Материалы для проведения зачетов в профильном отделении
методическая разработка на тему

В данном разделе представлены материалы, выносимые на внутренние зачеты и сесии профильного отделения по истории и обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачет по теме Александр I

А1 Что из перечисленного можно отнести к характеристике Российской империи?

1)Империя активно осуществляла колониальные захваты на других континентах

2)Эта империя была к началу XIX века самой маленькой по территории

3)В империи не было деления на метрополию и колонии

4)Центр империи и ее окраины были связаны исключительно морскими путями

А2 Почему государственный строй в России в начале XIX века характеризуется как самодержавный?

1)высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору

2)в работе Земских соборов не участвовали крестьяне

3)высшим исполнительным органом был Синод

4)императоры получали власть по наследству

А3 На какие единицы делилась территория России?

1)республики                                                2)губернии и уезды

3)районы и округа                                       4)земли и области

А4 В период чьего правления проводилась политика «просвещенного абсолютизма»

1)Павла 1                                                      2)Петра1

3)Екатерины II                                             4)Елизаветы I

А5 О чем свидетельствовало преобладание в составе населения Российской империи в начале XIXв. Крестьянства?

1)в сельском хозяйстве отсутствовали феодальные пережитки

2)Россия оставалась аграрной страной

3)в России был высокий уровень рождаемости населения

4)территория располагалась в зоне удобной для земледелия

 А6 Укажите временные рамки эпохи «Дворцовых переворотов»

1)1727-1801гг.                                                 2)1727-1762гг.

3)1725-1762гг.                                                4)1725-1801гг.

                                     5)1727-1801гг.

А7 Укажите дату принятия Петром I указа о престолонаследии

1)1721г.                                                         2)1714г.

3)1710г.                                                        4)1722г.

А8В каком году император ПавелI вступил на престол?

1)1762г.                                                      2)1796г.

3)1797г.                                                      4)1801г.

А9 Укажите дату принятия Павлом I указа о престолонаследии

1)1796г.                                                           2)1797г.

3)1798г.                                                          4)1799г.

А10.Укажите дату принятия Павлом I указа о «трехдневной барщине»

1)1796г.                                                         2)1797г.

3)1798г.                                                         4)1799г.

А11Что послужило основными причинами для возникновения заговора с целью свержения Павла I с престола? Укажите верные ответы.

  1. Павел I продолжал политику своей матери Екатерины II, тем самым ущемлял положение дворян
  2. Павел I желал стать главной русской православной церкви
  3. Большинство дворян поддерживало Александра и желало видеть его на престоле
  4. Александр сам желал поскорее занять трон и лично возглавил заговор против отца
  5. Политика ПавлаI была направлена против привилегий дворянства
  6. Политика Павла I вызывала повсеместные крестьянские бунты
  7. ПавелI вел активную борьбу с идеями Великой Французской Революции

А12. В каком году Россия приняла участие во второй антифранцузской коалиции?

1)1797-1798гг.                                            2)1798-1800гг.

3)1797-1799гг.                                            4)1797-1800гг.

5)1798-1800гг.                                            6)1798-1800гг.

А13. Кто являлся главнокомандующим русской армии при Павле I?

1)Ф.Ф.Ушаков                                            2)А.В.Суворо

3) ПавелI                                                     4)А. Римский-Корсаков

А14. Укажите дату Итальянского похода Суворова

1)апрель-август 1799г.                              2)апрель-август 1798г.

3)сентябрь 1798г.                                       3) сентябрь 1799 г.

А15. Укажите дату перехода Суворова через Альпы

1)апрель-август 1799г.                              2)апрель-август 1798г.

3)сентябрь 1798г.                                       3) сентябрь 1799 г.

                                                                           Часть С

С1 Перечислите основные положения политики Павла I, направленные на дворянское сословие и крестьян ( не менее 3).

С2. Одной из главных задач внутренней политики Павла1 являлась борьба с Великой Французской Революцией.(В.Ф.Р.) Приведите не менее 3 причин по которым император опасался идей Французской революции, и назовите не менее 5 принятых указов, так или иначе связанных с В.Ф.Р.

С3. Перед вами воспоминания полковника Н.А.Самбулова, прочитайте отрывок и дайте развернутый ответ вопросы.

«…Это случалось настолько часто, что у нас вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Подобное обращение, естественно, держало офицеров в постоянном страхе и беспокойстве…».

Вопрос1. О каком событии эпохи Павла 1, идет речь в документе.

Вопрос 2. Укажите реформу, которая отражает происходившие события. Перечислите не менее 5 положений реформы.

Вопрос 3. Кратко охарактеризуйте указанную реформу и последовавшие за ней события. Укажите плюсы и минусы реформы.

                     С4.Перед вами знаменитый указ ПавлаI. Прочитайте его внимательно и дайте развернутый ответ на вопросы.

«Помните, что вам дело до англичан только, и мир со всеми теми, кто не будет им помогать; и так, проходя их, уверяйте о дружбе России и идите от Инда на Гангес, и там на англичан. Мимоходом утвердите Бухарию, чтоб китайцам не досталась. В Хиве высвободите столько то тысяч наших пленных подданных. Если бы нужна была пехота, то вслед за вами, а не инако будет можно. Но лучше кабы вы то одни собою сделали.»

Вопрос1. О каких событиях идёт речь в документе. Вспомните, какие события повлияли, на столь резкое изменение политики Павла I.  

                     С5.Из воспоминания графини В.Н. Головиной. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

«С искусством предателя …?…..коварно подготовил гибель несчастного императора….В течении нескольких месяцев……?.....преследовал и мучал великого князя, чтобы добиться согласия на низложение отца. В конце концов, он стал угрожать ему революцией и резней, уверяя, уверяя, что только лишение престола может спасти государство…Он добился от великого князя разрешения навести справки, каким образом подобные отречения производились в других странах….

В ночь с 11 на 12 марта привели один или два батальона Преображенского полка, разместив их во дворце, разместив их во дворце и вокруг дворца. Во главе гвардейцев был Талызин. Солдатам сказали, что жизнь императора в опасности и они идут спасать его.   [указать фамилию] …..остался с ним [перечислите имена и фамилии и должности участвовавших в перевороте]и три гвардейских офицера поднялись в покой императора.

……….[указать имя и фамилию], пьяный и бесцеремонный, сказал:

-Чего тут церемониться? Давайте к делу…и нанес императору роковой удар в висок…»

Вопрос1. В каком году происходило это событие, о котором идет речь в воспоминаниях? Назовите имя свергнутого императора. Кто стал императором в результате указанного события?

Вопрос2.Укажите характерные черты, присущие как событию, о котором говорится в отрывке воспоминаний, так и дворцовым переворотам в России XVIIIв. Для ответа используйте текст источника и знания по курсу истории. Укажите не менее 4 характерных черт.

Вопрос 3. Укажите главных действующих лиц заговора и должности, которые участвовали в описанном событии. Укажите имя и фамилию главного заговорщика, укажите имя и фамилию человека, нанесшего удар императору.



Предварительный просмотр:

Зачет по Истории России

Тема: «Внутренняя политика Александра I»

Часть 1

А1.Кто в России относился к непривилегированным сословиям?

1)священники                                   2)мещане

3)гвардейцы                                     4)дворяне

А2 Развитие в России в начале XIX века мануфактурной промышленности, использующей наемный труд, свидетельствовало о (об):

1)начало промышленного переворота                2)развитие капиталистических отношений

3)сохранение феодальных отношений               4)разложение феодально-крепостнической системы

А3 Какое утверждение правильно характеризует развитие текстильной промышленности в российской империи в начале XIXв.

1)эта отрасль промышленности отсутствовала

2) эта отрасль промышленности развивалась наиболее эффективно

3) эта отрасль промышленности развивалась очень медленно

4) эта отрасль промышленности прекратила свое существование

А4 Крупнейшей  в российской империи ярмаркой была:

1)Санкт-Петербургская                                     2)Московская

3)Нижегородская                                               4)Харьковская

А5 Медленное развитие капитализма в Российской империи было вызвано:

1)ограниченным рынком рабочей силы

2)политикой протекционизма

3)высокая производительность труда крепостных мануфактур

4)отсутствие сырьевой базы

А6 Что относится к мероприятиям Александра I, проводившемся после Отечественной войны?

1)предоставление автономии университетам

2)издание указа «о вольных хлебопашцах»

3)амнистия политических заключенных, пострадавших при Павле

4)разработка А.Аракчеевым проекта общероссийской крестьянской реформы.

А7 Что из названного относится к характеристике внутренней политики АлександраI?

1)введение сословных судов

2)создание комитета для разработки реформ

3)воссоздание Кабинета министров

А8 Какое из названных событий связано с именами В.П.Кобучея и И.П.Строганов?

1)разработка Жалованной  грамоты дворянству

2)объявление амнистии людям, осужденным при Павле

3)разработка проекта «Уложения Правительствующего Сената»

4)создание Государственного совета

А9 С именами Н.Н.Новосильцева и А.А.Чарторыйского  связана деятельность:

1)Министерства внутренних дел

2)Негласного комитета

3)Государственной думы

4)Государственного совета

А10 Установите соответствие между органом государственной власти и его названием:

А)высший законосовещательный орган                                        1)Синод

 при императоре        

Б)высший исполнительный орган                                                  2)Кабинет министров

В)орган, занимающийся имущественными                                   3)Государственный Совет

 делами церкви                                                                                  4)правительствующий Сенат

А11 Отметьте результаты внутренней политики Александра I к 1806 г.

1)Правительствующий Сенат разделен на Правительствующий и Судебный

2)введено всеобщее цензовое избирательное право

3)создана система четырехступенчатого образования

4)ликвидация приказов

А12 Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1)ссылка в Сибирь М.М.Сперанского

2)учреждение Кабинета Министров

3)реформа народного просвещения

4)создание государственного совета

А13.Закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении помещичьих земель был опубликован в:

1)1813                                           2)1816

3)1822                                           4)1825

А14 Неприкосновенность личности, свобода печати – это

1)Конституция Польши                                            2)дарование свободы Эстляндии и Курляндии

3)проект реформ М.М. Сперанского                      4)проект конституции Н.Н.Новосильцева

А15 Создание двухпалатного парламента предусматривалось в проекте документа:

1)»Записки об устройстве судебных и правительствующих учреждений»

2) Уставная грамота российской империи

3)»Уложение Правительствующего Сената»

А16 Расположите в хронологической последовательности следующие события

1)создание военных поселений

2)введение рекрутских наборов

3)создание проекта «Уставной грамоты Российской империи»

4) разработка аграрного проекта А.А.Аракчеева

                                                                       Часть 2

Назовите даты

  1. Правление Александра I
  2. Образование министерств
  3. Указ о «вольных хлебопашцах»
  4. Проект М.М. Сперанского
  5. Учреждение Государственного Совета
  6. Реформаторский проект Н.Н.Новосильцева
  7. Проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права
  8. Реформа народного просвещения

Дайте понятия определениям

  1. Либерализм
  2. Манифест
  3. Ценз
  4. Консерватизм
  5. Легкая промышленность



Предварительный просмотр:

Билет № 1

  1. Внутренняя политика Александра I («Негласный комитет», реформа народного просвещения,  указ «о вольных хлебопашцах», реформы М.М. Сперанского)
  2.  А.П.Ермолов (характеристика исторической личности)
  3. Политический режим; аренда; консерваторы (дать определение понятиям)

Билет №2

  1. Отечественная война 1812 года (планы и силы сторон, расположение русских и французских войск в начале войны, Смоленское сражение, смена главнокомандующего русской армии, Бородино, исход Наполеона из Москвы, Тарутинских маневр, переправа Наполеона через р.Березину, итоги войны)
  2. Александр II (характеристика исторической личности)
  3. Социализма, акция, цензура (дать определение понятиям)

Билет № 3

  1. Внутренняя политика Александра I 1815-1825 гг. (причины изменения внутренней политики, «Польский эксперимент», реформаторский проект Н.Н. Новосильцева, попытки решения крестьянского вопроса, отмена крепостного права в Прибалтике, проект А.А. Аракчеева  о выкупе земель)
  2. А.И.Герцен (характеристика исторической личности)
  3. Коммунизм, пошлина, правовое государство (дать определение понятиям)

Билет № 4

  1. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов (причины зарождения тайных обществ в России, «Союз Спасения», «Союз Благоденствия», Южное общество, Северное общество, династический кризис, выступление на Сенатской площади, суд над декабристами)
  2. Карл Маркс (характеристика исторической личности)
  3. Сепаратный мир, устав, биржа (дать определение понятиям)

Билет № 5

  1. Внутренняя политика Николая I (основные направления внутренней политики, реформа П.Д. Киселева – решение крестьянского вопроса,  финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, , промышленное и крестьянское развитие России)
  2. Александр III (характеристика исторической личности)
  3. Социалистическое учение, либерализм, аренда (дать определение понятиям)

Билет № 6

  1. Внешняя политика Николая I (Россия и революция в Европе, русско-иранская война, русско-турецкая война,  Крымская война. Оборона Севастополя, Парижский мир)
  2. С.Ю.Витте  (характеристика исторической личности)
  3. Биржа, консерватизм, ростовщичество (дать определение понятиям)

Билет № 7

  1. Общественное движение в годы правления Николая I (консерваторы, либералы (славянофилы, западники), радикалы- А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, М.В. Буташевич – Петрашевский)
  2. М.И. Кутузов (характеристика  исторической личности)
  3. Полицейское государство, конспирация,  террор (дать определения понятиям)

Билет № 8

  1. Крестьянский вопрос (накануне отмены крепостного права, основные причины реформы, экономическое и политическое состояние России накануне реформы, положение помещичьего хозяйства)
  2. М.М. Сперанский (характеристика исторической личности)
  3. Манифест, аренда, национализм (дать определение понятиям)

Билет № 9

  1. Крестьянская реформа (дата подписания и обнародования, основные положения реформы, итоги реформы)
  2. А.А. Аракчеев (характеристика исторической личности, основные этапы деятельности)
  3. Гражданское общество, иезуиты, концессия (дать определение понятиям)

Билет № 10

  1. Либеральные реформы 60-70-х гг. (Земская реформа, городская реформа, судебная реформа, военная реформа,  изменения в области просвещения, «Диктатура сердца»  М.Т. Лорис-Меликова,  характеристика реформ и претворение их в жизнь)
  2. К.П. Победоносцев (характеристика исторической личности)
  3. Цензура, революция, ассигнация (дать определение ппонятиям)

Билет № 11

  1. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права (с\х, промышленность, финансы, железнодорожное строительство)
  2. Софья Перовская (характеристика исторической личности)
  3. Правовое государство, ростовщичество, террор (дать определение понятиям)

Билет № 12

  1. Общественное движение в годы правления Александра II- (либералы, разногласия в либеральном движении, консерваторы, главные идеологи либералов и консерваторов, основные программные требования)
  2. Е.Ф. Канкрин (характеристика исторической личности)
  3. Рескрипт, жандармерия, социализм (дать понятия определениям)

Билет № 13

  1. Революционное народничество и его идеология  ( Поиски ориентиров - идеи Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена; теория революционного народничества: М.А. Бакунин,П.Л. Лавров, П.Т.Ткачев)
  2. П.С. Нахимов (характеристика исторической личности)
  3. Национальное самосознание, масоны, биржа (дать  определение понятиям)

Билет № 14

  1. Революционное народничество второй половины 60-начала 80-х гг. («Ишутинцы» и «Нечаевцы»;  организация «Земля и Воля» и ее раскол;  7 покушений на императора Александра II фамильное перечисление всех участников убийства)
  2. Александр I (характеристика исторической личности)
  3. Национализм, полицейское государство, социализм (дать определение понятиям)

Билет № 15

  1. Русско-турецкая война 1877-1878гг. (основные направления внешней политики России,  концепция «собирания сил» А.М. Горчаков,  распад антирусской коалиции, ход боевых действий, Сан-Стефанский мирный договор)
  2. П.И. Пестель (характеристика исторической личности)
  3. Иезуиты, ростовщичество, коммунизм (дать определение понятиям)

Билет № 16

  1. Внутренняя политика Александра III (начало царствования, смена либерального правительства на консервативное,  попытки решения крестьянского вопроса, установление полицейского режима,  политика в области просвещения и печати)
  2. М.Д. Скобелев (характеристика исторической личности)
  3. Либерализм, консерватизм, социализм (дать определение понятиям)

Билет № 17

  1. Экономическое развитие в годы правления Александра III (экономическая политика Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте; развитие промышленности и с\х)
  2. М.Т. Лорис-Меликов (характеристика исторической личности)
  3. Кредит, революция,  аренда (дать определение понятиям)

Билет № 18

  1. Положение основных слоев общества при Александре III (крестьянство, дворянство, буржуазия, рабочий класс, духовенство, интеллигенция)
  2. Н.Г. Чернышевский (характеристика исторической личности)
  3. Пошлина, сектант,  сепаратный мир (дать определение понятиям)

Билет № 19

  1. Общественное движение при Александре III. ( Распространение марксизма, либералы, консерваторы)
  2. Николай I (характеристика исторической личности)
  3. Ассигнации, концессия, кредит (дать определение понятиям)

Билет № 20

  1. Внешняя политика Александра III ( Балканы, поиск союзников, азиатская политика)
  2. М.Н. Катков (характеристика исторической личности)
  3. Конспирация, устав, политический режим (дать определение понятиям)



Предварительный просмотр:

Самостоятельная Иван Грозный в формате ЕГЭ

1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Ливонская война
  2. Опричнина
  3. Реформы Избранной Рады

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А Созыв Земского собора                                                     1. 1550 г.

Б. Судебник                                                                            2. 1556 г.

В. Губная реформа                                                                3. 1551г.

Г. Церковный Собор                                                             4. 1552 г.

                                                                                                 5. 1547 г.

                                                                                                 6. 1549 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся

к периоду правления Ивана Грозного

1.самодержавие, 2) Уложение о службе 3) Церковный Собор 4) местничество 5) семибоярщина 6)местное самоуправление

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

                                                 Ответ.

4  Запишите термин, о котором идёт речь.

Сословно-представительный орган на Руси, в который входило духовенство,  верхушка посада, дворянство, впервые созванный при Иване Грозном

                                                 Ответ

5 Установите соответствие между процессами событиями и годами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Событие                                                                             Год

А) Венчание на царство Ивана Грозного                       1) 1550 г.

Б) Созыв Земского Собора                                               2) 1556 г.

Г) Судебник                                                                       3) 1551 г.

В) Губная реформа                                                            4) 1552 г.

                                                                                             5) 1547 г.

                                                                                             6) 1549 г.

Ответ :  

А

Б

В

Г

6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А

Б

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. (...)

(...) В царствующем граде Москве и по всем градом (...) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (...) и грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пеги и чести со всяким духовным наказанием. (...) Глава м. и книжных писцех.

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят кре-стащеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положи ги руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, (...) аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. (...)

1. Наказание от отца к сыну

2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им

3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни

4. Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную

5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин и мнишескии

6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна

7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати

  1. Был принят  в 1551г.
  2. Памятник русской литературы  XVI в.
  3. Разрабатывался при участии Ивана Грозного
  4. В тексте перечислялись этические нормы поведения горожанина XVI в. (подавать милостыню, почитать родителей, посещать церковь…)
  5. В тексте регламентируются обряды богослужения, меры по искоренению безнравственного поведения среди духовенства
  6. Авторство приписывают протопопу Сильвестру.

                              Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

7 Что из перечисленного ниже относится к периоду правления Ивана Грозного. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Смоленская война
  2. Введение «заповедных лет»
  3. Отмена системы кормлений
  4. Введение «урочных лет»
  5. Отмена системы местничества
  6. Ливонская война

Ответ:

8 Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Иван Грозный .                                                         . в 1552 г.

Б).                                                   .началсь для России удачно, однако через три года  последовали серьезные поражения, которые затянули боевые действия на долгие годы.

В) В период опричинины страна была разделена на Опричнины и .                                          .

Пропущенные элементы:

  1. Астраханское ханство
  2. Казанское ханство
  3. Ливонская война
  4. Опричнина
  5. Земщина
  6. Русско-шведская  война

Ответ:

А

Б

В

9  Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца     подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Участники:                                                                                           События:

               А)Сильвестр                                                                                         1) период Боярского правления                                        

               Б)Федор Иванович                                                                               2) покорение Сибири

               В)Андрей Шуйский                                                                             3) угличская драма

               Г)Ермак                                                                                                 4) деятель Избранной Рады

                                                                                                                              5) деятель Опричнины

                                                                                                                              6) автор «Домостроя»

Ответ:

А

Б

В

Г

10  Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«…был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью…»

Ответ .                                                        .

11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Месяц

Участник(и)

.                                     . (А)

1565-1572 гг.

Малюта Скуратов, Федор Басманов

Стоглавый Собор

.                                   . (Б)

.                                .(В)

.                                    .(Г)

Лето 1552 г.

.                                    . (Д)

Взятие Казани

.                                    .(Е)

Воевода М.И. Воротынский

  1. Второй поход хана Девлет-Гирея
  2. Введение Опричинины
  3. 1551 г.
  4. 1572 г.
  5. Протопоп Сильвестр
  6. Иван Грозный
  7. Андрей Курбский
  8. Владимир Старицкий
  9. Взятие Астрахани

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е

12 Прочитайте отрывок из переписки двух известных исторических личностей.

 А то, что ты пишешь, именуя нас изменниками, так мы были принуждены тобой против воли крест целовать, ибо есть у вас обычай, если кто не присягнет - то умрет страшной смертью, на это все тебе ответ мой: все мудрые с тем согласны, что если кто-либо по принуждению присягает или клянется, то не на того падет грех, кто крест целует, но всего более на того, кто принуждает, хотя бы и гонений не было…А то, что ты пишешь, будто бы царицу твою околдовали и тебя с ней разлучили те прежденазванные мужи и я с ними, то я тебе вместо тех святых говорить не стану, ибо дела их вопиют, словно трубы, возглашая о святости их и о добродетели…А та твоя царица мне, несчастному, близкая родственница, и убедишься в родстве нашем из написанного на той же странице.
    А о Владимире, брате своем, вспоминаешь, как будто бы его хотели возвести на престол, воистину об этом и не думал, ибо и недостоин был этого. А тогда я предугадал, что подумаешь ты обо мне, еще когда сестру мою силой от меня взял и отдал за того брата своего или же, могу откровенно сказать со всей дерзостью, - в тот ваш издавна кровопийственный род…А то, что пишешь ты, будто бы тебе не покорялся и хотел завладеть твоим государством, и называешь меня изменником и изгнанником, то на все это не отвечаю из-за явного на меня твоего наговора или клеветы. Также и от других ответов воздерживаюсь, потому что можно было писать в ответ на твое послание, либо сократив то, что уже тебе написано, чтобы не явилось письмо мое варварским из-за многих лишних слов, либо отдавшись на суд неподкупного судьи Христа, господа бога нашего, о чем я уже не раз напоминал тебе в прежних моих посланиях; поэтому же не хочу я, несчастный, перебраниваться с твоим царским величеством.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Отрывок был взят из переписки А.Курбского и Ивана
    Грозного.
  2. Период о котором идет речь назывался «Боярское правление»
  3. Автор послания выступает против террора и опал.
  4. Автор послания признается в кознях против царя
  5. Эта переписка войдет в историю как памятник русской политической мысли XVI века
  6. Эта переписка никогда не существовала и взята из литературного произведения.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=7070

13 Напишите имя главнокомандующего, осуществившего поход, обозначенный

на схеме стрелками.

Ответ: ___________________________.

14 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: ___________________________.

15 Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой, где в период данного похода существовал восточный тип правления

Ответ: ___________________________.

16  Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: второй из них увенчался успехом;

2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства;

3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел;

4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь

5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды;

6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Ответ:

 17  Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятник архитектуры:                                                                         Характеристика:

А) Храм Вознесения в Коломенском                       1) возведен в честь рождения Ивана IV

Б) Храм Василия Блаженного                                   2)зодчие  Постник-Яковлев и Барма

В) Покровский Собор                                                3) возведен в честь взятия Казани

Г) Царь-пушка                                                            4) домовая церковь московских царей

                                                                         5)создана в 1586 г. мастером А.Чеховым

                                                                         6) зодчий Аристотель Фиораванти

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=6360

18 Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже

2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного

3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов

4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в.

5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.

Ответ:

 19 Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображенный на портрете?

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=6361

Ответ:

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

  А. Гваньини «Описание Московии»

«…Все московиты или русские довольствуются более состоянием рабским, чем свободным, выдающимся блюстителем которого они считают собственного государя. Ведь все они без различия, к какому бы сословию ни принадлежали, находятся в тяжелейшей зависимости (при этом личное достоинство ни во что не ставится), о чем будет сказано ниже, при описании деяний нынешнего государя.

Дворяне, бояре, военачальники, духовенство и чиновники-все считают себя холопами, то есть презреннейшими и ничтожнейшими слугами великого князя, и признают, что все их движимое и недвижимое имущество, которым они лично владеют, принадлежит не им, а великому князю.

Как военное сословие жестоко подавляется великим князем, так простонародье и горожане-дворянами и боярами. Имущество поселян и горожан, которые пренебрежительно называются черными людьми или крестьянами, становится добычей военных и дворян.

Шесть дней в неделю поселяне работают на своих хозяев, лишь седьмой остается для личного труда, и работают они плохо, если их не секут как следует. От хозяев они получают определенный земельный надел и пастбища, благодаря которым могут существовать, и платят ежегодные подати.

Труд ремесленников обычно оплачивается дешево. Когда же возрастает стоимость хлеба, ремесленники зарабатывают так мало, что труд целого дня (даже при самой старательной работе) не может окупить достаточного количества хлеба.

Горожане и купцы обременены невыносимо тяжелыми податями и выдуманными взысканиями, перечислять которые здесь было бы долго. Если великий князь узнает от доносчиков (которыми полон княжеский дворец), что кто-нибудь из купцов побогаче золотом или серебром, то приказывает ему явиться к себе и, используя ложный донос, заявляет, что, мол, узнали мы о твоем злом умысле, поэтому ты будешь наказан как человек неблагонамеренный; если же оклеветанный клялся, что он оклеветан безвинно, то великий князь обычно отвечал: про то пусть ведают свидетели, которые тебя обвинили, я же ничего не знаю. И вот его тотчас хватают по приказу государя и до тех пор истязают, пока он не отсчитает князю назначенную сумму, серебряной монетой.

Принят у московитов такой обычай: всех, кто обременен долгами, но заплатить кредиторам не может, по предписанию закона приводят в определенное общественное место, назначенное для этого; и там судейские служители бьют их безо всякой пощады бичами и батогами по коленям и икрам до тех пор, пока не заставят заплатить своим кредиторам. Если же последние не удовлетворяются платежом, то, многократно избитые розгами, они вынуждены служить кредиторам за долги.

В это же место перед лицо великого князя приводят с бранью всех оклеветанных, какого бы сословия он ни были, и если они мало-мальски богаты, то их истязают до тех пор, пока они не заплатят великому князю требуемую сумму (хотя бы они совершенно не были должны).

Обычно рабов все имеют купленных или плененных и часто отпускают их на волю перед смертью. Те, однако, привыкнув к долговременному рабству, вновь продают себя в рабство за деньги другим хозяевам.

Свободные и рабы, которые служат своим хозяевам за деньги, не могут уйти от них, когда захотят: ведь если кто-нибудь уйдет без согласия хозяина, другой его не примет в услужение, если не будет рекомендации прежнего хозяина или друзей, ручающихся за его верность.

Отец также имеет право четырехкратной продажи сына, так что если сын продан один раз и каким-нибудь образом освобожден или отпущен, то отец может продать его снова и снова, по своему отцовскому праву. После четвертой продажи всякие права на сына он теряет.

Слуги большей частью обижаются на своих хозяев, если те их не наказывают как следует, ибо полагают, что не нравятся хозяевам, и считают признаком недовольства отсутствие побоев и брани.

Подобно тому, как мужчины находятся в тяжелейшей зависимости от великого государя, так и жены у мужей пребывают в весьма жалком положении: ведь никто не поверит, что жена честна и целомудренна, если она не живет взаперти, совершенно не выходя из дому. Жены сидят дома, ткут и прядут, не имея никаких прав и никакого влияния в хозяйстве; все же домашние работы выполняют рабы. Если мужья жен не бьют, то жены обижаются и говорят, что мужья их ненавидят, а побои считают признаком любви. В церкви их отпускают редко, на дружеские беседы еще реже, а на пирушки только таких, которые вне всякого подозрения, то есть уже рожавших.

Однако, летом, в некоторые праздничные дни им позволяют немного повеселиться: все вместе, с дочерьми, они прогуливаются по зеленым лужайкам и там, усевшись по обоим концам какой-нибудь доски, поочередно раскачиваются вверх и вниз, или, чаще, вешают канат между двух столбов и, сидя на нем, носятся туда и сюда. Потом под некоторые известные песни похлопывая руками, притопывая ногами и покачивая головой, они веселятся, или, взявшись за руки и распевая подобным же образом песни, они водят хороводы. Обычай этот соблюдается у всех русских, преимущественно, близко ко времени праздника апостолов Петра и Павла в течение нескольких недель…»

20. Установите исторический период, к которому относится этот отрывок. Назовите политического деятеля в период правления, которого происходили эти события.

21. Укажите любые три направления внутренней и внешней политики Московии в этот период.

22 Социальные (сословные) структуры западноевропейского и российского обществ (XV-XVI в.) имели свои особенности.
Объясните, в чем они состояли. Приведите не менее трех объяснений.

Ответ .   

                                                                                                                                             .

23 На каких особенностях быты, нравов, устройства политической жизни России останавливает свои взор автор? Если да, то каково оно?

Ответ: .                                                                                                                                      .

24 Ниже указаны две точки зрения на опричное правление Ивана Грозного. Какая из них представляется вам более правильной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающая избранную вами точку зрения.

А) «Вопрос о государственном  порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он как не в меру испугавшийся человек, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов» (В.О. Ключевский)

Б) террор грозного оправдывался тем, что опричнина «окончательно и навсегда сломала боярство, сделала невозможной реставрацию порядков феодальной раздробленности и закрепила основы государственного строя русского национального государства» (И.И. Смирнов)

25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

  1. 1533-1547 гг.       2) 1547-1560 гг.                  3) 1565-1572 гг.
  2. В сочинении необходимо:
  3. – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),
  4. относящихся к данному периоду истории;
  5. – назвать две исторические личности, деятельность которых связана
  6. с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
  7. исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
  8. в этих событиях (явлениях, процессах);
  9. – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших
  10. между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода
  11. истории.
  12. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте
  13. одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе
  14. изложения необходимо корректно использовать исторические термины,
  15. понятия, относящиеся к данному периоду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 01.01. «Розничная торговля непродовольственными товарами».

Тест, состоящий из 3-х уровней сложности для оценки знаний обучающихся по профессии "продавец, контролёр-кассир"...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине «Математика» по специальности 090905 «Организация и технология защиты информации» (на базе 11 классов) для обучающихся 1 курса

Контрольно-измерительные материалыдля проведения зачетапо дисциплине «Математика»по специальности 090905 «Организация и технология защиты информации»(на базе 11 классов)для обучающихся 1 курса Пояснит...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине «Математика» по специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем» (на базе 11 классов) для обучающихся 1 курса

Контрольно-измерительные материалыдля проведения зачетапо дисциплине «Математика»по специальности 090305 «Информационная безопасность автоматизированных систем»(на базе 11 классов)для обучающихс...

Контрольно-измерительные материалы для проведения зачета по дисциплине «Элементы высшей математики» по специальности 230111 «Компьютерные сети» базовой подготовки для обучающихся 2 курса

Контрольно-измерительные материалыдля проведения зачетапо дисциплине «Элементы высшей математики»по специальности 230111 «Компьютерные сети»базовой подготовкидля обучающихся 2 курса Пояснительная запи...

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения дифференцированного зачета по учебной практике по ПМ 08 «Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий», ПМ 09 «Приготовление сложных десертов»

Комплект контрольно-измерительных материалов включает в себя пояснительную записку, перечень заданий и подробные инструкционные карты-эталоны для выполнения заданий. КИМ могут быть использованы для пр...

Педагогические измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по общеобразовательной дисциплине профильной «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»

Педагогические измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по общеобразовательной дисциплине профильной «Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем»...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА Дисциплина ЕН.01 «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА Дисциплина ЕН.01 «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»...