Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"
методическая разработка на тему
Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправления и форм прямого волеизъявления граждан, деятельности органов местного самоуправления, гарантий и ответственности в местном самоуправлении. С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ.02. уметь: взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями и общественными организациями; участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты; разграничивать компетенцию государственных органов всех уровней власти.
Поэтому актуальность выбранной темы обосновывается тем, что одним из приоритетов социальной политики российского государства является гарантированная поддержка государством материнства, отцовства и детства, именно на уровне местного самоуправления. А формирование баз данных получателей пособий и компенсаций, услуг и других социальных выплат, выявление лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, происходит на территории муниципального образования во взаимодействии органов местного самоуправления.
В практической работе на тему: «Разработка и координация программ муниципального управления» раскрываются правовые основы порядка разработки программ муниципального управления, основные принципы, полномочия участников, структура программ и деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления.
Изучение видов и порядка назначения пособий гражданам, имеющим детей помогают обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках других ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты». Урок может проводится различными формами организации учебно-познавательной деятельности с использованием раздаточного материала, видео - материала и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_novoe_metodrazrabotka_prakt_raboty_koordinatsiya_munprogramm.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЕДЖ имени И.И. ПОЛЗУНОВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «Разработка и координация программ
муниципального управления»
по профессиональному модулю
ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ»
для специальности 030912
Выполнила: преподаватель
Хмелева Е.Г.
Екатеринбург 2017
Введение
Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправления и форм прямого волеизъявления граждан, деятельности органов местного самоуправления, гарантий и ответственности в местном самоуправлении. С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ.02. уметь: взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями и общественными организациями; участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты; разграничивать компетенцию государственных органов всех уровней власти.
Поэтому актуальность выбранной темы обосновывается тем, что одним из приоритетов социальной политики российского государства является гарантированная поддержка государством материнства, отцовства и детства, именно на уровне местного самоуправления. А формирование баз данных получателей пособий и компенсаций, услуг и других социальных выплат, выявление лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, происходит на территории муниципального образования во взаимодействии органов местного самоуправления.
В практической работе на тему: «Разработка и координация программ муниципального управления» раскрываются правовые основы порядка разработки программ муниципального управления, основные принципы, полномочия участников, структура программ и деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления.
Изучение видов и порядка назначения пособий гражданам, имеющим детей помогают обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках других ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты». Урок может проводится различными формами организации учебно-познавательной деятельности с использованием раздаточного материала, видео - материала и др.
Цели и задачи практической работы.
Цель урока: сформировать представления порядке разработки программ муниципального образования и критериев эффективности, а также о полномочиях участников программ., а также сформировать представления о муниципальных программах, реализуемых в г.Екатеринбурге и ГО Верхняя Пышма.
Учебные:
- Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих порядок разработки программ муниципального образования и критериев эффективности;
- Изучение функций и полномочий государственного заказчика целевых муниципальных программ;
- Знать основные принципы разработки и структуру муниципальных программ;
- Знать основные показатели качества и оценки изменения социально-экономической ситуации в результате реализации программных мероприятий.
Развивающие:
- Уметь определять критерии эффективности программ муниципального управления;
- Уметь самостоятельно определять полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления;
- Уметь самостоятельно определять направления деятельности органов местного самоуправления и выявлять наиболее важные для решения вопросы местного значения в области социального обеспечения граждан;
- Уметь самостоятельно составлять программы муниципального управления.
Воспитательные:
- Формирование принципов служебного поведения специалистов по поддержке лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи: обладания профессиональными качествами, определения круга компетенции, культурой общения;
- Сформировать представление о категории граждан, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи;
- Формирование представлений о собственных правах и обязанностях при выполнении служебных обязанностей;
- Формирование партнерских отношений, делового сотрудничества как внутри группы, так и между группами.
Дидактические средства:
- Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- Раздаточный материал:
- Задания для составления программы муниципального управления по вариантам.
План урока:
- Организационный момент;
- Изложение нового материала;
- Закрепление нового материала – практическая работа;
- Подведение итогов урока;
- Задание для самостоятельной работы студентов.
Содержание урока.
- Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
- Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
- Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
- Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
- Структура программ муниципального управления.
- Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления.
Практическая работа на тему: «Разработка и координация программ муниципального управления.
План работы:
- Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
- Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
- Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
- Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
- Структура программ муниципального управления.
- Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления.
1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
В процессе разработки программ муниципального управления учитываются внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
Эффективность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования достигается за счет всех факторов, направленных на повышение результативности и снижение затрат на ее реализацию. Расчет показателей результативности программы осуществляется, исходя из степени достижения намеченных программных целей.
Социальная результативность программы, входящих в ее состав проектов, мероприятий определяется их общественной полезностью. Оценка социальной результативности осуществляется с помощью показателей, характеризующих отдельные аспекты улучшения качества жизни населения муниципального образования. Речь идет о показателях, с помощью которых определяются позитивные изменения социального характера, например: повышение уровня занятости, увеличение денежных доходов населения, рост производства и качества социально значимой продукции (услуг), улучшение функционирования жилищно-коммунальной сферы, учреждений здравоохранения и охраны правопорядка и т.п.
Экологическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, входящих в ее состав проектов и мероприятий, оценивается с помощью показателей, характеризующих снижение уровня загрязнения окружающей среды и нарушения природных систем, повышение уровня экологической безопасности.
Экономическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, проектов и мероприятий, входящих в ее состав, может проявляться в различных сферах его жизнедеятельности. Так, экономическая результативность программы (проектов, мероприятий) развития социальной сферы муниципального образования может оцениваться с помощью показателей, характеризующих снижение доли затрат местного бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, увеличение затрат местного бюджета на адресную поддержку жителей, нуждающихся в социальной защите и т.п.
Общесистемная результативность реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования состоит в формировании его благоприятного имиджа, что является, в частности, важнейшим условием его конкурентоспособности за инвестиционные ресурсы; в получении дополнительных эффектов за счет развития муниципальных связей (инициация и активизация новых полюсов экономического развития, улучшение доступа к источникам сырья, материалов, комплектующих средств, топлива и энергии, развитие сети сбыта) и т.п.
2. Функции и полномочия государственного заказчика
целевых муниципальных программ
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Заказчик целевой программы:
а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта);
б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов местного самоуправления, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями;
в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку.
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и местных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один – два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес - план с социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями.
Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.
На местном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются администрацией города.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ.
Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Администрацией города. После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов местного самоуправления.
Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию.
Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач.
Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные – по мере нахождения дополнительных средств.
3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
Разработка и реализация муниципальных программ осуществляется
в соответствии с основными принципами:
- Соответствие целей и задач программы прогнозам социально-экономического развития города;
- Отнесение расходов на реализацию программ по их экономическому содержанию;
- Соответствие расходов на реализацию программ с возможностями городского бюджета в течении всего срока действия.
Исходными информационными материалами для разработки программы
должны служить:
- Отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях;
- Статистическая отчетность;
- Данные социологических и иных обследований;
- Предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов.
Инициаторами разработки программы могут выступать представительные и исполнительные органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Разработка программы осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с рекомендациями. Утверждение программы производится представительными органами местного самоуправления.
По срокам реализации программы подразделяются на следующие виды:
- Краткосрочные программы – продолжительностью до 1 года включительно;
- Среднесрочные программы – продолжительностью от 2 до 5 лет включительно;
- Долгосрочные программы продолжительностью свыше 5 лет.
Этапы разработки и реализации программ муниципального управления:
- Выдвижение инициативы разработки программы, отбор проблем (инициатив) для программной разработки;
- Принятие решения о разработке проекта программы;
- Разработка проекта программы;
- Экспертиза проекта программы;
- Согласование проекта программы;
- Утверждение программы представительным органом местного самоуправления;
- Реализация программы;
- Отчет о выполнении программы;
- Контроль за выполнением программы.
4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
К числу полномочий Главы города относятся:
- Выдвижение инициативы разработки программы;
- Рассмотрение представленных предложений (инициатив) о целесообразности и необходимости разработки программы;
- Внесение перечня проектов программ на утверждение представительным органом местного самоуправления;
- Назначение «координатора» программ;
- Обеспечение направления проекта программы в представительный орган местного самоуправления одновременно с проектом бюджета города, не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного финансового года;
- Представление на рассмотрение и утверждение представительным органом местного самоуправления проектов о внесении изменений и (или) дополнений в программу, либо о приостановлении (частичном приостановлении) реализации программы;
- Рассмотрение отчетов об исполнении программы;
- Контроль за разработкой и реализацией программы.
Координатор программы осуществляет следующие функции:
- Организует разработку проекта программы и руководит разработкой и реализацией программы;
- Согласовывает с основным разработчиком программы возможные сроки исполнения программных мероприятий, подпрограмм, программ в целом, объемы и источники финансирования программ;
- Организует проведение экспертиз проекта программы;
- Обеспечивает согласование проекта программы с заинтересованными лицами, контролирующими органами;
- Несет ответственность за разработку проекта программы и реализацию программы, а также за целевое и эффективное расходование выделенных средств.
Исполнитель программы осуществляет следующие функции:
- Реализует программу в сроки, установленные в программе;
- Ежеквартально представляет координатору программы, представительному органу местного самоуправления, заказчику отчетность о реализации программы;
- Организует проведение конкурсов для определения исполнителей программы.
Разработчик программы осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает технико – экономический проект программных мероприятий для решения поставленных задач;
- Дает оценку социально-экономической эффективности результатов реализации программы;
- Представляет экономическую потребность в финансовых средствах на реализацию программы;
- Разрабатывает сроки реализации программы.
Предложения (проекты) должны содержать:
- Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения.
- Возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень программных мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных, социальных и правовых отношений для решения проблемы, сроки ее реализации.
- Предварительную оценку социально-экономической эффективности и результатов от реализации программы, соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям.
- Перечень разработчиков программ, основных исполнителей, срок и стоимость подготовки программ.
Основными критериями оценки принятия решения о разработке программы является: острота проблемы для города; степень проработанности решения проблемы; оценка предполагаемого эффекта от реализации программы; необходимость координации деятельности различных структур по решению проблемы; соответствие мероприятий программы вопросам местного значения.
После утверждения перечня программных мероприятий Глава города принимает решение о разработке проекта программы и определения координатора программы. Разработанный проект программы в обязательном порядке направляется на экспертизу в Комитет государственного контроля и подлежит обязательному согласованию с Финансовым управлением города, отделом экономики и правовым управлением. В случае, если реализация программы может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду проект программы подлежит обязательной государственной экспертизе.
- Структура программ муниципального управления.
Структура программы включает следующие разделы:
- Социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования.
- Анализ социально-экономического положения муниципального образования.
- Общая характеристика муниципального образования.
- Комплексная оценка социально-экономического состояния муниципального образования за предшествующий трех-пятилетний период.
- Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования, возможностей и угроз в его внешней среде.
- Потенциал направления социально-экономического развития муниципального образования
- Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.
- Система программных мероприятий.
- Механизм реализации программы.
- Ресурсное обеспечение программы.
- Оценка эффективности социально-экономических и экономических последствий от реализации программы.
- Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
6. Деятельность контрольных органов в реализации
программ муниципального управления.
Контроль за подготовкой и реализацией программы осуществляется на всех этапах в различных формах: независимая экспертиза при рассмотрении предложений о программах и при проектировании программных объектов, постоянный мониторинг на стадии реализации и др. Регулярность и порядок осуществления контроля регламентируются в ходе принятия и реализации программы властными структурами местного самоуправления. Устанавливается ответственность руководителей и исполнителей местных программ за несвоевременное и некачественное их выполнение.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы, который должен обладать достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы, учитывая тот факт, что в ходе реализации программы будут подготавливаться проекты нормативных правовых актов, осуществляться взаимодействие с органами власти местного самоуправления, финансовыми, промышленными и общественными организациями.
Координатором всех стадий разработки и реализации программы является специальный орган управления программой. Орган управления программой может подготавливать предложения по проектам местных законов и нормативных актов по каждой крупной проблеме, а также предложения по критериям отбора инвестиционных проектов. Он может осуществлять (совместно с заказчиком) финансовый контроль за использованием средств местного бюджетов, выделенных на реализацию программы. Орган управления программой должен ежегодно готовить отчеты о ходе работы по выполнению программы.
Обеспечение комплексного контроля за реализацией программы, требует увязки механизма ее реализации и организационно-экономических мер по стимулированию программы; постоянного информационно-аналитического мониторинга по всем проблемам и целевым установкам; своевременной оценки нарушения сроков реализации программы для определения упущенной выгоды и подготовки предложений по их корректировке.
Осуществление контроля за ходом реализации программы позволит органу управления программой своевременно определять под каждую цель, подцель и задачу конкретный административный или экономический регулятор, стимулирующий реализацию того или иного программного задания. Разрабатывается сетевой график увязки всех стадий разработки и реализации программы между собой и четко формулируются цели и задачи, как для исполнителя, так и для заказчика программы. Это особенно важно при ликвидации или своевременном предупреждении возникновения региональных кризисных ситуаций.
Практическая работа.
Необходимость программно - целевого управления развитием муниципальных образований четко определена Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором установлено, что каждое муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское и сельское поселение) должны иметь собственные программы экономического и социального развития на долгосрочный период. Программа развития определяется как:
- Базовый элемент, в котором должны быть сформулированы стратегические направления развития муниципального образования. Поэтому она рассматривается в качестве инструмента формирования модели экономики, обладающим долгосрочным потенциалом динамического роста;
- Директивный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач;
- Основа текущего и перспективного планирования развития муниципального образования, принятия управленческих решений, выбора конкретных механизмов реализации проектов развития реального сектора экономики, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, повышения качества жизни местного сообщества;
- База для консолидации средств при решении вопросов местного значения, привлечения инвестиций, формирования и расширения налоговой базы. При этом в основу стратегического развития закладываются ориентация на собственные ресурсы, непрерывное повышение качества жизни населения, выявление и формирование конкурентных преимуществ территории, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества и эффективности управления муниципальным образованием.
Разделы программы муниципального управления:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы».
В данном разделе проводится анализ проблемы для города, приводятся основные оценочные показатели, данные по проблеме за предыдущие годы, уровень удовлетворенности потребности населения, уровень аналогичных показателей в соседних территориях, уровень инвестиционной привлекательности и др.
Раздел 2. «Цели и задачи программы».
В данном разделе определяется набор мероприятий, которые классифицируются по степени значимости для достижения целей программы, решения социальных проблем, качества управления и др.
Раздел 3. «Система программных мероприятий».
В данном разделе перечисляются конкретные программные мероприятия, указываются их содержание, сроки проведения, исполнители, наличие проектно-сметной документации и др.
Раздел 4. « Ресурсное обеспечение программы».
В данном разделе указываются расходы на реализацию программы с разбивкой по годам реализации, а также все источники поступления средств (бюджетные средства с разбивкой по уровням бюджетов, внебюджетные источники, кредитные средства, спонсорские средства). Финансовые затраты рассчитываются в ценах года составления программы. Прилагаются соглашения (договоры).
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы».
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации».
В данном разделе указывается организационная структура управления программой, технология осуществления контроля за ходом ее реализации.
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам».
Раздел 8. «Иные разделы»
Главная цель программы определена как создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования и его поселений. Ее достижение связывается с решением следующих основных задач:
- преобразования в сфере управления;
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата,
- повышение эффективности государственной (областной) и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
- развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования промышленного комплексов, внедрение инноваций, выпуск конкурентоспособной продукции, развитие кооперации, формирование современной инфраструктуры продовольственного рынков;
- формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- развитие кадрового потенциала;
- проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- реформирование жилищно-коммунального комплекса;
- развитие транспортной инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- создание условий для развития сферы услуг: транспортных, связи, строительства, торговли, здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и туризма.
Базовый перечень подпрограмм и основных мероприятий включает:
- В экономической сфере:
- повышение эффективности использования муниципальной собственности (продажа и аренда помещений, земель);
- повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- реализация высокоэффективных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики;
- содействие развитию малого бизнеса.
- В социальной сфере:
- Формирование и развитие социальной инфраструктуры: реконструкция и строительство учреждений социальной защиты здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, укрепление и модернизация их материально-технической базы.
- В сфере инженерной и транспортной инфраструктуры:
- строительство и реконструкция систем водоснабжения, водоочистки, газораспределительных сетей, перевод котельных на газ;
- реформирование жилищно-коммунального хозяйства – изменение системы управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство жилья для молодых семей;
- строительство и реконструкция областных, городских, межселенных и внутрипоселковых дорог.
Основными показателями качества и оценки изменения социально-экономического положения муниципального образования в результате реализации программных мероприятий являются:
- увеличение числа созданных и количества сохраненных рабочих мест;
- улучшение жилищных и бытовых условий населения;
- улучшение медицинского обслуживания населения; улучшение надежности и качества снабжения населения водой, теплом, энергией, коммунальными услугами; улучшение экологической обстановки и окружающей среды;
- улучшение транспортной инфраструктуры;
- повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- увеличение количества малых и средних предприятий и объемов их производства;
- увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.
Задание:
- Рассмотреть, предложенные преподавателем, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления по предложенным сферам:
- в сфере социального обеспечения и защиты населения;
- в сфере зашиты населения
- в жилищной сфере;
- в сфере здравоохранения;
- в сфере образования и культуры;
- в сфере транспорта и связи;
- в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов;
Программа составляется по следующим разделам:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Задание для самостоятельной работы:
Используя печатные издания или ресурсы Интернет приведите примеры реализуемых муниципальных программ на территории г.Екатеринбурга или ГО Верхняя Пышма.
Контрольные вопросы:
- Какие факторы определяют результативность программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования?
- Какую роль играет государственный заказчик в подготовке и проведении муниципальной целевой программы?
- Какие функции осуществляет государственный заказчик в реализации программ муниципального управления?
- Какие показатели определяют актуальность и важность проведения муниципальной программы?
- Назовите основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
- Назовите виды муниципальных программ по срокам реализации.
- Назовите этапы разработки и реализации программ муниципального управления.
- Назовите полномочия Главы города в разработке и реализации муниципальных программ.
- Каким образом определяется исполнитель муниципальной программы и перечислите его функции?
- Какие основные положения должны содержать предложения (проекты) муниципальной программы?
Используемая литература:
- Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. – М., 1999
- Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. Учебное пособие. – М., 1998.
- Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов\ Под ред. Горбунова Н.М. – Хабаровск, 1999.
- Яновский В.В. Город как система и объект управления. Введение в проблемы управления городским хозяйством. Учебно-методическое пособие. – СПб., 1998
- Устав г.Екатеринбурга.
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»// СЗ РФ. 1995. - №35. – ст.3506
- Областная газета.
- Газета «Красное Знамя», ГО Верхняя Пышма.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия в сфере использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов.
Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и иные муниципальные образования. От имени муниципальных образований осуществляют права муниципальной собственности на землю органы местного самоуправления. Правовая основа: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "О недрах", ФЗ РФ "О государственной экологической экспертизе" и др. акты.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Представительный орган местного самоуправления:
- определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории муниципального образования; устанавливает границы земель, передаваемых в ведение других муниципальных образований по согласованию с ними; устанавливает зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм.
Местная администрация в области земельных отношений обладает следующими полномочиями:
- передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты муниципального образования, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение муниципального образования;
- регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды; организует ведение земельного кадастра; планирует использование земель муниципального образования; согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемых органами государственной власти; взимает плату за землю; осуществляет контроль за использованием и охраной земель; защищает права землевладельцев, землепользователей и арендаторов, и др.
В сфере недропользования органы местного самоуправления принимают участие совместно с органами государственной власти:
- в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; в развитии минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; в выдаче разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; в приостановлении работ, связанных с пользованием недр, на земельных участках в случае нарушения Закона РФ "О недрах"; в контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; в введении ограничений на пользование участками недр, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
В области охраны окружающей среды органы местного самоуправления определяют основные направления охраны окружающей природной среды, разрабатывают экологические программы, производят учет и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов, объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, планируют и осуществляют, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий, координируют деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, выдают разрешения на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов.
В случае нарушения экологического законодательства органы местного самоуправления могут принять решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности. Так же в компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы организации охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий, экологическое воспитание, образование, просвещение, обеспечение населения необходимой экологической информацией и другие вопросы.
Действующим законодательством предусмотрено участие муниципальных органов в организации проведения общественной экологической экспертизы на соответствующей территории.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, которые зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке. Порядок проведения и полномочия их в этой сфере деятельности определены Федеральным законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют благоустройство и озеленение территории муниципального образования. В рамках этого они организуют благоустройство населенных пунктов, привлекают на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, контролируют благоустройство производственных территорий, организуют озеленение, охрану зеленых насаждений и водоемов, участвуют в создании мест отдыха граждан, организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству собственных и привлеченных средств.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере
Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляют: Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Затон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Жилищный кодекс РФ и др. акты. Следует отметить, что полномочия органов местного самоуправления, прежде всего, распространяются только в отношении муниципального жилищного фонда
Представительные органы местного самоуправления
в этой области своей деятельности осуществляют следующие полномочия:
- устанавливают порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;
- устанавливают порядок использования нежилых помещений и распоряжения ими;
- принимают решения о передаче отдельных полномочий, а также объектов муниципальной собственности и финансовых ресурсов другим муниципальным образованиям, а также органам территориального общественного
- самоуправления населения;
- утверждают правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений;
- устанавливают порядок признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и порядок перевода жилых домов и жилых помещений муниципального фонда в нежилые;
- устанавливают порядок использования нежилых помещений и распоряжения ими.
Местная администрация в жилищной сфере:
- организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства из состава муниципальной собственности;
- распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
- осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;
- ограничивает или запрещает использование питьевой воды в промышленных целях;
- предоставляет в пользование в установленном порядке водные ресурсы местного значения, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения.
Органы местного самоуправления осуществляют планировку и регулируют застройку муниципальных образований. По вопросам градостроительной деятельности они могут принимать нормативные правовые акты.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:
- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- утверждение и реализация градостроительной документации о планировании развития территорий муниципальных образований;
- разработка проектов черты муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении;
- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;
- выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.
Органы местного самоуправления организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт дорог местного значения с привлечением предприятия и организации к дорожному строительству.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере транспорта и связи.
При организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления:
- осуществляют контроль за работой транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласовывают маршруты и графики движения транспорта, привлекают на договорных началах предприятия и организации, действующие на его территории;
- создают и руководят муниципальными транспортными предприятиями и организациями, контролируют работу иных транспортных предприятий и организаций;
- организуют и контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
В области обеспечения услугами почтовой связи органы местного самоуправления:
- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи путем выделения нежилых помещений или строительства зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
- способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации, необходимыми для эффективного функционирования и расширения сферы услуг, оказываемых гражданам и организациям;
- устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;
- способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;
- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов, сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.
При планировании развития городов и сельских поселений органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В целях обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания органы местного самоуправления:
- устанавливают местные цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;
- устанавливают правила торговли и обслуживания населения на территории муниципального образования;
- заключают с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии территории муниципального образования;
- организуют эксплуатацию муниципальных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создают коммерческие территориальные и межтерриториальные организации снабжения и сбыта;
- заключают хозяйственные договоры для привлечения продукции, товаров и услуг на местный рынок;
- координируют планы розничного товарооборота организаций торговли на территории муниципального образования;
- организуют рынки и ярмарки;
- контролируют соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли;
- организуют закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов и др.
Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, давать консультации по вопросам защиты прав потребителей;
- анализировать договоры, заключаемые с потребителями;
- при выявлении товаров, работ, услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
- в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров {выполнение работ, оказание услуг);
- обращаться в суды для защиты прав неопределенного круга потребителей.
Органами местного самоуправления осуществляется организация похоронного дела и оказания ритуальных услуг. Оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами. Источниками финансирования похоронного дела являются средства местных бюджетов.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования и культуры.
Конституция РФ (ст. 43) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, бесплатное получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается с согласия последних.
В организации, содержании и развитии муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования органы местного самоуправления ответственны:
- за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования;
- за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:
- организация, регулирование и контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений;
- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях;
- строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
- контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
- использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
- установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
Конституция Российской Федерации (ст. 44) гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет в ведении муниципальных образований: создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
Компетенция органов местного самоуправления определяется также в Основах законодательства РФ о культуре, Федеральном законе РФ "О национально-культурной автономии" и других нормативных правовых актах.
Органы местного самоуправления создают условия для деятельности учреждений культуры.
- объявляют природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определяют правила их охраны и использования;
- организуют и координируют с учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивают их материально-техническое снабжение;
- организуют использование памятников истории и культуры, переданных в их ведение;
- осуществляют управление всеми находящимися в их ведении муниципального образования учреждениями культуры, обеспечивают их материально-техническое снабжение;
- организуют на территории муниципального образования работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;
- создают объекты социально-культурного и физкультурно-спортивного назначения, руководят кино- и видео - обслуживанием населения.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения составляют Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другие нормативные правовые акты.
В области здравоохранения к ведению органов местного самоуправления относятся:
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;
- развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
- создание условий для развития частной системы здравоохранения;
- организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на соответствующей территории;
- выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
- формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан и др.;
- создание и обеспечение деятельности соответствующих учреждений.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов органы местного самоуправления в праве вносить предложения в орган исполнительной власти субъекта Федерации о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения, участвовать в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, контролировать рациональное использование природных лечебных ресурсов и местностей, принимать участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления
в сфере социального обеспечения и защиты населения.
В данной сфере органы местного самоуправления осуществляют следующие основные полномочия:
- определяют за счет собственных средств дополнительные льготы и преимущества для населения муниципального образования;
- оказывают жителям помощь в назначении пенсий;
- распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения, назначают за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;
- принимают меры по улучшению жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;
- способствуют устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
- содействуют созданию необходимых жилищных условий для демобилизованных и уволенных в запас военнослужащих и их семей;
- назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей;
- назначают и выплачивают муниципальные пенсии и пособия;
- контролируют работу органов врачебно-трудовой экспертизы;
- назначают и выплачивают из собственных и привлеченных средств доплаты к федеральным пенсиям и пособиям;
- обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан;
- решают вопросы усыновления (удочерения); руководят опекой и попечительством;
- разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения.
Федеральным законодательством установлены социальные и правовые гарантии прав и законных интересов вынужденных переселенцев.
Органы местного самоуправления в этой сфере в пределах своих полномочий:
- предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих пунктах;
- включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности;
- оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;
- предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости вынужденных переселенцев.
Задание:
- Рассмотреть, подготовленные в результате самостоятельной работы, муниципальные программы, реализуемые в г. Екатеринбурге и г.Верхней Пышме по следующим критериям: актуальность развития выбранного направления в муниципальной программе; необходимость решения данной проблемы в данном муниципальном образовании, цели и задачи муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы, программные мероприятия и структуру муниципальной программы.
- Разделившись на 8 подгрупп и на основании изученного материала, студенты составляют программу муниципального управления в соответствии с предложенными разделами:
Раздел 1. «Содержание проблемы и необходимость решения программными методами. Технико-экономическое (социально-экономическое) обоснование программы»;
Раздел 2. «Цели и задачи программы»;
Раздел 3. «Система программных мероприятий»;
Раздел 4. «Ресурсное обеспечение программы»;
Раздел 5. «Оценка эффективности и прогноз социально-экономических (экологических) результатов реализации программы»;
Раздел 6. «Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации»;
Раздел 7. «Программные мероприятия с указанием для каждого мероприятия его содержания, исполнителя, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам»;
Раздел 8. «Иные разделы»
в предложенных сферах: использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в жилищной сфере; в сфере транспорта и связи; в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; в сфере образования и культуры; в сфере здравоохранения; в сфере социального обеспечения и защиты населения; в сфере зашиты населения.
- Работа выполняется на отдельном листе А4, оценивается коллективно.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты населения
Данная сфера включает в себя деятельность органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными и правоприменительными государственными органами обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок на территориях муниципальных образований.
Финансирование милиции общественной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся средств, а так же устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
Органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работы, обеспечивают техническую эксплуатацию и их капитальный ремонт.
По согласованию с органами местного самоуправления назначаются на должность начальники отделов (управлений) внутренних дел, находящихся на территории муниципальных образований.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах их компетенции. В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органы местного самоуправления задействованы в функционировании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Данная система объединяет силы и средства федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
На территориях муниципальных образований органы местного самоуправления самостоятельно:
- осуществляют подготовку и обеспечивают готовность необходимых сил и средств;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают постоянно действующие органы управления по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления участвуют в обеспечения пожарной безопасности:
- выполнение федеральных и региональных программ;
- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, на содержание пожарной охраны;
- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
- осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности; установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Быстрый рост глобальной сети Интернет и стремительное развитие информационных технологий привели к формированию информационной среды, оказывающей влияние на все сферы человеческой деятельности.Интерне...
Методическая разработка практической работы"Разбивка монолитных сооружений на отдельные блоки бетонирования"
В работе рассмотрен подробный состав работы, пример расчета разбивки монолитных бетонных гидротехнических сооружений на отдельны...
Методическая разработка. Практические работы по основам истории искусств. Профессия профессия 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью
В методическую разработку включены описание задания для урока по теме, инструкционная карта, схемы, рисунки, планы при необходимости. Практические работы разработал учитель технологии Стеценко Г...
Методическая разработка практических работ по дисциплине "Рисование и лепка"
Материал представляет собой разработку практических работ по дисциплине "Рисование и лепка" в рамках подготовки специалистов по профессии "Повар, кондитер". Разработка является час...
методическая разработка практических работ
по естествознанию для специальности стилистика и искусство визажа...
Методическая разработка: Практической работы Улучшение показателей топлива
Присадки и их свойства...