Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ЛИТЕРАТУРА
методическая разработка на тему

Опрышко Наталия Алексеевна

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» профессии 23.01.09 Машинист локомотива для закрепления теоретических знаний и освоения практических умений и навыков.

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой УД Литература профессии 23.01.09 Машинист локомотива по программе базовой подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srs_literatura_professii.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И  

ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по  дисциплине

ЛИТЕРАТУРА

для профессии:

23.01.09 Машинист локомотива  

базовый уровень

Грязи, 2016


Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по УД ЛИТЕРАТУРА (по программе базовой подготовки)

Составитель: Опрышко Н.А., преподаватель русского языка и литературы.

Внутренний рецензент: Федорова Ю.Г., преподаватель русского языка и литературы.

ОДОБРЕНО

цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин

Председатель:

_______________ /Н.В. Лавровская/

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе:

_________________/И.В. Савишина/

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» профессии 23.01.09 Машинист локомотива для закрепления теоретических знаний и освоения практических умений и навыков.

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой УД Литература профессии 23.01.09 Машинист локомотива по программе базовой подготовки.


Введение

Согласно ФГОС «При формировании ППССЗ образовательное учреждение ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой междисциплинарного курса, вырабатывает свои критерии оценки и т.д.

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД Литература профессий: 23.01.09 Машинист локомотива по программе базовой подготовки.

Учебная дисциплина Литература изучается в течение двух семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по УД, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 56 часов для профессий: 23.01.09 Машинист локомотива.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием УД Русский язык и литература. Литература.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС СПО профессий: 23.01.09 Машинист локомотива и требованиям рабочей программы УД Литература:

  • личностных: 
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
  • метапредметных:
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • предметных:
  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях и для самостоятельного освоения студентами УД Литература.

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам УД Литература для профессии 23.01.09 Машинист локомотива

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО

Введение

0

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века

5

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

15

Поэзия второй половины XIX века

4

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века. Русская литература на рубеже веков  

7

Особенности развития литературы 1920-х годов

7

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

8

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

3

Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов

5

Зарубежная литература 19-20 веков. Проза. Поэзия

1

Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

1

        

Виды и формы самостоятельной работы студентов по дисциплине УД Литература.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и критической литературе.
  • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение индивидуальных заданий.
  • Работа со справочной литературой.
  • Оформление отчетов по практическим работам.
  • Подготовка к контрольным работам, экзамену.

Общие методические указания руководства над самостоятельной работой студентов

  1. Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
  2. Добиваться, чтобы студенты выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
  3. Вовремя предупреждать студентов о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
  4. Оказывать студентам помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
  5. При допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы студенты самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
  6. Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы студентов.
  7. Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей студентов.
  8. Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
  9. Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу студентов.
  10. При оценке хода и итогов самостоятельной работы студентов исходить из положительных моментов в их работе.
  11. Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение студентов к разным источникам информации.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Методические рекомендации:

  • Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
  • Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
  • Выделите тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
  • Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения, сгруппировать материал.
  • Изложите каждый вопрос плана. Используйте реферативный способ изложения (например, «Автор считает ...», «раскрывает ...» и т.д.).
  • Текст автора оформляйте как цитату.
  • В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
  • Оформите конспект: выделите разными цветами наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Избегайте пестроты.

 Конспект — схема - это схематическая запись прочитанного материала.

Методические рекомендации:

  • Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
  • Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
  • Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным пунктам.
  • Заполните схему данными.

Пример конспект – схемы:

2. Подготовка к контрольным работам, экзамену

1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий.

7.        Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; анализу произведений; составлению сравнительных характеристик, таблиц и т.д.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • качество уровня освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
  • обоснованность и четкость изложения ответа.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций

1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
  • логичность изложения ответа;
  • уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где Вы раскрываете суть исследуемой проблемы, приводите различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно- тематический характер.

Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом

1.        Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.  Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития страховой отрасли.

2.        При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3.        Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4.        Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5.        Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6.        Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7.        Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • полнота и качественность информации по заданной теме;
  • свободное владение материалом сообщения или доклада;
  • логичность и четкость изложения материала;
  • наличие и качество презентационного материала.

5. Выполнение расчетных заданий

6. Работа со справочной литературой

1.        Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.

2.        Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

4.        Выполните предложенное задание.

5.        В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.

6.        Проанализируйте полученный результат.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • качество уровня освоения учебного материала;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
  • обоснованность и четкость изложения ответа.

7. Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
  2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
  3.  Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

  • оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
  • качественное выполнение всех этапов работы;
  • необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
  • правильное оформление выводов работы.


Перечень рекомендуемой литературы

Для студентов (основная)

  1. Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014 (российская цифровая образовательная платформа LECTA)
  2. Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014 (электронный учебник в формате pdf)

Для студентов (дополнительная)

  1. Иванова Е.В. Анализ произв. русск. лит XIX в. 10 кл. Издательство «Экзамен», - М., 2012 (электронное пособие в формате pdf)
  2. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX в.: 11класс. М. – издательство «Экзамен», 2012 (электронное пособие в формате pdf)
  3. Зинин С. А., Сахаров В. И. Литература. 10 класс: в 2 ч. — М., 2012 (электронный учебник в формате pdf).
  4. Бунеев, Р.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2015 (электронный учебник в формате pdf).
  5. Бунеев, Р.Н. Русский язык и литература. Литература. 11 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2015 (электронный учебник в формате pdf).

Для преподавателей

  1. ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016/ под редакцией Н.А. Сениной, Издательство «Легион», Ростов на Дону, 2015 (электронный учебник в формате pdf)
  6. Е.А. Зинина. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. М.: Издательство «Дрофа» (электронное пособие в формате pdf).
  7. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2017. Литература. Типовые тестовые задания/ Е.Л. Ерохина – М.: Издательство «Экзамен», 2017
  8. Ерохина Е.Л. Литература. Практикум по выполнению тестовых заданий ЕГЭ/ Е.Л. Ерохина – М.: Издательство «Экзамен», 2017

Интернет-ресурсы

  1. www.grama.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
  2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  3. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция ЦОР»).
  4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).


Задания для самостоятельно выполнения по дисциплине УД Литература

Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы УД Литература для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям.

Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Тема 1.1 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Тема 1.2 Поэзия второй половины XIX века

Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Тема 2.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века. Русская литература на рубеже веков  

Тема 2.2 Особенности развития литературы 1920-х годов

Тема 2.3 Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

Тема 2.4 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 2.5 Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов

Тема 2.6 Зарубежная литература 19-20 веков. Проза. Поэзия

Тема 2.7 Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

Раздел 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Тема 1.1 Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века.

Тема 1.2 Поэзия второй половины XIX века

1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме

Контрольные вопросы:

  1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
  2. Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
  3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
  4. «Золотой век» русской поэзии" (первая треть столетия). Поиски и достижения.
  5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).
  6. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.
  7. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?
  8. Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
  9. Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.
  10. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя является олицетворением этого типа?
  11. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
  12. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?
  13. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?
  14. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В. Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

2) Подготовить сообщения на темы

  • Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура).
  • Роль литературы в духовной жизни русского общества.
  • Особенности романтизма как литературного направления.
  • Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
  • «Золотой век» русской поэзии.

Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Тема 2.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века. Русская литература на рубеже веков  

Тема 2.2 Особенности развития литературы 1920-х годов

Тема 2.3 Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

Тема 2.4 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 2.5 Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов

Тема 2.6 Зарубежная литература 19-20 веков. Проза. Поэзия

Тема 2.7 Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

1) Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по теме

Контрольные вопросы:

  1. Героини пьес А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница».
  2. Общая характеристика романа И.А. Гончарова «Обломов».
  3. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
  4. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.
  5. Пейзажная лирика А.А. Фета.
  6. Понимание счастья героями и автором поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  7. Гражданственность и гуманизм поэзии Н.А. Некрасова (на примере 2-3 стихотворений).
  8. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
  9. Гуманизм романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».
  10. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  11. Общая характеристика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
  12. Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».
  13. Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  14. Любимые герои А.Н. Толстого в романе «Война и мир» (на примере одного героя).
  15. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.
  16. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова.
  17. Основные темы и идеи произведений А.П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» (по выбору).
  18. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
  19. Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного рассказа).
  20. Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного произведения).
  21. Основные темы и идеи прозы А.И. Куприна.
  22. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
  23. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».
  24. Творчество одного из поэтов «серебряного века».
  25. Тема родины в лирике С.А. Есенина.
  26. Тема гражданской войны в русской прозе ХХ века (на примере одного произведения).
  27. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
  28. Тема России в творчестве А.А. Блока.
  29. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи, образы.
  30. Тема революции и гражданской войны в произведениях Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова (на примере одного произведения).
  31. Судьба крестьянства в произведениях М.А. Шолохова (на примере одного произведения).
  32. Человек и тоталитарное государство в произведениях А.П. Платонова, А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, Е.И. Замятина (на примере одного произведения).
  33. Тема России в лирике А.А. Блока.
  34. Фантастическое и реальное в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» (по выбору).
  35. Сатира и юмор в произведениях М.А. Булгакова (на примере одного произведения).
  36. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере 1-2 произведений).
  37. Основные темы и идеи лирики А.Т. Твардовского.
  38. Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой.
  39. Своеобразие лирики А. Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений).
  40. Тема родины в лирике М.И. Цветаевой.
  41. Творчество поэтов «серебряного» века (по выбору)
  42. Тема любви в лирике А.А. Фета.
  43. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
  44. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
  45. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
  46. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  47. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  48. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
  49. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По одному из романов: «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
  50. Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  51. Путь исканий А. Болконского (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
  52. Путь исканий П. Безухова (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
  53. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  54.  «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  55. Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  56. Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
  57. Тема «маленького человека» в романе Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание».
  58. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова.
  59. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова.
  60. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч».
  61. Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова. (По одной из пьес: «Вишневый сад» или «Три сестры».)
  62. Женские образы в рассказах И. А. Бунина.
  63. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
  64. Образ России в прозе И. А. Бунина.
  65. Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
  66. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
  67. Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне».
  68. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)
  69. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне».)
  70. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
  71. Прекрасная Дама в лирике А.А. Блока.
  72. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
  73. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
  74. Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
  75. Христианские мотивы в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
  76. Лирический герой поэзии С.А. Есенина.
  77. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
  78. Тема любви в лирике С.А. Есенина.
  79. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос».
  80. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере 2 - 3 произведений.)
  81. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)
  82. Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
  83. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
  84. Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
  85. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака.
  86. Тема России в поэзии М.И. Цветаевой.
  87. Поэт и родина в лирике А. Ахматовой.
  88. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием».
  89. Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
  90. Проблема нравственного выбора человека в прозе М.А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
  91. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.
  92. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
  93. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.
  94. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына.
  95. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына.
  96. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

2) Подготовить сообщения на темы

  • Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков.
  • Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.
  • Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
  • Комические образы и ситуации в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
  • Роль женских образов в драме М. Горького «На дне».
  • Образ Руси в поэзии А.А. Блока.
  • Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
  • Мир женской души в лирике А. Ахматовой.
  • Трагедия гражданской войны. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».
  • Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
  • Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1-2 произведениям русской и родной литературы.)
  • Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)
  • Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...

Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»

Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета"...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Литература"

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по литературе разработаны на основе Федеральных государственных стандартов по специальности 20.02.01 "Рациональное испол...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Экономика страхования и анализ страховых операций

Методические рекомендации по учебной дисциплине   Базы данных разработаны с учетом ФГОС3 среднего профессионального образования специальности 38.02.02 Страховое дело(по отраслям) предназначе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.15.ВЧ Администрирование баз данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.15.ВЧ  Администрирование баз данных ...

Щукина Л.М. Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы по МДК. 03.01 Окрашивание волос

Щукина Л.М. Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы по МДК. 03.01 Окрашивание волос...