Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
учебно-методический материал на тему

   Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских олимпиадах по истории среди студентов ССУЗов Чувашской Республики. В основу данной методической разработки положена педагогическая модель «Саморазвитие человека», автором которой является И.Я. Вазина. Вся система конкурсов основана на деятельности студентов по цели, средствам осуществления этой цели, алгоритмам действий, осознанию полученного результата. Рекомендовано для преподавателей и студентов ССУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r._olimpiada_po_istorii_2011.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории»

(из опыта работы преподавателя)

п. Вурнары


Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

бухгалтерских, социально-

экономических дисциплин

Протокол №____от____________

Председатель: ________________

Автор: О.М. Григорьев, преподаватель социально-экономических дисциплин

   Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских олимпиадах по истории среди студентов ССУЗов Чувашской Республики. В основу данной методической разработки положена педагогическая модель «Саморазвитие человека», автором которой является И.Я. Вазина. Вся система конкурсов основана на деятельности студентов по цели, средствам осуществления этой цели, алгоритмам действий, осознанию полученного результата. Рекомендовано для преподавателей и студентов ССУЗов.


Содержание

1.Введение

2.Основная часть

2.1.Программа использования системы

2.2.Технология и ход олимпиады по истории

2.3.Выписка из протокола  заседания жюри

3.Заключение

4.Список литературы

5.Приложения

5.1.Приложение № 1

5.2.Приложение  № 2

5.3.Приложение № 3.


Положение

о внутритехникумской  олимпиады  по истории для студентов I курсов  

ФГОУ СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»  

    Внутритехникумская олимпиада  по истории проводится в рамках декадника предметной комиссии бухгалтерских и социально-экономических дисциплин с целью патриотического воспитания молодежи, определение качества подготовки студентов техникума по истории,  выявление уровня  теоретических знаний в области истории, содействие  творческому самовыражению, самостоятельной познавательной деятельности.

     I. Организаторы  олимпиады.

    Олимпиада проводится:

- кабинетом № 6 «История».

    II. Условия участия,  порядок  и сроки  проведения  олимпиады.

    Участниками  олимпиады являются студенты  111, 11 группы техникума. С каждой группы по 6 студентов, успешно выполняющие требования к уровню подготовки по дисциплине «История».

    Олимпиада  представляет собой: конкурсы рисунков,  исторически-художественные композиции,  теоретические конкурсы,  содержащие задания  в виде  вопросов, тестов,  которые выполняются  студентами в течение 45 минут .  Олимпиада  проводится в  кабинете № 6  «История».

     III. Подведение итогов.

     Для подведения итогов  олимпиады избирается жюри. Оценку выполненных заданий участников  олимпиады  осуществляют  члены жюри. Критерии разрабатываются  преподавателем истории.

    Победители  и призеры награждаются Почетными грамотами.


Введение

                                                                                   Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

                                                                                               смысл настоящего и цели

                                                                     будущего.

А.М. Горький

    Внеклассное мероприятие «Олимпиада по истории» проводится в рамках II этапа подготовки студентов Вурнарского с/х техникума, на республиканскую олимпиаду по истории для студентов учреждений среднего профессионального образования ЧР.

   Олимпиада по истории проводится в рамках декадника бухгалтерских, социально-экономических дисциплин с целью патриотического воспитания молодежи, определение качества подготовки студентов в техникуме по истории, выявления уровня теоретических знаний в области истории, содействия творческому самовыражению, самостоятельной познавательной деятельности.

   Данное мероприятие стало, составной частью по организации патриотического воспитания в техникуме, она вошла в план методической комиссии и строилась в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы»

   Мероприятие проводилась среди учебных групп I курсов, где по программе предусмотрено изучение дисциплины «История»

   Целью саморазвития явилось – осознать себя в системе «историческая олимпиада». Познавательная цель – обобщать, систематизировать знания студентов по истории. Структурой исследования стала история России и история зарубежных стран.

Программа исследования системы

Тема открытого внеклассного мероприятия «Олимпиада по истории»

Участники: 111, 11  группы

Дата: 16  апреля 2011 года

Место: кабинет «Истории» № 49.

Преподаватель: Григорьев Олег Михайлович

Цель саморазвития:  осознать себя в системе «историческая олимпиада».

Цель познавательная: обобщать, систематизировать углубить знание  студентов по истории. Подготовить команду  техникума на участие в республиканской олимпиаде по истории (апрель 2012 г.).

Структура  исследования развивающего пространства:

1. История  Великой Отечественной войны.

2.  Чувашия в годы Великой Отечественной войны.

 

Норма исследования развивающего пространства:

- соответствие внутреннего мира  человека  нормам  патриотического поведения;

  • вопросы категории А;
  • вопросы категории В;
  • вопросы категории С;

-  критерий оценки вопросов

Метод исследования развивающего пространства:

Алгоритмическая мыследеятельность  студентов  по структуре:

1. Исследовательская:

Исследование исторической  литературы,  исторических источников, рисунков и карт.

2. Проектировочная:

Спроектировать создание системы  средств: сценария исторической  композиции, вопросов, тестовых заданий.

 3. Исполнительская:

Работа с историческими материалами,  документами и литературой.  Создание системы  средств:  вопросов, исторических сценок – загадок и конкурсов.

 Проведение  олимпиады по сценарию:

1- Вопросы категории «А»

2 – Конкурс «Исторически часы»

3. – Вопросы категории «В»

4. – Конкурс «исторический перекресток»

5.- Вопросы категории «С»

6. – Конкурс «Исторические личности»

7 – Конкурс «Быстрота и ум»

8 – Конкурс «Отгадай героя»

9 – Конкурс «Брейн ринг»

4. Коммуникативные:

    Развитие межличностных отношений  с преподавателем, с соперниками,  членами жюри, отношение к себе самому.

    Овладение навыками и приемами вопроса-ответа, мыследеятельности  и рефлексии студентов.  

    Умение  быстро мыслить, высказывать  и аргументировать  свою позицию в вопросах конкурсов.

    Приобщение к правилам и нормам культуры поведения между соперниками и зрителями.

5. Рефлексивные:

    Осознание  студентами результатов  проделанной работы в ходе подготовки и проведение олимпиады.

    Осознание  необходимости  быть патриотом  своей Родины на примере истории  российского и чувашского народов.

Результат исследования  развивающего пространства:

Непрерывное развитие  - саморазвитие  мировоззренческих  потребностей – способностей  - сознание студентов на патриотическое поведение.

Технология и ход исторической олимпиады

Цели организации развивающего пространства

Действия

Средства

Нормы

Способности

Осознать общие  и индивидуальные цели олимпиады по истории

Усвоить содержание олимпиады

1.Вопросы категории «А»

2  конкурс «Истори-ческие  часы»

3. Вопросы категории «В»

4.  конкурс «Исторические перекресток»

5.Вопросы категории «С»

6. Конкурс «Исторические личности»

7. конкурс «Быстрота и ум»

8. конкурс «Отгадай героя»

9. конкурс «Брейн ринг»

Результаты мероприятия

Рефлексия

1.Организация целевого пространства олимпиады:

- определение цели олимпиады;

-индивидуальные и общая цель олимпиады;

-определение  способов деятельности  каждым студентом и командой;

-знакомство с заданиями конкурсов и  критериями оценок  конкурсов;

-представление участникам олимпиады членов жюри.  

2.Организация поискового пространства: открытие олимпиады, вступительное слово. Осознать значение  чувства знатока истории

Проведение конкурса. Ответы на вопросы (Тестовые задания)

Составление исторических событий  в хронологическом порядке

Проведение конкурса. Ответы на вопросы (Тестовые задания)

Капитаны задают друг другу по жребию вопросы  из домашнего задания

Проведение конкурса. Ответы на вопросы (Текстовые задания)

Тестовые задания, вычеркнуть из списка лишние имена

На быстроту написать полностью свою колонну «правители России 18 века»  в хронологическом порядке

Отгадать  первым исторического  героя  по подсказкам

Вопросы  на логическое мышление

Жюри подводит итоги, объявляет команду-победительницу. Преподаватель оценивает результаты игры, поощряет в соответствии с правилами

 Оценка общих, индивидуальных способов деятельности и цели. Осознание содержания системы

Преподаватель-студент

Опыт студентов

Задачи конкурсов  и критерии конкурсов жюри

Краткое выступление  преподавателя вера в то, как выгодно быть  любителем  и про-фессионалом истории

Вопросы

Задания на листах

вопросы

 

Устные вопросы в виде иллюстрации

тексты

тесты

Доска, мел

Устные подсказки по уменьшающей

Вопросы – ответы (устные)

Подведение итогов конкурса

Студент – преподаватель

Рефлексия

Мыследеятельность

Критерии оценки конкурсов

Обусловленность полученных информацией с данными истории

Критерии оценки  конкурса

Мыследеятельность критерии оценка конкурса

Критерии оценка конкурса

Критерии оценки конкурса

Критерии оценки конкурса

Критерии оценки конкурса

Культура поведения в конкурсе

Культура поведения в конкурсе

Критерии оценки конкурса

Критерии оценки конкурса

Обусловленное со-держание  олимпиа-ды своему внутрен-нему миру

Соответствие осозна-ние целей, способов деятельности, содер-жание нормам  раз-вития и само-развития

Осознание  общих и индивидуальных целей

Осознание  содержания мероприятия. Осознание критериев оценки конкурсов

Осознать знатаком истории как одно из главных духовных  состояний души

Осознать себя в системе  ответа на вопросы

Овладение навыками и приемами  речи. Умение мыслить, высказывать и аргументировать

Память, правильно  мыслить в истории-ческих событиях

Знать материал по пройденным темам

Логическое мышление

Помнить исторически иллюстрации исполь-зуемые в литературе

Осознание результата литературно-истори-ческой сценки

Память, умение быстро мыслить

Логическое мышление

Осознать себя в системепользовательных вопросов

Осознать себя знатоком истории

Осознание результатов собственной деятельности

Протокол для жюри

Выписка из протокола заседания жюри

         Группы

          (команды)        

Конкурсы

112 группа

113

группа

123

группа

115

группа

1)Конкурс рисунков

2

3

3

2

2)Конкурс «Представление команд»

2

         4 б

4

           7 б

3

              6 б

2

           4 б

за 1 место –4 балла

2 – 3 б

3 – 2 б

4 – 2 б

3)Конкурс  «Исторические часы»  

7

          11 б

10

            17б

6

        12б

10

         14б

   Если все правильно, то 10 баллов, за каждую ош-ибку минус

 1 б.

4)Конкурс «Исторический перекресток»

2

         13б

4

              21б

2

         14б

4

          18б

5)Конкурс «Исторические личности»

4  

      17б

4

          25б

4

           18б

4

         22б

За каждый правильный ответ 1 б.

6)Конкурс «Конкурс капитанов»

1

        18б

3

          28б

2

          20б

2

          24б

7)Конкурс «Историческая загадка»

1

       19б

1

        29б

0

         20б

2

         26б

8)Конкурс «Быстрота и ум»

1

        20б

9

          38б

4

          24б

3

                29б

9)Конкурс «Отгадай героя»

-

        20б

-

           38б

-

         24б

3

           32б

10)Конкурс «Брейн-Ринг»

3

5

8

7

Жюри: Ермолаева А. Иванова И. студенты 413 гр.

Итого

23

43

32

39

Место

4

1

3

2

Заключение

      Сейчас особо остро стоит вопрос  духовного и патриотического воспитания молодежи, ведь благодаря знанию западных стандартов в образовании, ориентации на запад с ее приоритетами, мы сталкиваемся с проблемой утраты многих исконно национальных ценностей.

   Не может быть «здоровой» в представленном отношении та нация, которая не знает своего прошлого.  Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды природы. На наш взгляд то, что творится сейчас в нашей стране в распаде нашей культуры, истории, в  бездуховности мы должны только себе  и никого более.

   Сейчас много говорится о том, что  духовно-нравственный уровень нашей молодежи достиг критической отметки. На наш взгляд, это не так. Наше мероприятие показало, что студенты знают историю Отечества, ее культур. Но не достаточно понимают, что такое патриотизм и как он должен проявится конкретно на деле. Значит нам преподавателям, больше надо работать по развитию личности, овладению его качествами гражданина-патриота Родины.

Литература

       Основная:

1.Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России  XIX в

2.Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России ХХ в.

3.История Древнего мира.

4.История средних веков.

5.Новая и новейшая история.

6.История России с древнейших времен.

    Дополнительная:

1.Павленко Н.И. Россия в конце 17-18 веков.

2.Вся история в одном томе.

3.История России ХХв.

   Нормативно-справочная:

1.Большая советская энциклопедия.

2.Большая школьная энциклопедия. История.

Приложение 5.1.

Конкурс рисунков  № 1

Пролог, часть I

   Участвовали все 4 группы (112,113,123, 115)

   Всего было представлено – 39 работы.

   Очки получают только призовые 10 мест, по 1 очку.

   Итак, в первой «десятке» от 112 гр. – 2 работы (3-4 место)

                                                    113 гр. – 3 работы (2,6 и 7 место)

                                                     123 гр. – 3 работы (5,8,10 место)

                                                     115 гр. – 2 работы (1 и 3 место)

Таким образом, итоги конкурса рисунков – 112 – 2 очка

    115 – 2 очка

    113 – 3 очка

    123 – 3 очка

2 конкурс

Пролог, часть 2

«Представление команд»

Конкурс красноречия

Домашнее задание – подготовить мини сочинение и рассказать устно жюри, на тему: «Почему я люблю историю» от 1 до 2 мин.

По жеребьевке № 1  - 113 гр.

                          № 2 – 112

                          № 3 – 115

                          № 4 – 123.

3 конкурс

«Исторические часы»

(составить в хронологическом порядке исторические события)

   Начиная с первых событий

1.Правление Петра 1

2.Принятие христианства на Руси

3.Правление Путина

4.Олимпийские игры

5.Восстание декабристов

6.Правление Екатерины II

7.Строительство пирамиды Хеопса

8.Бородинское сражение

9.Основанпие Рима

10.Куликовская битва.

4 конкурс

«Исторический перекресток»

  Конкурс команд, каждая команда задает 5 вопросов по пройденным темам другой команде.

Обсуждение – 30 секунд

По жребию, порядок следующий…

  1. 112
  2. 123
  3. 115
  4. 113

5 конкурс

«Исторические личности»

(вычеркнуть из списка лишних исторических личностей)

I.Александр I, Николай I, Петр I, Александр I

2.Петр I, Екатерина II, Степан Разин, Елизавета Петровна

3.Солон, Спартак, Перикл

4.Пестель, Аракчеев, Рылеев, Бестужев-Рюмин

5.Лютер, Мюнцер, Кромвель, Кальвин

6 конкурс

Конкурс капитанов

(каждый капитан задает по 3 вопроса другому капитану)

По жребию

  1. 123

         

  1. 115

         

  1. 113

  1. 112

7 конкурс

«Историческая загадка»

   Каждая группа подготовила высказывания по историческому явлению, событию, в виде загадки, остальным надо отгадать.

8 конкурс

«Быстрота и ум (сообразительность)

   На доске надо написать правителей России 18 века, начиная с Петра I. Каждый участник имеет право написать только одного правителя,  написать имя надо полностью. Доска разделена на 4 части, мел передают друг другу. Небольшая подсказка, правителей было – 9

9 конкурс

«Отгадай героя»

1.Родился в Др. Египте

2.Был фараоном

3.Прославился в 2600 г до н.э.

4.Построил себе знаменитую пирамиду

                                         (Хеопс)

*******

1.Русский князь

2.Жил в 12 веке

3.Основал город Москву

4.Была длинная рука

                                          (Юрий Долгорукий)

*******

1.Император из династии Романовых

2.Был взорван терористами

3.Народ прозвал его освободителем

4.Отменил крепостные права

                                                     (Александр II )

*******

1.Начал воевать при Суворове

2.За победу над турками получил приставу –Задунайский

3.Ослеп на один глаз при взятии Измаила

4.Командовал русским войском в Бородинском сражении.

                                                       (Кутузов)

10 конкурс

 Вопросы для «Брейн-ринга»

1.В какой стране жил Архимед

2.Как называется повинность срок, которого равнялся 5 дням в неделе

3.При каком правителе произошло восстание Пугачева

4.Столитца Австрии

5.Что происходила в Юрьев день

6.У какого русского князя длинная рука

7.При каком царе произошло восстание декабристов

8.Какая страна похожа на сапог

9.В какой стране строили пирамиды

10.В каком веке Колумб открыл Америку

11.Почему жителей Америки называют индейцами

12.На какой реке находится город Киев

13.В каком городе находится гроб Господне Христа

14.Сколько лет назад родился Иисус Христос

15.Как называется самая большая пушка России

16.Кто не мог участвовать в Олимпийских играх

17.Почему бегуны на марафонские дистанции бегут 42 м 195 см

18.В какой стране жил Жанна д/Арк

19.Кто автор картины «Последний день Помпеи»

20.Что называют черной смертью.

21.В каком городе живет папа.

22.В какой стране  находится  Великая стена

23.В какой стране овцы пожирали людей

24.Как пройти из Константинополя в Стамбул

25.Какой царь был выше 2 м.

26.В какой стране существовала харакири самураев

27.На каком острове умер Наполеон Бонапарт

28.Первый президент России

29.Царь, который убил своего сына

30.В какой стране писали иероглифами

31.Как называются цифры, которыми мы пользуемся

32.Какой царь любил плотничать.

  1. Правление Петра I
  2. Принятие христианства на Руси
  3. Правление Путина
  4. Олимпийские игры
  5. Восстание декабристов
  6. Правление Екатерины II
  7. Строительство пирамиды Хеолса
  8. Бородинское сражение
  9. Основание Рима
  10. Куликовская битва

1.Правление Петра I

  1. Принятие христианства на Руси
  2. Правление Путина
  3. Олимпийские игры
  4. Восстание декабристов
  5. Правление Екатерины II
  6. Строительство пирамиды Хеопса
  7. Бородинское сражение
  8. Основание Рима
  9. Куликовская битва

1.Александр I, Николай I, Петр I, Александр I

2.ПетрI, Екатерина II, Степан Разин, Елизавета Петровна

3.Солон, Спартак, Перикл

4.Пестель, Аракчеев, Рылеев, Бестужев-Рюмин

5.Лютер, Мюнцер, Кромвель, Кальвин

1.Александр I, Николай I, Петр I, Александр I

2.ПетрI, Екатерина II, Степан Разин, Елизавета Петровна

3.Солон, Спартак, Перикл

4.Пестель, Аракчеев, Рылеев, Бестужев-Рюмин

5.Лютер, Мюнцер, Кромвель, Кальвин

1.Александр I, Николай I, Петр I, Александр I

2.ПетрI, Екатерина II, Степан Разин, Елизавета Петровна

3.Солон, Спартак, Перикл

4.Пестель, Аракчеев, Рылеев, Бестужев-Рюмин

5.Лютер, Мюнцер, Кромвель, Кальвин

1.Александр I, Николай I, Петр I, Александр I

2.ПетрI, Екатерина II, Степан Разин, Елизавета Петровна

3.Солон, Спартак, Перикл

4.Пестель, Аракчеев, Рылеев, Бестужев-Рюмин

5.Лютер, Мюнцер, Кромвель, Кальвин


Вопросы  категории «А»

  1. Нападение Германии на СССР было: 21 июня 1941 г.

                                                                      22 июня 1941 г.

                                                                      22 июня 1940 г.

                                                                      1 сентября 1939 г.

  1. Начало контрнаступления советских войск под Москвой: октябрь 1941 г.

                                                                                                         Ноябрь 1941 г.

                                                                                                          Декабрь 1941 г.

  1. Сталинградская битва это: июль 1942- февраль 1943 г.

                                                    Август 1942-январь 1943 г.

                                                    Июль 1942 – январь 1943 г.

                                                    Август 1942 – февраль 1943 г.

  1. Курская битва это: июнь – август 1943 г.

                                       Июнь-июль 1943 г.

                                       Июль – август 1943 г.

  1. Капитуляция Германии это: 8 мая 1945 г.

                                                      9 мая 1945 г.

                                                      7 мая 1945 г.

  1. Первый уроженец Чувашии удостоенный звания Героя Советского Союза: С.К. Коротков

                                                                                                                                       И.С. Степанов

                                                                                                                                       И.Я. Яковлев

                                                                                                                                     В.П. Винокуров  

Вопросы категории «В»

  1. Автор поэмы «Василий Теркин»: Н. Симонов, М. Шолохов, А. Твардовский, А. Толстой
  2. Операция «Багратион» это освобождение: Прибалтика, Белоруссия, Украина.
  3. Правильные ответы иметь стрелкой: Сталин                          США

                                                                     Черчилль                      СССР

                                                                     Рузвельт                        Великобритания

  1. Убери неправильную по смыслу фамилию: Жуков, Панфилов, Конев, Рокоссовский
  2. Правильные ответы отметь стрелкой:

Потсдамская конференция                           4-11 февраля 1945 г.

Крымская конференция                                17 июля 0 2 августа 1945

Тегеранская конференция                            ноябрь – декабрь 1943

  1. Сколько героев Советского Союза было из Чувашии: 64, 65, 66, 67

Вопросы категории «С»

  1. Написать имена командующих в конце войны?
  2. Написать название крупных сражений в Великой Отечественной войны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"

Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния,  с целью повторения с ними методики пров...

Методика проведения внеклассного мероприятия «Интеллектуально-познавательная игра Информационный марафон»

Для демонстрации возможностей интерактивных методов и приёмов была проведена игра между студентами старших и младших курсов.Некоторые готовые программы и разработки к данной методичке будут размещены ...

Методическая разработка на тему: "Методика проведения конкурса "Лучшая команда юных специалистов по ландшафтному дизайну""

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей для организации и проведения конкурса на лучшую команду специалистов по ландша...

Методика проведения внеклассного мероприятия «Конкурс презентаций»

Целью проведения данного конкурса является выработка и закрепление умений и навыков студентов в составлении презентаций в программе Power Point, а также преследуются воспитательные цели - сплочения гр...

Методическая разработка «Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей»

В данной разработке описаны: структура занятий по вождению, основные принципы обучения вождению автомобиля, план урока....

Методические разработки на тему "Методика преподавания Джаз танце" дисциплина "Современный танец"

Методический материал посвящён основным принципам преподавания Джаз танца. Классификация и характерные черты...