Методическая разработка "Чтобы каждый в стихи, как в озера вгляделся, И увидел своё отраженье на миг "
методическая разработка на тему

Иноземцева Лилия Валерьевна

Методическая разработка была написана в бурно развивающемся жанре – интервью.

В интервью  - расспросе интервьюируемый В.А.Краснов является источником информации.

Студентка колледжа  нашла аргументы признания всех заслуг преподавателя, не только профессиональных, но и личных.

 Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное профессинальное образовательное учреждение

«Жердевский  колледж  сахарной  промышленности»

                                                                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА

открытого  урока

Чтобы каждый в стихи, как в озера вгляделся,

И увидел своё отраженье на миг

по дисциплине:  «Литература»

             Составитель: -

преподаватель русского  языка и литературы

ТОГБПОУ «Жердевский      колледж  

сахарной  промышленности»   Иноземцева Л.В.

Жердевка

2016


Методическая разработка была написана в бурно развивающемся жанре – интервью.

В интервью  - расспросе интервьюируемый В.А.Краснов является источником информации.

Студентка колледжа  нашла аргументы признания всех заслуг преподавателя, не только профессиональных, но и личных.

 Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов.


ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                                   Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………5

I. «Чтобы каждый в стихи, как озёра, вгляделся,

       И увидел своё отраженье на миг»

II. «Память, память, почему ты,

      Мне покоя не даёшь»

III. «Я – тамбовский волк,

       Моя визитка –

      Слово, занесённое, как нож»

IV. «Преподаю обществоведенье,

     С лица страны снимаю грим…»

V. «Прости меня, подстреленный журавль»

VI. «Родину строго любить –

       Предназначение моё…»

VII.«Моя поэзия не Золушка,

      Не обеспечен ей почёт»

VII.«Милая моя женщина!

       Красное моё солнышко!»

1. «Мой игрушечный сын!

   Я за счастье твоё отвечаю…»

2. «Дочь расцветает как редкая роза

      Невыразимое счастье моё…»

IX. «Ещё впереди мои лучшие строки…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….20


ВВЕДЕНИЕ

Автор работы преследовал конкретные цели и задачи исследования: рассказать об одарённом человеке – историке, поэте, воспитателе молодёжи, преподавателе Жердевского колледжа сахарной промышленности Василии Анатольевиче Краснове.

Именно с малой родины и текут прозрачные ручейки, сливаясь в могучую бурную реку российской культуры.

Такие люди, как Василий Анатольевич, помогают нам ближе чувствовать движения души, ярче видеть красоту мира, крепче любить нашу великую Русь и дорогую сердцу Тамбовщину.

        


ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Творчество современных поэтов актуально только сегодня, лишь немногие их произведения доживут до следующих поколений. Почему-то современная литература резко отличается от классической не только тематикой, но и своеобразием языка. Читая, сразу замечаешь, что это стихотворение написано в начале ХХ века, а это – в середине XIX.

Но читая некоторые стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, забываешь совсем о времени. Проникаешься каждой строкой и кажется, что чувствуешь аромат «душистой черемухи», а через пять минут полностью веришь, что «небо дышит осенью».

Каждый писатель пишет о том, что для него ближе всего, но читая великих гениев, думаешь, что эти слова написаны только для тебя. В ряду великих русских поэтов много всем известных имен, но есть среди них и такие, которые ни о чем не напомнят, не навеют никаких ассоциаций людям, не знакомым с Тамбовщиной. Да, пожалуй, и не всякий, проживающий здесь, знает Василия Анатольевича Краснова. Его стихотворения, заключающие в себе  глубокий смысл, песней вливаются в душу и остаются в ней навсегда.

Василий Анатольевич Краснов родился 15 февраля 1958 года в селе Дмитриевка Воронежской области, куда семья переехала незадолго до рождения сына. До этого они  жили в Воронеже на квартире, и хозяйка не хотела видеть в своем жилище мокрые пеленки, то есть попросила жильцов съехать.

Мама будущего поэта Лидия Антоновна родилась в Белоруссии. В 1941-1942 годах была в оккупации. Ужасы тех страшных лет стались в её памяти на всю жизнь. С войной связана и судьба её отца Антона Федоровича, который пропал без вести в 1941 г. Во время отступления Советской Армии через Белоруссию дед Василия Анатольевича вместе с войсками проходил через родное село. Эта встреча с семьей стала последней.

Лидия Анатольевна работала прядильщицей в Подмосковье в то время, когда Анатолий Иванович, отец Василия Анатольевича, приехал туда погостить к своей двоюродной сестре Александре Ивановне, позже ставшей крестной их сына.

Лидия Антоновна и Александра Ивановна были близкими подругами, благодаря этому и познакомились родители поэта.

До семи лет Василий Анатольевич рос в деревне, где ходил на охоту то с дедом, то с отцом. (Отец брал на охоту не только сына, но и дочь Люду, которая младше брата всего на 1 год).

А потом семья переехала в Жердевку, где в 1965 году Краснов Вася пошел в 1-ый класс средней школы №2. Его первым наставником стал Андрей Кузьмич Сафонов, участник  Великой Отечественной войны. Краснов всегда с благодарностью вспоминает о совеем первом учителе.

Еще с тех пор Василия Анатольевича привлекала история, и в 10 классе он стал победителем областной Олимпиады по этому предмету. В 10 классе его назначили секретарем комсомольской организации, несмотря на протесты со стороны ученика.

По окончании школы перед Василием Анатольевичем не встал традиционный вопрос: «Кем быть?» Он знал, что будет поступать в Тамбовский пединститут на истфак, а так как в 1975 г. Исторический и английский факультеты объединили, то Василий Анатольевич стал поступать на историко-английский факультет. Он без труда сдал  историю на «5» и остальные экзамены на «4» и «5»; поступил легко, хотя конкурс в то время был 9 человек на место.

Настала самая интересная пора в жизни – студенческие годы. Но первое время учиться было тяжело: в школе Василий Анатольевич изучал немецкий язык, и английский ему пришелся не по сердцу. Процесс переучивания на всю жизнь оставил в сознании Краснова неприязнь к английскому языку.

Да, трудно было студентам после немецкого и французского языков понять английский, а вот их учительнице было ещё труднее. Василий Анатольевич не раз вспоминал, как она, профессионал своего дела, с трудом заставляла их выворачивать язык «по-английски».

А если не брать этого во внимание, то в остальном учиться было интересно и легко. В 1976 г. В июле-августе студенты пединститута были на практике в Мордовской АССР. Их местом работы были мордовские могильники IV – VI в. Студенты производили археологические раскопки. Они находили разные украшения из бронзы, меди и серебра, находили копья и мечи из железа, глиняную посуду; фрагменты костей и волосы живших там людей.

Студенты жили в романтической обстановке: в палатках в лесу на р. Вад. Свободное время тратили на рыбалку, а по вечерам слушали доносившиеся из сел мордовские песни.

Первые стихотворения были написаны Василием Анатольевичем в 1977г. Вдохновляли его на создание  рифмованных строчек лекции по истории средних веков, а точнее, скука и тоска, царившие на этих лекциях.

Окончив Тамбовский пединститут, Краснов вернулся на родину – в Жердевку. Но работы не было. И пришлось вчерашнему студенту работать в селе Ивановка (за несколько километров от Жердевки), куда он ходил пешком по бездорожью в течение 6-ти лет.

Одно из любимейших занятий  поэта – его страсть – охота. Наверное, любовь к этому русскому занятию поэту передалась с кровью отца, деда и прадеда, которые в свое время были заядлым охотниками. Дед Иван Тимофеевич брал маленького внука на охоту с гончими. Впечатления от таких прогулок повлияли на выбор хобби Василием Анатольевичем. На эту тему у него есть стихотворение « Борзые стелятся над пашней..», в котором есть следующие строки:

Бросок.

Борзые сбились в кучу.

Вот он неповторимый миг..

Что может быть на свете лучше,

Чем это поле на двоих?

В них звучит личная любовь к «неповторимым мгновениям», которые можно пережить только на охоте и только однажды. Конечно же, что-то на охоте повторяется, но душа каждый раз переживает неизведанно новые ощущения. Происходит сосредоточение на одном, забываешь все жизненные проблемы: увлекаешься охотой каждой клеточкой своего тела. Поэтому-то, наверное, раньше охотились только бары, у них ведь забот мало, а крестьяне, вечные труженики, не могли позволить себе такой роскоши. Ведь охота – такое увлекательное дело! Уедешь или уйдешь рано утром, не заметишь, как день пройдет, а возвращаешься домой с неохотой, с сожалением о том, что кончился день, что эмоции и приливы восторга уже позади… А сейчас надо возвращаться к обыденным домашним делам, работе.

Василий Анатольевич ходил на охоту  не только с дедом; брал детей на охоту и отец. Маленькие Вася и Люда охотились вместе со взрослыми. Но детям не давали в руки оружие, зато у них была возможность попасть камнем в раненую лису. Иногда Василий Анатольевич стрелял из рогатки по подранкам.

Смерть – это всегда горе, беда. Но убить зверя или птицу на охоте – святое дело. Хотя  Василий Анатольевич понимает, что, убив птицу, он отнимает что-то у природы, но не делать этого он не может. И в одном из своих стихотворений поэт просит прощение за свое любимое занятие:

Прости меня, подстреленный журавль,

За то, что не увидишь неба даль.

..Простите меня, реки и поля,

За долгое паденье журавля,

За красоту, которую сгубил,

Простите, если только хватит сил.

Радости охотника не понять нам, никогда не охотившимся. Чтобы убить лису, надо сначала напасть на след, найти её, догнать и попасть. Ради одного мгновения, ради одного выстрела можно потратить целый день.

Но невыразимо приятно видеть, что ты победил, ты попал, ты смог. Поэтому-то охотники не жалеют времени. Да, чаще всего охотники  оказываются сильнее зверя, что  придает человеку ощущение  самоутверждения, чуть ли не всемогущества. Но это ощущение длится считанные секунды. Потом человек осознает ложность приятных ощущений, потому что их  источником является смерть. Возникает , наверное, чувство стыда. Василий Анатольевич всё это испытал не раз. И, возможно, часто задавал себе  короткий вопрос: «Зачем» На который трудно найти ответ.

Я на нее глядел устало,

Не понимая, отчего

С мгновеньем смерти вдруг совпало

Моё немое торжество.

В этих строках поэт выражает и скорбь по убитой лисице, и свою радость по тому же поводу. В этот раз он победил, он заслужил право на радость. В этом-то, может быть, и заключается весь смысл охоты.

Посвящая стихотворения охоте, Василий Анатольевич не может обойти тему: «охотники». Охотники – это же другие люди, со своими негласными законами и традициями. Своим «коллегам» он посвящает стихотворение «Завтра снова в поля».

…Завтра племя охотников

Выйдет в поля до рассвета,

Чтобы страсть вековую

В сердцах возбужденных унять.

Кто хотя бы однажды

Мог видеть событие это,

Тот способен меня

С полуслова, наверно, понять.

Василий Анатольевич называет охотников племенем потому, что они, действительно, похожи на племя, живущее вдали от мирской суеты. У них одна общая цель, и больше им уже  ничего не надо.

«Вековой» страсть к охоте является, наверное, потому, что охота – одно из самых древних занятий – была актуальна на протяжении многих веков и до сегодняшнего дня не потеряла своей заманчивости. Но люди в настоящее время стали настолько  жестокими, что предпочитают убивать друг друга, а не зверюшек, которые и так погибли бы если не от пули сегодня, то от хищников завтра.

Да, страшно представить, что мы живем в таком жестоком мире. И эта насущная тема не может не тревожить сердце поэта. А что у поэта на сердце, то и в его стихах. Стихотворение «Наше время» повествует не просто о том, что в России плохо жить (о чем говорит начало стихотворения):

..в России не было гнусней

Этих самых окаянных дней.

А том, что люди смирились со своей плохой долей и не желают лучшего, не хотят вести борьбу. Об этом безразличном отношении ко всему говорят строки:

Не хотел бы век прожить в борьбе

И уйти без всякого следа –

Вот в чем настоящая беда…

Судя по этим строкам, люди не желают бороться за лучшее потому, что их труд для общего блага останется неоцененным. Сколько уже было тех, кто «уходил без всякого следа?» Лишь через десятки лет мы узнаем о многих достижениях, которые в свое время не только не были поняты, а даже были  предметом насмешек и гонений. Родина не успела вовремя оценить гениев, что в некоторых случаях стало причиной их смерти.

Может, ты их никогда не любила?

Может, нарочно желала им зла?

Не одного второпях загубила

И после смерти наверх вознесла…

И, действительно, выходит так, что  лучше жить только для себя, как животное, или второй вариант: слиться с племенем, не знающим  этих вечных тщетных проблем, то есть быть охотником. Василий Анатольевич избрал последнее:

У меня другое звание-

Званье русского охотника.

Так как Краснов в душе ещё и историк (он часто повторяет, что в прошлой жизни он был  историком), то, естественно, в его творчестве есть как современные темы, так и исторические, особенно о советском периоде:

Сшибали головы церквям,

По трупам шли и по костям,

Внушали будто дикарям:

«Велел товарищ Сталин…»

И вот стоим – Пришли к черте-

Страна похожа на вертеп,

Где каждый первый глух и слеп.

Скажите, кем мы стали?

Трудно поверить, что всё на самом деле было именно так. Неужели имя одного человека заставляло трепетать тысячи?  Трудно поверить в это. Но в стихотворении речь идет не о прошлом, а о настоящем.

…Иные времена сейчас.

Двадцатый век нас всех потряс,

Но даже в этот день и час

Мне нестерпимо душно.

Трудно видеть поэту безобразие, царившее и царящее на Родине.

К сожалению, мы не так-то далеко ушли от дикарей двадцатого века. В нас присутствует и та дикость, и современная жестокость, которая ещё страшнее. Мы так же, как и сто лет назад, глухи и слепы. И не замечаем мы, что «Россия – вечная темница», то ли в силу своего малодушия, то ли от неимения возможности помочь своей стране.

Попытка помочь стране в начале 90-х годов не принесла желаемых результатов. Проблемы не исчезли, а только были отсрочены.

Пройдет и эта перестройка,

Как снег, как полая вода.

Жизнь – не случайная попойка,

Не жизнь в России , а беда.

Но наставшее время не принесло желаемых перемен, как это обыкновенно бывает. Но несмотря на все проблемы ,  трудности и неудачи, жить на Родине всегда лучше, чем на чужбине. Как сказано у Есенина, кстати, одного из любимых поэтов Василия Анатольевича:

…и, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

И сколько бы не было недостатков у России, которые ярко описаны в стихах  Краснова, он всё равно любит её такой, какая она есть.

Ведь Родину не выбирают. Патриотизм поэта виден во многих его стихотворениях:

Родину строго любить –

Предназначенье  мое.

              или

Я двадцать лет, как в женщину влюблен

В тебя, моя любимая Россия

И еще много теплых, дышащих любовью строк поэт посвящает Родине.

Продолжают стихотворения о Великой Отечественной войне. Во втором сборнике «Красное солнышко», выпущенном в 2001г., их только два:

«22 июня 1941 года 4 часа утра» и «Штрафные батальоны». Эти стихотворения – дань тем страшным годам. Дом поэта, а тем более историка, не позволяет ему обойти в своем творчестве памятные страшные события. Пусть в них нет того колорита, который есть в стихах поэтов – участников Великой Отечественной  войны. Красновские строки нам даже ближе, более понятны, потому что мы тоже не видели те ужасы, и многое в стихах фронтовиков нам не понятно.

А слова Василия Анатольевича, на мой взгляд, просты и ясны каждому:

Ещё герои неизвестны,

Ещё по-детски спит страна.

Ещё июньский день воскресный

Не накалился докрасна.

Ещё былинки  малой шорох

Совсем не предвещает бед…

И тишина, суха, как порох,

И матери моей –

Пять лет.

Здесь уже упоминалось о том, что Лидия Анатольевна, мама поэта, была в оккупации в 1941-42 годах. Последние строки стихотворения напоминают об этом.

Если уж касаться войн и других великих событий, то надо сказать, что Василий Анатольевич пишет о них. Например, у него есть стихотворение, посвященное битве на реке  Калка в 1223 году:

Шеломы да копья поломаны,

Да сабель чужих кривизна,

Да воины в латы закованы,

 Да сеча кипит допоздна…

Пусть в нашей истории были поражения и потери, но всё равно Краснов верит в преданность русичей своей Родине, о чем говорит стихотворение «Мне б только раз взглянуть на Куликово». Самыми главными в нем являются два последних слова. Но без остального текста они теряют «красновскую» особенность, выглядят обыденно, чего в творчестве Василия Анатольевича не встретишь. Сократить это стихотворение тоже нельзя ( вообще очень трудно сокращать толковые стихотворения); если убрать одно слово, а уж тем более строку, то исчезнет «звено», составляющее цепь к пониманию оставшихся строк.

Как нельзя из мозаики выкинуть элементы, так же невозможно и очень трудно убрать что-то из стихотворений Краснова, поэтому мне придется переписать стихотворение полностью, чтобы передать каждое движение мысли, игру слов и правильный смысл.

Мне б только раз

Взглянуть на Куликово,

Всего лишь раз услышать,

Только раз

То самое единственное слово,

 Что произнес нахмурившийся князь.

Он вынул меч,

Потом поправил ножны

(В глазах отвагу высветила грусть)

И над полками прокатилось грозно

Простое и великое:

«За Русь!»

В начале, когда только начинаешь писать стишки, тебе кажется, что ты – особенный  поэт, что твои стихи не похожи на стихи других поэтов. А через некоторое время  ты видишь свою   особенность – неумение. Разочаровываешься, видя, что у кого-то стройные напевы, а у самого – набор слов. И, наверное,  начинаешь подстраиваться  под мастера, под образец для того, чтобы познать закономерности ладного стихосложения, чтобы самому написать также и даже лучше. Со временем увлекаешься  и начинаешь подражать кому-то, сам того не замечая. И хоть Василий Анатольевич сейчас совершенно  самостоятельная, определившаяся литературная личность, на начальных этапах его творчество перекликается с чем-то уже знакомым. А если учесть, что С.Есенин – один из любимых поэтов Краснова, то легко можно найти строки, при чтении которых в сознании возникают есенинские образы:

…Где березы, как будто русалки,

Чешут золото кос, не таясь…

                  и ещё

…Я б хотел здесь заново  родиться,

Жизнь воспев, как пьяница вино.

Согласитесь, есть что-то общее. Но, тем не менее, сразу видно, что это не Есенин.

Ещё одним из любимых поэтов Краснова является Е.Евтушенко. Они не были лично знакомы, хотя Василий Анатольевич хотел этого. А сейчас  нисколько не жалеет, что их встреча не состоялась.

В творчестве Краснова есть стихотворение, посвященное Евтушенко, «Моя поэзия, как Золушка…»

Моя поэзия не Золушка,

Не обеспечен ей почет.

Не радости она, а горюшка

Неразделимого хлебнёт…

В этом стихотворении, как и во многих других, звучит критика к собственному творчеству. Василий Анатольевич вообще относится к себе очень самокритично. С одной стороны – это правильно, с другой – это мешает  раскрывать свои достоинства, которыми поэта щедро наградила судьба. Ему есть чем гордиться, но, мне кажется, что Василий Анатольевич занижает свою самооценку:

У кремлёвской стены

Я не буду, мой сын, похоронен.

На больших площадях

Ты не встретишь портретов моих.

Я поэт. Я как колос,

Что в поле российском обронен.

И живу до тех пор,

Пока жив неулыбчивый стих.

А может быть, Василий Анатольевич, зная участь поэтов – предшественников и не рассчитывает на полагающиеся почести. Ведь мы живем в несправедливом мире.

Талант и мастерство Краснова заслуживают наивысшей оценки. У него нет ни одного лишнего слова. Каждый звук приближает нас к реальности, для каждого слова возникают особенные ассоциации. В стихах Василия Анатольевича строки рифмуются смыслом, одно «вытекает» из другого. При этом все стихи кажутся ясными, прозрачными; они быстро и легко запоминаются  и становятся любимыми. Эти стихи о жизни. О вечном.

Всё своё мастерство, самые замечательные слова поэт использует для стихотворений, посвященных своей жене Надежде Анатольевне.

…Идем мы рука об руку

Словно тропинкой узкою,

Радости делим поровну

И на двоих беду…

Милая моя женщина!

Самая в мире русская!

Кто и когда заметит

Нашу с тобой звезду?

Не называю царевною,

А величаю Золушкой,

Ни на кого не похожую

Никогда не забыть.

Милая моя женщина!

Красное мое солнышко!

Сколько тебе отмерено

В жизни моей светить?!

Надежда Анатольевна работает медсестрой. Познакомились они, когда тётя поэта лежала в больнице, где работала будущая жена Краснова. Поженились они в 1981 году. В 1986 году, прямо в день свадьбы, 23 августа родился сын Юрий, а вскоре – дочь Татьяна, которая тоже, кстати, пишет стихи.

И какие прекрасные, дышащие любовью и отцовской заботой слова  посвящает Василий Анатольевич детям!

…Мой игрушечный сын!

Я за счастье твое отвечаю,-

За ещё не открытую

В жизни дорогу твою…

…Мой единственный сын!

Дорогое мое продолженье,

Неспокойное счастье,

На жизни коротком пути!

Дочь расцветает как редкая роза,

Невыразимое счастье моё.

Жизни моей сероглазая проза –

Как уберечь от ошибок её?...

…Дочка моя – золотое колечко,

Что тебя в будущем, милая, ждет.

Пусть твоей жизни студёная речка

В теплое море покоя впадёт…

В 2005 году Краснова Таня окончила с «золотой» медалью школу, ту же, которую в своё время окончил Василий Анатольевич.

А сам Краснов на сегодняшний день работает в Жердевском колледже сахарной промышленности преподавателем английского языка и истории. Причем историю преподаёт с большим удовольствием. Готовится стать кандидатом исторических наук.

Василий Анатольевич является создателем музея в колледже. Он сам лично собирал материал для музея, каждая бумажка, каждая фотография появилась в нем благодаря стараниям учителя истории. Иногда помогают студенты – приносят старые ненужные валенки, утюги, одним словом музейные экспонаты.

Музей «рассказывает» историю сахарного завода, особенно в годы Великой Отечественной войны; историю создания колледжа; наглядно  повествуют об успехах студентов кубки и грамоты, собранные в музее.

В общем, Василий Анатольевич занимается всем, на что только хватает времени. Жаль, что его не хватило на вступление Краснова в союз писателей. Но всё ещё впереди.

Ещё впереди мои лучшие строки,

 Ещё далеко до последнего дня.

Спасибо, отчизна, за жизни уроки,

За то, что без грусти глядишь на меня.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка– представление о разных сторонах человеческой жизнедеятельности.

Методическая разработка написана на ярком языке, на котором люди разных поколений, разного жизненного опыта и различных вкусов могут общаться понимая друг друга.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.А.Краснов  Алый гром, 1988г.
  2. В.А.Краснов Красное солнышко, 2001г


        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра " Я ОТКРЫВАЮ СВОЁ ПРЕДПРИЯТИЕ"

Целью данных мероприятий является формирование у студентов знаний и умений, возбуждения интереса и привитие любви к будущей профессии....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету иностранный язык (английский) «Стихи – наследие, своё творчество»

Разработчик – преподаватель Шкруднева Т. В.  Использование стихов на уроках английского языка – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении английским языком, так как под...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

Методическая разработка классного часа «Это должен знать каждый...» (Профилактика сахарного диабета)

Методическая разработка классного часа для студентов медколледжа....

Методическая разработка классного часа-тренинга «Это должен знать каждый...» (Профилактика инсульта)

Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия по формированию ЗОЖ....

Проект-исследование "Сохрани своё здоровье"

Работу выполнил ученик 10 класса и посвящена она проблеме плоскостопия. Проектным продуктом является презентация и буклет....