Урок. Начало правления Александра II. Отмена крепостного права.
методическая разработка на тему

Никитин Андрей Николаевич

Методическая разработка урока. Начало правления Александра II. Отмена крепостного права.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начало правления Александра II, подготовка реформы 1861г.  Крестьянская реформа 1861г.

Средства обучения: Индивидуальные листы обучения; схемы «Подготовка проекта отмены крепостного права», «Размер крестьянского надела по реформе 1861 г.», «Порядок выкупной сделки», иллюстрации(портреты Александра II, Н.А. Милютина и др.).

I. Вводно-мотивационная часть, постановка целей и задач.

- На прошлом уроке мы с вами закончили рассматривать правление Николая I. С чем пришла Российская империя к  18 февраля 1855г.?

  • Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость);
  • Незавершенный промышленный переворот;
  • Наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)

- Какая на ваш взгляд основная проблема стояла перед российским обществом и властью в этот период?

Крепостная зависимость крестьян, необходимость ее отмены.

- Именно эта проблема и станет темой нашего сегодняшнего занятия.

- Давайте попытаемся вместе наметить пути исследования этой проблемы..

1. Выявить причины отмены крепостного права.

2. Рассмотреть положение реформы.

3. Определить значение реформы.

II. Содержательный аспект.

- Не для кого из нас не секрет, как порой велика бывает роль личности в истории и как часто от личности история зависит…

19 февраля 1855г. на российский престол  вступил старший сын Николая I – Александр II. Представит нам  Императора Никита Ольков,  которому было дано индивидуальное исследовательское д/з. Внимательно слушая сообщение, я предлагаю вам составить портрет личности Александра II в ваших ИЛО.

Обсуждаем портрет личности.

III. Структурно-деятельностный этап.

- Вот таким предстает перед нами Александр Николаевич, который 30 марта 1856г.  произнес речь перед представителями московского дворянства, которую я предлагаю вашему вниманию.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

- Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена крепостного права? Почему?

  •  - Какие причины на ваш взгляд могли лежать в основе необходимости решения данной задачи? (предлагается самостоятельно поработать с ИЛО, записать туда свои предположения) – обсуждение.

Причины:

  1. незаинтересованность крестьян в результатах собственного труда – снижение с/х производства;
  2. возрастающие волнения крестьян (50-60гг.) (Призрак пугачевщины);
  3. торможение развития промышленности (нехватка рабочих рук);
  4. Россия последняя христианская, европейская держава, где оставалось рабство → нравственно-социальное отставание;
  5. поражение в Крымской войне.

- Понимание необходимости отмены крепостного права уже давно созревало в российском обществе, и самодержавные цари не раз принимались за эту задачу, но довести дело до конца выпало на долю Александра II.

  • Подготовка реформы.

Учащимся предлагаются дифференцированные задания в ИЛО.

«А» Заполнить таблицу с помощью учебника, стр.125-126.

Подготовка отмены крепостного права.

Год

Событие

Результат

1857г.

Создание секретного комитета

Его деятельность была не эффективна, так как он состоял из яростных крепостников – сановников николаевского времени, - которые старались только тянуть время, а о преобразованиях и не помышляли.

Осень 1857г.

Виленский губернатор В.И. Назимов передал Александру 2 просьбу литовских помещиков о разрешении им отпускать на волю своих крестьян без земли.

Император издал рескрипт на имя Назимова В.И., предписывающий создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права и указывающий, что крестьяне не должны лишиться надела.

1858г.

Так как рескрипт носил  силу указа, то дворянские комитеты в 1858г. стали создаваться и в других губерниях. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу(Великий кн. Константин Константинович). Предложения по крестьянскому делу отправлялись в Петербург, где рассматривались Редакционными комиссиями(генерал Яков Иванович Ростовцев – В.Н. Панин), задачей которых была выработка проекта закона об освобождении крестьян.

Процесс подготовки отмены крепостного права ускорился и стал необратим.

1860г.

Проект отмены крепостного права был готов в 1859г. В начале 1860г. в Петербург съехались представители дворянских комитетов для утверждения  проекта.

Проект был утвержден.

19 февраля1861г.

Александр 2 подписал Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Крепостное право в России было отменено. Крестьяне не должны были выкупать личную свободу. Они становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав.

«В» Составить схему «Подготовка проекта отмены крепостного права».

«С» Работая с документом, заполнить таблицу:

Отношение помещиков к отмене крепостного права.

Помещики оброчных имений

Помещики барщинных имений

Сходство позиций помещиков

Земля

Сохранить за собой угодья и те земли, которыми не пользовались крестьяне

Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы затем продолжать эксплуатировать их труд

Стремление сохранить право собственности на землю

Выкуп

Выкуп должен соответствовать оброчным доходам помещика

Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

Сумма выкупа должна соответствовать прибыли, получаемой помещиком от эксплуатации крепостных крестьян

  • Положение реформы.

- Итак, как мы с вами уже знаем, на годовщину своего правления, Александр II обнародовал Манифест об отмене крепостного права. Предлагаю рассмотреть основные положения реформы, а помогут в этом мне мои ассистенты, Аслан и Женя. (Выступают о положениях реформы, комментируя подготовленные схемы: «Размеры крестьянского надела» + работа с картой; «Порядок совершения выкупной сделки».)

  • Значение отмены крепостного права.

- Мы рассмотрели с вами основные положения реформы 1861г.,  предлагаю, проанализировав их подвести итоги  и заполнить таблицу в ИЛО

Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»

Прогрессивные черты

Отрицательные черты

1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны.

2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ.

Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне.

IV. Рефлексивный этап.

V. Домашнее задание.

- Написать сочинение на тему «Мой проект отмены крепостного права» (от имени помещика, крестьянина, представителя государства).

Уч-ся подводят итог правлению НI.

Размышляют:

Записывают тему в ИЛО.

Предлагают пункты плана.

В ИЛО Составляют портрет личности.

Анализируют текст, отвечают на вопросы.

Вписывают в ИЛО возможные причины.

Обсуждаем.

Выбирают задание соответствующего уровня и самостоятельно го выполняют.

15-20 мин. с обсуждением

Выступают уч-ся получившие индивидуальные задания. Рассказывают о положениях реформы в схемах.

Подводя итоги, заполняют таблицу в ИЛО.

Заполняют рефлексивные листы в ИЛО



Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ:

'' Начало правления Александра II, подготовка реформы 1861г. Крестьянская реформа 1861г.''.

Средства обучения: Индивидуальные листы обучения; схемы «Подготовка проекта отмены крепостного права», «Цели реформы отмены крепостного права», «Размер крестьянского надела по реформе 1861 г.», «Порядок выкупной сделки», «Крестьянское самоуправление»; иллюстрации учебника (портреты Александра II, Н.А. Милютина и др.).

Опережающее задание

Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе.

Литература для учащихся

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М., 2000.

История России: Справочник школьника. М., 1996.

История России в лицах. V—XX вв.: Биографический словарь. М., 1997.

     История России в портретах: Т. 1—2. Смоленск; Брянск, 1996. Российские самодержцы. 1801—1917. М., 1993. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

План

  1. Личность Императора Александра II.
  2. Причины отмены крепостного права.
  3. Подготовка реформы.
  4. Основные положения реформы.
  5. Значение отмены крепостного права.

Вступительное слово учителя

- Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ. Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права, мы разберем на основе текста учебника и документов.

I. Причины отмены крепостного права

Задания для учащихся

1. Выскажите свое мнение по этому вопросу на основе пройденного материала тем «Социальное развитие России в первой половине XIX в.» и «Крымская война». Правильные мнения запишите на доске и в тетрадях.

В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что крепостное право тормозило развитие страны:

  • Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.
  • Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
  • Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне. (Учащиеся могут подробнее рассказать о причинах поражения России в Крымской войне.)
  • В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
  • На рубеже 50—60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

 

2. Вспомните отношение к крепостному праву Николая I. (Он называл крепостное право злом, но отмену его считал «делом еще более гибельным».) Проанализировав документ, определите взгляд Александра II на отмену крепостного права и сравните взгляды двух императоров по этому вопросу.

Документ

Речь Александра II, произнесенная на приеме московских предводителей дворянства

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

30 марта 1856 г.

Задание к документу. Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена крепостного права? Почему?

II. Подготовка реформы

Вопросы и задания учащимся

1. Пользуясь текстом учебника, составьте хронологическую таблицу, включающую события, предшествующие отмене крепостного права.

Таблица №1.         Подготовка отмены крепостного права.

Год

Событие

Результат

1857г.

Создание секретного комитета

Его деятельность была не эффективна, так как он состоял из яростных крепостников – сановников николаевского времени, - которые старались только тянуть время, а о преобразованиях и не помышляли.

Осень 1857г.

Виленский губернатор В.И. Назимов передал Александру 2 просьбу литовских помещиков о разрешении им отпускать на волю своих крестьян без земли.

Император издал рескрипт на имя Назимова В.И., предписывающий создать губернский комитет по обсуждению отмены крепостного права и указывающий, что крестьяне не должны лишиться надела.

1858г.

Так как рескрипт носил  силу указа, то дворянские комитеты в 1858г. Стали создаваться и в других губерниях. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Предложения по крестьянскому делу отправлялись в Петербург, где рассматривались Редакционными комиссиями, задачей которых была выработка проекта закона об освобождении крестьян.

Процесс подготовки отмены крепостного права ускорился и стал необратим.

1860г.

Проект отмены крепостного права был готов в 1859г. В начале 1860г. в Петербург съехались представители дворянских комитетов для утверждения  проекта.

Проект был утвержден.

19 февраля1861г.

Александр 2 подписал Манифест и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Крепостное право в России было отменено. Крестьяне не должны были выкупать личную свободу. Они становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав.

2. Составьте схему  «Подготовка проекта отмены крепостного права».

Составьте схему «Подготовка отмены крепостного права».

3.        Подготовка отмены крепостного права вызывала различную реакцию у современников. Прочитайте высказывание А.И. Герцена. Ответьте на вопросы.

                              Документ

                                 А.И. Герцен об Александре II (из статей в «Колоколе», 1858 г.)

«...Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки.

Освобождение крестьян с землею — один из главных и существенных вопросов для России и для нас.

Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николай. Он работает с нами для великого будущего.

Имя Александра II отныне принадлежит истории; если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, — все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!»

Задание к документу. Объясните слова Герцена: «Он столько же наследник 14 декабря, как Николай». Почему Герцен уже в 1858 г. считал, что имя Александра II уже принадлежит истории? Герцен говорит о колебаниях Александра. Подтвердите это положение фактами.

4.        На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе.

Документ Отношение дворян к реформе отмены крепостного права

«Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому по манию царя некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже прямо относилось к этому делу враждебно.

Но когда дворянство само пришло к убеждению, что дело освобождения крестьян неизбежно, оно перешло на практическую почву и устремилось к осуществлению этого освобождения на наиболее выгодных для дворянства условиях.

...Помещикам оброчных имений не особенно трудно было расстаться с крепостным трудом. ... Для этих же помещиков, редко пользовавшихся обязательным трудом крестьян, весь вопрос при уничтожении крепостного права сводился к тому, чтобы не потерять ничего из своих оброчных доходов и, сверх того, удержать за собою всю ту землю поместья, которую не эксплуатировали крестьяне. Самым выгодным разрешением вопроса оказалось для помещиков оброчных имений: немедленный выкуп правительством крестьянских оброков, скорейшее личное освобождение крестьян с оставлением за ними их усадеб и обрабатываемых ими пахотных земель, а за помещиками — всех остальных земель поместья, не состоявших непосредственно в пользовании крестьян, и в особенности ценных поемных лугов (по Оке и ее притокам), лесов и пустопорожних, никогда не обрабатывавшихся залежей. При таких условиях помещики оброчных имений были готовы свести на самые короткие сроки временнообязанные отношения к ним крестьян.

Совершенно иначе относились к вопросу освобождения крестьян помещики издельных (барщинных) имений. Помещики эти привыкли жить с своих поместьях и заниматься сами эксплуатацией земли в свою пользу при помощи обязательного труда своих крестьян... Возможность извлекать для себя доход из жалованных им поместий без обязательного труда (барщины) казалась многим из них немыслимою. ..

Поэтому, придя к убеждению, что вопрос об освобождении крестьян решен уже окончательно, большинство дворян-помещиков барщинных имений пришло к нижеследующему способу решения аграрного вопроса:

  1. Продлить сколь возможно долго крепостной труд крестьян и во все время его существования сохранить дисциплинарную власть помещика в форме предоставления ему права на вотчинную полицию.
  2. По прекращении обязательного труда и признания полной личной свободы крестьян, дать им, уступая требованию правительственной программы, право на выкуп их усадебной оседлости по такой цене, которая вознаградила бы помещика за утрату им правана крепостной труд крестьян.
  3. Признать право крестьян на бессрочное пользование ими только таким небольшим количеством пахотной земли поместья, которое было бы необходимо для их прокормления «только проголодь» (нищенский надел), для того чтобы поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика и заставить их наниматься на работы на помещичьих полях за предложенную им цену.
  4. Все остальные земли поместья признать полною собственностью помещиков, сняв с них все лежавшие на них, в силу обычногоправа, обязанности...»

П.П. Семенов-Тян-Шанский «Мемуары»

Задание к документу. В чем состоят различия в позициях помещиков оброчных и барщинных имений? Какие условия отмены крепостного права они предлагали? Ответы оформите в виде таблицы  «Отношение помещиков к отмене крепостного права».

Таблица № 2.  Отношение помещиков к отмене крепостного права.

Помещики оброчных имений

Помещики барщинных имений

Сходство позиций помещиков

Земля

Сохранить за собой угодья и те земли, которыми не пользовались крестьяне

Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы затем продолжать эксплуатировать их труд

Стремление сохранить право собственности на землю

Выкуп

Выкуп должен соответствовать оброчным доходам помещика

Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

Сумма выкупа должна соответствовать прибыли, получаемой помещиком от эксплуатации крепостных крестьян

5. Представителей дворянских комитетов, съехавшихся в Петербург, не собирали вместе, а вызывали в редакционные комиссии для ознакомления с проектом, не спрашивая их мнения. Чего боялись авторы реформы?

III. Основные положения реформы

Ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:

  1. Цели реформы.
  2. Наделение крестьян землей.
  3. Порядок совершения выкупной сделки.
  4. Функции мировых посредников.
  5. Организация крестьянского самоуправления.

Запишите эти положения в тетрадь. Составьте смысловые схемы.

Документ 1

«В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1)        Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам Присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

  1. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах Мировых Посредников и образовать из них Уездные Мировые Съезды.
  2. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
  3. Составить, проверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
  4. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего Манифеста.
  5. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
  6. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов...

Законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности».

   Из Манифеста 19 февраля 1861 г.

Документ 2

«65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян, в пользу помещика, по уставной грамоте... за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел.

66. Указанный в предыдущей статье, годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов... Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам, для выдачи помещику... определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела — четыре пятых (т.е. 80 копеек на рубль); 2) при приобретении надела уменьшенного...— три четверти (т.е. 75 копеек на рубль)...

  1. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посред стве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за сию землю оброка, по шести копеек на рубль с назначенной Правительством выкупной ссуды, впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются «выкупными».
  2. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды».

Из Положения о выкупе крестьянами... их усадебной оседлости

В результате выполнения задания учащиеся составляют смысловые схемы:

1. Цели реформы отмены крепостного права.

 

2. Размер крестьянского надела. Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп.

Схема «Размеры крестьянского надела»

Комментарий к схеме

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.

 3. Порядок совершения выкупной сделки.

4. Мировые посредники. Условия выкупной сделки формулировались в уставной грамоте — договоре помещика с крестьянами. Для контроля за исполнением этих условий и для решения возможных споров учреждалась должность мировых посредников. На нее назначались местные дворяне.

5. Организация крестьянского самоуправления.

IV. Значение отмены крепостного права

Значение реформы 1861 г. определяется учениками на основе анализа пройденного материала с помощью наводящих вопросов учителя. В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся заполняют таблицу.

Таблица№3 «Значение отмены крепостного права»

Прогрессивные черты

Отрицательные черты

1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны.

2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ.

Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне.

Домашнее задание

Напишите эссе на тему: «Как могло быть и как было отменено крепостное право в России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования крепостного права в России

Информационная таблица по истории для подготовки к ЕГЭ...

Урок по истории России в 8 классе по теме "Отмена крепостного права"

Урок разработан по технологии критического мышления. Предполагает предварительное изучение материала учащимися.  Разработка предназначена для учителя истории...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...

Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены.

Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены содержит все основные э...

План открытого урока Начало вождения

План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В»». Тема: «Вождение легкового автомобиля» (начало движения, движени...

Единый городской профориентационный урок - начало планирования профессиональной карьеры студента

Встреча руководителей и специалистов ЦСТВ на тему:  "Карьерное консультирование: принципы, инструменты, возможности "...