Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся
презентация к уроку

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентация содержит краткие теоретические сведения о том, что нужно понимать учителю под "функциональной грамотностью", какие возможности открывает кейс-технология для формирования функциональной грамотности ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нечепаева С.А. преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся

Слайд 2

Функциональная грамотность Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности

Слайд 3

Функциональная грамотность Шесть направлений «Программы по развитию образования» Математическая грамотность, Читательская грамотность, Естественнонаучная грамотность, Финансовая грамотность, Глобальные компетенции Креативное мышление. Функциональная грамотность для учителя: важны не столько сами знания, а умение их применить: найти новую информацию, проверить её достоверность, на основе информации изучить новые виды деятельности, быть способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

Слайд 4

Функциональная грамотность Международное исследование PISA определяет понятие « Глобальные компетенции » не как конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде. Формирование данной компетенции относится, скорее, к воспитательным процессам школы и непосредственно воспитательной работе учителя . По версии PISA, креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их, способность продуктивно участвовать в оценке, выработке, совершенствовании идей

Слайд 5

Педагогические технологии Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (профессор В.М.Монахов). Кейс-метод, как педагогическая технология. Метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Назначение: развивать способности обучающихся находить решение проблемы и учиться работать с информацией

Слайд 6

Кейс-технология Требования к организации работы с кейсом Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в конкретной жизни (случаи, факты) 2. Информация может быть представлена не полно, носит ориентированный характер 3. Возможно дополнение кейса данными Результаты работы с кейсом Учебные : усвоение новой информации, освоение метода сбора данных, анализа данных, умения работы с текстом, соотнесение теоретических и практических данных. Образовательные : создание авторского продукта, повышение коммуникативных навыков, появление опыта принятия решений, умения действовать в новой ситуации

Слайд 7

Кейс-технология Действия учителя при работе с кейсом Создание кейса или использование уже имеющегося Распределение учеников по малым группам 4 – 6 чел. Знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, определения докладчиков 4. Организация решений в малых группах 5. Организация общей дискуссии 6. Обобщающее выступление учителя в оценке работы 7. Оценивание работы учителем

Слайд 8

Кейс-технология Действия обучающихся при работе с кейсом I этап: знакомство с ситуацией II этап: выделение основной проблемы (проблем) III этап: предложение концепций (тем) для мозгового штурма IV этап: анализ последствий принятых решений V этап: решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий

Слайд 9

Кейс-технология Когда эффективно использовать кейс? В качестве домашнего задания Зачёта или экзамена В начале изучения темы для развития интереса Как дополнение и расширение знаний Структура кейса? Ситуация из реальной жизни Контекст ситуации (исторический, хронологический, места, особенности участников) Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы и задания для работы с кейсом Приложения (информация)

Слайд 10

Кейс-технология Характеристики удачного кейса Рассказывает Фокусируется на теме, вызывающей интерес Не выходит за пределы последних 5 лет Может вызывать сопереживание героям кейса Включает цитаты из источников Содержит проблему, понятную ученику Требует оценки уже принятых решений

Слайд 11

Кейс-технология Правила анализа кейса Двукратное прочтение кейса, анализ таблиц и графиков Составить список проблем, с которыми будет работать Оценить цифровые данные (при их наличии) Выделить проблемы, к которым можно применить уже имеющиеся знания Наметить анализ представленной ситуации Изучить предложения участников группы, аргументировать их принятие или отклонение 7. Составление плана собственного выступления Составление списка приоритетных предложений Контроль плана действий для выступления Не предлагать решений, которые могут иметь отрицательные результаты

Слайд 12

Кейс-технология Феликс Кривин (1928 – 2016) Русский прозаик, поэт, сценарист, писатель- фантаст, радиожурналист, педагог

Слайд 13

Источники https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599 https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206164 https://school66.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/matematicheskaya_gramotnost.html https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html https://www.yandex.ru/images/search?img_url https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-4010626.html Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. – Режим доступа : https:// fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyiobrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Данная статья поможет разобраться в том, что такое функциональная грамотность, из чего состоит данное понятие. Статья ответит на вопрос: Как развивать у младшиз школьников читательскую грамотность?...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...