пальцев. Закрепляет знание нот на нотоносце, зрительное восприятие нотной записи.

         За год дети овладевают навыками записи нот в первой октаве,  скрипичного и басового ключа,  размеров, пауз. Уже со второго полугодия дети записывают под мою диктовку четырёхтактовые  попевочки,  причём на такты делят мелодию сами, дома. Таким образом,  получая небольшое домашнее задание, что приучает  их к индивидуальной работе, обязательности. Получению реальной оценки за свой труд.

          Подводя итог моей работы в подготовительных группах по предмету сольфеджио,

можно сказать, что вся она подчинена  подготовке ребёнка к профессиональному музыкальному образованию, развитию эмоциональности, музыкальности,  ответственности, уважению к старшим, любви к труду, без чего не может

состояться ни один хороший музыкант.

        

                   

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с интервалами в младших классах на уроках сольфеджио в ДМШ»

Данный доклад основан на описании полученного опыта в работе над темой "Изучение интервалов в младших классах" на уроках с учащимися в  детской музыкальной школе. В нем используется материал не т...

О некоторых формах организации промежуточного контроля в классе сольфеджио

Методическая разработка, посвященная проблемам развития предмета сольфеджио на современном этапе, поиску путей организации максимально  эффективного и безболезненного процесса освоения учебного м...

Презентация "Кушай на здоровье" ( подготовительная группа)

Наглядный материал по ЗОЖ (о пользе витаминов)...

Методическая разработка профориентационного мастер-класса для детей старшей и подготовительной группы МБДОУ. Специальность "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"

Методическая разработка предназначена для проведения занятия в форме мастер-класса по специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» для детей дошкольно...

Занятие для подготовительной группы "С задором в первый класс"

Данное занятие развивает мышление, произвольность познавательных психических процессов (внимания, памяти), способствует развитию мелкой моторики руки, развитие саморегуляции....

Курсовая работа "Экспериментирование с предметами и материалами как средство познания окружающего мира в подготовительной группе"

Министерство образований и науки Нижегородской областиГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»...