Мастер - класс "Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности"
методическая разработка

Маякина Марина Юрьевна

 Представление опыта работы с текстом на внеурочной . Представить приёмы работы с текстом   и применить их на практике;

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Шатковская средняя школа»

 

 

Мастер-класс

«Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности»

 

 

 

Учитель начальных классов Маякина Марина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Цель: представление опыта работы с текстом на внеурочной деятельности по функциональной грамотности в начальной школе. Задачи:

  1. Познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
  2. Представить приёмы работы с текстом   и применить их на практике;
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Целевая аудитория: педагоги района.

Время проведения – 15 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы

  1.  

1. Вступление (организационный этап)

Слайд 1 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования функциональной  грамотности», на котором мы рассмотрим приёмы работы с текстом на внеурочной деятельности по функциональной грамотности в начальной школе  

 

2. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.

Слайд 2 

Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.

Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.

 С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.

 Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости.

Слайд 3

Нам необходимо ответить на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какова главная мысль этого текста?

Но сначала, давайте проверим себя на знание текста.  

1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их по общим признакам. Количество столбцов определите самостоятельно.

 

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

?

?

?

?

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Проверяем выполнение задания. Сколько групп получилось?

Герои сказок

Автор сказок

Оловянный солдатик

Дюймовочка

Гадкий утёнок

Ханс Кристиан Андерсен

 

 

Слайд 5

Где забыл тросточку немолодой тихий путешественник? (Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку).

Как вы понимаете значение слова «гостиница»? (Гостиница - это дом для временного проживания)

Слайд 6

Кто любит сказки Андерсена? (Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые).

Что содержится в добрых сказках Андерсена? (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей).

Замени слово «мудрый» близким по значению словом.(Мудрый -  умный, разумный)

 

Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (Сказки Андерсена)
  2. Какова его главная мысль? (Сказки Андерсена любят дети и взрослые) (коллективное обсуждение)

Слайд 7

Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

1)

2)

3)

Что у вас получилось? (План)

  1. Возвращение тросточки.
  2. Сказки Андерсена.
  3. Взрослые тоже любят сказки Андерсена

 

Слайд 8

Оцените текст, ответив на вопрос:

«Чем привлекают читателей сказки Андерсена?» (Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.)

 

Я предлагаю поразмышлять над проблемами:

«Почему сказки Андерсена любят взрослые?» (В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости) 

«Почему на почте взяли посылку без адреса?» (Люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека).

4. Рефлексия

Слайд 9

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

 

Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили значение слова «гостиница»

Подобрали синонимы к слову «мудрый»

 

Интерпретация  и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

 

Оценка текста

Ответили на вопрос: «Чем привлекают читателей сказок Андерсена?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Почему сказки Андерсена любят взрослые? Почему на почте взяли посылку без адреса?  »

 

 

         Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?
  2. Всё ли вам было понятно?
  3. Со всеми ли заданиями вы справились?
  4. Полезной ли была эта деятельность?
  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях? 6. Спасибо за работу! (хлопаем в ладоши)

Слайд 10 Спасибо за внимание. Желаю участникам творческих успехов!

 

 

Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Прочитайте текст.

        Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. Он заранее привязал к ней записку. «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», – было написано в ней. И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.

        С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.

 Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. Ведь все взрослые были когда-то детьми. А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость   всегда – до глубокой старости.  

  1. Определите тему и идею этого текста.

Тема ___________________________________________________________ Идея (главная мысль)_______________________________________________

  1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их. Количество столбцов определите самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определите микротему каждого абзаца.
  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Данная статья поможет разобраться в том, что такое функциональная грамотность, из чего состоит данное понятие. Статья ответит на вопрос: Как развивать у младшиз школьников читательскую грамотность?...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...

Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся

Презентация содержит краткие теоретические сведения о том, что нужно понимать учителю под "функциональной грамотностью", какие возможности открывает кейс-технология для формирования функцион...

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...