РП по истории для СПО
рабочая программа на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

рабочая программа по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matkarimova.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Самарской области

«Нефтегорский государственный техникум»

                                Утверждаю

                                                   Зам. директора по УПР

                                                                        _________А.Е.Булакова

                                                                        «____»__________2015г.          

                                                               

 

 

Рабочая программа

 учебной дисциплины ОДБ.04 История

среднего профессионального образования  по специальности

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Версия 01

Дата введения 01.09.2015 г.

   

Должность

Фамилия/подпись

Дата

Разработали

Преподаватель

Маткаримова Ю.Ю.

Согласовано

Зав по УМР

Чеховских Н.В.

Редакция 1                                                                                     стр.35

г. Нефтегорск, 2015 г.

       Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий  и специальностей, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) .Одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утверждена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г .

История изучается как базовый учебный предмет общеобразовательного цикла профессиональных образовательных программ по специальности СПО технического профиля на базе основного (общего) образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), входящей в состав укрупнённой группы 13.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.

Организация   -   разработчик:   ГБПОУ «НГТ»

Разработчик:

Маткаримова Ю.Ю., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ  «НГТ»

Рассмотрено и одобрено на заседании  ПЦК ГБПОУ  «НГТ»

Протокол №___ от  «___»________2015 г.

Рекомендована методическим советом ГБПОУ  «НГТ» к использованию в учебном процессе

Заключение Методического совета № ______  от «____»__________ 2015 г.

                                             номер

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                               Стр.

1.     ПАСПОРТ       РАБОЧЕЙ       ПРОГРАММЫ       УЧЕБНОЙ          4

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ          6 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          30

        

  1.  КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ          33

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ

1.1.   Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180).

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 История может быть использована для изучения истории в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена технического профиля.

1.2.   Место    дисциплины    в    структуре    основной    профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОДБ. 04 История относится к базовым учебным дисциплинам технического профиля.

1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

•   основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность отечественной и всемирной истории;

•   периодизацию всемирной и отечественной истории;

•   современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

•   особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

•   основные исторические термины и даты;

уметь:

•   анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

•  различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

•  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;  .

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   определения собственной позиции по отношению к явлениям современной

жизни, исходя из их исторической обусловленности;

•   использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

•   соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

•   осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117часов;

 самостоятельная работа обучающихся 58 часов.

                                2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

            2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

контрольные работы

12

практические работы

21

тематический зачёт

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

работа над исследовательскими проектами

31

подготовка реферата

8

выполнение тестовых заданий

12

работа с материалом учебника

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

1


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 04 ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

Тема 1.1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи

Введение. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России

1

2

Тема 1.2. Начало социальной жизни. Родовая община

Среда обитания. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

1

2

Тема 1.3. Неолитическая революция

Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль пленной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации

1

2

Практическая работа №1 Древнейшая стадия истории человечества

1

Контрольная работа №1 Древнейшая стадия истории человечества

1

Самостоятельная работа:

  1. Работа с материалом учебника (выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы)
  2. Выполнение тестовых заданий «Древнейшая стадия истории человечества»

2

2

Раздел 2. Цивилизация древнего мира

Тема 2.1. Ранние цивилизации, и их отличительные черты

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, её отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и её приемники а Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империя Цинь и Хань.

1

2

Тема 2.2. Античная цивилизация

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия.

Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуы. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

1

2

Тема 2.3. Религии древнего мира

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное население древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

1

2

Практическая работа №2 Цивилизация древнего мира

2

Контрольная работа №2 Цивилизация древнего мира

1

Самостоятельная работа:

  1. Работа с материалом учебника (выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы)
  2. Выполнение тестовых заданий: «Цивилизация Др.Египта; Античная цивилизация»

2

2

Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века

Тема 3.1. Восточная Европа: природа, среда и человек

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.

Племена и народы Восточной Европы в древности

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н.э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV – VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.

1

2

Тема 3.2. Восточные славяне VII-VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности её хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

1

2

Тема 3.3. Карта Восточной Европы к началу IX века Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.

«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

1

2

Тема 3.4. Крещение Руси

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.

1

2

Тема 3.5. Русь и её соседи в XI-XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI-XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

1

2

Тема 3.6. Право Древней Руси

Истоки русской культуры

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Голод и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.

Древняя Русь в контексте всемирной истории

Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

1

2

Тема 3.7. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

1

2

Тема 3.8. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-эконосимический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, её социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.  

2

2

Тема 3.9. Русь на пути к возрождению

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV-XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения, Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение.

Церковь и период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.

Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.

2

2

Тема 3.10. О Руси к России

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели.Церковно – политическая теория « Москва – третий Рим « и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укреплении единого государства.

1

2

Тема 3.11. Россия в царствовании  Ивана Грозного

Территория и населении России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование  самодержавной идеологии. Избранная рада и её реформы. Элементы сословно – представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально – экономические и политические  последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально – политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о опричнины.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского  ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укреплении позиций России на Кавказе. Отношение с Крымским ханством. « Дикое поле ». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская  война ( 1558 – 1583 гг. ). Образование Речи Посполитной ( 1569 г. ). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и  Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

2

2

Тема 3.12. Смута в России начала XVII в.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство  Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и  Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно – представительной монархии и её особенности в России.

1

2

Тема 3.13. Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложения 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Церковный раскол, Политический строй России. Развитие приказной системы. Падения роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковной раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под  предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоении Сибири и Дальнего  Востока. Характер российской колонизации.

1

2

Тема 3.14. Русская культура в XIII – XVII вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. « Домострой ». Социальная роль женщины.  Быт и нравы. « Обмирщение » русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно – греко – латинская академия. Новые жанры в литературе. Сименон Полоцкий. Протопоп Аввакум.

1

2

Практическая работа № 3  История России с древнейших времен до конца XVII века  

2

Контрольная работа №3 История России с древнейших времен до конца XVII века  

1

Самостоятельная работа:

1.Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: « Расселение  восточных славян по «Повести временных лет», «Историческое значение крещения Руси», « Развитие права древней Руси», «Политическая раздробленность: плюсы и минусы», «Иван Грозный и реформы Избранной рады».

2

2.Подготовка рефератов. Тематика рефератов: «Кирилл и Мефодий. Славянская азбука», «Смутное время: самозванцы», «Характер и особенности российского самодержавия».

2

3.Выполнение тестовых заданий: «Киевская Русь; феодальная раздробленность»

1

Раздел 4. Россия в XVIII веке

Тема 4.1 Россия в период реформ Петра I

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и её итоги. Изменение места России в мире, провозглашение её империей. Социально – экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное  государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками

2

2

Тема 4.2

Внутренняя и внешняя  политика приёмников Петра

( 1725 – 1762 гг. )

Внутренняя и внешняя  политика приёмников Петра I Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный тайный совет. Петр II. «Затейка» Верховников и воцарение Анны  Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально – экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в  Семилетний войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. воцарение Екатерины I.

2

2

Тема 4.3  Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка  личности императрицы  и итоги екатерининского царствования. Павел I – характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к черному морю. Разделы Речи Посполитной и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

1

2

Тема 4.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII в

Русская  культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России.

Достижения архитектуры  и изобразительного  искусства. Баррако и классицизм в России. Быт и нравы, Повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

1

2

Практическая работа №4 Россия в XVIII веке

2

Контрольная работа №4  Россия в XVIII веке

1

Самостоятельная работа:

1.   Работа над индивидуальным и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: « Создание регулярной армии и военного флота», «Рождении Империи», «Эпоха дворцовых  переворотов».

4

2.  Подготовка рефератов. Тематика рефератов: «Строительство Санкт – Петербурга», «Екатерина Великая: характеристика личности и политической деятельности»

3

Раздел 5.

Становление индустриальной цивилизации

Тема 5.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское возрождение и Россия

1

2

Тема 5.2.

Становление гражданского общества

Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы.

Расширение  представительства.

Возникновение идейно – политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности

1

2

Тема 5.3. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс.

Крестьянство. Пролетариат.  Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

2

Тема 5.4.

Особенности духовной жизни нового времени

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс  и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм.  История – «муза века». Расцвет книжной культуры. Развитие образования. Университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические»  стили, импрессионизм.

1

2

Контрольная работа №5 Становление индустриальной цивилизации

1

Практическая работа №5  Становление индустриальной цивилизации

2

Самостоятельная  работа:

1.Работа с материалом учебника ( выполнение домашних  заданий, подготовка ответов на вопросы)

1

2.Подготовка рефератов. Тематика рефератов: «Объединение Германии и Италии», «Гражданская война в США», «Дарвин и дарвинизм», «Консерватизм, либерализм, социализм»

3

3.Выполнение тестовых заданий: «Объединение Германии и Италии; Гражданская война в США»

1

Раздел 6. Россия в XIX в.

Тема 6.1. Россия в первой половине XIX в.

Территория и население империи. Особенности  российской колонизации. Роль географического фактора в социально – экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство, Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

2

2

Тематический зачёт

2

Итого за I семестр

51

Тема 6.2. Власть и реформы в первой половине XIX в.

       Реформы начало царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин.

      Россия в 1815 – 1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ  Александра I. А.А.Аркачев. Военные населения. Общественное движение. Декабристы.

     Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно – правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

2

2

Тема 6.3. Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики . Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812г. Европа после Наполеона. « Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и Польская Конституция. Борьба с Османской империей. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830-1831 гг., 1848-1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы»

2

2

Тема 6.4.

Интеллектуальная художественная жизнь России в первой половине

ХIХ в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

    Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической индетичности. Славянофилы. Западники.  Правительственная идеология и рождение теории «офицальной» народности». Развитие науки и техники в России в первой половине ХIХ в. Рост национального самосознания.

Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре.

1

2

Тема 6.5. Россия в эпоху великих реформ  Александра II.

Россия после Крымской войны. Александр II.подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения Основы направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов в бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881г. и его последствия.

2

2

Тема6.6. Пореформенная Россия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новые социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.

     Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

 Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы  и неонародники. Первые марксисты.

2

2

Тема6.7.Россия в системе международных отношений.

Геополитические интересы  империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

1

2

Тема 6.8. Интеллектуальная и художественна жизнь пореформенной России.

Великие Реформы и русская культура. Перемены в системе образования; училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознание народов империи. Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

1

2

Тема 6.9.Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность  и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской Буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое Духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.  

1

2

Практическая работа№6 Россия в XIX в.

2

Контрольная работа №6  Россия в XIX в.

1

Самостоятельная работа:

1.Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: «Восстание на Сенатской площади», «Манифест  19 февраля 1861г.», «общественная мысль XIX в.»

4

2.Выполнение тестовых заданий: «Россия в первой половине XIX в.»

1

3.Работа с материалом учебника (выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы)

1

Раздел 7. От новой в Новейшей истории

Тема 7.1. Международные отношения в начале XX в.

Изменения в системе между народных отношений на рубеже XIX-XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США . Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско- японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу венных блоков великих держав – Тройственного союза и Антанты. «Прекрасная эпоха»: западное Общество в начале XXв. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение  доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня Населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движения.

1

2

Тема 7.2.Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв.

Энергетическая Революция. Новая Физика и распад «неделимого атома». Расширение Границ познаваемого мира. Новые скорости информационные потоков. Транспорт- кровеносная система индустриального общества. Достижения естественные наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.

1

2

Тема7.3.Россия в начале XXвека

Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень Образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис  Сословного деления. Социальные стереотипы. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейственное право, Роль традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный свет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальны заказ на модернизацию или  протест против нее. Традиционализм и модернизм  и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы м С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.

Россия в системе международных отношений. Проблемы  догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско- японская война. Военно-политические блоки. Плюсы и минусы российской национальной политик. Русификация и «мягкая» колонизация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи.

2

2

Тема 7.4.Первая мировая война

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.

Россия в Первой мировой войне

Влияние войны на обществе. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. Февральская революция в России

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное  собрание: ожидание, деятельность, результат.

2

2

Тема 7.6.Приход большевиков к власти в России

Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги светской власти. Трансформация дореволюционных идеи большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918г. Советская Россия в 20-е годы. Государственное устройство.»Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства .

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

2

2

Практическая работа №7  От новой в Новейшей истории

2

Контрольная работа №7  От новой в Новейшей истории

1

Самостоятельная  работа:

1.Выполнение тестовых заданий: «Россия в начале «ХХ века»

1

2.Работа над индивидуальными и исследовательскими проектами. Тематика проектов: «Культура России начала XX в.», «Октябрьский вооруженный переворот 1917 года», «Брестский мирный договор»

4

Раздел 8. Между мировыми войнами.

Тема 8.1. Страны Мира в 20-30 годы

Страны Европы в 20-е годы XX в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг. Запад в 30-е годы XXв.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: историки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП- «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал- социализм. Тоталитаризм.

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху . Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система .Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки :ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

1

2

Тема 8.2. Международные отношения в 20-30 годы XX века

Кризиса Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа

1

2

Тема 8.3.

Строительство

социализма в

СССР:        

Модернизация на

почве

традиционализма

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направление общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссия о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры.

2

2

Тема 8.4. Развитие экономики в СССР в конце 20-30 годов.

Индустриализация, коллективизация

Развитие  экономики СССР в конце 20-30-х  годов.  Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

2

2

 Практическая работа №8  Между мировыми войнами.

2

Контрольная работа  №8 Между мировыми войнами

1

Самостоятельная работа:

1.Выполнение тестовых заданий: «Страны Мира в 20-30 годы»

1

2.Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: « Образования СССР. Выбор путей объединения», « Конституция СССР 1924 г.», « Духовная и культурная жизнь СССР в 20-30-е гг.»

4

Раздел 9. Вторая Мировая война

Тема 9.1. Причины, ход Второй мировой войны

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

1

2

Тема 9.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

2

2

Тема 9.3. Основные этапы военных действий.

Начальный этап Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Битва под Москвой. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы. Завершающий этап 1944-1945 гг. Взятие Берлина. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

2

2

Практическая работа №9  Вторая Мировая война

2

Контрольная работа №9  Вторая Мировая война

1

Самостоятельная работа:

Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: «Роль советского тыла в годы Великой Отечественной войны», «Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне», «Антигитлеровская коалиция», «Герой моей семьи»

5

Раздел 10. Мир во второй половине XX века

Тема 10.1. Холодная война

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

1

2

Тема 10.2. К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

1

2

Тема 10.3. Научно-технический прогресс

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

1

2

Тема 10.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

1

2

Практическая работа №10 Мир во второй половине XX века

2

Контрольная работа №10 Мир во второй половине XX века

1

Самостоятельная работа:

1.Выполнение тестовых заданий: «Холодная война»

1

2.Работа с материалом учебника (выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы)

1

Раздел 11. СССР в 1945-1991 годы

Тема 11.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность. Апогей культа личности И.В. Сталина. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

2

2

Тема 11.2. Советский Союз в период частичной Либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических  изданий.  Советский  человек  периода  «Оттепели»:  быт,  повседневная  жизнь, материальное положение, система ценностей.

2

2

Тема 11.3. СССР в конце 1960- начале 1980 гг.

Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов.Общественно-политическое  развитие  СССР.   «Неосталинизм».   Идеологизация  режима.  Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.Экономика СССР.  Роль сырьевых ресурсов.  Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

2

2

Тема 11.4. СССР в

Период перестройки

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка

2

2

Практическая работа №11  СССР в 1945-1991 годы

2

Контрольная работа №11 СССР в 1945-1991 годы

1

Самостоятельная работа:

1 .Выполнение тестовых заданий: «СССР в 1950-1960-е гг.; оттепель »

1

2. Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: «Духовная жизнь СССР в годы перестройки», «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия», «Диссидентское движение»

4

Раздел 12. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков

Тема 12.1 Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

1

2

Тема 12.2.

Российское

общество.

Либеральные идеи

и социальная

инерция.

Социальное расслоение

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

1

2

Тема 12.3. Мир в XXI веке

Основы   функционирования   информационной   экономики.   Кризис   традиционных   отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны  третьего  мира.  Успехи  и  трудности  развития.  Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

1

2

Контрольная работа №12 Россия и мир на рубеже XX-XXI веков

1

Дифференцированный зачёт

1

Итого за IIсеместр

66

Самостоятельная работа:

1.Выполнение тестовых заданий:

«Становление новой российской государственности»

1

2. Работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими проектами. Тематика проектов: «Проблемы окружающей среды», «Глобализация современного мира», « Технологии будущего»

4

Всего:

175

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по истории. Технические средства обучения:

-        интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  2. Загладин Н.В. Всемирная история: ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е издание. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 /В.В.Артёмов, Ю.Н. Лубченков.- 7-е изд. -  М.: Издательский центр «Академия», 2014
  4. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артёмов, Ю.Н. Лубченков.- 7-е изд. -  М.: Издательский центр «Академия», 2014
  5. История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Под ред.  А.В. Чудинова, А.В.Гладышева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  6. История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Под ред.  А.В. Чудинова, А.В.Гладышева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  7. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца ХVI века.Ч.1: Учебник для 10 класса общеобр.учр-й.- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  8. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России  XVII -  ХIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобр.учр-й.- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Дополнительные источники:

  1. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
  2. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М, 2003.
  3. Галактионов М. Париж 1914. — М, 2001.
  4. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М, 2003.
  5. Герцог X. Арабо-израильские войны. — М, 2004.
  6. Губер П. Мазарини. — М, 2000.
  7. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
  8. Дроз Ж. История Германии. — М, 2005.
  9. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М, 2000.
  10. Зайончковский A.M. Первая мировая война. — М, 2000.
  11. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
  12. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
  13.  Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10-11 кл. – М., 2011.
  14. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М,2006.
  15. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М, 2007.
  16.  Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М, 2006.
  17.  Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М, 2006.
  18.  Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М, 2006.
  19.  История России: Учебник для ссузов. Серия: среднее профессиональное образование. Изд-во Проспект. 2010. Под ред.С.Бережного. 2009.
  20.  История России: Учебник для ссузов /Под. общ.ред.П.С. Самыгина 2010 г. Изд.: Проспект (ТК Велби)
  21.  Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М, 2006.
  22. Лавренев С, Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М, 2002.
  23. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М, 2003.
  24.  Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М, 2003.
  25. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
  26. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М, 2003.
  27. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
  28.  Павленко Н. И. Екатерина I. — М, 2004.
  29.  Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М, 2003.
  30.  Посконина О.И. История Латинской Америки (до XX века). — М, 2005.
  31. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М, 2002.
  32.  Сьюк У. Корейская война. — М, 2003.
  33. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М, 1991.
  34.  Черников И. Гибель империи. — М, 2002.
  35.  Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М, 2007
  36.  Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
  37.  Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия «Истории России»

Интеренет-ресурсы:

1.        Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс:
http:www/nsu.m/filf^ha/papers/geoecon/waller/htm

2.        Народы и религии мира. Интернет-ресурс:
http:/www/cbook.rii/peoples/index/welcome/shtml

3. Полезные ресурсы по истории. Интернет-ресурс: http:www.divedu.ru/index.php/istoriya-obshestvoznanie/87-poleznie-resursy-po-istoriy

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

У1   анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Оценка отчета по выполнению контрольной работы

Оценка отчета по выполнению практической работы

Оценка ответа на тематическом зачёте,

Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы

Анализ исторической информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У2   различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Оценка отчета по выполнению контрольной работы

Оценка отчета по выполнению практической работы

Оценка ответа на тематическом зачёте

 Оценка результатов дифференцированного зачёта

 Контроль и оценка выполнения

самостоятельной  работы

Умение различать  факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения

У3   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений

Оценка отчета по выполнению контрольной работы

Оценка отчета по выполнению практической работы

Оценка отчета по выполнению теста

 Оценка ответа на тематическом зачёте

Оценка результатов дифференцированного зачёта

 Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы

Установление причинно-следственных связей между явлениями, пространственных и временных рамок  изучаемых исторических процессов и явлений

У4  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Оценка отчета по выполнению практической работы

Контроль и оценка выполнения

самостоятельной работы

 Результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Знания:

З1        основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

        

Контрольная работа, практическая работа, тест, тематический зачёт, дифференцированный зачёт, устный опрос, самостоятельная работа

Точное изложение основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории

З2 периодизацию всемирной и отечественной истории

Контрольная работа, практическая работа, тест, тематический зачёт, дифференцированный зачёт, устный опрос, самостоятельная работа

Чёткое представление периодизации всемирной и отечественной истории

З3   современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Контрольная работа, практическая работа, тест, тематический зачёт, дифференцированный зачёт, устный опрос, самостоятельная работа

Точное изложение    современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

З4   особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

Контрольная работа, практическая работа, тест, тематический зачёт, дифференцированный зачёт, устный опрос, самостоятельная работа

Чёткое представление об особенностях исторического пути России, ее роли в мировом сообществе

З5    основные исторические термины и даты

Контрольная работа, практическая работа, тест, тематический зачёт, дифференцированный зачёт, устный опрос, самостоятельная работа

Точная формулировка основных исторических  терминов, знание исторических дат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А...

Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».

Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины   XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....

Творческая работа-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «История моего рода в истории любимого города»

Любовь к Родине начинается с любви к матери, к дому, к месту, где родился и вырос человек. В каждой местности есть свои достопримечательности, которые с детства западают в душу человека и сопровождают...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.

   История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...