Герой нашего времени
план-конспект урока на тему

Неслуженко Кирилл Александрович

Конспект урока на тему "Герой нашего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_nashego_vremeni.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока

1)Образовательные:

- выявить ряд особенностей романа «Герой нашего  времени» как  произведения исследующего природу психологии и поведения главного героя

- проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина;

- выявить отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

- выявить ряд фактов, которые указывают на автобиографическое содержание романа

2) Развивающие:

- обучение монологической речи,

- развитие навыка выразительного чтения;

3) Воспитательные:

- воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

- показать отрицательный путь эгоистичности в поведении человека

 

 

                 Ход урока

 

1) Организация начала урока

- Приветствие учащихся

- Сообщение темы урока

- Проверка выполнения домашнего задания

2) Подготовительный этап урока

- Назвать ряд задач, которые должны будут выполнить учащиеся, то есть тем самым объяснить им содержание работы над темой данного урока.

* Нашей основной задачей станет исследование содержания романа, который стал первым психологическим произведением русской литературы 19 века.

- Вступительное слово учителя

Создав главное произведение в своём творчестве  Лермонтов сумел внести  большой  вклад в  дальнейшее развитие русской литературы. В данном случае он продолжит пушкинские  традиции реализма начатые Пушкиным.  М.Ю. Лермонтов обобщил в образе главного героя общие  черты молодого поколения своей эпохи, первой половины XIX  века, эпохи, наступившей после подавления  восстания декабристов в России, когда любое инакомыслие преследовались деспотическими законами, когда лучшие представители общества того периода  не сумели  реализовать свои знания и способности, невольно разрушая лучшие душевные качества, делали свою жизнь лишь погоней за новыми ощущениями, исполненными эгоизмом. Жизнь Григория Печорина станет ярким тому подтверждением, которое будет отображенно в романе

" Герой нашего времени".

 * Для создания заинтересованности учителем используется ряд вопросов, вовлекающих учащихся в исследовательский процесс урока.

- Характеризуя образ Григория Печорина нам необходимо понять, какой смысл скрывается под выражением «незаурядная личность»?

- Попробуем выяснить , в чём заключалась  незаурядность и двойственность личности Печорина?

- Постарайтесь выявить, в чем состоит психологизм романа.

* Разъяснение данного выражения учащиеся записывают в рабочие тетради

 

3) Основной этап урока

 

*Анализ романа подразумевает работу с каждой из глав.  

 

* Прежде чем переходить к основной работе один из учащихся должен  назвать первую отличительную особенность романа?

Возможный ответ учащегося:

 Отличительной особенностью романа стало нарушение хронологии в содержании, то есть нарушенная фабула описываемых событий.

 Автор в ходе своего путешествия на Кавказ волею судьбы сталкивается с людьми знакомыми с Григорием Печориным.

* Анализируя каждую из прочитанных учащимися глав, им необходимо будет ответь на ряд вопросов, которые указывают на их понимание содержания прочитанного романа.

* Первой главой станет "Бэла".

- Что вы можете сказать о человеке, который рассказывает автору о Печорине?

 * Первым кто расскажет автору о главном герое станет Максим Максимыч. Он являлся штабс – капитаном, прослужившим  большую часть жизни в кавказской крепости. Он не может объяснить природу поведения и причину событий, произошедших в крепости после приезда Григория Александровича.

Максим Максимыч далёк от всего произошедшего в Санкт-Петербурге, а значит он также далёк от понимания характера представителя молодого офицерства. Он честно следовал данной давно присяге, не усложняя жизнь попыткой осознать события призошедшие в столице. Несмотря на дружбу с Печориным, Максим Максимыч и Григорий Печорин останутся чужими друг другу людьми.

 - Назовите черты характера главного героя, о которых вы узнали из первой главы?

 * Печорин соткан из противоречащих друг другу качеств, то есть он является носителем блестящего аналитического ума, способным оценивать  окружающих его людей, мотивы их поступков, но это положительное качество разрушатеся быстро овладевающим им  "сплином". Печорин по сути своей это человек живущий при полном отсутствии жизненной цели. Похищение Бэлы станет тому подтверждением, так как поддавшись мимолётному эгоистичному увлечению он скоро станет вновь скучать  и тяготиться обществом Бэлы. Это указывает на первый случай, когда главный герой разрушит чужую жизнь.

- Исследуя вторую главу и отвечая на вопросы, учащиеся указывают на дальнейшее развитие отрицательных качеств Печорина, которые показаны в ходе его разговора с Максим Максимычем.

*  Тот тон разговора героев показывает на то, что Печорину возможно неинтересно общение со своим сослуживцем, а также возможно что главный герой уже не хочет оставлять след о себе в чьей-то памяти. В целом поведение Печорина говорит о его безразличии ко всему происходящему вокруг него, пока он вновь не поддался своему эгоистичному увлечению чем-либо.

- Далее учащиеся отвечают на вопросы по содержанию глав связывающих жизнь главного героя и его автора, то есть дальнейшая работа должна подтвердить или опровергнуть  мысль о том, что в образе Печорина Лермонтов подразумевал себя

- Кто из героев  выступает в качестве повествователя в главе «Тамань»?

* Повествователем является главный герой - Григорий Печорин. Он в силу характера вмешивается в жизнь людей не задумываясь о дальнейших последствиях. Его активность пока ещё говорит о том, что ему не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.

- Поробуйте объяснить поведение Печорина во время жизни в Пятигорске?

 

* Главный герой бросает вызов обществу Пятигорска и его мнению. Многие знают причины его нахождения в городе и выказывают некое пренебрежение к нему. Встреча с людьми из прошлого возрождает в душе Печорина его лучшие качества. Встреча с Верой показывает искренность любви на которую способен герой, но трагично то, что даже эта любовь несёт разрушение человеческих судеб.

  Случай сводит его также с Грушницким, к которому он проявит пренебрежение. Находясь в городе главной трагедией, созданных Печориным, станет растоптанная любовь юной княжны, ставшей лишь частью спора. В данной главе показан вся " тёмная сторона " характера главного героя. Он находится на грани искренности и попытки всё исправить, а также на грани проявления всего разрушительного.

- Последней главой станет «Фаталист», попробуйте ответить на следующие вопросы

-  Что говорит его поведение во время карточной игры и спора?

* Здесь мы видим что главный герой уже стал замечать и близость смерти некоторым людям, а также то, что и смерть становится частью его поведения, которая его не страшит.

- О чём говорит его поступок?

* Поступок показывает безразличие к собственной жизни, возможно стремясь побороть скуку смерть он стал считать неким избавлением. Герой понимает что ничего уже не в силах исправить. Подобно автору, хотя возможно  следует понимать что это и одно и тоже лицо, Печорин в смерти ищет избавление от терзаний души и от всей несправедливости.

 

4) Этап рефлексии и подведения итогов урока

 

- Учащимися выполняется индивидуальное письменное задание, задачей которого является выразить собственное отношение к Печорину или к одному из героев романа ( Вера, Максим Максимыч, княжна, Бэла).

* Возможный ответ

 

Поступки главного героя  невозможно трактовать однозначно. В них причудливо соединилось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Трагедию героя и его автора следует искать в их детстве и юности, в событиях, которым они стали невольными свидетелями или участниками. Несомненно можно утверждать то, что в герое больше отрицательного, но отрицательное стало возможным лишь благодаря обществу, то есть изначально Печорин стал жертвой эпохи, но в тоже время он и не стремился в целом исправить что-то.

 

* Подведение итогов

- Указать уровень достижения поставленных целей совместно с учащимися

- Указать на возможные недочёты в ответах

- Огласить оценки наиболее активным ученикам.

5) Домашнее задание

- Выполнить анализ стихотворения Зои Ященко "Печорин".

- Отразить характер главной героини-повествовательнцы.

- Назвать её имя.

* Работа выполняется в тетрадях по литературе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по военно-патриотическому воспитанию на тему: "Герои нашего времени"-2014

Презентация посвящена 25-летию вывода войск из Афганистана и 5-летию открытия мемориальной доски Ю. Кологреева....

Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»

Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...

презентация "Природа в романе "Герой нашего времени"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении произведения "Герой нашего времени". В ней подобраны фотографии и иллюстрации мест Кавказа, описанных в романе....

Классный час «Герои нашего времени»

В группе № 49 по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 14 марта прошел классный час, посвященный героям нашего времени.Цель: рассказать обучающимся о героизме российских во...

Герои нашего времени

Классный час...