План открытого урока по истории "Эпоха дворцовых переворотов"
методическая разработка на тему

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема «Эпоха дворцовых переворотов»

Дисциплина: БД.04 «История»

Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_svv.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж

потребительской кооперации»

Кафедра гуманитарных дисциплин

«Согласовано»___________                                       «Утверждаю»___________

Зав. кафедрой гуманитарных                                    Зам. директора по УР

дисциплин _____________________                        _______________________

Колодезникова А.М.                                          Черемисина Л.В.

«__» октября 2016 г.                                                 «___» октября 2016 г.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема «Эпоха дворцовых переворотов»

Дисциплина: БД.04 «История»

Специальность: 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Преподаватель: Слепцова В.В.

Якутск, 2016


 «Русская история до Петра Великого сплошная панихида,

а после Петра Великого – сплошное уголовное дело»

Ф.И. Тютчев

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: БД.04 «История».

Тема: «Эпоха дворцовых переворотов».

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Дидактические цели:

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания, полученные на занятиях по БД.04 «История»;
  • установить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века;
  • определить последствия дворцовых переворотов для развития страны;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, презентации);

Воспитательные цели:

  • способствовать формированию у студентов понимания значимости полученных знаний;
  • способствовать воспитанию ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий.
  • формировать интерес к отечественной истории
  • способствовать формированию коллективизма в группе

Развивающие цели:

  • ориентировать студентов на поиск и использование информации, необходимой для понимания сущности исторических процессов;
  • способствовать осознанию ценности совместной деятельности и ответственности;
  • способствовать развитию грамотной речи.
  • формировать умения обобщать отдельные события и формулировать выводы
  • развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей

Методические цели:

  • практиковать методы проведения занятий с групповыми методами работы;
  • внедрять элементы игровых методик в учебный процесс.

Результат:

По окончанию занятия обучающийся должен:

уметь:

  • используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, интернет);
  • создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе;
  • критически мыслить, использовать различные приемы ведения дискуссии
  • развивать способность к рефлексии и оценке результатов своей деятельности и деятельности других.

знать:

  • основные понятия, даты, правителей «Эпохи дворцовых переворотов», общие черты эпохи (участие гвардии, сохранение абсолютизма, фаворитизм);
  • причины и последствия дворцовых переворотов.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые документы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 4. Работать в коллективе и в команде

ОК 5. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

Показатели оценки результата:

  • способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
  • владение приемами ведения дискуссии;
  • способность работать с различными источниками информации;
  • способность осуществлять рефлексию результатов своей деятельности.

Межпредметные связи:

БД.05. Обществознание. Темы «Исторический путь России: основные вехи», «Российская цивилизация».

ПД.01. Информатика. Темы «Информация и ее свойства», «Ресурсы Интернет»

ОГСЭ.01. Основы философии. Тема «Этапы развития русской философии, основные проблемы. Западники и славянофилы».

Средства обучения:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Ситуационные задания.
  3. Оценочные критерии.

Основная литература:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней: учебник для среднего профессионального образования;
  2. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России. Конец XVII-XIX век.

Интернет ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://ricolor.org/history/mn/perevorot/1/
  3. http://rusrand.ru/files/history/10-Dvorzovie_perevoroty.pdf


Этапы занятия

Продолжительность

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формы организации учебной работы

1.

Организационная часть

2 мин

Приветствует студентов, создает эмоциональный и деловой настрой для работы

Проверяет явку студентов и готовности аудитории к проведению урока

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие, показывают готовность к занятию

2.

Мотивация  учебной деятельности

5 мин

Организует погружение в проблему, подчеркивает важность темы.

Осознают и принимают установки на результативную деятельность

Индивидуальная и фронтальная формы работы

3.

Актуализация знаний. Постановка целей. Устный опрос

10 мин

Демонстрирует фрагмент документального фильма «Завещание Петра Великого». Проводит устный фронтальный опрос после просмотра фильма

Отвечают на вопросы преподавателя

Индивидуальная и фронтальная формы работы

4.

Изучение нового материала

50 мин

Задает вопросы по теме урока.

Дает общие понятия по теме «дворцовые перевороты».

Предлагает задания по группам. Контролирует выполнение заданий.

Работа в группах. Работают с информационными материалами. Заполняют таблицы.

Составляют синквейны.

Групповая форма работы.

Применение приема «инсерт».

Применение метода синквейн.

Подведение итогов работы по группам

5 мин

Комментирует выступления представителей групп.  

Представители групп выступают по результатам заполненных таблиц.

Студенты заполняют рабочие таблицы. Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока

Индивидуальная и фронтальная формы работы

5.

Рефлексия

3 мин

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма работы

6.

Подведение итогов

5 мин

Организует обсуждение итогов урока и оценку его результативности.

Выслушивают итоги

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание


Приложение 1

Задания по группам

Группа №1

Екатерина I

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Екатерины I.
  2. Отметить события внешней политики периода правления Екатерины I.
  3. Сформировать свое отношение к личности Екатерины I используя материал параграфа, текст документа.
  4. Создать синквейн о Екатерине I.

Группа №2

Петр II

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Петра II.
  2. Отметить события внешней политики периода правления Петра II.
  3. Сформировать свое отношение к личности Петра II используя материал параграфа, текст документа.
  4. Создать синквейн о Петре II.

 

Группа №3

Анна Иоанновна

  1. Отметить события внешней политики периода правления Анны Иоанновны.
  2. Подвести итоги правления Анны Иоанновны во внутренней политике.
  3. Сформировать свое отношение к личности Анны Иоанновны используя материал параграфа и текст документа.
  4. Создать синквейн об Анне Иоанновне.

Группа №4

Иван Антонович

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Ивана Антоновича.
  2. Подвести итоги правления Ивана Антоновича во внутренней политике.
  3. Сформировать свое отношение к личности Ивана Антоновича используя материал параграфа, текст документа
  4. Создать синквейн об Иване Антоновиче.

Группа №5

Елизавета Петровна

  1. Отметить события внутренней политики периода правления Елизаветы Петровны.
  2. Отметить события внешней политики периода правления Елизаветы Петровны.
  3. Сформировать отношение к личности Елизаветы Петровны используя материал параграфа, текст учебника.
  4. Создать синквейн о Елизавете Петровне.

Группа №6

Петр III

  1. Отметьте события внутренней политики периода правления Петра III.
  2. Отметьте события внешней политики периода правления Петра III.
  3. Сформулируйте свое отношение к личности Петра III используя материал параграфа, текст документа.
  4. Создать синквейн о Петре III.

Приложение 2

Применение приема «инсерт» во время работы с текстом

Инсерт (представляет собой аббревиатуру) – один из приемов технологии развития критического мышления. Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Данный прием лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС), требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Студенты читают статьи и вносят на полях листа пометки в соответствии с предложенной классификацией:

«V» - уже знал

«+» - новое

« ?» - не понял, нужно поискать информацию

Применение приема «синквейн»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Работа над созданием синквейна развивает образное мышление.


Приложение 3

Пример заполнения таблицы «Эпоха дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.)

Правитель

Личность правителя

Отношение к династии Романовых (родственные связи)

Как получил трон

Годы правления

Срок правления

Как правил (самостоятельно, с помощью)

Итоги правления (внутренняя политика)

Итоги правления (внешняя политика)

Как завершилось правление

Екатерина I

Вторая жена императора Петра I (из прибалтийских крестьян)

С помощью гвардии при поддержке А. Меньщикова

 1725-1727

2 года

При поддержке Верховного тайного совета

Уменьшила подушный сбор.

Запретила. крестьянам свободно уходить на промыслы. Дала дворянам право торговать во всех городах.  

Договор с Австрией

Скончалась в 1727 году

Петр II

Сын царевича Алексея Петровича (внук Петра I)

По завещанию Екатерины  I

1727-1730

3 года

В начальный период с А.Меньшиковым, затем под влиянием Долгоруковых

Отправил в отставку А.Меньшикова, объявил себя противником  петровских преобразований (прервалась династия Романовых по мужской линии)

Скончался в 1730 году

Анна Иоанновна

Дочь царя Ивана V

По приглашению Верховного тайного совета

1730-1740

10 лет

При поддержке фаворитов-иностранцев (Э.Бирон, Б.Миних и др.)

Восстановила Сенат. Создала кабинет министров, Тайную канцелярию, отменила закон о единонаследии. Привилегии дворянам - служба 25 лет

Русско-польская война 1733-1735 гг. Возведение на польский престол российского ставленника Августа III.

Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Белградский мир. Присоединение Приазовья к России.

Принятие в состав России Младшего казахского жуза (1731 г.)

Скончалась в 1740 году

Иван Антонович

Сын племянницы Анны Ивановны (Анны Леопольдовны), правнук Ивана V

По завещанию Анны Ивановны

1740-1741

1 год

Первоначально при регентстве Э. Бирона, регентстве Анны Леопольдовны

Э.Бирон: снизил подушную подать крестьянам,  амнистия осужденным, допустил в гвардию людей других сословий, усилил полицейский надзор

Государственный переворот. Заточен в тюрьму. Умер в заточении

Елизавета Петровна

Дочь Петра I и Екатерины I

В результате дворцового переворота при поддер. гвардии

1741-1761

20 лет

Опираясь на фаворитов (И.Шувалов, А.Разумовский, Ф.Воронцов)

Восстановила Сенат. Привилегии дворян. Открыла Московский  университет и Академию Художеств. Право помещикам ссылать крестьян. Отмена смертной казни.

Русско-шведская война 1741 – 1743. Абосский мир. Получение новых земель в Финляндии. Вхождение Среднего казахского жуза 1740-1743 гг. в состав России. Семилетняя война (1756-1763 гг.). Присоединение Восточной Пруссии.

Скончалась в 1761 году

Петр III

Внук Петра I, сын Анны Петровны и герцога Карла Фридриха (потомок шведского короля), племянник  Елизаветы Петровны.

По завещанию Елизаветы Петровны

1761-1762

186 дней

Самостоятельно.   Убит  в результате дворцового переворота.

Манифест «О вольности дворянской». Пожизненная ссылка за убийство крестьян. Создал Госбанк. Указ об охране лесов.

Возвращение Пруссии всех занятых в ходе войны территорий.

Государственный переворот. Убит в 1762 году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»

Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...

План открытого урока для специальности 38.02.01 МДК 01.1 Тема "Принципы и цели разработки рабочего плана счетов "

По результатам проведенного исследования, а также изучения научно-методической литературы разработана методика изложения теоретического материала в качестве педагога профессионального обучения. Предме...

3.3. Открытый урок № 3 «Эпоха дворцовых переворотов".

3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...