Основная мысль текста.
план-конспект урока на тему

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тема: «Основная мысль текста».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.osnovnaya_mysl_teksta.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Россия г. Москва, Южный округ. ГБОУ Школа № 935

Урок подготовила учитель по русскому языку и литературе: Адамян Е.О.

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тема: «Основная мысль текста».
Цель урока:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи  обучающихся
  • развитие   мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

1.      Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

       2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного  вопроса:

Почему записанные на карточках  предложения образуют  текст?

        Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. 
         Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.                                              
         Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
         Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль.(Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста)

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема, основная мысль и структура текста»)

4. Работа по теме урока. Должны знать:

Ответьте на следующие вопросы по записанному  тексту:

Какие  четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

 Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

 Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

 - Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

- Где можно посмотреть значение непонятных нам слов?

 5.  Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

А теперь исходя из того, что мы только что с вами сказали о тексте, давайте  сформулируем определение текст- это…

6. Закрепление.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

Прочитайте текст и выполните задания 
(1) ... (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

 

7. Работа с учебником.

Стр. 35.

Упр. 80.

Самостоятельная работа.

Написание сочинения «Самый памятный день».


9. Домашнее задание.
Написание сочинения .

10. Рефлексия.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был



7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
 доволен / не доволен
 коротким / длинным
 не устал / устал
 стало лучше / стало хуже
 понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
инт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности технических текстов. Общие вопросы перевода технических текстов.

Материал содержит теоретические основы технического перевода и пример несложного аутентичного технического текста. Материал адаптирован и подготовлен для студентов технических специальностей средних п...

Работа с текстом.Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.

Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном,  важный элемент содержания обучения....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

Диссертационная работа на тему "Развитие письменной монологической речи в процессе обучения текстам разных функционально-смысловых типов речи в основной школе"

Оригинальность и глубина исследования. В диссертационной работе Желчуряновой Д.А. достаточно глубоко изучены  теоретические основы исследования проблемы, корректно разработан понятийный аппарат и...

Мастер - класс "Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности"

Представление опыта работы с текстом на внеурочной . Представить приёмы работы с текстом   и применить их на практике;Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками ма...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...

Основные этапы развития социально-философской мысли

Пособие для самостоятельной работы «Основные этапы развития социально-философской мысли» по дисциплине «Основы философии» предназначено для углубленного изучения ключевых вопро...