ТЕМА:«МЮНХЕНСКИЙ СГОВОР И РАЗДЕЛ ЧЕХОСЛОВАКИИ»
план-конспект урока на тему

Пустышева Оксана Михайловна

познакомиться с основными этапами и тенденциями развития международных отношений в 1920 — 1930-е годы.

-изучить исторический источник «Соглашение в Мюнхене 1938 года, 29 сентября».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок истории27.29 КБ

Предварительный просмотр:

02/03/2017

ТЕМА:«МЮНХЕНСКИЙ СГОВОР И РАЗДЕЛ ЧЕХОСЛОВАКИИ»

Цель урока:

- познакомиться с основными этапами и тенденциями развития международных отношений в 1920 — 1930-е годы.

-изучить исторический источник «Соглашение в Мюнхене 1938 года, 29 сентября».

Дидактическое оснащение урока:

1.Исторический источник: Соглашение, заключенное в Мюнхене, 29 Сентября 1938 между Германией, Великобританией, Францией и Италией.

2. Методическое пособие для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «История».

Ход урока

Задание 1

Прочитайте документ № 1. Запишите ответ на следующие вопросы:

-о каком историческом событии идет речь в документе?

-где и между кем было заключено соглашение?

-какие условия были выдвинуты?

ДОКУМЕНТ

Соглашение, заключенное в Мюнхене, 29 Сентября 1938 между Германией, Великобританией, Францией и Италией.

Германия, Великобритания, Франция и Италия, учитывая соглашение, которое было уже в принципе достигнуто об уступке Германии Судетской Немецкой территории, соглашаются о следующих сроках и условиях, выполнения данной уступки и мерами следующим из нее, и в соответствии с этим соглашением они предпринимают самостоятельные разумные шаги, необходимые гарантировать его выполнение:

1. Эвакуация начнется 1-ого октября.

2. Великобритания, Франция и Италия соглашаются, что эвакуация территории должна быть закончена к 10-ому октября, без проведения любых разрушений, и что Чехословацкое Правительство будет считаться ответственным за выполнение эвакуации без разрушений.

3. Условия проведения эвакуации будут установлены подробно международной комиссией, составленной из представителей Германии, Великобритании, Франции, Италии и Чехословакии.

4. Оккупационная стадия преобладающе-немецкой территории Немецкими войсками начнется 1-ого октября. Четыре территории, отмеченные на приложенной карте, будут заняты Немецкими войсками в следующем порядке:

Территория, отмеченная Номером I 1-го и 2-го октября; территория отмеченная Номер II 2-го и 3-его октября; территория отмеченная Номер III 3-го, 4-го и 5-го октября; территория отмеченная Номер IV 6-го и 7-го октября. 
Остающаяся территория преобладающе Немецкого характера будет установлена вышеупомянутой международной комиссией немедленно и будет занята Немецкими войсками к 10-ому октября.

5. Международная комиссия, упомянутая в параграфе 3, определит территории, в которых должен быть проведен плебисцит. Эти территории будут заняты международными частями, пока плебисцит не был закончен. Эта же самая комиссия установит условия, в которых плебисцит должен быть проведен, беря как базовые условия плебисцита в Сааре. 
Комиссия также установит дату, не позже чем конец ноября, проведения плебисцита.

6. Заключительное определение границ будет выполнено международной комиссией. Комиссия будет также иметь право рекомендовать четырем Великим Державам, Германии, Великобритании, Франции и Италии, в некоторых исключительных случаях, незначительные изменения в строго этнографических определениях зон, которые должны быть переданы без плебисцита.

7. Будет иметься право выбора в и вне переданных территорий. 
Выбор, который будет осуществлен в пределах шести месяцев от даты этого соглашения. Немецко-чехословацкая Комиссия должна определить подробности выбора, рассмотреть пути облегчения перемещения населения и уладить принципиальные вопросы, проистекающего из сказанного перемещения.

8. Чехословацкое Правительство будет в пределах периода четырех недель от даты выпуска этого соглашения освободить из своих военных и полицейских сил любых Судетских Немцев, которые могут пожелать быть освобождаемыми, и Чехословацкое Правительство должно в пределах того же самого периода выпустить заключенных Судетских Немцев, которые заключены за политические нарушения.

Мюнхен, 29 сентября, 1938.

ADOLF HITLER, 
NEVILLE CHAMBERLAIN, 
EDOUARD DALADIER, 
BENITO MUSSOLINI.

Задание 2

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Мюнхенское соглашение ______.Соглашение о расчленении Чехословакии, достигнутое 29-30 сентября в ________главами правительств Великобритании (_______), Франции (_____), нацистской Германии (_________) и фашистской Италии (_______). Легкость, с которой Гитлер осуществил в марте 1938 ________Австрии, поощрила его на дальнейшие агрессивные действия, теперь уже в отношении Чехословакии. После распада __________ империи, Чехословакия в короткий срок превратилась в одну из наиболее процветающих стран Центральной Европы. На ее территории располагались многие важнейшие промышленные предприятия, в том числе сталелитейные заводы________ и военные заводы. При населении накануне Мюнхенского соглашения в 14 млн. человек, в стране проживало помимо чехов и словаков около 3,3 млн. этнических _______. _______ население, т. н. судетские _____ постоянно громогласно заявляли о дискриминационных мерах по отношению к ним со стороны чехословацкого правительства. Почти половину из 1 млн. безработных в стране составляли судетские немцы. Центральные власти принимали всевозможные меры, чтобы снизить накал недовольства в Судетской области: представительство в Национальном собрании, равные права в отношении образования, местное самоуправление и др., но напряжение не спадало. _________ решил воспользоваться нестабильной ситуацией в Судетской области и в феврале 19__ обратился к ________ с призывом "обратить внимание на ужасающие условия жизни немецких собратьев в Чехословакии". Он заявил, что судетские немцы могут рассчитывать на ____ рейх, который защитит их от __________притеснителей. В германской прессе поднялась волна обвинений в адрес чехословацких властей, якобы осуществляющих зверства в отношении судетских немцев. Воспользовавшись небольшим пограничным инцидентом, в результате которого погибло несколько немцев, Гитлер выдвинул германские войска к границе с__________, в надежде оказать политическое и военное давление на страну, чья армия составляла всего 400 тыс. человек. Но ____________и Франция предупредили Германию, что исполнят свои обязательства по отношению к______________, и Гитлер был вынужден отвести свои войска от границы. Однако осторожный Чемберлен заявил, что он не может гарантировать поддержку ______________в случае германской агрессии против_____________. Воодушевленный нерешительностью британского правительства, Гитлер решил опереться в своих планах на "пятую колонну", которую представляли судетские немцы и пронацистская Судетская немецкая партия. По его указанию лидер этой партии ________выдвинул ряд требований, по существу предполагавших отказ Чехословакии от суверенитета над Судетской областью (24 апреля). 30 мая Гитлер созвал секретное совещание генералитета в____________, на котором заявил: "Мое непоколебимое стремление - уничтожить ___________в результате военных действий в самое ближайшее время". Затем он огласил приказ о проведении операции "_______" не позднее _____________ .

Задание 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое политика умиротворения» и «Мюнхенский сговор»?
  2. Почему миролюбивым силам не удалось предотвратить Вторую Мировую войну?
  3. Кто и в какой мере, с вашей точки зрения, несёт ответственность за это?

ЛИТЕРАТУРА

  1. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строгановучебник для общеобразовательных учебных заведений «Мир в XX веке» , 11 класс, изд. ДРОФА (с. 144-146).
  2. http://pandia.ru/text/78/280/23133.php
  3. 8. Степанов А. С. Перед Мюнхеном. Военно-исторический журнал. 1992, № 5
  4. . Логинов С. Т. Её величество реальность. Военно-ист. журнал. 1990, № 1

СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ.

Задание 1

Прочитайте документ № 1. Запишите ответ на следующие вопросы:

-о каком историческом событии идет речь в документе?

В документе отражено историческое событие 29 сентября 1938 года, которое вошло в историю как «мюнхенский сговор»

-где и между кем было заключено соглашение?

Данное соглашение было заключено в Мюнхене 29 сентября 1938 года между Германией, Великобританией, Францией и Италией.

-какое историческое значение имело это событие?

Соглашение, подписанное в Мюнхене, было одним из наиболее ярких проявлений политики "умиротворения", проводившейся накануне 2-й мировой войны правительствами Великобритании и Франции с целью добиться сговора с нацистской Германией за счет стран Центральной и Юго-Восточной Европы, отвратить гитлеровскую агрессию от Великобритании и Франции и направить ее на Восток, против Советского Союза. Мюнхенское соглашение стало важной вехой в подготовке 2-й мировой войны.

Задание №2

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Мюнхенское соглашение 1938. Соглашение о расчленении Чехословакии, достигнутое 29-30 сентября в Мюнхене главами правительств Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), нацистской Германии (А. Гитлер) и фашистской Италии (Б. Муссолини). Легкость, с которой Гитлер осуществил в марте 1938 аншлюс Австрии, поощрила его на дальнейшие агрессивные действия, теперь уже в отношении Чехословакии. После распада Австро-венгерской империи, Чехословакия в короткий срок превратилась в одну из наиболее процветающих стран Центральной Европы. На ее территории располагались многие важнейшие промышленные предприятия, в том числе сталелитейные заводы Шкода и военные заводы. При населении накануне Мюнхенского соглашения в 14 млн. человек, в стране проживало помимо чехов и словаков около 3,3 млн. этнических немцев. Немецкоязычное население, т. н. судетские немцыпостоянно громогласно заявляли о дискриминационных мерах по отношению к ним со стороны чехословацкого правительства. Почти половину из 1 млн. безработных в стране составляли судетские немцы. Центральные власти принимали всевозможные меры, чтобы снизить накал недовольства в Судетской области: представительство в Национальном собрании, равные права в отношении образования, местное самоуправление и др., но напряжение не спадало. Гитлер решил воспользоваться нестабильной ситуацией в Судетской области и в феврале 1938 обратился крейхстагу с призывом "обратить внимание на ужасающие условия жизни немецких собратьев в Чехословакии". Он заявил, что судетские немцы могут рассчитывать на Третий рейх, который защитит их от чехословацкихпритеснителей. В германской прессе поднялась волна обвинений в адрес чехословацких властей, якобы осуществляющих зверства в отношении судетских немцев. Воспользовавшись небольшим пограничным инцидентом, в результате которого погибло несколько немцев, Гитлер выдвинул германские войска к границе с Чехословакией, в надежде оказать политическое и военное давление на страну, чья армия составляла всего 400 тыс. человек. Но Советский Союз и Франция предупредили Германию, что исполнят свои обязательства по отношению кЧехословакии, и Гитлер был вынужден отвести свои войска от границы. Однако осторожный Чемберлен заявил, что он не может гарантировать поддержку Великобритании в случае германской агрессии противЧехословакии. Воодушевленный нерешительностью британского правительства, Гитлер решил опереться в своих планах на "пятую колонну", которую представляли судетские немцы и пронацистская Судетская немецкая партия. По его указанию лидер этой партии Генлейн выдвинул ряд требований, по существу предполагавших отказ Чехословакии от суверенитета над Судетской областью (24 апреля). 30 мая Гитлер созвал секретное совещание генералитета в Ютербоге, на котором заявил: "Мое непоколебимое стремление – уничтожить Чехословакию в результате военных действий в самое ближайшее время". Затем он огласил приказ о проведении операции "Грюн" не позднее 1октября 1938. 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Что такое политика умиротворения» и «Мюнхенский сговор»?

Политика умиротворения — политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору. Состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.

Термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства во главе с Невиллом Чемберленом, а также Болдуином и Макдональдом в отношении нацистской Германии в 1933—1939 годах, особенно явственно проявившейся в 1937—1939 годах. Такая политика привела к окончательной деградации Версальской системыЛиги Наций и системы коллективной безопасности, радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции, усилению Германии и приходу к власти правых сил во главе с А. Гитлером.

2.Почему миролюбивым силам не удалось предотвратить Вторую Мировую войну?

  Реальной альтернативой советско-германскому договору 1939 г. могло быть успешное завершение советско-англо-французских переговоров, заключение политического соглашения и военного союза трех держав, к которому не замедлили бы присоединиться и другие страны Европы в случае агрессии со стороны Германии и её союзников.

  В августе 1939г. еще можно было спасти мир от катастрофы, какой явилась вторая мировая война, а если бы она все же разразилась, то последствия были бы не такими трагичными. Но для этого необходима была система коллективной безопасности, идею создания которой предлагал СССР. Нужна была добрая воля всех заинтересованных сторон, понимание общей ответственности за судьбы мира и готовность противостоять надвигающейся катастрофе.

  1. Кто и в какой мере, с вашей точки зрения, несёт ответственность за это?

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что переговоры закончились неудачей не только потому, что Польша категорически отказалась от помощи СССР, но прежде всего потому, что Англия – главный партнер СССР на переговорах, не хотела никакого соглашения и вела двойную игру (параллельные переговоры с Германией). Вместе с тем и советская дипломатия не смогла использовать все имеющиеся возможности для достижения согласия сторон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Методические указания по выполнению экономического раздела дипломного проекта "Сетевое планирование и управление"

Содержат материал для выполнения экономического раздела дипломного проекта по теме «Сетевое планирование и управление». Предназначены студентам специальности 230105 «Программное обеспечение вычислите...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Методический материал к разделу "История педагогики"

Содержание   Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук3-4Тест по теме5Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и...

Презентации по учебной дисциплине Фармакология, раздел 1. Введение.История фармакологии., раздел 2. Рецептура.

Презентации  подготовлены для проведения теоретического занятия по УД Фармакология, тема: "Предмет и задачи фармакологии.История фармакологии.Источники получения лекарственных веществ. Пути изыск...

Тематические задачи по ПДД (Раздел 1 - Общие положения; Раздел 3 - Дорожные знаки)

В данном разделе собраны вопросы и задачи по Правилам Дорожного Движения по различным темам...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для текущего контроля и промежуточной аттестации. ПМ.01 Диагностическая деятельность, раздел «Пропедевтика в акушерстве и гинекологии», раздел «Диагностика заболеваний акушерского и гинекологического профиля

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для текущего контроля и промежуточной аттестации.  ПМ.01 Диагностическая  деятельность, раздел «Пропедевтика в акушерстве и гинекологии»,раздел &laqu...