Формирование функциональной грамотности в начальной школе
статья

Жерибор Мария Дмитриевна

Данная статья поможет разобраться в том, что такое функциональная грамотность, из чего состоит данное понятие. Статья ответит на вопрос: Как развивать у младшиз школьников читательскую грамотность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №278 имени Б. Б. Голицына

Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

Статья:

«Формирование читательской грамотности в начальной школе»

Выполнила:

Учитель начальных классов

Жерибор Мария Дмитриевна

Санкт-Петербург

2022

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность состоит из девяти важных составляющих:

  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Математическая грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Юридическая грамотность
  • Грамотность в вопросах здоровья
  • Грамотность в семейно-бытовых вопросах
  • Творческое мышление

Сегодня хотелось бы сказать о развитии читательской грамотности в начальной школе. Развитие читательской грамотности один из самых важных аспектов во всем начальном образовании.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...

Педагогические технологии как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся

Презентация содержит краткие теоретические сведения о том, что нужно понимать учителю под "функциональной грамотностью", какие возможности открывает кейс-технология для формирования функцион...

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В связи с введением термина "функциональная грамотность" в обновленных ФГОС у педагогов возникла необходимость в понимании данного термина и, самое важное, в коррекции форм и методов работы ...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...