История
план-конспект занятия на тему

Шеломенцева Мария Александровна

1.     Образование США.

 

Американские колонии Англии. Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в начале XVII в. В последующее время (XVI—XVIII вв.), было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побе­режья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индей­цев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничто­жали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насиль­ственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распространено в южной группе колоний, где выращивались са­харный тростник, хлопок, табак.

2.     Начало правления Романовых.

.

Вскоре после очищения столицы от иноземных захватчиков по городам были направлены первые грамоты с призывом избирать депутатов на Земский собор. В первой декаде января 1613 г., до подъезда депутатов из городов, заседания Собора открылись в Успенском соборе Кремля. Предварительно были определены нормы представительства от городов и курий (групп населения). Полагалось 10 человек от города при сохранении того перечня сословий, по которому призывали Совет ополчения, включая черносошных крестьян. Традиционные и ведущие курии Собора – Освященный собор, Дума, дворовые московские чины (включая приказных) – сохранили свою роль. Понадобилось специальное решение о том, что кандидатуры иностранного происхождения не будут рассматриваться, равно как и кандидатура сына Марины.

3.     Ломоносов Ф.М.  –личность, деятельность.

 

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

История.

Вариант 7

66,46,103

  1. Образование США.

Американские колонии Англии. Первая английская колония на Атлантическом побережье Северной Америки была основана в начале XVII в. В последующее время (XVI—XVIII вв.), было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко было распространено в южной группе колоний, где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак.

Иной характер приобретала экономика северной группы колоний, так называемой Новой Англии, где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между Севером и Югом, в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение. Направления развития экономики северных и южных колоний во многом определялись неодинаковым составом господствующих слоев населения. На Юге доминировали плантаторы-рабовладельцы — потомки английской аристократии. Многие из них переселились в Америку во время английской революции. На Севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию в послереволюционный период, спасаясь от гонений реставраторов монархии. К 70-м годам XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов.

Политика Великобритании в отношении ее американских колоний. Неодинаковым было управление в колониях. Некоторые из них считались частными владениями (Пенсильвания, Мэриленд), были колонии с «народным управлением» (Коннектикут, Род-Айленд), а также «королевские колонии», где управление осуществлялось губернаторами, назначавшимися правительством метрополии. Но почти во всех колониях действовали выборные законодательные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных слоев населения. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространялось действие права метрополии: Великой хартии вольностей, Билля о правах, «общего права», «права справедливости» и т. д. Жалованные колониям королевские хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводило политику ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями достигли особой остроты к середине XVIII в.

Революционная Война за независимость. Декларация независимости. Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы — «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения». В 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Началась Война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикой — штатом.

К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно продвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии. Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Создавался единый национальный рынок, формировалась нация североамериканцев.

Во многом благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руководителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы идейно-теоретического обоснования Войны за независимость. Убедившись в безуспешности попыток защищать права американцев — подданных короны, ссылаясь на свободы английской Конституции, они обратились к идеям естественного права. Признание ими прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой «природы» и поэтому неотчуждаемыми создавало теоретическую базу для утверждения того, что государство не может нарушать права и свободы человека, более того, оно обязано их защищать. Следовательно, оправданна борьба с государственной властью, попирающей права человека.

Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, таких, как Декларация прав штата Вирджиния и особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Континентальным конгрессом и соответственно общая для всей страны Декларация независимости. В этом документе, составленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало «естественные» права американцев. «Все люди, — говорилось в Декларации, — сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью». Далее следовал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совершенных английским правительством. Так на основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т. е. полновластия нации, включая обладание реальной возможностью ее отделения и образования самостоятельного государства. За народом признавалось право на революцию.

Декларация независимости, составленная в демократическом духе, явилась выдающимся, прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была присуща определенная историческая ограниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не говорилось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признавались права человека.

Образование конфедерации. Декларация независимости стимулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, вводной частью которых были Декларация, или Билль, о правах и свободах граждан. К этому времени стала особенно очевидной необходимость консолидации штатов: война, шедшая с переменным успехом, требовала дальнейшего объединения сил. Однако этот процесс шел не всегда гладко: некоторые штаты не хотели ограничивать свою только что завоеванную независимость. Но на основе компромисса все же удалось составить проект союза штатов, который в 1781 г. был утвержден конгрессом из представителей штатов и явился первым конституционным документом, ставшим известным как Статьи конфедерации. Штаты вступали в «вечный союз» — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. «В каждом из штатов должно быть оказываемо полное доверие к постановлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каждого другого штата». Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их.

Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался Конгресс, формируемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате по 2—7 человек. При этом при решении вопросов в Конгрессе каждый штат должен был иметь один голос. В Конгрессе предусматривались свобода слова и прений, а также неприкосновенность депутатов. Этому органу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения основной части командного состава армии. Ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами. Но большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне рамок указанной компетенции Конгресс не мог рассматривать внутренние дела штатов.

В период между сессиями Конгресса, который не мог превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были выполнять исполнительные власти штатов.

Таким образом, предусматривалось не создание единого государства, а государственно-правовое упорядочение союза государств — конфедерации. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в Войне за независимость и в немалой степени обеспечило ее победоносное завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США.

Образование федерации. После окончания войны государственная власть в штатах оказалась в руках политических группировок, которые в конечном счете выражали интересы мануфактуристов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных. Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было вооруженное выступление под руководством отставного капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и многие другие, было подавлено, оно тем не менее в немалой степени способствовало изменению умонастроений правящих кругов относительно будущего государственного устройства США. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным: упрочение экономических связей, усиление военной мощи государства, необходимой как для обороны, так и для захвата новых земель, окончательного порабощения индейцев.

Много было соглашений и договоров, которые существенно влияли на дальнейшие государства, участвующие в процессе, однако одним из самых знаменитых и сделавших много существенных изменений в мировой политике и экономике считается версальский мирный договор, принятый в полной мере в 1919 году.

Участники процесса подписания соглашения

Полное подписание открывало огромные возможности для победителей и поучительные наказания для проигравших стран. Позже были подписаны и другие мирные соглашения, однако именно этот ставит окончательную точку в первой страшной войне двадцатого века. Здесь впервые образовался так называемый союз большой четвёрки, а также ратификация основных участников, в том числе Германии, Великобритании, Франции, Италии и Японии. К соглашению наряду с ними присоединились ещё 22 государства и одна из союзных стран – США, не проведя процесс ратифицирования документа.

Основные положения Версальского договора

Больше всего от договора пострадала Германия, на которую наложили политические, экономические и территориальные, а также правовые, ограничения. Весь ущерб, нанесённый разным государствам – и материальный, и численный, и экономический – был возложен именно на эту страну. В связи с этим многие государства заставили Германию выплачивать принесённый ущерб, а некоторые части территории и вовсе подвергнуть аннексии. По большой части это были обширные территории на самых окраинах страны. Также ограничения коснулись и вооружённых сил немецких войск, они были сокращены практически в три раза. Все договоры и соглашения, имеющие отношение к большевистскому режиму и России были аннулированы и полностью считались недействующими. Некоторые части страны обрели независимость и были полностью признаны самостоятельно действующими и полноценными государствами.

30 апреля 1789 года Джордж Вашингтон стал президентом США. Беспрецедентный случай, когда избиратели сделали свой выбор единогласно. Джордж Вашингтон – идейный вдохновитель, борец и символ независимости Соединенных Штатов от Англии вёл родословную от верных рыцарей английских монархов. Основатель династии Лоренс Вашингтон, в далёком XVI веке во время реформации Генриха VIII, знаменитого короля-вдовца, усердно расхищал монастырские владения. Его потомки пользовались великим почётом у династий Тюдоров и Стюартов, а один из них, полковник Джеймс Вашингтон отдал жизнь за Карла I – первого казнённого народом монарха. В Северной Виргинии династия королевских рыцарей оказалась из-за гонений на сторонников короля, предпринятых лордом-протектором Кромвелем во время Английской буржуазной революции. Сам Джордж Вашингтон старался не ассоциировать себя со своими предками, а единственной Родиной считал Виргинию, заявляя, что ноги его не будет в Лондоне.

В иерархии активных и популярных президентов, о которых американские историки и политологи спорят полушутя, полусерьезно, до 1900 года Томас Джефферсон (1801-1809) стоит на третьем месте после отца страны Вашингтона (1789-1797) и "освободителя рабов" Авраама Линкольна (1861-1865). Национально-исторический эпос представляет портрет Джефферсона, прежде всего, как главного автора Декларации независимости 1776 года и Закона о свободе религии в Виргинии 1786 года. Его имя стало привычным определением в американской политической риторике: демократия Джефферсона или республиканизм Джефферсона и джефферсонианство обозначают сегодня соединение прав отдельных штатов и местного самоуправления, строгого соблюдения предписаний конституции (ограничивающих федеральное правительство), поощрения сельского хозяйства и сельской жизни, а не торговли и промышленности в городах, и, прежде всего, большой веры в умственные способности большинства избирателей (простых людей).



  1. Начало правления Романовых.

.

Вскоре после очищения столицы от иноземных захватчиков по городам были направлены первые грамоты с призывом избирать депутатов на Земский собор. В первой декаде января 1613 г., до подъезда депутатов из городов, заседания Собора открылись в Успенском соборе Кремля. Предварительно были определены нормы представительства от городов и курий (групп населения). Полагалось 10 человек от города при сохранении того перечня сословий, по которому призывали Совет ополчения, включая черносошных крестьян. Традиционные и ведущие курии Собора – Освященный собор, Дума, дворовые московские чины (включая приказных) – сохранили свою роль. Понадобилось специальное решение о том, что кандидатуры иностранного происхождения не будут рассматриваться, равно как и кандидатура сына Марины.

Всего на январских обсуждениях фигурировало около десятка имен, представлявших цвет российской титулованной аристократии. Претендентами на престол были князья В.В. Голицын, И.М. Воротынский, а также Мстиславские, Романовы, Трубецкие. Наиболее серьезными казались шансы князя Д.Т. Трубецкого, проявивший себя в период Смуты. По утверждениям современников, он потратил огромные суммы на прямой и косвенный подкуп казачьих станиц. Тем не менее его претензии на престол были блокированы. Имя князя Д.М. Пожарского также фигурировало среди претендентов, но по каким-то причинам не пользовалось большой популярностью.

В качестве компромисса возникла фигура 16-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета. Сам Филарет в это время находился в Польше в заключении. Под сильным давлением казаков кандидатура Михаила Романова была специально обсуждена на ряде соборных совещаний и получила предварительное одобрение 7 февраля. В пользу кандидатуры молодого Романова говорило его родство с последней царской династией. Юный возраст претендента предполагал его безгрешность перед Богом и в событиях Смуты. В плюс кандидату на царский престол пошло и то, что его отец страдал за правое дело, отстаивая национальные интересы. В итоге почти все сложилось в пользу Михаила Романова.

21 февраля 1613 г. торжественным актом Земского собора, состоявшего из 700 представителей Боярской думы, Освященного собора, дворян, стрельцов, казаков и черносошных крестьян, был произведен выбор нового российского царя –Михаила Федоровича Романова. Так в России утвердилась новая династия – Романовых, правившая страной более 300 лет.

Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Утраченный с кончиной царя Федора баланс сил в русском обществе был восстановлен.

11 июля 1613 г. первый русский царь из новой династии был венчан на царство. Получив корону, бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, главной из которых было преодоление анархии. Страна сплотилась вокруг престола юного самодержца. Царь Михаил Федорович был, по свидетельству его современников, человеком мягким, добрым. Своими душевными качествами он производил на россиян самое выгодное впечатление. Личность молодого царя во многом способствовала укреплению царской власти, его авторитета в глазах народа, укреплению самодержавия. При нем чаще употребляется термин «самодержец России». На изображении герба над головами орла были запечатлены короны – символ царского самодержавия.

В начале правления Михаила Романова одной из главных задач было воссоздание системы государственного управления, ликвидация последствий Смутного времени как внутри страны, так и на международной арене. Очистив Новгородскую землю от шведов в 1617 г. и заключив Столбовский мир, отразив новую польскую интервенцию в 1618 г., правительство Михаила Романова доказало свою способность вывести Россию из глубокого политического кризиса.

Правительство царя Михаила Федоровича (1613–1645), в котором главную роль играл патриарх Филарет, работало в тесном сотрудничестве не только с Боярской думой, но и с Земским собором, который до 1622 г. заседал практически непрерывно.

Возрождение национальной государственности, разрушенной в Смутное время, стало главной задачей нового царя Михаила Романова. Одним из важных направлений укрепления государства стала координация усилий светской и духовной власти. Этому способствовало то обстоятельство, что главой русской православной церкви в 1619–1633 гг. был патриарх Филарет (в миру – Федор Никитич Романов), отец нового русского царя Михаила Федоровича Романова, провозглашенного Земским собором. Под влиянием церкви колеблющаяся, неустойчивая политика Боярской думы постепенно сменяется твердой поддержкой новой царской династии Романовых. О единстве светской и духовной власти после Смуты свидетельствует следующий исторический факт: царь и патриарх в равной степени пользовались общим титулом «великий государь».

По окончании Смутного времени правительство новой династии приступило к активной законотворческой деятельности. Новые законы и царские указы по традиции издавались в связи с запросами органов государственного управления – приказов, туда же они и возвращались для записи в указной книге. Наиболее важные законы, касающиеся не отдельных ведомств, а всего государства, включались в Судебник.

  1. Ломоносов Ф.М.  –личность, деятельность.

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И. И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731–1736), а наук не оставил».

Счастливая случайность – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: «ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось». В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Научное наследие

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только основные результаты, полученные Ломоносовым.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В 1741–1750 годах в различных работах ученый изложил основы своего атомно-корпускулярного учения, объединяющего в одно стройное целое всю физику и химию. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Очень высоко оценивал это открытие президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, который писал: «Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносовым, состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности. Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми умами… В отличие от своих предшественников Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы… Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе».

Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц.

М. Ломоносова можно смело считать основателем русской химической школы. В 1745–1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Химия, – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая». Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов).

Ученый уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование нефти и чернозема из остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756–58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (ч. 1–2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749–50) и «Краткий российский летописец» (1760). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

Современники знали Ломоносова прежде всего как основателя русской поэзии и первого поэта Руси. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», «О пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, Петру Великому, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов. Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты. Все научные труды Михаила Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение.

Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Использованная литература

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учебник/ под редакцией В.Н. Загладина, Н.А. Симония.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011.
  2.  История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 1999. .
  3. История России с древнейших времен до XX века: учебник/под редакцией А.Н. Сахарова- М.:ООО»ТИД «Русское слово-РС»,2010.
  4. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 

Интернет – ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/ 
  2. http://istmira.com/istoriya-rossii
  3. http://statehistory.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А...

Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».

Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины   XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....

Творческая работа-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «История моего рода в истории любимого города»

Любовь к Родине начинается с любви к матери, к дому, к месту, где родился и вырос человек. В каждой местности есть свои достопримечательности, которые с детства западают в душу человека и сопровождают...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.

   История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...