рабочая программа по русскому языку для 6 класса
календарно-тематическое планирование по теме

Азарова Светлана Александровна
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 6 классе Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе: 
1.   Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.    3. Примерной  программы  по русскому языку, авторской программы  по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос (М.: Дрофа, 20 4.   ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».  
Программа включает в себя:  - пояснительную записку;  - общую характеристику учебного предмета;  - описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета;   - планируемые результаты  изучения  учебного предмета; - содержание учебного предмета;  - календарно – тематическое планирование;    контрольный работы.
Программа рассчитана на 6 часов в неделю, 204 часа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

   на педагогическом совете                                                                                                  Директор школы:  Н.Л.Минченкова                

   Протокол № 1                                                                                                               Приказ № 52 - ОД от «31» августа 2016 г.

   От «30» августа2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по русскому языку

6 класс

204 часа (6 часов в неделю)

                                                

                                                                                                                                                                                          Учитель:  Азарова С.А.

                                                                                                                                                               высшая  категория

д. Городище

2016-2017 учебный год

Аннотация к рабочей программе

по русскому языку в 6 классе

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе:

1.   Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  

3. Примерной  программы  по русскому языку, авторской программы  по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос (М.: Дрофа, 20

4.   ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».

Программа включает в себя:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета;

- описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета;  

- планируемые результаты  изучения  учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- календарно – тематическое планирование;  

Программа рассчитана на 6 часов в неделю, 204 часа.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе:

1. Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.    

3. Примерной  программы  по русскому языку, авторской программы  по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос (М.: Дрофа, 2013

4.   ООП ООО МБОУ «Ленинская средняя школа».

Цели учебного предмета:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию  личностно - ориентированного,  коммуникативного,  деятельного подхода к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  •  овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание устремления к речевому самосовершенствованию.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 6 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

    Основные задачи курса русского языка в 6 классе:

  • Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
  • Развитие логического мышления обучающихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  •  Совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
  2.  Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

     Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6 класс имеет морфолого-орфографическую направленность. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

     Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

     Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у обучающихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

     Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

     Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

 Учебники для каждого класса содержат два раздела (как и программа):

     I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

    II) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.  

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.     Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

     Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Обучающиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.  Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия. Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть обучающиеся.

      В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!  Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме.   В 6 классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение.   Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.

     Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания обучающихся.

Образовательная область: предмет русский язык входит в образовательную область   филологии.

Место предмета в учебном плане

Учебный план  отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык», из расчета 6-ти учебных часов в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

       Образовательные функции родного языка определяют  обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлении национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику  в процессе речевого общения;

-осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры на-

рода; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально -смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

О языке (1час)

Слово как основная единица языка.

Речь  

Повторение изученного материала в 5 классе (16ч.+3ч.)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи.

Стили  речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.

Типы  речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного материала в 5 классе)

Орфография: употребление прописных букв; буквы  ъ - ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов;   слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.

Части речи(3часа)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики.

Имя существительное(15ч.+7ч.)

Имя прилагательное (16ч.+5ч.)

Глагол (24ч.+3ч.)

Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление ннн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.

Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.

Причастие (27ч.+8ч.)

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

 Деепричастие (23ч.+4ч.)

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Имя числительное (13ч.+2ч.)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.

Местоимение (21ч.+4ч.)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.  Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

Речь(4часа)

Итоговое повторение (7часов).  Итоговый контроль.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

Корректировка

О языке (1час)

1

Слово - основная единица языка

1

Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры

2.09

Повторение изученного материала в 5 классе (16 часов)

2

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Стили речи.

1

Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей

3.09

3

Речь. Типы речи

1

Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения

5.09

4-5

Орфография и пунктуация

2

Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции

7,8.09

6

Употребление прописных букв

1

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т. п.

8.09

7

Буквы ь и ъ

1

Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3-е скл., глаг., част.,нареч.); для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ как разделительных знаков.

9.09

8-10

Орфограммы корня

3

Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы

10,12,14.09

11-12

 

Правописание окончаний

2

Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться

15,15.09

13-15

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

3

Осознавать противопоставление «глаголы-существительные и прилагательные»

16,17,19.09

16

Контрольная работа № 1 Диктант по теме «Повторение»

1

Выявить пробелы в знаниях и навыках

21.09

17

Анализ диктанта

1

Корректировать свои ошибки

22.09

Речь (3часа)

18

Текст (повторение)

1

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению

22.09

19-20

Контрольная работа №2  Сочинение.

Анализ сочинения

2

Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нём основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные)

23,24.09

Части речи (3часа)

21-23

Части речи и члены предложения

3

Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других   самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическую роль слов этих частей речи

26,28,29.09

Имя существительное (15часов)

24

Роль имени существительного в  предложении

1

Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно  употреблять  имена существительные

29.09

25-28

Словообразование имён существительных

4

На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имён существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным  присоединением суффикса). Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков. Развивать умение определять по словооб-разовательной модели важные граммати-ческие,лексические,словообразовательные, стилистические признаки слов, со-ответствующие этой модели

30.09-1,3,5.10

29, 30

Правописание сложных имён существительных

2

Сформировать представление и соответ-

ствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов_на_Дону), слов с начальной частью пол- (полшестого). Пользоваться орфографическим словарём

6,6.10

31-35

Употребление имён существительных в речи.

5

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Лингвистические словари и их роль. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов

7,8,10,12, 13. 10

36, 37

Произношение имён существительных

2

Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём

13,14.10

38

Контрольная работа № 3 по грамматике (имя существительное)

1

Проверить умения: вычленять из текста (предложений) словосочетания; определять части речи;  проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных;  обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения

15.10

Речь(7часов)

39

Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

1

Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная,  книжная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочёты в оформлении научных определений, в «чтении» схем

17. 10

40

Научное рассуждение

1

Готовя домашнее задание или отвечая на уроке на вопросы учителя, использовать две разновидности рассуждения-доказательства (так как и поэтому)

19.10

41

Контрольная работа № 4. Изложение  «Связанные корни»

1

Излагать близко к тексту научное рассуждение

20.10

42

Определение научного понятия

1

Строить определения научных понятий

20.10

43

Рассуждение - объяснение

1

Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения

21.10

44, 45

Официально - деловой стиль речи

2

Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, инструкции

22,24.10

Имя прилагательное (16часов)

46

Роль имен прилагательных

1

Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения

26.10

47-49

Словообразование имён прилагательных

3

Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний -соседский, дождливый -дождевой и т. д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова

27,27,28.10

50, 51

Правописание сложных прилагательных

2

Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении)

29.10

7.11

52

Контрольная работа по грамматике №5 (имя существительное, имя прилагательное)

1

Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический  разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными

9.11

53-56

Правописание н и нн в прилагательных,  образованных от существительных

4

Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы –ан (_-ян_), -онн_ (-енн_), -ин_, -н_. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь

10,10,11,12.11

57-59

Употребление имён прилагательных в речи. Словарный диктант по теме «Суффиксы имен   прилагательных».

3

Иметь представление о роли имён прила-гательных в достижении точности и вы разительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие словари

14,16,17.11

60, 61

Произношение имён прилагательных

2

Учиться произносить в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь

17,18.11

Речь (5часов)

62

Текст. Повторение:  «Данное» и «новое» в предложениях текста.

1

Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста

19.11

63

Средства связи предложений в тексте

1

Находить в текстах научного,  делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью

21.11

64

Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

1

Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором

23.11

65

Всё о повторе

1

Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения)

24.11

66

Контрольная работа № 6. Изложение «Тоска по Москве»; его анализ

1

Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста

24.11

Глагол (27часов)

67-68

Роль глагола в предложении

2

Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых частотных глагольных словоформ

25,26.11

69-71

Словообразование глаголов

3

Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

28,30.11.

1.12

72-75

Правописание приставок пре- и при-

4

Понимать, что употребление приставок пре_ или при_ зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь

1,2,3,5.12

76

Буквы ы — и в корне после приставок

1

Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких — вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь

7.12

77

Контрольная работа № 7 по словообразованию

1

Проверить знание основных способов образования  существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами

8.12

78-80

Употребление глаголов в речи

3

Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативностии выразительности речи.  Наблюдать за использованием глаголов в прямом и пееносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаго лов_синонимов в речи. Понимать значение наиболее  употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы.

8,9,10.12

81, 82

Произношение глаголов

2

Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь

12,14.12

83

Контрольная работа № 8 по теме «Орфоэпия».

1

Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы)

15.12

84-86

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

3

Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков

15,16,17.12

87-88

Контрольная работа № 9. Диктант по теме «Глагол».  Анализ диктанта.

2

Проверить усвоение правописания приставок (особенно пре_ и при_), а также ранее изученный материал по орфографии, пунктуации

19,21.12

89- 91

Лексика. Значение слов

3

Проверить знания и умения по лексике и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и прилагательных

22,22,23.12

92-93

Контрольная работа № 10 по теме «Лексика». Анализ работы

2

24,26.12

3  Четверть Причастие (27часов)

94-98

Что такое причастие

5

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс ся (_сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению,вопросу,типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия

11,12,12,13,14.01

99-101

Причастный оборот

3

Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + сущ.» и «+ нареч.». Правильно  употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

16,18,19.01

102-107

Образование причастий.

Действительные и страдательные причастия

6

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки).

19,20,21,23,25,26.01

108-111

Полные и краткие причастия

4

Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий

26,27,28,30.01

112

Морфологический разбор причастий (закрепление)

1

Рассказывать о причастии по предложен -ному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом»

1.02

113

Контрольная работа № 11 по теме «Причастие».

1

Проверить усвоение темы «Причастие»

2.02

114-117

Буквы н и нн в причастиях

4

Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (_енн_, _нн_), различать полную и краткую формы причастий

2,3,4,6.02

118-120

Слитное и раздельное написание не с причастиями

3

Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правил грамматическая

8,9,9.02

Типы речи. Повествование (8часов)

121, 122

Повествование  художественного и разговорного стилей

2

Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты

10,11.02

123

Рассказ как один из жанров художественного повествования

1

Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение)

13.02

124, 125

Контрольная работа № 12. Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

2

Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства

15,16.02

126, 127

Повествование делового и научного стилей

2

Анализировать глагольные формы. Пере-сказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое.

16,17.02

128

Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки».

1

Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа

18.02

Деепричастие (23часа)

129, 130

Анализ сочинения. Что такое деепричастие

2

Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

20,22.02

131-133

Деепричастный оборот

3

Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты.

24,25,27.02

134, 135

Правописание не с деепричастиями

2

Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями

1,2.03

136-139

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

4

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав)

2,3,4,6.03

140

Контрольная  работа № 14.

Диктант по теме «Деепричастие».

1

Проверить усвоение правописания не  с разными частями речи, употребление н и нн в прилагательных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами

9.03

141-144

Употребление причастий и деепричастий в речи

4

Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий

9,10,11,13.03

145, 146

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

2

Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страда тельного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь

15,16.03

147

Контрольная работа № 15

по орфоэпии

1

Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий

17.03

148, 149

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

2

Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи

17,18.03

150, 151

Контрольная работа № 16 по морфологии. Анализ работы

2

Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие»

18.03-

Типы речи. Описание (4часа)

152, 153

Описание места

2

Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места».Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места

20,22.03-

154, 155

Контрольная  работа № 17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фото_ графии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)»

2

Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты

22.03-22

Имя Числительное (13часов)

156 

Что обозначает имя числительное

1

Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: а) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся; б) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём

5.04

157-159

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

3

Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый)

6,6,7.04

160-162

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

3

Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём

8,10,12.04

163, 164

Изменение порядковых числительных

2

Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат

13.13.04

165-167

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

3

Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи

14,15.17.04

168

Контрольная работа № 18 по морфологии и орфоэпии

1

Проверяется умение устно и письменно употреблять числительные в речи

19.04

Типы речи. Описание(2часа)

169

Описание состояния окружающей среды

1

Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок

20.04

170

Контрольная работа № 19. Соединение в тексте описания и описания состояния  окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

1

Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния  природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении

20.04

Местоимения(22час)

171, 172

Какие слова называются местоимениями.  Местоимение как часть речи

2

Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1, 2,3_е) или б) указывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и нейтральным, самым распространённым средством связи предложений в тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может вызывать смысловую неточность, поэтому важно следить за соотошением конкретного слова и его заменителя — местоимения

21,22.04

173, 174

Разряды местоимений по значению

2

Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры

24.26.04

175

Личные

местоимения

1

Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений 3_го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений(ч е й?)

27.04

176

Возвратное местоимение себя

1

Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т. д.

27.04

177

Притяжательные местоимения

1

Различать личные — возвратное — притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения

28.04

178

Указательные местоимения

1

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте

29.04

179

Определительные местоимения

1

Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений

3.05

180

Вопросительно-относительные местоимения

1

Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения

4.05

181

Отрицательные местоимения

1

Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующие фразеологизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём

4.05

182-184

Неопределённые местоимения

3

Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём

5,6,10.05

185-187

Употребление местоимений в речи.

Произношение местоимений

3

Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями

11,11,12.05

188-190

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

3

Проверять себя, пользуясь орфографическим словарём, справочниками по орфографии и пунктуации

13,15,17.05

191-192

Контрольная работа № 20. Диктант и анализ ошибок

2

18,18.05

Текст (12часа)

193, 194

Соединение разных типовых фрагментов в текстах

2

Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства

19,20.05

195, 196

Контрольная работа № 21. Изложение «Речкино имя». Анализ изложения

2

Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте

22,24.05

197-202

Повторение

6

25,26,27

203

Итоговая контрольная работа

1

29.05

204

Итоговый урок

1

31.05

 

Описание учебно-методического и информационного  обеспечения образовательного процесса

1. Русский язык.6 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 335с.

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224с.

3. Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 240с.

4. Обучение сочинению по картине. 5-9 классы: конспекты уроков / авт. – сост. О.П.Баландина и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 138с.

5. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе: учебное пособие / Т.И.Павлова, Л.Н.Гунина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 74с.

6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку:5-9 классы. – М.: Вако, 2012. – 304с.

Словари и справочники:

1.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. – 8-е изд.,стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.

2.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В.Бурцева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. -754с.

3.Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 817с.

4.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Т.Ф.Иванова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008. – 893с.

5.Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред.С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. -1536с.

6.Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л.Д.Чеснокова, С.П.Чесноков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 573с.

Приложение

Контрольная работа №1 Диктант

Азбука тайги.

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото. Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного.  «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», - закончил старик свой рассказ.  

В качестве грамматического задания можно предложить следующие задания.1.Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами (или с некоторыми из них): -безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся; -непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, О-Ё после шипящих.

2.Определите часть речи у слов во 2-м предложении.

3.Разбор по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.

Контрольная работа № 2 Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»

Контрольная работа № 3 Проверочная работа по грамматике (имя существительное) упр. 108

Контрольная работа № 4  Изложение «Связанные корни»

Корень — это главная, обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и дом-ик: суффикс обозначает размер — маленький, а корень —сам предмет; бежать и при-бежать: приставка обозначает «приближение», а корень — само действие (пример).Но так бывает не всегда (тезис). Возьмём глаголы обуть и разуть. В них чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределённой формы -ть.  Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод). (105 слов) (По Е. Земской)

Контрольная работа по грамматике № 5 (имя прилагательное, имя существительное)

Выполняется на материале упр. 231.

Контрольная работа № 6 Изложение «Тоска по Москве»

(текст и задание см. в учебнике, упр. 287)

Контрольная работа № 7 Проверочная работа по словообразованию

Задание 1. Разберите по составу следующие слова

I вариант

Пришкольный, проч..таешь, юбч..нка, прив..нтить ,м..тоциклист, сух..фрукты, тума..ый,  ж..лезнодорожный, расш..рять, в..лчица.

II вариант

Разд..лить, льви..ый, книж..нка, лес..руб,  св..ркнуть, перел..тают, сезо..ый, лис..нька, приморский, п..ровозный.

Задание 2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

I вариант -оват ый, - ан ый,   по ива ть,  -щик.

II вариант

-ск ий, - ин ый,  -до а ть,  -чик.

Задание 3. Приведите по три слова, образованных указанным способом.

I вариант

+ →

II вариант

+ →

Задание 4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова.

I вариант

грустноватый, грусть, грустный

II вариант

мучнистый, мука, мучной

Задание 5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки. Разберите слова по составу.

I вариант

гитара ... гитаристка

II вариант

аптека ... аптекарский

Контрольная работа № 8 Произношение имён существительных и прилагательных

(проверяется путём устного собеседования)

Задание 1. Расставьте ударение в данных существительных, пользуясь орфоэпическим словариком.

Дефис, договор, квартал, километр, центнер, щавель, приговор.

Задание 2. Выберите из двух вариантов произношения тот, который считается правильным. Проверьте себя по орфоэпическому словарику.

Ба[с’э́]йн — ба[сэ́]йн?

Ас[ф]а́льт — ас[в]а́льт?

Тре́неры — тренера́?

[Т’э]мп — [тэ]мп?

За[п’а]та́я — за[п’иэ]та́я?

Туфля́ — ту́фля?

Фа[н’э́]ра — фа[нэ́]ра?

Задание 3. Найдите в орфоэпическом словарике 3—4 прилагательных, по ударению похожих на следующие:

бе́дный — бе́ден — бедна ́— бед́ но — бедны ́ и бед́ ны.

Задание 4. Образуйте и запишите простую форму сравнительной степени следующих прилагательных. Расставьте ударение.

краси́вый—

гро́мкий—

до́лгий—

си́льный—

ве́рный—

бле́дный—

Задание 5. Найдите орфоэпические ошибки в указанных словах. Перепишите эти слова, исправляя ошибки.

Ле́[к]че, вре́дна, вкусна́, красиве́е, подростко́вый, дли́ньше, глы́бже, бе[дн’]е́е.

Контрольная работа № 9 Диктант

Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма. Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьётся стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно.

Автор пренебрёг этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих.

Контрольная работа № 10 по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.

I вариант

1) свежий

свежий ветер—

свежая газета—

свежий взгляд—

свежий хлеб—

II вариант

1) чистый

чистая посуда—

чистые помыслы—

чистая совесть—

чистое небо—

2) тупой

тупой угол—

тупой человек—

тупой взгляд—

тупая боль—

2) тяжёлый

тяжёлые мысли—

тяжёлый взгляд—

тяжёлая сумка—

тяжёлый характер—

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение.

I вариант проливать слёзы

II вариант бить баклуши

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

I вариант

волчья нора —

волчий аппетит

каменный дом —

каменное сердце

II вариант

медвежья шкура —

медвежья услуга

туманное утро —

туманный намёк

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употреблённые в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в скобках укажите виды тропов, использованные в этом отрывке (метафора,

олицетворение, эпитет).

Задание 5. Спишите, укажите, какой частью речи являются слова-антонимы.

I вариант

Корень учения горек, да плод его сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

II вариант

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 6. Коротко расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включённых в задание 5.

Контрольная работа № 11 по теме «Причастие»

Письменно выполняются упр. 462, 463 (повышенный уровень) или одно из них (базовый уровень).

Контрольная работа №12 Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

—Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъём.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

—Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова) (По Б. Васильеву)

Контрольная работа № 13 Сочинение-рассказ с условным названием «Однажды...»

Контрольная работа № 14 Диктант

Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался отнюдь не тяжёлым.

Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали с наслаждением смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», — думал каждый из этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, особое наслаждение. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли... Здесь быстрее восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы. Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны. Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь.

Контрольная работа № 15

Произношение глаголов, причастий и деепричастий (проверяется путём устного собеседования)

Задание 1. Подберите из орфоэпического словарика рифмующиеся глаголы женского рода прошедшего времени к глаголу начала́, обозначая место ударения.

Задание 2. Выпишите из орфоэпического словарика только те причастия, которые вы произносили (произносите) с неправильным ударением. Обозначьте в них правильное ударение.

Задание 3. Образуйте деепричастия по образцу, обозначая правильное ударение.

О б р а з е ц: нача́ть — нача́в.

Передать, поднять, принять, понять, продать, прожить.

Какой звук произносится на месте буквы в в суффиксе деепричастий?

Задание 4. Вспомните правило произношения кратких страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры, поставьте в словах ударение.

Задание 5. Расшифруйте фонетическую запись слов и запишите их в соответствии с нормами орфографии.

[пад’н’а́ф], [ат’н’а́ф], [зан’а́ф], [дыша́т’]

Какое слово опознать проще всего? Почему?

Контрольная работа № 16

по теме «Причастие и деепричастие»

Задание 1. От данных глаголов образуйте и запишите страдательные и действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Запишите эти причастия и деепричастия, разберите их по составу.

I вариант

Отломить, расколоть

II вариант

Разбросать, выкрасить

Задание 2. Спишите и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Причастия подчеркните волнистой линией.

I вариант

прибл..жающийся поезд, оп..здавший ученик, тр..пещущие от страха, раста..вшие снега, ув..дающие деревья, гл..тая таблетку, переб..рая книги, омытый дождём, переск..зав пьесу

II вариант

пост..ревшие от времени, охр..нявшиеся государством, осв..щённый лампой, муч..мый сомнениями, скрываясь в лесах, св..ркая на солнце, ув..давшие друг друга, бор..щиеся с огнём, прикр..пив ленту

Задание 3 (для обоих вариантов). Составьте и запишите предложение с причастным оборотом, используя одно из причастий задания 2. Выделите определяемое слово и причастный оборот.

Задание 4 (для обоих вариантов). Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом, используя одно из деепричастий задания 2.

Задание 5. Определите, в каком случае причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение с этим словосочетанием.

I вариант

танцующая пара — танцующая походка

распущенный ребёнок - распущенный клубок шерсти

погасшая звезда — погасшие глаза

II вариант

потерянный кошелёк — потерянный вид

бегающие глаза — бегающие дети

открытая книга — открытая душа

Задание 6. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Выпишите причастия и деепричастия, произведите их морфологический разбор по плану, данному в учебнике (текст для двух вариантов).

У плетня з..росшая кр..пива

Обр..дилась ярким перл..мутром

И к..чаясь шепчет ш..ловливо

С добрым утром! (С. Есенин)

Задание 7 (для обоих вариантов). Запишите по памяти любой отрывок из художественного произведения, в котором употреблены причастие и деепричастие. Укажите автора произведения.

Контрольная работа №17

Сочинение «Кабинет Пушкина» или «Кабинет Лермонтова» (см. цветные вклейки № 15 и упр. 732, 733 в учебнике)

Контрольная работа № 18 по теме «Числительное»

Задание 1. Верно образуйте формы имён числительных. Используйте материалы раздела «Имя числительное» и др.

Задание 2. Произношение числительных.

1. Какие звуки произносятся на месте подчёркнутых букв? Обозначьте их.

Семь — семнадцать, восемь — восемнадцать, семьдесят — семьсот, восемьдесят — восемьсот.

2. Письменно просклоняйте числительное семьдесят, обозначая ударение.

3. Когда говорят ча́са, а когда часа́? ша́га — шага́? ря́да — ряда́? Составьте с этими словами словосочетания или предложения и запишите их, обозначая ударение.

4. Выполните письменный и устный фонетико-орфоэпический разбор числительного восемьсот.

Контрольная работа № 19 Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег» (см. задания к упр. 737и цветную вклейку в учебнике № 13)

Контрольная работа № 20 Диктант «На Кара-Даге»

Я не новичок в горах, но такого мрачно-угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать. Идёшь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернёшься — нет никого. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди, не с кем переговорить. Вечер застал меня высоко в этих диких скалах, дул резкий северо-восточный ветер. Собираю пучки колючей травы, чтобы растопить костёр и приготовить какую-нибудь горячую пищу. Блаженны желанные минуты, когда после выматывающих силы подъёмов залезаешь в плащ-палатку, в мягкий спальный мешок! Тишина. Напряжённое ухо ловит отдалённый, еле слышный, но никогда несмолкаемый рёв водопада. Разбудили меня какие-то непонятные звуки, походившие на скрип, будто что-то жёсткое тёрлось о камень. То были сипы — огромные птицы горных высот. (110 слов) (По Н. Сладкову)

Контрольная работа № 21 Изложение «Речкино имя»

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озёра, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовётся, усмехнулись:

—Хрустальная! Откуда же такое название? Ведь её переплюнуть можно! И тиной она поросла.

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьём... Обидно!

Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною, после половодья, ранним студёным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие — величиной с палец.

Набежит ветер, качнёт кусты и траву — над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный. А взойдёт солнце — каждый столбик вспыхнет тёмным, фиолетовым, зелёным огнём. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Вот какой у нас она бывает! Разве можно её «Болотным ручьём» обозвать?             (170 слов)               (По Э. Шиму)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова

Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...

рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"

рабчая  программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс...