методические рекомендации "Как провести историческое исследование"
методическая разработка на тему

методика для организации поисково-исследовательской работы студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomendatsii_po_istoricheskomu_issledovaniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 КГА ПОУ «ГАСКК МЦК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОБСТВЕННОГО

ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

                                                                                             Преподаватель: Смолина И.М.

                                                                          2017 г.

                                                         Содержание

Введение: обращение к руководителям студенческих проектов………………….3.

Общие сведения……………………………………………………………………….5.

Что такое история повседневности?............................................................................5.

Быт разных эпох……………………………………………………………………….6.

Где найти темы и сюжеты?...........................................................................................7.

Исторические источники……………………………………………………….……..9.

Поиск собеседников……………………………………………………………….....12.

Что самое важное в потенциальном собеседнике?...................................................12.

Подготовка к интервью………………………………………………………………13.

Время проведения интервью……………………………………………………...…13.

Место………………………………………………………………………………….13.

Техника записи интервью……………………………………………………………14.

Как себя вести во время интервью…………………………………………………..14.

Как писать работу по краеведению……………………………………………...…..16.

Оформление работы………………………………………………………………….16.

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..18.

                                                ВВЕДЕНИЕ

   Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам методический материал для организации поисково-исследовательской работы студентов, в котором я хотела показать, что реальные исторические исследования не только возможны, но актуальны и по силам нашим студентам. Значение такой работы для формирующегося самосознания молодого человека трудно переоценить – соприкосновение с историей всегда чему-то учит, а опыт, извлеченный самостоятельно и непосредственно из источника, - убеждает. Кроме того, интерес к ближайшему прошлому через интерес к своей семье, своему городу не только формирует уважение к старшему поколению, но и наполняет конкретным смыслом такие понятия как «малая родина», «патриотизм».

   Но это должен быть не конкурс сочинений. Необходимо, чтобы ребята поняли – в основе их исследовательской работы должен лежать анализ источника. И источник этот должен быть новым, добытым ими самими в процессе исследовательской работы. А если старый, известный? Тогда должен быть совершенно новый подход к нему.

   Главная цель – не просто побудить у студентов интерес к российской истории ХХ века, а через личный интерес вывести их на путь историзма. Каким образом? Через самостоятельное историческое исследование, в основе которого должны лежать настоящие исторические источники.

   Источниковая база – это, прежде всего, устная история: рассказы старших, соседей. Затем – семейные архивы: письма, дневники, документы, фотографии, газетные вырезки. Студенты могут использовать материалы музеев, обращаться к подшивкам прессы, но всё же в целом библиография исследований довольно небогата. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, юным возрастом авторов, которым часто трудно определить, с какими книгами им следует познакомиться, прежде всего, чтобы осмыслить заинтересовавшую их проблему. Во-вторых, острым дефицитом литературы, посвящённой именно региональной истории и истории повседневности. Поэтому в списке литературы фигурируют, как правило, общедоступные школьные пособия, имеющие лишь косвенное отношение к выбранной теме. Что касается концепции, то было бы странно ожидать самостоятельных и стройных исторических построений от 16-18-летних подростков. Но многие из них могут в меру своих сил осмыслить собранный материал. Важно, на мой взгляд, что это осмысление идет не от идей к материалу, а, наоборот, от материала к идеям. Конечно, при этом студенты чаще всего пользуются готовыми идеологическими взглядами, заимствованными от старших, услышанными по телевизору, прочитанными в газете или в книге.

   Методика интервьюирования и анкетирования может быть использована в исследовании таких тем, как: «История семьи» и «Моя семья в истории города». Особенно актуальны такие формы работы в связи с приближающимся  юбилеем Победы.

   В сегодняшнем подростковом сознании на равных конкурируют самые разные, порой противоположные концепции отечественной истории. Очень часто это можно проследить на примере одной работы. Но в то же время это и хорошо, так как такая «разнокалиберность» исторического сознания является залогом не просто формирования исторического самосознания, но свободного и самостоятельного выбора исторического мировоззрения в будущем.

   Не бойтесь, не сомневайтесь – начинайте!

   Когда я предлагала студентам выбрать одно из следующих направлений исследований:

  • «История семьи»;
  • «Человек и власть»;
  • «Человек и война»;
  • «Свои-чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения».

Я хотела побудить студентов заняться самостоятельными исследованиями, посвященными истории нашей страны, края, города, семьи. И результаты показывают, что интерес к исследовательской работе у ребят есть и это позволяет им научиться критически анализировать информацию разнообразных источников, самостоятельно творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

Общие сведения.

   В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. И всё же мы сужаем круг возможных тем – работы должны быть посвящены отечественной истории ХХ столетия.

   Причин тому несколько. Первая – ХХ век стал один из самых драматических в истории России. Вторая – у нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами: семейная традиция, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т.д.

   Мы надеемся, что занявшись в процессе написания работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), смогут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унёсшая миллионы жизней.

   Наша цель – побудить студентов, увлекающихся историей, заняться самостоятельной исследовательской работой. Мы призываем обратиться прежде всего к истории повседневности. Это значит – к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, деревень, посёлков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.

Что такое история повседневности?

Одно из ключевых слов работы – «повседневность». Повседневность – это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном, языковой лексикой. В историю повседневности входит многое: детские игры, книги, которые читают, фильмы, песни, одежда, которую носят представители разных социальных групп в разные исторические периоды. Всем этим наполняется повседневность, и это играет огромную роль в формировании характера человека.

   «В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта». (Н. Лебина).

   Именно в анализе повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи?

   Неверно представлять себе эти трагические эпохи как сплошную цепь несчастий. И в эти периоды люди дружили, любили, воспитывали детей, устраивали свой быт. Занимаясь вашими историческими изысканиями, вы сможете увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей.

   Возможно, вам удастся понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать, не сопротивлялись, когда должны были бы сопротивляться. Или, наоборот, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх, и тогда содержанием повседневности становились подвижничество и героизм, как это было в период Великой Отечественной войны.

Быт разных эпох.

   Для поколений, чья жизнь протекала на фоне войны, нищеты, голода, страха, спокойный быт ассоциируется не с тупой сытостью и духовным убожеством, а с миром, покоем и достоинством человека. Чтобы сохранить это достоинство, от человека требовалось немало жизненных сил. Ведь реальный быт для большинства складывался из барачно-коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из отоваривания карточек, получения лимитов, талонов, ордеров и т.д. Не надо забывать, что большая часть жизни многих людей, к прошлому которых вы обратитесь, прошла в таких условиях, когда существование в бараке или в коммунальной квартире часто лишало их даже маленького кусочка скрытой личной жизни. Именно поэтому чрезвычайно важно понять, как влияла на формирование конкретной личности такая жизнь, как и в чём человек искал возможности для сохранения своей индивидуальности или, наоборот, заражался инфантилизмом и иждивенчеством.

   Порой большой биографический и даже исторический смысл может заключаться в одной бытовой детали. Ваша задача – разглядеть этот смысл. И когда пожилая деревенская женщина рассказывает о том, что первые башмаки, а ей было тогда уже тринадцать, ей достались после войны, а до этого она ходила только в лаптях, это может дать лучшее представление о колхозной жизни, чем многие цифры и диаграммы. Разговаривая с людьми об их прошлом, вы убедитесь, что иногда человеческая жизнь определялась наличием квадратных метров в коммунальной квартире, зависела от пары тёплых варежек, куска хлеба. И проявлением высшей любви и привязанности могла служить посылка с несколькими луковицами и чесночными головками. Именно о такой посылке рассказывает, например, академик медицины Андрей Воробьев, который 13-летним мальчиком послал матери в 1942 году из детского дома на Урале в лагерь на Колыму такую маленькую посылку, которую она потом назвала «главным подарком в своей жизни».

   Самое существенное в любом биографическом материале – это соотнесённость частного существования человека с ходом исторических событий. Задача исследователя – почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух времени.

                                               (ознакомительный отрывок)