Рабочие программы по дисциплинам "Основы философии", "История" и методические разработки занятий(1)
рабочая программа по теме
Программа предназначена для студентов СПО по специальности "Сестринское дело" в соответствии с ФГОС с целью формирования ОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no1_po_filosofii.doc | 74 КБ |
sestrinskoe_delo.doc | 145 КБ |
sestrinskoe_delo.doc | 182.5 КБ |
zanyatie_no1_po_istorii.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Природа философского знания».
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Информационно- методический блок с описанием хода занятия.
3. Приложение.
4. Материал презентации.
Пояснительная записка.
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии» в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка занятия предназначена для преподавателей дисциплины «Основы философии» для работы со студентами 2 курса.
Основными целями данной разработки являются:
Создать условия для формирования познавательного интереса студентов к изучению дисциплины «Основы философии», а именно:
* привлечь интерес и внимание студентов к изучению новой дисциплины;
*ознакомить студентов с основными философскими категориями по теме «Природа философского знания»;
*развивать навыки самостоятельной работы;
*создать условия для формирования творческого и логического мышления;
*создать условия для формирования универсальных учебных действий,
* создать условия для формирования личностных результатов.
Данная задача может быть решена за счет использования технологии проблемного обучения. Технология включает поисковую деятельность студентов, вопросы проблемного характера с опорой на практический, собственный опыт. Проблемный метод используется для создания условий формирования логического мышления, развития речи, расширения кругозора студентов, формирования философского мировоззрения, формирование личностных качеств.
Использование мультимедийной презентации способствует успешному усвоению учебного материала, поддержанию внимания студентов на высоком уровне.
Информационно – методический блок.
Тема: «Природа философского знания».
Вид занятия: теоретическое.
Тип: изучение нового материала.
Форма занятия: лекция.
Цель занятия:
- учебная: рассмотреть основные положения философии как науки: предмет изучения, основные фундаментальные вопросы науки, функции; понятия онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика; особенности современного мировоззрения.
- развивающая: создать условия для формирования умения высказывать аргументированно свою точку зрения; конкретизировать примеров из практики. Создать условия для формирования личностных способностей: внимания, самостоятельности, развития речи, коммуникативной культуры, самоконтроля, навыков самостоятельной работы.
- воспитательная: привлечь внимание студентов к рассматриваемым вопросам; формировать современное мировоззрение студентов: философского знания, убеждений, взглядов, расширение кругозора.
Студент должен знать: основные положения философии как науки; мировоззрение и его формы.
Студент должен уметь: определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования собственных личностных качеств.
Уровни усвоения материала:
2 уровень: реорганизация, соотнесение.
3 уровень: рефлексия.
Межпредметные связи: история.
Место проведения: аудитория колледжа.
Оснащение: оборудование кабинета, мультимедийный проектор, дидактический материал.
Оснащение к ТСО: мультимедийная презентация.
Учебная литература: В.П.Кохановский «Основы философии», М.2012.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Методы: проблемный, объяснительно – иллюстрационный, частично – поисковый.
Виды деятельности студентов: работа с презентацией, работа с текстом, анализ, обобщение.
План занятия:
Организационный момент-2 минуты.
Темополагание, Целеполагание, Мотивация деятельности – 5 минут.
Актуализация знаний студентов – 3 минуты.
Открытие нового знания – 60 минут.
Применение усвоенных знаний – 15 минуты.
Системная рефлексия- 3 минуты.
Домашнее задание – 2 минуты.
Формирование общих компетенций.
Код | Наименование результата обучения. | Методы формирования компетенций. | Формы и методы контроля. |
ОК 1. | Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Участие студентов в определении целей занятия. Развитие внутренней мотивации. | Наблюдение за деятельностью студентов, активизация внимания. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество. | Развитие умения составлять конспект, отбирать материал, проводить анализ собственной деятельности. | Решение проблемных вопросов, тестовый контроль, анализ результатов деятельности студентов. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Обсуждение проблемных вопросов в ходе групповой работы. | Наблюдение за деятельностью студентов, контроль и анализ деятельности. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач и личностного развития. | Самостоятельно осуществлять подбор рассматриваемого материала, использовать дополнительные ресурсы при подготовки домашнего задания. | Анализ выполненной работы. |
ОК 5. | Использовать информационно — коммуникационные технологии в деятельности. | Подготовка сообщений, мультимедийных презинтаций при подготовке к занятию, поиск Интернет -ресурсов. | Контроль и анализ за деятельностью студентов, |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. | Коллективная работа по подгруппам. | Анализ деятельности студентов. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности. | Соблюдение требований охраны труда и противопожарной безопасности при работе с аппаратурой | Наблюдение за деятельностью студентов. |
Ход занятия.
Этапы занятия. | Формиро- вание компетенций. | Деятельность студентов. | Условия для формирование компетенций. Деятельность преподавателя. |
Организаци-онный момент. Темополага-ние. Целеполага-ние. Мотивация деятельности. | ОК:12, 1. ОК: 1, 2,3. | Студенты готовятся к проведению занятия, отмечаются отсутствующие на занятии. Студенты своими словами должны сформулировать цели занятия на основании темы и определить собственные цели изучения материала. В качестве мотивации для деятельности студентов используется тезисы «Философия рассматривает вопрос как правильно жить и мыслить», «Почему человек философствует? Потому что он Человек». | Создание благоприятной психологической атмосферы, проведение занятия в соответствии с планом и расписанием. Преподаватель должен стимулировать познавательную деятельность студентов на основании проблемных вопросов для привлечения студентов к групповому обсуждению плана занятия и определения личностных целей («Что предполагает изучение данной темы?.. Каковы ваши личностные задачи на занятии?.. Используя данные тезисы, преподаватель в ходе беседы с опорой на практический опыт студентов, показывает значимость изучения дисциплины в современных условиях. Философия выступает как необходимое условие формирования мировоззрения современного специалиста. |
Открытие нового знания. | ОК: 2, 3, 4, 5. | На основании использования мультимедийной презентации студенты осуществляют отбор необходимой информации и ведение опорного конспекта, осуществляя самоменеджмент. План лекции. 1.Философия как наука: определение, предмет изучения. 2.Особенности философии как науки; вечные вопросы бытия. 3.Структура философского знания. 4. Функции философии как науки. 5. Понятие и структура современного мировоззрения. | Использование метода проблемного изложения, эвристической беседы создаст условия для формирования общих компетенций как результат деятельности студентов на занятии. В ходе рассмотрения нового материала создаются условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Все вопросы рассматриваются с опорой на практический опыт студентов. Например, вопрос о «вечных проблемах бытия». Опорными вопросами могут являться: «Почему их называют «вечными»? Можете ли вы дать на них ответ? Какие возможности предоставляет нам философия? В чем ее универсальность как науки?». Также студентам предлагается самостоятельно сформулировать содержание функций философии, т.к. философия как и любая наука выполняет аналогичные функции. При рассмотрении вопроса о мировоззрении, преподаватель предлагает сформулировать понятия форм современного мировоззрения. |
Применение усвоенных знаний. | ОК: 3, 4, 6. | Студентам предлагается проанализировать текст И Канта и ответить на вопросы. (см. приложение) Итогом рассмотрения материала является вопрос: -Какова, на ваш взгляд, роль философии как науки в современном обществе? В процессе формирования ваших личностных качеств? | Проблемное задание строится на посильности выполнения (т.к. каждый студент имеет свою точку зрения), на актуальности для аудитории, наличии противоречия. Наблюдение за деятельностью студентов, контроль и анализ выполненной работы. |
Системная рефлексия. | ОК: 2,6. | Студенты получают возможность проанализировать свою деятельность на занятии, выявить уровень усвоения материала, проводить анализ собственной деятельности. | Студенты должны самостоятельно определить уровень усвоения знаний, выделить «+» и «-« самостоятельной работы на занятии. Преподаватель осуществляет наблюдение за деятельностью студентов, помогая заполнить карту рефлексивной деятельности. Использование карт рефлексии позволит преподавателю в дальнейшем для определения плана работы с группой. |
Домашнее задание. | ОК: 2,3, 4, 5, | Учебник: В.П. Кохановский «Основы философии», М., 2012, стр.5-19. Самостоятельная работа: подготовка краткого сообщения к занятию №2. на одну из тем (по выбору): 1. «Сиддхартха Гаутама – основоположник буддизма» 2. «Конфуций древнекитайский философ и политик» | Контроль и анализ деятельности студентов. |
Рефлексивная карта студента.
Критерии. | Отметка | Фамилия, имя студента. |
Студент, активно работая на занятии, в большей степени самостоятельно освоил учебный материал, в ходе занятия давал полные, грамотные ответы, делал существенные дополнения, вносил уточнения. | 5 | |
Студент в целом освоил учебный материал, в течении занятия справлялся с поставленными заданиями, но не всегда давал исчерпывающие или точные ответы, но сама работа вызывает затруднения. | 4 | |
В течении занятия студент испытывал затруднения при выполнении заданий, нуждался в помощи. Не всегда давал правильные ответы на поставленные вопросы или не мог дать ответа вообще. | 3 |
Приложение.
И. Кант: «Философию вообще нельзя выучить. Математике, истории, физике можно обучится, а философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже и потому, что она не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях. Итак…не мыслям надобно учиться, а мыслить».
Вопросы.
Прокомментируйте высказывание И.Канта о философии. В чем особенность его взглядов? В чем заключается сложность философского познания, по вашему мнению? Как вы считаете, почему не создана целостная система философского знания?
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Утверждаю
Директор ОБПОУ «КБМК»
_______________В.В.Игнатенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 «Основы философии»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Уровень подготовки - базовый
Квалификация – медицинская сестра (брат)
Принята на заседании педагогического совета Протокол
№
от ________________ 20__ г.
Курск 2017 г.
Содержание.
1.Паспорт программы учебной дисциплины
2.Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации учебной дисциплины.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1.Паспорт программы учебной дисциплины «Основы философии».
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа используется для реализации требований программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина входит в состав обще-гуманитарного и социально- экономического цикла.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель обучения дисциплине – раскрытие у студентов видения глубины и многообразия действительности, способствовать формирования культуры мышления и самообразования, уважительному и гуманному отношению к другим людям как неповторимой и уникальной самоценности, реализации принципов гуманизма при изучении профессиональных и общепрофессиональных модулей, сформировать у студента целостное представление о рождении и развитии философского знания, а так же современных философских проблемах природы, человека и общества.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определять соотношение для жизни человека свободы, ответственности, материальных и духовных ценностей.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основы философской , научной, религиозной картины мира, формы человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, культуры, природной среды;
- роль науки, научного познания и его структуру, формы и методы; социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, технологий;
- основные направления и тенденции развития истории философской мысли, основные положения онтологии,
- основные положения диалектики,
- основные положения философской антропологии,
- основные положения гносеологии,
- общий ход исторического процесса, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации.
Изучение учебной дисциплины направлено на развитие и формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды( подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требованием охраны труда. Производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4. Количество часов на освоение программы для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 72 часа
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов
самостоятельная работа обучающегося - 24 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | – |
Итоговая аттестация проходит в форме презентаций учебных достижений по дисциплине в форме защиты проектов. |
2.2. Структура учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование раздела и темы | Максимальная | Количество аудиторных часов | ||
Обязательная аудиторная нагрузка студента | Самостоятельная работа студента | |||
Всего | Теория | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел №1.Введение. | 2 | 2 | 2 | - |
Раздел №2.История философии. | 38 | 38 | 26 | 12 |
Раздел №3. Основные проблемы философии | 32 | 32 | 20 | 12 |
72 | 72 | 48 | 24 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов. | Объем аудиторных часов. | Уровень усвоения. | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Введение. | 2 | ||
Тема 1.1. Природа философского знания. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. | 2 | ||
Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство, религия, философия, наука – формы духовного освоения действительности и самовыражения человека. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение, его структура, исторические формы. Человек как центральная проблема философии. | 2 | |||
Раздел 2. | История философии. | 26 | ||
Тема 2.1.Древний Восток – колыбель философской мысли. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Зарождение философской мысли. Особенности древнеиндийской философии, основные направления. Буддизм. Особенности древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство. Самостоятельная работа: подготовка краткого сообщения по теме: « Йога как философия и медицина». | 2 1 | 2 3 | |
Тема 2.2. Античная философия. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Место античной философии в истории философии. Космоцентризм античной философии. Первые греческие мыслители об основах человеческой жизни. Сократ о самопознании человека, ценности человеческой жизни и значении культурной деятельности. Человек в системе Платона. Единство ума и тела. Аристотель о бытие. Человек и общество, государство в философии Аристотеля. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Самостоятельная работа: подготовка краткого сообщения по теме « Гиппократ о природе медицины». -Анализ афоризмов древнегреческих философов (по выбору): Демокрит: «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой». Гераклит: « Все течет, все меняется». Сократ: « В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить», «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности». Платон: «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя». «Невежественными бывают только те, которые решают такими остаться». | 4 1 2 | 2 3 3 | |
Тема 2.3 Философия Средневековья | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Статус философии и ее особенности в христианстве, Августин Блаженный о Боге, бытии, человеческой душе, воле. Философия Фомы Аквинского: разум, вера, логические доказательства существования Бога. Схоластическая философия. Самостоятельная работа: подготовка краткого сообщения по теме «Ибн Сина (Авиценна) – великий врачеватель, «отец медицины». | 2 1 | 2 3 | |
Тема 2.4. Философия эпохи Возрождения | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм философии Н.Макиавелли. Натурфилософия Возрождения: Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей. Понимание природы мира в учениях Парацельса и начало научной медицины. Самостоятельная работа: составление и заполнение таблицы, отражающую основные направления и представителей философии эпохи Возрождения, составив краткую библиографическую справку. | 2 2 | 2 3 | |
Тема 2.5. Философия эпохи Нового времени | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Особенности эпохи Нового времени. Рациоцентризм. Проблемы научного познания. Эмпиризм Ф.Бэкона, Б.Спинозы, Г. Лейбница. Рационализм Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Локка. | 2 |
2 | |
Тема 2.6. Философия эпохи Просвещения | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Просвещение как идейное течение в духовной жизни 18 века. Человек, общество, природа в учении философов просвещения: Ж.Руссо, Ф.Вольтера, Д.Дидро, П.Гольбаха. | 2 | 2 | |
Тема 2.7. Немецкая классическая философия. Марксистская философия. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. И.Кант о возможностях познания. Морально – практическая философия Канта. Свобода и долг. Объективный идеализм Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах о религии, любви. Марксистская философия как синтез диалектики и принципа материализма, ее практический характер, материалистический взгляд на истории человечества. Объективное сознание. Теория общественно – экономической формации. Самостоятельная работа: составление краткой биографической справки о представителях немецкой классической философии. | 4 2 | 2 3 | |
Тема 2.8. Развитие философии в 20 веке. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Место и роль философии в культуре 20 века. Философское исследование личности, творчества, свободы, жизни, смерти, любви, ненависти в качестве бытийных феноменов. Позитивизм. Проблема соотношения философского научного познания. Экзистенцианализм. Бытие человека в мире как философская проблема. Философская антропология 20 века. Проблемы человеческого бытия в концепциях М.Хайдеггера, Ж.Маритена, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю. | 4 | 2 | |
Тема 2.9. Русская философия. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Специфические особенности русской философии. Периодизация развития философской мысли в России. М.В.Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Западники и славянофилы в русской философии. Русская религиозная идеалистическая философия: В, Соловьев, С.Н. Булгаков, Н,А. Бердяев. Философия всеединства. Идея богочеловека. Этическая и социальная проблематика в произведениях русских писателей: Ф.М.Достоевского, Л,Н. Толстого. Становление и развитие отечественной диалектической мысли: Г.В.Плеханов, В,И.Ленин. Русский космизм – оригинальное направление в философии: К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Самостоятельная работа: подготовка краткого сообщения по темам: «Философские идеи Н.И.Пирогова», «Философские идеи И.М.Сеченова». | 4 1 | 2 3 | |
Раздел 3. | Основные проблемы философии. | 20 | ||
Тема 3.1 Категории бытия и материи в философии (онтология). | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Онтология. Понятие «картины мира» (философская, научная, религиозная). Понятие бытия. Признаки бытия, Основные формы бытия: природа (вещи, процессы, состояния); духовное (индивидуальное и объективное); общественное. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея Бога в религии и философии. Категория материи и ее роль в философии. Основные атрибуты материи (пространство, время, движение) и их свойства .Формы движения материи. Жизнь как звено в бытии мира. Возникновение и эволюция жизни. Различные подходы к проблеме распространения жизни во Вселенной. Самостоятельная работа: Анализ афоризмов философов о бытие ( по выбору): Ж.Сартр: «бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что он сам из себя делает». Августин Блаженный: «Бог и только Он есть истинно существующие; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия». Фома Аквинский: « Бог есть подлинно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность». Платон: «Бытие природы в действительности – небытие; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее, постигается с помощью размышления». Гегель: « Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие – есть истина бытия». К.Маркс: « Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека, к его различным формам относится – неорганическая и органическая природа, биосфера и т. д.» | 4 2 | 2 3 | |
Тема 3.2 Учение о всеобщей связи и развитии (диалектика) | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Понятие диалектики. Основные принципы диалектики и законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, отрицания. | 2 | 2 | |
Тема 3.3. Учение о человеке (философская антропология) | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Природа человека как существа космического, биологического, духовного, социального. Духовное и телесное, биологическое и социальное. Человек как личность. Сущность и предназначение человека, смысл жизни. Проблема смерти и бессмертия в философии и религии ( проблема эвтаназии, клонирования). Самостоятельная работа: написание эссе на тему «Жизнь как звено человеческого бытия». Опорные вопросы: -Нужно ли задумываться о смысле жизни или это занятие философов? -Есть ли смысл в жизни человека, если она неизбежно заканчивается смертью? -Если жизнь человека имеет смысл, то в чем он? -Существует ли общечеловеческий смысл жизни или у каждого он свой? В чем вы видите смысл своей жизни? | 4 2 | 2 3 | |
Тема 3.4. Происхождение и сущность сознания. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Природные предпосылки сознания. Понятие отражения. Эволюция форм отражения в природе. Сознание как высшая форма отражения. Сознание и психика, Сознание и мозг. Сознание и мышление. Проблема искусственного интеллекта. Самосознание, Сознательное и бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание. Функции сознания. | 2 | 2 | |
Тема 3.5. Учение о познании (гносеология) | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Познание, уровни и формы. Понятие истины, знания, веры. Научное познание. Формы научного знания: эмпирическое и теоретическое. Методы эмпирического знания: наблюдение, измерение, эксперимент, Основные методы научного познания и построения научной теории: индукция, дедукция, анализ, синтез. Самостоятельная работа: составление кроссворда по разделу. | 2 3 | 2 3 | |
Тема 3.6. Общество (социальная философия) | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Общество как целостная система. Уровни организации общественной жизни: материальный, социальный, политический, духовный. Структура общества. Этапы развития. Общественный прогресс и его критерии. Смысл и направленность исторического процесса. Концепции исторического развития. | 2 | 2 | |
Тема 3.7. Культура и цивилизация в зеркале глобальных проблем. |
Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Понятие культуры. Ценности как ядро культуры. Уровни культуры. Материальная и духовная культура. Субкультура. Культура личности. Здоровье и здоровый образ жизни как часть культуры человека и общества. Культура и природа. Культура востока и Запада. Самобытность культуры России. Понятие цивилизации. Основные черты и особенности современной цивилизации, сущность и содержание глобальных проблем. | 2 | 2 | |
Тема 3.8. Итоговое занятие. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Итоговая аттестация проходит в форме презентаций учебных достижений по дисциплине в форме защиты проектов. Самостоятельная работа. Проектная деятельность студентов. С целью развития творческого потенциала студентов, навыков самостоятельной работы. Умения находить информацию в сети Интернет и умело ей пользоваться, развития коммуникативных навыков, на протяжении изучения всего курса студенты в группе 4-5 человека готовят мультимедийные презентации ( по выбору). Темы:
Оценивается неординарный подход, информированность работы, коллективное участие, умение отстаивать свою точку зрения. | 2 5 |
3 3 |
3.Условия реализации учебной дисциплины.
3.1.Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины:
Наличие кабинета, мультимедийного проектора, компакт – диски с мультимедийными презентациями.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Минздравсоцразвития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная документация: рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Кохановский В.П. «Основы философии», М.,2012.
Дополнительные источники:
1.Антология мировой философии. Т.1-4. М.,2000.
2.Введение в философию. Т.1-2. М.2005.
3.Краткий очерк истории философии. М.2001.
4.Краткая философская энциклопедия. М.2007.
5.Современная западноевропейская философия. Словарь М., 2008.
6.Философский энциклопедический словарь.М.,2001.
7.История философии: под ред.В.Ильина.- СПб.,2003.
3.3. Организация образовательного процесса: метод лекционно- семинарских занятий, проведение комбинированных занятий.
3.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса: преподаватель, обеспечивающий обучение по дисциплине, имеет высшее профессиональное образование.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы философии».
Результаты обучения (усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Раздел 1.Введение. Студент должен знать: - понятие мировоззрения, его структуру, формы; -структуру философского знания; - основные философские проблемы Студент должен уметь: - давать характеристику философии с точки зрения ее места и роли в жизни человека и общества. Раздел 2. История философии. Студент должен знать: - основные направления древнекитайской философии, - философские школы древней Индии, - основные периоды античности и их особенности, - проблемы человека и природы в философии античности, - основные черты философии средневековья, - основные темы философского средневековья, - роль религии в развитии философии, - основные черты философии Возрождения, - основные темы философствования в эпоху Возрождения, - о рационализме и эмпиризме в эпоху Нового времени, - о взглядах философов просвещения на человека, общество, природу, -основные черты немецкой классической философии, - значение философии И.Канта для совершенствования процесса познания, - содержание философских направлений философии 20 века, - соотношение философского и научного познания, - о философских исследованиях личности, творчества, свободы, ненависти в философии 20 века, - основные направления философии и идеи русской философии, - философские системы западников и славянофилов, В. Соловьева, Н.Бердяева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, русский космизм. Студент должен уметь: - уметь использовать философские знания для анализа современности, - использовать философию древних мыслителей а анализе собственной жизни, - ориентироваться в профессиональной и личной жизни на идеи христианской морали, - анализировать философские взгляды эпохи Нового времени и эпохи Просвещения, - использовать принципы развития и всеобщей связи в оценке событий и явлений окружающего мира и процессов его познания, - отличать истину от заблуждения, знания от веры, - использовать философские знания на практике, Раздел 3. Основные проблемы философии. Студент должен знать: -содержание философских понятий бытие, материя, формы материи, время, движение, пространство, -основные концепции развития мира, - понятие диалектика, законы диалектики, категории диалектики, -философское определение человека, индивидуума, личности, -человек как часть общественного бытия, -философское определение сознания, уровни сознания (бессознательное, подсознательное, сознательное, подсознательное, сверх сознательное), функции сознания, индивидуальное и общественное сознание, -понятие культура, ценности как ядро культуры, самобытность культуры России, основные формы культуры, понятие цивилизация, ее основные черты и особенности, содержание глобальных проблем. Студент должен уметь: -ориентироваться в научной и научно – популярной литературе, - использовать принципы, категории и законы диалектики в теоретической и практической деятельности, -использовать знания по психологии, антропологии, физиологии в решении философских проблем сознания и психики человека, -владеть методами чувственного и рационального познания, -проводить философский анализ общества, общественной жизни, - вырабатывать собственные принципы и убеждения как условие существования личности, -значение культуры для развития общества и человека. | Оценка результатов проводится по 5 бальной системе. Отметка «5» ставится, если студент полно и последовательно излагает изученный материал, обнаруживает осознанное понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания при рассмотрении проблемных вопросов, выделить закономерности, находить причинно – следственные связи, понимает сущность философских категорий. - отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые студент тут же исправляет и 1-2 недочета. - отметка «3» ставится, если студент обнаруживает знания и понимание основных положений, но излагает материал неполно и непоследовательно и допускает неточности, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры. - отметка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части вопроса, допускает ошибки в формулировках, искажающих их смысл, беспорядочно, бессистемно и неуверенно излагает материал. Тестовые задания, фронтальный, индивидуальный устный и письменный опрос, задания проблемного характера, заполнение схем, подготовка и защита групповых заданий проектного характера. Рубежный контроль проводится по разделу «История философии» в форме контрольной работы с использованием заданий разного уровня сложности. |
Вопросы рубежного контроля по разделу «История философии».
Письменная контрольная работа проводится по вариантам и содержит вопросы разного уровня сложности.
Вариант №1. | Вариант №2. |
1.Дайте определения: -схоластика, -рационализм, -гуманизм, -даосизм, -космизм, -конфуцианство, -натурфилософия. 2. Каково место философии в системе наук? В чем, на ваш взгляд, заключается значение философии как науки? 3.Прокомментируйте слова философа Ф.Бэкона: «знание — сила» | 1.Дайте определения: -теоцентризм, -славянофильство, -буддизм, -марксизм, -мировоззрение, -эмпиризм, -«Вещь в себе». 2.Раскройте изменение образа человека в истории философской мысли. 3. Прокомментируйте слова философа Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». |
Критерии оценки рубежного контроля.
Контрольная работа оценивается по 5 бальной системе.
Оценка «5»: студент полно и последовательно дает ответы на задания 1-3, раскрывая основные положения по каждому вопросу. Особое внимание уделяется умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, пользоваться раннее полученными знаниями, свободно владеть материалом при рассмотрении предложенных вопросов.
Оценка «4»: студент продемонстрировал знания на уровне владения лишь определениями и умения излагать материал. Ответ не содержит личного отношения к рассматриваемому вопросу либо информация раскрыта не в полном объеме, нет вывода.
Оценка «3»: студент смог продемонстрировать лишь знания по основным понятиям раздела, попытался рассмотреть теоретический вопрос. Но ответ не содержит научного знания.
Оценка «2»: студент не продемонстрировал знания даже на уровне понятий. Отсутствуют знания теоретического и прикладного характера.
Глоссарий.
Альтруизм – готовность бескорыстно действовать ради блага других.
Антропология – учение о происхождении человека.
Бытие – все существующие как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.
Глобальные проблемы – взаимосвязанные и тревожащие всех людей проблемы, решение которых связано с общепланетарными воздействиями.
Гносеология – учение о познании.
Гуманизм – система взглядов, выражавшая признание ценности человека как личности и его прав, свобод.
Даосизм – религиозно – философское учение Китая, основоположник Лао – Цзы.
Дедукция – логический вывод от общего к частному.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.
Духовная культура – система духовных ценностей общества.
Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества, мышления.
Западники – сторонники западного пути развития России в истории и вовлечения России в западную культуру.
Идеализм – философское направление, признающие первичным духовное (сознание).
Индивидуализм – совокупность специфических свойств человека.
Индуизм – религиозная система Индии, развившая традиции ведической религии и брахманизма.
Индукция – логический вывод от частного к общему.
Конфуцианство – религиозно – философское учение Китая, основоположник Конфуций.
Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в виде материальных и духовных ценностей.
Иррационализм – направление философии, которое в противовес рационализму, отрицает возможность разумного постижения реальности.
Истина – объективное отражение реальности познающим объектом.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Марксизм – мировоззрение, родоначальником которого считается К.Маркс; диалектико – материалистический подход к миру, признание формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.
Материализм – философское направление, признающие материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.
Материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.
Метод – прием, средство, способ познания.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Натурфилософия – философия природы.
Объективный мир – объективная реальность, все существующие независимо от сознания человека.
Онтология – учение о бытие.
Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности.
Патристика – учение отцов церкви, относится к 3-5 веку.
Прогресс – направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Рационализм – учение о познании, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познания разум.
Регресс – тип развития от высшего к низшему, форма деградации, понижение уровня организации, застой.
Славянофилы – сторонники особого пути развития России в истории, который обусловлен религиозностью народа, общинным характером его быта, тягой к нравственным ценностям.
Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей человека.
Схоластика – наука, зависимая от теологии, защищающая логическим путем религиозные догматы.
Теология – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью является только Бог. Философия – наука об универсальных законах и принципах бытия, познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Цивилизация – синоним культуры; определенная ступень развития общества; социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.
Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.
Эстетика – учение о законах прекрасного.
Этика – учение о нравственности, морали.
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Утверждаю
Директор ОБПОУ «КБМК»
_______________В.В.Игнатенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 «История»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Уровень подготовки - базовый
Квалификация – медицинская сестра (брат)
Принята на заседании педагогического совета Протокол
№
от ________________ 20__ г.
Курск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
2.Структура и содержание учебной дисциплины.
3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
4.Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина входит в состав общегуманитарного и социально — экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20-21);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в к.20 века – нач.21,
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные, политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира,
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности,
- назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения,
- особенности развития России на рубеже веков,
- место России в современных политических процессах,
Вариативная часть.
Студент должен уметь:
аргументированно высказывать свою точку зрения, проводить взаимосвязь между теорией и практикой при рассмотрении вопросов мирового экономического, политического развития современных государств.
Студент должен знать:
- роль науки, культуры, религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций,
- актуальные вопросы современной международной политики, роль и позицию России в современных международных отношениях, способы и методы дипломатии и возможные правовые последствия нарушения международных актов,
- особенности формирования и развития здравоохранения Курской области в разные исторические периоды, особенности развития в современных условиях.
Изучение учебной дисциплины направлено на развитие и формирование общих компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды( подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требованием охраны труда. Производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
1.4. Количество часов на освоение программы для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов
самостоятельной работы обучающегося - 40 часов
Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: обязательная аудиторная нагрузка | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | 26 |
составление расширенного плана - конспекта | 2 |
сравнение политических портретов | 4 |
написание эссе | 3 |
подготовка сообщений по теме | 8 |
подготовка мультимедийных презентаций | 2 |
заполнение таблицы | 3 |
письменный ответ на вопрос | 4 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | – |
Вариативная часть: | |
Аудиторная учебная нагрузка | 32 |
Самостоятельная работа: | 14 |
письменный ответ на вопрос | 4 |
составление кроссворда | 6 |
подготовка мультимедийных презентаций | 4 |
Промежуточная аттестация проходит в форме тестирования. |
2.2. Структура учебной дисциплины.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Количество час. | Вариативная часть | Самостоятельная работа студ. | |
всего | теория | |||||
1. | Россия в системе современных мировых процессов. Экономика, политика и культура России (1985-2016) | 35 | 22 | 22 | - | 13 |
2. | Глобальный мир в 20 и в 21 веке. | 17 | 10 | 10 | - | 7 |
3. | Основные направления развития регионов мира на рубеже 20-21 веков (Европа, Америка, Азия, Африка). | 18 | 14 | 10 | 4 | 4 |
4. | Международные отношения. Сущность, основные понятия. | 10 | 8 | 4 | 4 | 2 |
5. | Современные международные отношения. | 8 | 4 | - | 4 | 4 |
6. | Мировые религии и культура. | 20 | 10 | - | 10 | 10 |
7. | История медицины Курского края. | 12 | 12 | 2 | 10 | - |
ИТОГО | 120 | 80 | 48 | 32 | 40 |
3.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
Наименование | Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Россия в системе современных мировых процессов. Экономика, политика России (1985-2016). | |||
Тема 1.1. Перестройка и ее итоги. Историческая роль М.С.Горба- чёва | 1. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Новый курс реформ: экономическая и политическая реформа. События августа 1993 года. «Новое политическое мышление» в международных отношениях. Самостоятельная работа. Составление расширенного плана — конспекта по теме «Перестройка», используя материал учебника. | 2 2 | 2 3 |
Тема 1.2. Межнациональ-ные конфликты и распад СССР. | 2. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Национальные движения и межнациональные конфликты: Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. «Парад суверенитетов». Военно-политический кризис в Чечне. | 2 | 2 |
Тема 1.3 Политический курс Б.Н. Ельцина. | 3. |
Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Россия после перестройки. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы. Приватизация государственной собственности. Политический курс Б.Н. Ельцина. Самостоятельная работа. Сравнение политических портретов президентов М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина. | 2 4 | 2 3 |
Тема 1.4 Становление и развитие современного российского государства. | 4-5 | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Экономическая ситуация в стране. Становление современного российского государства в процессе противоборства законодательной и исполнительной ветвей власти (1992-1993). События сентября 1993 года. | 4 | 2 |
Тема 1.4 Конституция РФ. | 6-7. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Принятие новой Конституции и ее историческое значение. Права и свободы граждан РФ. Самостоятельная работа. Написание эссе по теме «Мои права и обязанности». Работа с основным законодательным документом Конституцией РФ. | 4 3 | 2 3 |
Тема 1.5 Особенности политического и государственного устройства. | 8. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Основы государственного устройства РФ: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Принцип разделения властей. Становление гражданского общества. | 2 | 2 |
Тема 1.6 Политическая партия как институт. | 9. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Партия как политический институт. Политическое сознание. Современные политические идеологии. Многопартийность в РФ Современные политические партии. | 2 | 2 |
Тема 1.6 Кризис 1998- 1999г. Курс президента В.В.Путина. | 10. |
Содержание учебного материала Политический кризис 1998-1999 г. Курс президента В.В.Путина: внутренняя политика в начале 21 века, курс на суверенную демократию, внешняя политика. Основные политические события. Внешняя политика. Социально-экономическое развитие. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. СНГ в современных условиях. Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме: «Политический портрет В.В.Путина». | 2 2 | 2 3 |
Тема 1.7 Россия в 2008- 2016 году. | 11. |
Содержание учебного материала Президент Д.А.Медведев — продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства, общества. Основные политические события. Внешняя политика. Социально – экономическое развитие страны. Самостоятельная работа. Подготовка краткого сообщения по теме: «Политический портрет Д.А.Медведева». | 2 2 | 2 3 |
Раздел 2 | Глобальный мир в XX и XXI веке. | |||
Тема 2.1 Глобальные проблемы и пути их преодоления. | 12. |
Содержание учебного материала. Геоэкономические технологии. Спектр основных угроз. Экологическая, демографическая, продовольственная и военная и угрозы. Болезни нового века. 21 век: возможные пути решения. | 2 | 2 |
Тема 2.3 Государственный терроризм. | 13. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Международный терроризм как глобальная проблема. Террористические акты в России, США и других странах мира. Самостоятельная работа. Подготовка мульмедийных презентаций (по выбору) по теме: - «События 2001 года в США». - «Трагедия Беслана ( сентябрь 2004)». | 2 2 | 2 3 |
Тема 2.4 Россия и глобальные проблемы современного мира. | 14. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Терроризм и военная угроза. Демографические и этнонациональные проблемы. Экология и ноосфера. Основные задачи России для решения глобальных проблем. Самостоятельная работа. Заполните таблицу «Россия и глобальные проблемы современности». | 2 3 | 2 3 |
Тема 2.3 Международные организации в современном мире. | 15. |
Содержание учебного материала Роль международных организаций в современном мире. Классификация международных организаций. История создания ООН, НАТО, ШОС, БРИКС, ВТО. Пути взаимодействия России и международных организаций. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как вы считаете необходимо ли России входить в международные организации? Почему? Свою точку зрения обоснуйте». | 2 2 | 2 3 |
Тема 2.4 Современное информационное общество. | 16. |
Содержание учебного материала Информационное общество - новая фаза в историческом развитии человечества. Социальное устройство информационного общества. Политическое устройство информационного общества. Роль СМИ. Интернет. Власть информационных сетей. | 2 | 2 |
Раздел 3 | Основные направления развития регионов мира на рубеже XX-XXI веков. (Европа, Америка, Азия, Африка) | |||
Тема 3.1 Страны Восточной Европы в поисках собственного пути развития. | 17. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала. Основные тенденции развития стран на рубеже веков. Распад Варшавского договора. Война в Югославии, События в Польше, Чехословакии, Румынии. | 2 | 2 |
Тема 3.2 Страны Азии и Африки : освобождение и пути модерниза-ции. | 18. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Капитализм или социализм; Эволюция или скачок; Главные политические события; экономика, социальное развитие данных регионов на рубеже веков. | 2 | 2 |
Тема 3.3 Страны Латинской Америки : реформы и революции. | 19. | Вариативная часть. Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Проблемы модернизации: общее и особенное. События на Кубе, в Чили. Последние события в регионе. | 2 | 2 |
Тема 3.4 Актуальные вопросы Ближневос-точной политики. | 20. | Вариативная часть. Теоретическое занятие. Содержание учебного материала События в Ливии, Сирии, Египте. Причины, ход событий. Итоги. Позиция России по Ближневосточному вопросу. | 2 | 2 |
Тема 3.5 США во второй половине 20 века – н. 21 . | 21. | Теоретическое занятие. Содержание учебного материала Становление «Сверхдержавы». Расстановка политических сил. Современное экономическое и политическое развитие. Современные выборы. Самостоятельная работа. Подготовка краткого сообщения по теме: «Политический портрет президента США». | 2 2 | 2 3 |
Тема 3.6 Страны Западной Европы во второй половине 20 века – н. 21. | 22. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Расстановка ведущих политических сил. Неоконсерваторы и либералы в к. 20- н..21 века. Особенности экономического и политического развития. Современные выборы. Самостоятельная работа. Подготовка краткого сообщения по теме: «Политический портрет президентов Франции, Германии, премьер-министра Великобритании» . | 2 2 | 2 3 |
Тема 3.7 Европейский союз. | 23. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Европейский Союз. Маастрихтский договор. Гуманитарное сотрудничество. Экономика и политическое устройство. Население: языки, религия. Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда. Перспективы развития. | 2 | 2 |
Раздел 4 | Международные отношения. Сущность, основные понятия. | |||
Тема 4.1 Природа и закономерности международных отношений. | 24. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала Понятие современных международных отношений: классификация, закономерности развития, участники международных отношений. Теория международных отношений. Канонические парадигмы теории международных отношений. Самостоятельная работа. Письменная характеристика современных международных отношений на основании использования классификации международных отношений. | 2 2 | 2 3 |
Тема 4.2 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений. | 25. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Дипломатии как деятельность государства на международной арене. Дипломатические мероприятия. Понятие геополитики. | 2 | 2 |
Тема 4.3 Понятие современного международного права. | 26. | Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Краткая история формирования международного права; «Вестфальский договор» в формировании концепции международного суверенитета, Современные источники международного права: договор, обычай. Доктрина, резолюция. Принципы международного права. Правовые акты международного значения: Всеобщая декларация прав человека. | 2 | 2 |
Тема 4.4 Международно — правовая ответственность. | 27. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Понятие международно – правовой ответственности. Субъекты и формы международной ответственности; основания для возникновения и условия освобождения от международной ответственности. Международные конференции. | 2 | 2 |
Раздел 5 | Современные международные отношения. | |||
Тема 5.1 Современные международные отношения. | 28-29. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Основные направления развития международных отношений. Отношения с ЕС, США, Юго – Восточной Азией, Латинской Америкой. Факторы многополярности в современном мире. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Отношения с НАТО. Отношения России с бывшими республиками СССР. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Дайте краткую характеристику современным международным отношениям России и государства ( по выбору) ». | 4 4 | 2 3 |
Раздел 6 | Мировая религия и культура. | |||
Тема 6.1 Сущность религии как явления духовной культуры. | 30-31. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Сущность религии как явления духовной культуры. Религия и культура. Место и роль религии в культурно-историческом процессе. Религия и социальный прогресс. Первобытные верования и их пережитки в современном сознании. Первобытное искусство и его связь с первобытными верованиями и культами. | 4 | 2 |
Тема 6.3 Христианство. Православие в духовной жизни современной России. | 32. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Раннее христианство как духовная революция. Иисус Христос как религиозный реформатор. Христианство и античная культура. Христианство как мировая религия. Христианство - религиозная основа европейской цивилизации. Библия - великий памятник мировой культуры. Православие в духовной жизни современной России. | 2 | 2 |
Тема 6.4 Мир исламской культуры. | 33. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Ислам как мировая религия. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. Мир исламской культуры. Исламская цивилизация как составная часть всемирной цивилизации. Коран как великий религиозный и литературный памятник мировой культуры. | 2 | 2 |
Тема 6.5 Буддизм как мировая религия. | 34. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала. Буддизм как мировая религия. Мир буддийской культуры. Буддийский канон и духовная культура народов Востока. "Веды" как религиозно-исторический трактат. Самостоятельная работа. Составление кроссворда по темам раздела «Мировая религия и культура». Составление мультимедийных презентаций (по выбору) по теме: «Католицизм как направление христианства», «Протестантизм как направление христианства», «Православие как направление христианства». | 2 6 4 | 2 3 3 |
Раздел 7. | История медицины Курского края | |||
Тема 7.1 Доземский период развития здравоохранения Курской области. | 35. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Условия формирования лечебных учреждений. Особенности развития здравоохранения Курской губернии. Становление земской медицины. |
2 | 2 |
Тема 7.2 Медицина Курской области 1917-1980- е годы. | 36. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Медицина Курской губернии после революции 1917г. Организация охраны здоровья советской властью. Состояние сестринского дела. Основные проблемы курского здравоохранения . Состояние заболеваемости. Медицинские кадры и мероприятия по решению кадровых вопросов. Медицина во время оккупационного периода. Ущерб, нанесенный фашистами народному здравоохранению. История развития сестринского дела в Курском крае. Курское здравоохранение сегодня. | 2 | 2 |
Тема 7.3 Известные медицинские работники Курской области. | 37. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Выдающиеся земляки-врачи. | 2 | 2 |
Тема 7.4 Здоровье населения и перспективы развития профилактичес-ких учреждений здравоохранения. | 38. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала Профилактические учреждения Курской области. Показатели здоровья населения Курской области. Влияние экологических, экономических и социальных условий на формирование здоровья. | 2 | 2 |
Тема 7.5 Медицинские учреждения здравоохранения Курской области. | 39. | Вариативная часть. Теоретическое занятие Содержание учебного материала История развития медицинских учреждений Курской области. История создания Курского базового медицинского колледжа. | 2 | 2
|
Тема 7.6 Итоговое занятие | 40. | Рассмотрение наиболее значимых и проблемных вопросов современной мировой истории, подведение итогов изучения дисциплины. | 2 | 3 |
Итого | Аудиторная работа: 80 часов, Самостоятельная работа: 40 часов. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Наличие учебного кабинета и технических средств обучения: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, компакт – диски с мультимедийными презентациями.
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Минздравсоцразвития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная документация: рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
Методические материалы: учебно-методические комплексы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
«История», под ред. П.С. Самыгина- Ростов н/ Дону: Феникс, 2012.
В.П.Островский, А.И.Уткин «История России. 20 век.» М., 2001.
Дополнительная литература.
1. История России. XX - начало XXI в. Учебник для 11 кл. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. 2007г.
2.Филиппова А.В. История России 1945-2008 г. 2008г.
3.История России. XX — начало XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. 2003г.
4.История России. (Учебник) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 2006г.г.
5.История России: Люди. Нравы. События: взгляды и оценки. 1881-2005 гг. Учебное пособие. 2005г.
6.Полякова Л.В. Глобальный мир в ХХ веке. 2008г.
7.Пономарёв М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время. 2010г.
8.Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время. 2009 г.
9.Бирюков П.Н. Международное право. — М.: Юрист. 2002.
10.Лукашук Н.И. Международное право. Особенная часть. — М., 2003.
11. С. Ф. Панкин История мировых религий: конспект лекций. 2003г.
12. Язвин М.А. Очерки по истории здравоохранения Курской области. 1968г.
13. Интернет – ресурсы.
3.3.Организация образовательного процесса: комбинированная форма занятий.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса: преподаватели, обеспечивающие обучение по дисциплине, имеют высшее профессиональное образование.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; основные исторические термины и даты; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные этапы формирования и развития здравоохранения Курской области, особенности развития в современных условиях. уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; определять историческое значение явлений и событий прошлого; устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | Текущий контроль осуществляется в форме тестирования, письменных работ, индивидуальных устных ответов, подготовка и защита групповых заданий проектного характера. Проводятся контрольные работы по теме «Конституция РФ» и по итогам семестра.
|
Критерии оценки освоения учебной дисциплины.
Оценка «5»: студент полно и последовательно дает ответы на рассматриваемые вопросы, раскрывая основные положения. Особое внимание уделяется умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, пользоваться раннее полученными знаниями, свободно владеть материалом при рассмотрении предложенных вопросов.
Оценка «4»: студент продемонстрировал знания на уровне владения лишь определениями и умения излагать материал. Ответ не содержит личного отношения к рассматриваемому вопросу либо информация раскрыта не в полном объеме, нет вывода.
Оценка «3»: студент смог продемонстрировать лишь знания по основным понятиям темы, попытался рассмотреть теоретический вопрос, но ответ не содержит научного знания.
Оценка «2»: студент не продемонстрировал знания даже на уровне понятий. Отсутствуют знания теоретического характера.
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Методическая разработка для преподавателя
по дисциплине «История»
«Перестройка и ее итоги.
Историческая роль М.С. Горбачева»
рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК ООД ОГСЭ и ЕН
Протокол №________________
от_________________ 201 г
Преподаватель: Панченко Е.В..
Курск
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Информационно- методический блок с описанием хода занятия.
3. Приложение.
4. Материал презентации.
Пояснительная записка.
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка занятия предназначена для преподавателей дисциплины «История» для работы со студентами 2 курса.
Основными целями данной разработки являются:
Создание условий для формирования познавательного интереса студентов к изучению дисциплины «История», а именно:
* привлечение интереса и внимания студентов к изучению новой дисциплины;
*знакомство студентов с основными положениями темы «Перестройка и ее итоги. Историческая роль М.С.Горбачева»;
*развитие навыков самостоятельной работы;
*создание условий для формирования творческого и логического мышления;
*создание условий для формирования универсальных учебных действий.
Тема занятия создает возможность для формирования общих компетенций у студентов.
В связи с этим положением, основной задачей преподавателя является:
-создание благоприятных условий для формирования компетенций;
- формирование навыков учебной деятельности и самостоятельной работы,
-активизация интереса студентов к вопросам современной истории,
- создание условия для формирования личностных результатов.
Данная задача может быть решена за счет использования технологии проблемного обучения. Технология включает поисковую деятельность студентов, вопросы проблемного характера с опорой на практический, собственный опыт. Проблемный метод используется для создания условий формирования логического мышления, развития речи, расширения кругозора студентов, формирования философского мировоззрения, формирование личностных качеств.
Использование мультимедийной презентации способствует успешному усвоению учебного материала, поддержанию внимания студентов на высоком уровне.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Тип занятия: изучение нового материала.
Цели занятия –
Учебные: рассмотреть особенности реформировании советского общества 1985-1991 годов (экономического и политического развития); проанализировать цели и итоги перестройки, дать оценку исторической роли М.М.Горбачева.
- воспитательные: создать условия для формирования ОК: организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения поставленных задач; создать условия для формирования интереса к отечественной истории; повысить уровень коммуникативной культуры студентов, формирование критического мировоззрения, собственных убеждений и взглядов, самостоятельности и самооценки.
-развивающие: формирование умения анализировать материал, делать выводы, сопоставлять цели и итоги перестройки; создание условий для формирования критического мышления; развитие речи, коммуникативной культуры, развитие личностных качеств.
В результате освоения данной темы студент должен
Уметь: соотносить цели и итоги перестройки: выделять особенности реформирования экономической и политической сферы в соответствии с целями реформирования, давать оценку развития международных отношений.
Знать: этапы перестройки, даты и события.
Методы обучения: проблемно – поисковый.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Оснащение занятия: разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: история, обществознание.
Продолжительность: 90 минут
Этапы занятия | Действия преподавателя | Действия студентов | Методический комментарий | Компетенции | Время |
1.Организа-ционный момент. | Преподаватель приветствует присутствующих студентов, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию. Студенты совместно с преподавателем определяют цели занятия. | Приветствуют преподавателя, организуют рабочие места, знакомятся с планом занятия. Участие в составлении плана занятия. Студенты должны своими словами сформулировать план занятия, цели. | Совместное составление плана позволяет выявить уровень усвоения знаний студентов и стимулировать познаватель-ную деятельность в процессе обсуждения. | ОК 2-4,6, 10. | 7 мин |
2.Мотива-ция учебной деятельнос-ти и актуализа-ция базовых знаний. | В ходе беседы преподаватель акцентирует внимание студентов на значимости изучаемой темы в истории государства. Преподаватель направляет мыслительный процесс студентов на данную тему с помощью вопросов: Нужны ли были перемены? Почему? Можно ли было обойтись без реформирования? | Осмысливают информацию, анализируют план занятия, ставят перед собой развивающие цели. | Формирование познавательного интереса к занятию и изучаемой теме на основании обсуждения проблемных вопросов. | ОК 3, 6,7,8. | 4 мин |
3. Формиро-вание нового уровня знаний. | На основании мультимедийной презентации в ходе беседы с обсуждением проблемных вопросов создаются условия для формирования ОК . (Приложение №1.) План. 1. Цели и задачи перестройки. 2. Преобразования: а) экономической сферы, б) политической. 4. Внешняя политика. 5. События августа 1993. 6. Итоги перестройки. | Осуществляется отбор необходимой информации и ведение опорного конспекта, самоменеджмент. | Создаются условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познаватель-ных, регулятивных, коммуникатив-ных. Использование метода проблемного изложения, эврестической беседы создают условия для формирования общих компетенций | ОК 2-5,8 | 60 мин |
4.Обобще-ние и системати-зация материа-ла. | Преподаватель предлагает студентам подвести итог, соотнести цели и итоги перестройки, сделать собственные выводы о перестройке. | Студенты анализируют, систематизирует изученный материал. | Преподавателю необходимо создать условия для обсуждения, анализа, привлечь студентов к обсуждению рассматривае-мых вопросов. | ОК 3,6,7, 10. | 10 мин. |
5.Рефлек-сия. Подведе-ние итогов занятия | Преподаватель предлагает студентам оценить собственную деятельность на занятии, выделив плюсы и минусы деятельности. Подводит итог, комментируя работу студентов на занятии. Выставляет оценки. | Каждый студент должен дать оценку собственной деятельности, получает оценку за работу на занятии. | Установка на форму самоконтроля. | ОК 2,8,11 | 5 мин. |
6. Домашнее задание | Составление расширенного плана-конспекта по теме «Перестройка». Стр.411-416. | Составление плана – конспекта. | Формируются универсальные умения. | ОК 3,4,8,10 | 4 мин |
Библиографический список
«История» (ред. Самыгина),Ростов-на –Дону. Стр.411-416.
Интернет – ресурсы
КОС по теме «Перестройка и ее итоги. Историческая роль М.С.Горбачева»
1. Социально-экономические последствия экономических реформ в период перестройки: (2)
а) резкий рост производства.
б) увеличение доходов населения.
в) нерешенность социальных проблем.
г) ликвидация безработицы
д) усиление социального расслоения общества.
2. В период перестройки КПСС …
а) переживала раскол
б) укрепила свое положение
в) была переименована
3. Новые органы власти, созданные в период перестройки:(3)
а) съезд народных депутатов СССР
б) Верховный Совет СССР
в) Президент СССР и Президенты республик
г) Государственная Дума
д) съезды народных депутатов республик
4. Экономические реформы в годы перестройки: (3)
а) запрещение индивидуальной трудовой деятельности
б) развитие кооперации
в) сужение прав предприятий
г) усиление системы планирования
д) развитие предпринимательства
е) запрет иностранных инвестиций
ж)развитие крестьянских и фермерских хозяйств на селе
5. Провозглашенная КПСС «перестройка» была нацелена на …
а) создание рыночной экономики
б) сохранение прежнего политического курса
в) решение к 2000 г. жилищной проблемы в СССР
г) преобразование командно-административной системы социализма в систему гуманного демократического социализма
6. М.С. Горбачев был избран Президентом СССР в … году.
7. Основные направления перестройки в СССР: (3)
а) демократизация общественно-политической жизни
б) ускорение экономического развития
в) ликвидация советской системы
в) отказ от коммунистической идеологии
г)гласность
8. Абсолютное снижение объемов промышленного производства в СССР началось … перестройки.
а) накануне
б) в начале
в) в конце
г) после завершения.
9. Год массового появления политических партий в период перестройки после введения многопартийности
10. Последствия экономических реформ перестройки: (3)
а) сокращение производства
б) рост инфляции
в) дефицит потребительских товаров и продовольствия
г) усиление командно-административной системы управления экономикой
д) прекращение процесса приватизации
11.Что из перечисленного можно определить как причину перестройки:
а) обострение отношений с США в начале 80-х годов;
б) успехи социальной политики в СССР;
в) гонка вооружений подрывала экономику СССР.
12.Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки: (3)
а) созыв съезда народных депутатов СССР;
б) образование Государственной Думы;
в) введение поста Президента в стране;
г) отмена 6-й статьи Конституции.
13.Найдите правильное высказывание:
а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС;
б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти;
в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС.
14. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС:
А) 1985;
Б) 1986;
В) 1988.
15. М.С. Горбачев был избран Президентом СССР:
а) всенародным голосованием;
б) съездом народных депутатов;
в) Пленумом ЦК КПСС;
г) Государственной Думой.
16.Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки:
а) «антипартийная группа»;
б) идеологический диктат;
в) многопартийность;
г) общество развитого социализма.
17.Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты во время правления:
а) Л. И.Брежнева;
б) Ю. В.Андропова;
в) М. С.Горбачева;
г) Б. Н.Ельцина.
18.Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой:
а) Н. С.Хрущева;
б) Л. И.Брежнева;
в) Ю. В.Андропова;
г) М. С.Горбачева.
19.Основная причина перехода СССР к политике перестройки:
а) резкое обострение международной обстановки;
б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока;
в) затяжной экономический и политический кризис в стране;
г) массовые выступления населения.
Эталоны ответов.
1.в,д. | 5.г. | 9.1989. | 13.б. | 17.в. |
2. а | 6.1991 | 10.а,б,в. | 14.б. | 18.г. |
3.а,б,в. | 7.а,б,г. | 11.в. | 15.б. | 19.в. |
4.б,д,ж. | 8.в. | 12.а,в,г. | 16.в. |
Оценка качества знаний студентов:
100-90% - 30-27 правильных ответов.
90-80% - 26-24 правильных ответов.
80-70% - 23-21 правильных ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия "Поздравление Деду Морозу (программа Paint)"
Обучение на компьютере в программе Paint, занятие для детей (VII-VIII вид)...
Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
Предназначена для изучения дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС....
Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство». Тема: «Знакомство с пластилинографией» (для педагогов дополнительного образования)
Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство» для детей 7-14 лет «Знакомство с Пластилинографией»План-конспект занятия Цель: общее знакомст...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Рабочая программа СПО "Основы философии" 2017 год
РП "Основы философии" 2017 г....
Методическая разработка. Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
Рабочая программа дисциплины "Основы философии", цикл ОГСЭ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.05 Флористика...