Конспект урока "Устаревшая лексика"
план-конспект занятия на тему

Спиридонова Татьяна Павловна

На уроке рассматривается проблема развития языка: причины появления устаревших  и новых слов и отрабатывается умение находить в тексте архаизмы, историзмы, неологизмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока на 1 курсе СПО по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Преподаватель русского языка и культуры речи ГБПОУ МССУОР № 3 Москомспорта         Спиридонова Татьяна Павловна.

Тема урока: «Исторические изменения в лексике»

Цель : выяснить причины  появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в  современном языке.

Задачи:

  1. Научить распознавать устаревшую лексику ( архаизмы, историзмы) и новые  слова  (неологизмы).
  2. Расширение лексического словаря учащихся.
  3. Закрепление на практике теоретических знаний.

Тип урока : лекция, практическая работа по закреплению теоретического материала индивидуально и в группах.

Оборудование урока :

Аудиторная доска, раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари  русского языка.

Ход урока :

  1. Определение цели и задач урока( 2 мин.)
  2. Слово учителя (5/7 мин.):

Слова основного словарного фонда живут  веками, хотя и они в какое-то время появляются в языке и в какое-то время отмирают. Поэтому слова, как и люди , бывают старыми и молодыми.

« Так же, как из году в год меняют леса свои листья- старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»,- говорил Гораций.

Слова, которые необходимы для обозначения новых понятий, явлений, предметов, называются неологизмами( от греч.»неос»- новый и « логос»- слово). Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые затем становились привычными словами, а с течением времени могли устаревать, выходить из активной лексики в пассивную.

Например, слова комсомолец, колхоз, трактор, метрополитен, радиопрограмма, телевизор, магнитофон и т.д. – слова, появившиеся сравнительно недавно в языке , но это не неологизмы.

Не являются неологизмами слова вертолет, самолет, радар, ротапринт, клипсы и т.д. Освоены и стали привычными слова космонавт, программист, компьютер и т.д.  Неологизм- это слово не просто новое, а очень новое, совсем недавно появившееся, новизна и свежесть которого ощущается говорящими.

Пребывание слова в «неологизмах»- явление непродолжительное. Если слово образовано удачно, то оно осваивается и становится общенародным, обычным словом.

Другое дело , авторские неологизмы. Придуманные писателями, поэтами, они не становятся общедоступными, но являются как бы « визитными карточками» их авторов. « Огончарован» у Пушкина, «среброснежная» у Блока, «краснокожая паспортина» у Маяковского. Роль авторских неологизмов чисто стилистическая, она не выходит за рамки произведения, в котором фигурирует.

  Практическое задание№ 1 (10/17 мин)

  1. Многие слова за годы советской власти приобрели новые дополнительные значения. Определите с помощью словаря, какие именно значения появились у слов :  пионер, передача, форум, вожатый, нагрузка.
  2. Все новые слова создаются по имеющейся известной модели слова, например:

Медленнокрылый ( от быстрокрылый), футуристики ( уменьшительное от. футуристы) и т.д.

Найдите модель , по которой сделано слово  в  стихотворной строке  П.Антокольского :

« Бездомен, как демон, бездымен, как порох, бездумен, бездамен – ни думы, ни дамы».

  1. Приведите примеры авторских неологизмов ( С. Есенин, В.Маяковский и др.) или составьте свои неологизмы по модели известных слов.

Слово учителя (3 /20 мин.)

Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится  историзмом.

Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю :

Кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.

Архаизмы – явление другого порядка. Это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом. Например, очи( глаза), сей ( этот), зело( очень), вежды ( веки) и т.п.

Если нам надо назвать вещь , мы называем ее обычно нынешним, а не устаревшим названием : зеркало ( а не зерцало), шнурок( а не снурок), этот( а не сей). Архаизмы имеют синонимы в русском языке.

Практическая работа № 2 ( 10/30 мин.)

  1. Найдите  в текстах  устаревшую лексику ( историзмы и архаизмы).

а)А.Н.Толстой « Петр Первый»:

« Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстух и , кряхтя, начал стаскивать ботфорты».

б)Н. Лесков :

« В корпусе существовала богатейшая библиотека и музеум»,

« Карандашовые  портреты Любы»

  1. Назовите архаизмы и историзмы, подберите, если это возможно, синонимы  :

ланиты, очи , выя, доколе, продотряд, ликбез, армяк, камзол, земство, гривна, кошемар, нумер, стора.

Слово учителя (3/32 мин.)

Архаизмы подразделяются на 4 группы :

  1. Фонетические ( пиит- поэт)
  2. Акцентологические ( призрак- призрак)
  3. Морфологические (свирепство- свирепость, рухнуться – рухнуть
  4. Семантические ( меняется значение слова) – позор ( в старину- зрелище)

Практическая работа № 3 ( групповое задание) (8/40 мин.)

В интернете найдите ( по группам) статьи по каждой группе архаизмов, выпишите по 3-4 примера.

Подведение итогов урока  (3/43 мин.)

Вопрос классу :

Какова роль неологизмов, историзмов и архаизмов  для развития лексики?

Ответ:

Историзмы и архаизмы необходимы для воссоздания языкового колорита и быта прошлых эпох.

Неологизмы необходимы для обозначения новых предметов, явлений современности, являются веянием  эпохи.

Самостоятельная работа ( домашнее задание)- (2 /45 мин.)

1)В  романе А. Толстого « Петр Первый»  найдите  историзмы и архаизмы ( 5-6 ).

2) Какие слова нашего времени вы считаете неологизмами? ( подобрать примеры)

Используемая литература:

  1. А.В. Калинин . Лексика русского языка , изд-во Московского университета, 1978 г.
  2. Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь и др. «Современный русский язык» 6-е издание, Изд-во высшая школа, М.,2002 г.
  3. С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая. Русский язык и культура речи( учебный курс) Изд. Центр «Март», М., , 2005 г.
  4. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения,Просвещение,М.,1995 г.
  5. Школьный толковый словарь русского языка под ред. Ф.П.Филина, М.,Просвещение, 1981  г.
  6. Л.И.Тимофеев, М.П.Венгров . Краткий словарь литературоведческих терминов, Учпедгиз, 1999 г.
  7. З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка ( под ред. Л.А.Чешко, изд. Советская энциклопедия, М.,1968 г.
  8. М.Р. Львов,Словарь антонимов русского языка,Русский язык,М.,1984 г.
  9. О.С.Ахманова. Словарь омонимов русского языка,Русский язык, М.,1976 г.
  10. Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева, Русский язык,М.
  11. Н.М.Шанский, В.В.Иванов,Т.В.Шанская . Краткий этимологический словарь русского языка , Учпедгиз,1961 г.


Предварительный просмотр:

 Конспект урока на 1 курсе СПО по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Преподаватель русского языка и культуры речи ГБПОУ МССУОР № 3 Москомспорта         Спиридонова Татьяна Павловна.

Тема урока: «Исторические изменения в лексике»

Цель : выяснить причины  появления устаревшей лексики и появления новых слов и словосочетаний в  современном языке.

Задачи:

  1. Научить распознавать устаревшую лексику ( архаизмы, историзмы) и новые  слова  (неологизмы).
  2. Расширение лексического словаря учащихся.
  3. Закрепление на практике теоретических знаний.

Тип урока : лекция, практическая работа по закреплению теоретического материала индивидуально и в группах.

Оборудование урока :

Аудиторная доска, раздаточный материал, использование Интернет-ресурсов, словари  русского языка.

Ход урока :

  1. Определение цели и задач урока( 2 мин.)
  2. Слово учителя (5/7 мин.):

Слова основного словарного фонда живут  веками, хотя и они в какое-то время появляются в языке и в какое-то время отмирают. Поэтому слова, как и люди , бывают старыми и молодыми.

« Так же, как из году в год меняют леса свои листья- старые падают,- так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»,- говорил Гораций.

Слова, которые необходимы для обозначения новых понятий, явлений, предметов, называются неологизмами( от греч.»неос»- новый и « логос»- слово). Каждая историческая эпоха имела свои неологизмы, которые затем становились привычными словами, а с течением времени могли устаревать, выходить из активной лексики в пассивную.

Например, слова комсомолец, колхоз, трактор, метрополитен, радиопрограмма, телевизор, магнитофон и т.д. – слова, появившиеся сравнительно недавно в языке , но это не неологизмы.

Не являются неологизмами слова вертолет, самолет, радар, ротапринт, клипсы и т.д. Освоены и стали привычными слова космонавт, программист, компьютер и т.д.  Неологизм- это слово не просто новое, а очень новое, совсем недавно появившееся, новизна и свежесть которого ощущается говорящими.

Пребывание слова в «неологизмах»- явление непродолжительное. Если слово образовано удачно, то оно осваивается и становится общенародным, обычным словом.

Другое дело , авторские неологизмы. Придуманные писателями, поэтами, они не становятся общедоступными, но являются как бы « визитными карточками» их авторов. « Огончарован» у Пушкина, «среброснежная» у Блока, «краснокожая паспортина» у Маяковского. Роль авторских неологизмов чисто стилистическая, она не выходит за рамки произведения, в котором фигурирует.

  Практическое задание№ 1 (10/17 мин)

  1. Многие слова за годы советской власти приобрели новые дополнительные значения. Определите с помощью словаря, какие именно значения появились у слов :  пионер, передача, форум, вожатый, нагрузка.
  2. Все новые слова создаются по имеющейся известной модели слова, например:

Медленнокрылый ( от быстрокрылый), футуристики ( уменьшительное от. футуристы) и т.д.

Найдите модель , по которой сделано слово  в  стихотворной строке  П.Антокольского :

« Бездомен, как демон, бездымен, как порох, бездумен, бездамен – ни думы, ни дамы».

  1. Приведите примеры авторских неологизмов ( С. Есенин, В.Маяковский и др.) или составьте свои неологизмы по модели известных слов.

Слово учителя (3 /20 мин.)

Если из жизни уходит какой-то предмет или явление, то слово, называющее этот предмет или явление, становится  историзмом.

Историзм – это слово, называющее предмет или явление, ушедшее в историю :

Кольчуга, барщина, урядник, конка, нэп, царь и т.д.

Архаизмы – явление другого порядка. Это слова, называющие по-старому предметы, явления, признаки, которые сами по себе не устарели, а называются другим словом. Например, очи( глаза), сей ( этот), зело( очень), вежды ( веки) и т.п.

Если нам надо назвать вещь , мы называем ее обычно нынешним, а не устаревшим названием : зеркало ( а не зерцало), шнурок( а не снурок), этот( а не сей). Архаизмы имеют синонимы в русском языке.

Практическая работа № 2 ( 10/30 мин.)

  1. Найдите  в текстах  устаревшую лексику ( историзмы и архаизмы).

а)А.Н.Толстой « Петр Первый»:

« Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстух и , кряхтя, начал стаскивать ботфорты».

б)Н. Лесков :

« В корпусе существовала богатейшая библиотека и музеум»,

« Карандашовые  портреты Любы»

  1. Назовите архаизмы и историзмы, подберите, если это возможно, синонимы  :

ланиты, очи , выя, доколе, продотряд, ликбез, армяк, камзол, земство, гривна, кошемар, нумер, стора.

Слово учителя (3/32 мин.)

Архаизмы подразделяются на 4 группы :

  1. Фонетические ( пиит- поэт)
  2. Акцентологические ( призрак- призрак)
  3. Морфологические (свирепство- свирепость, рухнуться – рухнуть
  4. Семантические ( меняется значение слова) – позор ( в старину- зрелище)

Практическая работа № 3 ( групповое задание) (8/40 мин.)

В интернете найдите ( по группам) статьи по каждой группе архаизмов, выпишите по 3-4 примера.

Подведение итогов урока  (3/43 мин.)

Вопрос классу :

Какова роль неологизмов, историзмов и архаизмов  для развития лексики?

Ответ:

Историзмы и архаизмы необходимы для воссоздания языкового колорита и быта прошлых эпох.

Неологизмы необходимы для обозначения новых предметов, явлений современности, являются веянием  эпохи.

Самостоятельная работа ( домашнее задание)- (2 /45 мин.)

1)В  романе А. Толстого « Петр Первый»  найдите  историзмы и архаизмы ( 5-6 ).

2) Какие слова нашего времени вы считаете неологизмами? ( подобрать примеры)

Используемая литература:

  1. А.В. Калинин . Лексика русского языка , изд-во Московского университета, 1978 г.
  2. Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь и др. «Современный русский язык» 6-е издание, Изд-во высшая школа, М.,2002 г.
  3. С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая. Русский язык и культура речи( учебный курс) Изд. Центр «Март», М., , 2005 г.
  4. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения,Просвещение,М.,1995 г.
  5. Школьный толковый словарь русского языка под ред. Ф.П.Филина, М.,Просвещение, 1981  г.
  6. Л.И.Тимофеев, М.П.Венгров . Краткий словарь литературоведческих терминов, Учпедгиз, 1999 г.
  7. З.Е.Александрова Словарь синонимов русского языка ( под ред. Л.А.Чешко, изд. Советская энциклопедия, М.,1968 г.
  8. М.Р. Львов,Словарь антонимов русского языка,Русский язык,М.,1984 г.
  9. О.С.Ахманова. Словарь омонимов русского языка,Русский язык, М.,1976 г.
  10. Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева, Русский язык,М.
  11. Н.М.Шанский, В.В.Иванов,Т.В.Шанская . Краткий этимологический словарь русского языка , Учпедгиз,1961 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра по теме: "Лексика"

Представляется презентация лингвистической игры "Лексика"...

Сүзләр дөньясына сәяхәт("Лексика" бүлеген кабатлау)

Бу дәрес планы укытучыларга ярдәм итәр дип ышанам....

Опорный конспект по теме "Лексика по сфере употребления"

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...

Конспект лекции по теме " Лексика и фразеология"

Материал может быть использован как преподавателями,так и студентами для подготовки к занятиям...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...

Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...